Отзыв: Фильм "Турецкий гамбит" (2005) - Лучшая из всех экранизаций Акунина
Достоинства: Атмосфера, сюжет, актерская работа, исторические факты, послевкусие
Недостатки: Для меня нет
Это был мой первый фильм на лицензионном диске. Так получилось, что фильм я посмотрела перед тем, как прочитала книгу. И перед тем, как познакомилась с балканской культурой. Но уже тогда чувствовала – мое! Потом я побаловала себя и более полной версией фильма, состоящей из 4 серий, однако пересматриваю чаще именно фильм, а не сериал – там вся соль!
"Турецкий гамбит" не просто снят по одноименному роману Бориса Акунина, он написал его сценарий. Да еще с сюрпризом, за что ему огромное спасибо. Очередной литературный эксперимент Акунина, пытающегося объяснить себе и нам, почему русские войска в русско-турецкой войне так надолго засели под Плевной. Автор рассказывает, насколько они по-разному с женой читали "Войну и мир", поэтому им было принято решение написать и романтическую линию "для девочек".
Рассказывая о съемках фильма, режиссер Джаник Файзиев одну очень хорошую вещь сказал: "Очень важна атмосфера, в которой снимался фильм. Одно кино смотреть интересно, а другое - такие же трюки, такие же люди делали, все так же летает, взрывается, а его смотреть неинтересно".
=Сюжет= Фандорин, будучи сербским волонтером, возвращается из турецкого плена в расположение русской армии, где встречает девушку Варю, тайком пробиравшуюся туда же к своему другу-жениху. Сейчас главной задачей нашего сыщика является разоблачение турецкого шпиона, ловко орудующего в русских войсках.
А главной задачей Вари? Она - единственная девушка в мужском обществе, поэтому всем кажется неимоверно прекрасной. "Немножко не понимает, куда она попала. Для нее это Майн Рид. На самом деле это место, где убивают людей." (Б. Акунин комментирует съемку)
=Актерская работа= Джаник собрал в своем фильме весь цвет наших актеров-мужчин. Егор Бероев, и переодетый турком Гоша Куценко, Александр Балуев, Александр Лыков, Дмитрий Певцов, Марат Башаров, Виктор Вержбицкий, Дидье Бьенэмэ, всех не перечислить. Отдельно хочу выделить Владимира Ильина (начальник Фандорина). Даже на эпизодических ролях здесь настоящие звезды.
Эта лучшая роль Егора Бероева, на мой взгляд. Его Фандорин действительно, как породистый щенок, уже видна его стать, но он еще молод, не зачерствелый.
=Зрелищность= Хотя я очень настороженно отношусь ко всякого рода эффектам в кино, потому что создатели часто пытаются ими прикрыть пустоту фильма. Здесь они были к месту и не выглядели мультяшно. Если они привлекли к просмотру больше молодежи, только плюс.
=История= Много ли мы интересуемся историей, окончив школу/вуз? В "Турецком гамбите" показан классический образ русского офицера - тот, кто не кланяется выстрелам, показано, как благородно воевали наши, и как беспринципно - не наши. Хорошо сказал Леонид Парфенов в "фильме о фильме": "Прежде этой войной очень гордились, потом меньше, сейчас почти не вспоминают".
=Послевкусие= Это первый фильм, который я не только постоянно пересматриваю, а еще посмотрела также несколько раз все, что снято о его производстве. Правда, снято только "Гамбит, на месте событий" и "Турецкий гамбит. Правила игры".
Любовь к Горану Бреговичу началась у меня именно с "Турецкого гамбита". А звучащую в нем цыганскую песню "Эрделези" (или "Юрьев день") я прослушала уже во всех звучаниях, кто бы ее ни исполнял - и Брегович, и Лепа Брена, и "Бела Дугма". И не надоедает! Как и финальная песня Макса Покровского "Идем на восток".
Сейчас, часто пересматривая, «Турецкий гамбит», я все больше грущу о раннем Акунине, когда эта война показана им «ради спасения славянства» (с), а не «русские войска оккупировали Болгарию и Сербию». Когда в его постах была «любовь к истории» (название его блога), а не душеспасительное «куда мы плывем». Да простят меня другие его поклонники, но я часто теперь склоняюсь к мысли, что Эраст Петрович, читая посты своего создателя, горестно бы вздыхал. Часто сейчас вспоминаю слова Фандорина, когда Варя пытается устыдить его службой в охранке, "... по-лакеевски выходит. Жить, как в чужом доме у барыни, да еще за глаза крыть ее по чем зря"
Могу назвать себя настоящим фанатом этого фильма. Если вообще так можно выразиться. До мурашек.
ПС Думаю, пойду, и пересмотрю все фильмы Джаника Файзиева. А у него, оказывается, из полного метра, только Каникулы строгого режима и "Адмирал".
Очень рекомендую как поклонникам Фандорина, так и тем, кто о нем знает по-наслышке Детям можно и нужно показывать.
"Турецкий гамбит" не просто снят по одноименному роману Бориса Акунина, он написал его сценарий. Да еще с сюрпризом, за что ему огромное спасибо. Очередной литературный эксперимент Акунина, пытающегося объяснить себе и нам, почему русские войска в русско-турецкой войне так надолго засели под Плевной. Автор рассказывает, насколько они по-разному с женой читали "Войну и мир", поэтому им было принято решение написать и романтическую линию "для девочек".
Рассказывая о съемках фильма, режиссер Джаник Файзиев одну очень хорошую вещь сказал: "Очень важна атмосфера, в которой снимался фильм. Одно кино смотреть интересно, а другое - такие же трюки, такие же люди делали, все так же летает, взрывается, а его смотреть неинтересно".
=Сюжет= Фандорин, будучи сербским волонтером, возвращается из турецкого плена в расположение русской армии, где встречает девушку Варю, тайком пробиравшуюся туда же к своему другу-жениху. Сейчас главной задачей нашего сыщика является разоблачение турецкого шпиона, ловко орудующего в русских войсках.
А главной задачей Вари? Она - единственная девушка в мужском обществе, поэтому всем кажется неимоверно прекрасной. "Немножко не понимает, куда она попала. Для нее это Майн Рид. На самом деле это место, где убивают людей." (Б. Акунин комментирует съемку)
=Актерская работа= Джаник собрал в своем фильме весь цвет наших актеров-мужчин. Егор Бероев, и переодетый турком Гоша Куценко, Александр Балуев, Александр Лыков, Дмитрий Певцов, Марат Башаров, Виктор Вержбицкий, Дидье Бьенэмэ, всех не перечислить. Отдельно хочу выделить Владимира Ильина (начальник Фандорина). Даже на эпизодических ролях здесь настоящие звезды.
Эта лучшая роль Егора Бероева, на мой взгляд. Его Фандорин действительно, как породистый щенок, уже видна его стать, но он еще молод, не зачерствелый.
=Зрелищность= Хотя я очень настороженно отношусь ко всякого рода эффектам в кино, потому что создатели часто пытаются ими прикрыть пустоту фильма. Здесь они были к месту и не выглядели мультяшно. Если они привлекли к просмотру больше молодежи, только плюс.
=История= Много ли мы интересуемся историей, окончив школу/вуз? В "Турецком гамбите" показан классический образ русского офицера - тот, кто не кланяется выстрелам, показано, как благородно воевали наши, и как беспринципно - не наши. Хорошо сказал Леонид Парфенов в "фильме о фильме": "Прежде этой войной очень гордились, потом меньше, сейчас почти не вспоминают".
=Послевкусие= Это первый фильм, который я не только постоянно пересматриваю, а еще посмотрела также несколько раз все, что снято о его производстве. Правда, снято только "Гамбит, на месте событий" и "Турецкий гамбит. Правила игры".
Любовь к Горану Бреговичу началась у меня именно с "Турецкого гамбита". А звучащую в нем цыганскую песню "Эрделези" (или "Юрьев день") я прослушала уже во всех звучаниях, кто бы ее ни исполнял - и Брегович, и Лепа Брена, и "Бела Дугма". И не надоедает! Как и финальная песня Макса Покровского "Идем на восток".
Сейчас, часто пересматривая, «Турецкий гамбит», я все больше грущу о раннем Акунине, когда эта война показана им «ради спасения славянства» (с), а не «русские войска оккупировали Болгарию и Сербию». Когда в его постах была «любовь к истории» (название его блога), а не душеспасительное «куда мы плывем». Да простят меня другие его поклонники, но я часто теперь склоняюсь к мысли, что Эраст Петрович, читая посты своего создателя, горестно бы вздыхал. Часто сейчас вспоминаю слова Фандорина, когда Варя пытается устыдить его службой в охранке, "... по-лакеевски выходит. Жить, как в чужом доме у барыни, да еще за глаза крыть ее по чем зря"
Могу назвать себя настоящим фанатом этого фильма. Если вообще так можно выразиться. До мурашек.
ПС Думаю, пойду, и пересмотрю все фильмы Джаника Файзиева. А у него, оказывается, из полного метра, только Каникулы строгого режима и "Адмирал".
Очень рекомендую как поклонникам Фандорина, так и тем, кто о нем знает по-наслышке Детям можно и нужно показывать.
Время использования | 10 лет |
Общее впечатление | Лучшая из всех экранизаций Акунина |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву49
А потом-то)
После того, как я посмотрел эту ленту, у меня появилась гордость за отечественный кинематограф и радость от того, что традиция не урачена. Фильм снят в духе нашего классического приключенческого кино, где зрелищность и динамика сильны, но не заменяют правильную идею и красивую актерскую игру.
Согласен, "Азазель" очень неплох. Его критиковать Акунин придумал и очень зря.
А вот Михалков в "Статском советнике" мне очень понравился. Образ у него получился колоритный, яркий и, вот не скажу, что он игру всех актеров забивает.
Я и Бероева люблю, и Лыкова, и Куценко, прикинь(!) даже Певцова
Вобщем фильма што надо !