Отзыв: Книга "Убить пересмешника" - Харпер Ли - Чтобы понять человека, надо влезть в его шкуру
Достоинства: сюжет, проблематика, подняты очень многие вопросы
Недостатки: нет
Книга, которую изучают в школах США как обязательное произведение, книга, которая у нас хоть и известна, но не настолько, чтобы ее обсуждать на уроках литературы. Конечно, книга была написана в первую очередь для американцев той эпохи, когда для черных и белых были разные входы, разные места проживания и нахождения. Нам, с одной стороны, трудно понять такое расслоение общества.
Хотя почему трудно. При чтении книги у меня возникла одна мысль: американскому государству как самостоятельной единице чуть более 200 лет, большую часть времени там существовало неравенство между белыми и цветными. Нашему государству более 1000 лет, 400 из которых большая часть населения подчинялась помещикам, а потом еще 70 - партии (опять же меньшей части населения). Чуть более полувека назад неравенство в США окончательно устранили (на бумаге), а у нас - и того меньше. И вот представьте, сколько поколений должно сменится у них и у нас, чтобы наши народы перестали равнять всех по установленной гребенке? Белый-негр, смерд-помещик? Даже тогда некоторые люди понимали, что система не верна, но сделать с ней ничего не могли. Также не можем и мы сейчас.
В Америке через раз убивают черных просто так (вспомним Фергюсон), у нас - отпускают на волю сына прокурора на глазах множества свидетелей задавившего детей. И все вздыхают, и все понимают, но ничего с этим не делают. И книга об этом - о молчаливом согласии толпы, о бездействии. Хотя, я думаю, автор больше напирала на равенство всех перед законом, особенно белых и черных.
Конечно, в книге все заканчивается относительно хорошо, и праведный гнев-таки настигает негодяя, но в жизни-то так не бывает. Или бывает, но очень-очень-очень редко.
Если наши дети и внуки, и дальнейшие потомки будут брать пример именно с Аттикуса, человека, для которого все люди равны, а не с шерифа, который может быть храбрым только под покровом ночи, когда ему не угрожает общественное мнение, то может быть, мы все-таки придем к тому, что не будем делить людей по цвету кожи, физическим данным, национальным или религиозным принадлежностям, мнению и взглядам на жизнь.
Ведь развешивать ярлыки - это так удобно и просто, а вот вылечить эту болезнь очень проблематично.
Кстати, тема ярлыков в романе раскрыта очень даже хорошо: отношения людей одной религиозной ветви к другой, отношения мужчин и женщин ("настоящая леди делает это", "настоящая леди не делает того", а по сути эти "настоящие леди" - обычные базарные бабы, разодетые в пышные платья), семейные отношения и многое другое.
Можно еще много писать о том, что хотела сказать в своей книге мисс Ли, но для этого нужно куда больше времени и литературного таланта. Лучше сами прочтите эту книгу. После нее в голове возникает рой мыслей, от которых невозможно заснуть ночью.
Свое несколько сумбурное изложение я хочу закончить анекдотом, который услышала недавно, но он очень мне запомнился:
"Люди не делятся на национальности, партии, фракции и религии. Люди делятся на умных и дураков, а вот дураки делятся на национальности, партии, фракции и религии"
Хотя почему трудно. При чтении книги у меня возникла одна мысль: американскому государству как самостоятельной единице чуть более 200 лет, большую часть времени там существовало неравенство между белыми и цветными. Нашему государству более 1000 лет, 400 из которых большая часть населения подчинялась помещикам, а потом еще 70 - партии (опять же меньшей части населения). Чуть более полувека назад неравенство в США окончательно устранили (на бумаге), а у нас - и того меньше. И вот представьте, сколько поколений должно сменится у них и у нас, чтобы наши народы перестали равнять всех по установленной гребенке? Белый-негр, смерд-помещик? Даже тогда некоторые люди понимали, что система не верна, но сделать с ней ничего не могли. Также не можем и мы сейчас.
В Америке через раз убивают черных просто так (вспомним Фергюсон), у нас - отпускают на волю сына прокурора на глазах множества свидетелей задавившего детей. И все вздыхают, и все понимают, но ничего с этим не делают. И книга об этом - о молчаливом согласии толпы, о бездействии. Хотя, я думаю, автор больше напирала на равенство всех перед законом, особенно белых и черных.
Конечно, в книге все заканчивается относительно хорошо, и праведный гнев-таки настигает негодяя, но в жизни-то так не бывает. Или бывает, но очень-очень-очень редко.
Если наши дети и внуки, и дальнейшие потомки будут брать пример именно с Аттикуса, человека, для которого все люди равны, а не с шерифа, который может быть храбрым только под покровом ночи, когда ему не угрожает общественное мнение, то может быть, мы все-таки придем к тому, что не будем делить людей по цвету кожи, физическим данным, национальным или религиозным принадлежностям, мнению и взглядам на жизнь.
Ведь развешивать ярлыки - это так удобно и просто, а вот вылечить эту болезнь очень проблематично.
Кстати, тема ярлыков в романе раскрыта очень даже хорошо: отношения людей одной религиозной ветви к другой, отношения мужчин и женщин ("настоящая леди делает это", "настоящая леди не делает того", а по сути эти "настоящие леди" - обычные базарные бабы, разодетые в пышные платья), семейные отношения и многое другое.
Можно еще много писать о том, что хотела сказать в своей книге мисс Ли, но для этого нужно куда больше времени и литературного таланта. Лучше сами прочтите эту книгу. После нее в голове возникает рой мыслей, от которых невозможно заснуть ночью.
Свое несколько сумбурное изложение я хочу закончить анекдотом, который услышала недавно, но он очень мне запомнился:
"Люди не делятся на национальности, партии, фракции и религии. Люди делятся на умных и дураков, а вот дураки делятся на национальности, партии, фракции и религии"
Общее впечатление | Чтобы понять человека, надо влезть в его шкуру |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву11