Отзыв: Книга "Отечество без отцов" - Арно Зурмински - война глазами немецких солдат
Достоинства: интересные исторические параллели
Недостатки: я все равно не могу оправдать фашистов
Так получилось, что в преддверии 9 мая попала мне в руки книга «Отечество без отцов» Арно Зурмински. Роман не новый, вышел в 2008 году, кажется, и даже был лауреатом какой-то немецкой премии.
Сам Зурмински посвятил свое творчество осмыслению событий Второй мировой войны.
Роман «Отечество без отцов» тоже об этом.
Героиня романа, Ребека Ланге, родилась в 1943 году и никогда не знала своего отца, который погиб под Сталинградом. Выйдя на пенсию, она берется разбирать старые письма и дневники своего отца, чтобы лучше его понять.
У меня такие смутные чувства остались от этой книги, что даже не совсем понимаю, как их внятно оформить в слова.
В общем, идея книги ясна - война - это всегда зло. И это очень наглядно демонстрирует нам автор, протянув историческую цепочку от дневника вестфальца 1812 - 1815 годов через письма солдат рейха к событиям, которые происходят сейчас. И, увы, совершенно понятно, что многочисленные войны ничему толком человечество не научили. Все повторяется.
С другой стороны, понятно, что автор хотел показать нам, что и немцы были люди. И они тоже скучали по дому и женам, вспоминали мирную жизнь и ждали окончания войны. Но вот у меня в душе осталась заноза - а что они, все-таки, делали в России? Вот этот крестьянский парень Роберт Розен, отец Ребеки Ланге, который прошел пол нашей страны, он вообще на войне чем занимался? Из его писем и дневника складывается впечатление, что так, погулять вышел - подкармливал голодных русских, выносил старух из горящей избы, играл на губной гармошке и любовался природой. А винтовку ему зачем дали? Чтобы идти было тяжелее?
И если русские им так были рады, что дарили улыбки и стирали носки, что ж они так же весело не прошли по России, как по другим странам?
И вот эти ломящиеся от еды столы в родной деревне Роберта Розена, когда они знали, что в Ленинграде крыс едят, как-то тоже безумно коробят. Мне интересно, они хоть раз нас пожалели?
Все опасные, неприятные темы автор как бы обходит стороной, вроде как и не было ничего страшного на этой войне. Вот ушли немцы из деревни, и сразу же хаты загорелись. Надо же, какое совпадение, это, оказывается. у русских печи не очень. То есть лет 50 они нормально топились, а сразу после ухода немцев – раз, искорка, и вся деревня в огне. Немного странно, правда?
И вообще русские – звери, немцам даже страшно представить, что они могут прийти в Германию. Не то, что сами завоеватели – культурная нация.
А некоторые замечания и вовсе абсурдны: идет колонна беженцев, женщины с пожитками, с детьми на руках. Увидели немцев – и улыбаются. Как можно улыбаться и приветственно махать руками тем, кто выгнал тебя и твоих детей из дома?!!!
Тема насилия немецких женщин русскими солдатами как-то тоже... не в тему? Ну мы там у вас не церемонились, но и вы вот такие поганцы, вроде как только это и могут нам предъявить, чтобы хоть как-то оправдаться. Эта тема меня жутко раздражала еще в романе Энтони Дорна «Весь невидимый нам свет».
В связи с этим, мне очень вспоминается одна фраза из книги "Облачный полк". Там главный герой говорит, что немцы все нам должны. Его спрашивают : "За то, что они нам сделали?". А герой отвечает : "Нет, за то, что мы им НЕ СДЕЛАЛИ".
В конце книги есть такая фраза : " Я искала убийцу, а нашла человека". Но вот парадокс то в том, что человек и убийца - это вовсе не антонимы. Это просто две стороны одного целого. Любой убийца - человек. И любой человек может быть убийцей. И любой ищет себе оправдания...
В общем, западный читатель пусть это глотает и переваривает. А я не могу. Потому что все равно черное не может быть белым, как ни старайся.
Не совсем понятно. как оценивать эту книгу в рамках отзовика. И какие давать рекомендации. Я все же чаще всего книги рекомендую. потому что мы все разные, и каждый должен составить свое мнение.
Сам Зурмински посвятил свое творчество осмыслению событий Второй мировой войны.
Роман «Отечество без отцов» тоже об этом.
Героиня романа, Ребека Ланге, родилась в 1943 году и никогда не знала своего отца, который погиб под Сталинградом. Выйдя на пенсию, она берется разбирать старые письма и дневники своего отца, чтобы лучше его понять.
У меня такие смутные чувства остались от этой книги, что даже не совсем понимаю, как их внятно оформить в слова.
В общем, идея книги ясна - война - это всегда зло. И это очень наглядно демонстрирует нам автор, протянув историческую цепочку от дневника вестфальца 1812 - 1815 годов через письма солдат рейха к событиям, которые происходят сейчас. И, увы, совершенно понятно, что многочисленные войны ничему толком человечество не научили. Все повторяется.
С другой стороны, понятно, что автор хотел показать нам, что и немцы были люди. И они тоже скучали по дому и женам, вспоминали мирную жизнь и ждали окончания войны. Но вот у меня в душе осталась заноза - а что они, все-таки, делали в России? Вот этот крестьянский парень Роберт Розен, отец Ребеки Ланге, который прошел пол нашей страны, он вообще на войне чем занимался? Из его писем и дневника складывается впечатление, что так, погулять вышел - подкармливал голодных русских, выносил старух из горящей избы, играл на губной гармошке и любовался природой. А винтовку ему зачем дали? Чтобы идти было тяжелее?
И если русские им так были рады, что дарили улыбки и стирали носки, что ж они так же весело не прошли по России, как по другим странам?
И вот эти ломящиеся от еды столы в родной деревне Роберта Розена, когда они знали, что в Ленинграде крыс едят, как-то тоже безумно коробят. Мне интересно, они хоть раз нас пожалели?
Все опасные, неприятные темы автор как бы обходит стороной, вроде как и не было ничего страшного на этой войне. Вот ушли немцы из деревни, и сразу же хаты загорелись. Надо же, какое совпадение, это, оказывается. у русских печи не очень. То есть лет 50 они нормально топились, а сразу после ухода немцев – раз, искорка, и вся деревня в огне. Немного странно, правда?
И вообще русские – звери, немцам даже страшно представить, что они могут прийти в Германию. Не то, что сами завоеватели – культурная нация.
А некоторые замечания и вовсе абсурдны: идет колонна беженцев, женщины с пожитками, с детьми на руках. Увидели немцев – и улыбаются. Как можно улыбаться и приветственно махать руками тем, кто выгнал тебя и твоих детей из дома?!!!
Тема насилия немецких женщин русскими солдатами как-то тоже... не в тему? Ну мы там у вас не церемонились, но и вы вот такие поганцы, вроде как только это и могут нам предъявить, чтобы хоть как-то оправдаться. Эта тема меня жутко раздражала еще в романе Энтони Дорна «Весь невидимый нам свет».
В связи с этим, мне очень вспоминается одна фраза из книги "Облачный полк". Там главный герой говорит, что немцы все нам должны. Его спрашивают : "За то, что они нам сделали?". А герой отвечает : "Нет, за то, что мы им НЕ СДЕЛАЛИ".
В конце книги есть такая фраза : " Я искала убийцу, а нашла человека". Но вот парадокс то в том, что человек и убийца - это вовсе не антонимы. Это просто две стороны одного целого. Любой убийца - человек. И любой человек может быть убийцей. И любой ищет себе оправдания...
В общем, западный читатель пусть это глотает и переваривает. А я не могу. Потому что все равно черное не может быть белым, как ни старайся.
Не совсем понятно. как оценивать эту книгу в рамках отзовика. И какие давать рекомендации. Я все же чаще всего книги рекомендую. потому что мы все разные, и каждый должен составить свое мнение.
Время использования | апрель 2016 |
Стоимость | 800 ₽ |
Общее впечатление | война глазами немецких солдат |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву45
Тема сложная, ведь началось все с того, что все одобрили политику Гитлера. Или не одобрили, но промолчали. И дальше все пошло под откос.И почти всегда человек ценит свою жизнь больше, чем чужую, поэтому и оправдывается потом, что все по приказу
Когда идея хорошо вбита в голову( например, великим Сталиным) то наши люди писали доносы на своих соседей БЕСПЛАТНО! и это не было их работой,не правда ли?!
Почитайте историю, только ту, где данные сходятся, ведь Гитлер четко считал своих штурмовиков перед выборами и данные в архивах не исчезли, а кто данные приводит разные могут вносить ложную информацию. Есть отличная книга Н. Старикова "Кто заставил Гитлера напасть на Сталина", можете почитать, эти данные автор подтверждает всевозможными архивами и источниками, а опровергнуть их пока никому не удалось!
Оправдывайте и Гитлера,это сейчас модно!
А относительно описанных Вами эпизодов из книги, где русские бешено рады приходу захватчиков, то это краденое. У Геббельса были очень стильные кино-агитки с такими сюжетами.
Свекрови мать рассказывала, что немцы во время войны вели себя у них в деревне в разы лучше наших, которые "под шумок" грабили, насиловали женщин и отбирали у людей последнее, потому что они ОСВОБОДИТЕЛИ. Это слова очевидца, в не выдумки. Вот и думай…
Что им остается? Только пытаться оправдать себя!
По поводу сожженных деревень. А всегда ли немцы сжигали? Нам столько лет говорили, что Хатынь немцы сожгли, но ведь сожгли то ее наши соседи.
Моя бабушка рассказывала, как ее мама корову к немцам на ночь уводила, а утром приводила. И они молоко не сливали. А брали, когда его предложат. А так называемые партизаны выгребали для себя все и не смотрели, осталось чем покормить детей или нет. Один такой "герой" куклу из рук моей бабушки вырвал и понес в лес для соей дочери.
Тут вспомнили Суворова. Да, для России он сделал очень многое. Он был действительно великий полководец. Но с другой стороны, не под руководством ли Суворова территория Беларуси была залита кровью, когда Российская Империя подавила восстание Костюшко?
Одно плохо, что когда люди придумывают оправдания, от постоянного повторения, они сами начинают верить, что всё так и есть. Подменённая память. А уж нам, которые знают информацию только из фильмов и книг, вообще порой трудно разобраться, где факты, а где выдумка. Остаётся ориентироваться согласно своей совести.
Но книгу я точно читать не смогу:( Страшно ещё раз осознать всё.
Недавно водила одну гостью из Швеции по Минску, ну а у нас весь Минск - новодел. Иду, говорю - вот это было разрушено, вот тут было гетто во время войны. А она спрашивает - как это жить с памятью о войне и правда ли, что она коснулась каждого…
А вот в прошлом году она подробнее рассказала, как запомнилось, что началась война. Она купалась с другими детьми в реке, и вдруг увидела много мужчин, которые шли по дороге толпой. Молча и мрачно. Это так уходили из всех окрестных деревень на войну.
А потом она помнит только постоянный голод и то, как немцев приводили работать в деревню после войны. Как они просили у её мамы: "Млеко, яйки". Она говорит, мы сами такое не ели, какое там молоко и яйца!:(
А мне было удивительно, что каждый год, отдыхая в этой деревне летом, я узнала предназначение огромных канав, прорытых по краю леса и в лесу, только, когда выросла. Траншеи. Почему-то раньше не рассказывали мои тёти и бабушка об этом, не хотели вспоминать.
Вот и я почти упустила это с сыном, ничего ему не объясняла. Теперь стараюсь не забывать, и напоминать, что пожелание "Мир во всём мире!" - это пусть и наивная, но реально нужная мечта.
А второй дедушка всю войну был в лагере. Тоже ничего не рассказывал, но до самой смерти ел ложкой со своим лагерным номером
А насчет книги…ведь любое событие можно преподнести по-разному и не мудрено,что немка по письмам отца-захватчика рассказывает душещипательные истории о том,как фашисты кормили старух и улыбались детям.Они же "освободители" и пришли к нам ,чтобы варваров приучить к культуре,ну а тех,кто не хотел окультуриваться просто сжигали и уничтожали
образовательная: 1) познакомить обучающихся с произведением К.Д. Ушинского «Наше Отечество»; 2)проанализировать произведение К.Д. Ушинского «наше Отечество»; 3)формировать понятия Отечество и Родина, К.Д. Ушинского «Наше Отечество».
Воспитательная: 1) развивать гражданскую ответственность, достоинство, уважение к Отечеству; 2) формировать положительное отношение и читательский интерес к родной литературе
Развивающая: 1) развивать навыки осмысленного чтения; 2) развивать коммуникативные компетенции через парную и групповую работу; 3) развивать образно-логическое мышление, воображение; 4) развивать речевые навыки через аналитическую работу с текстом произведения.
Планируемые результаты:
Предметные:
1) ориентируется в содержании произведения К.Д. Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому»;
2) проводит аналитическую работу над произведением К.Д. Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому»;
3) осознает значимость чтения, определяет главную мысль и героев произведения;
4) ориентируется в нравственном содержании;
Метапредметные:
1) оформляет свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопросы;
2) воспринимает на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и реагирует на услышанное
3) адекватно относится к конструктивной критике
4) самостоятельно и целенаправленно организует деятельность по анализу произведения.
Личностные
1) Проявляет познавательный интерес к изучению родной литературы
2) Понимает определение долг, Родина, гражданская ответственность
3) Понимает необходимость соблюдения нравственных и морально-этических норм.
Форма проведения: урок-дискуссия.