Отзыв: Музей истории, культуры и быта кольских саамов (Россия, Ловозеро) - А вы знаете историю коренных жителей вашего края? Прекрасная коллекция и хорошие экскурсоводы!
Достоинства: Богатая коллекция, хорошие экскурсоводы, познавательно
Недостатки: Тяжело добраться самостоятельно
Здравствуйте!
В этом музее я была ровно 3 раза в разное время своей жизни. Но всегда в составе организованных групп и с экскурсоводом, хотя попасть сюда можно и самостоятельно. Но обо всём по порядку.
КАК ДОБРАТЬСЯ
Село Ловозеро находится в центре Кольского полуострова. Думаю, что специально из Москвы сюда ехать не стоит, но если вы окажетесь в этих широтах, то можно и заскочить. Удобнее всего добираться на своём авто - из Мурманска надо держаться "ленинградки", а у Оленегорска повернуть на восток - там будет указатель на Ловозеро. Из окна открываются прекрасные виды!
Но можно туда доехать и на пригородном автобусе, идущем до посёлка Ревда. Расписание и стоимость билетов надо уточнить в мурманском автовокзале. Ещё наверняка придётся забронировать в Ловозере гостиницу, т. к. автобус ходит только дважды в день. Но поездка того стоит.
ЧТО В МУЗЕЕ
Музей находится в небольшом уютном здании. Внутри всё поделено на несколько информационных секций, начиная с древнейшей истории расселения саамов и заканчивая нашими днями.
На входе посетителей встречает самый ценный экспонат коллекции - настоящий камень с подлинными петроглифами - рисунками древних обитателей Кольского полуострова. Говорят, что ему уже более 3 тысяч лет!
Экскурсовод рассказывала о том, кто здесь изображён, и почему именно так. например, в левом нижнем углу вы можете отчётливо видеть какое-то животное. Это рисунок оленя - главного саамского кормильца. Его мясо ели, а из шкур делали одежду и жильё. Так что можно разглядеть фигуры людей. У женщин есть грудь и толстый живот, у мужчин заметны половые органы.
Сама экспозиция, если не считать камня, начинается с изображения расселения саамов на севере. Сейчас местные диаспоры есть и по всей Скандинавии, а не только в России.
Саамы - язычники, они поклоняются многим божествам сразу, а потому имеют даже деревянные тотемы.
Есть здесь и макеты святых для саамов мест - каменных лабиринтов. Считается, что в их центре живёт сила. Древние шаманы поклонялись этим местам. На полуострове существует несколько сохранившихся лабиринтов.
Также здесь есть и другие макеты. Например, вид саамского поселения:
Отдельно рассказывают и про оленеводство - основной промысел нашего коренного народа. Есть здесь чучело северного оленя. Именно так мурманчане привыкли представлять себе этого рогатого зверя - до стройных высоких "благородных" сородичей ему далеко. Наш северный невысокий, с крепкими копытами и тёплой шерстью. Наш олень должен выживать в тундре, не проваливаться под снег и уметь добывать себе ягель - зеленоватый мох, который прячется зимой под сугробами и составляет его главную пищу.
А вот так представлена северная "упряжка" - человек запрягал не лошадей, а оленей. Использовали при этом вот таки сани, а подгонял саам длинной палкой.
А вот так выглядели небольшие временные вежи, жилище саамов. В крыше обязательно было отверстие - через него выходил дым, потому что костёр разводили прямо внутри.
Со временем им на смену пришли деревянные дома.
Но ещё до начала деревянного строительства сюда пришли славяне. Они торговали с саамами - выменивали у них мясо и шкуры на железо, ткани и бисер.
Сюда стали приезжать на ловлю рыбы, а со временем стали присылать и священников, чтобы обращать саамов в христианство, да налаживать жизнь. На фото ниже семья Михаила Распутина - человека, который сделал очень многое для Ловозера. Он отстоял строительство дороги, во время Первой мировой помогал людям прокормиться. Правда, судьба этого священника невесёлая - он был расстрелян в 37 году.
Самовар для саама был большой ценностью. Также в дефиците были мыло и зеркало.
Менялись со временем и занятия саамов. Уже не надо было вплотную заниматься оленеводством. Да и Советы требовали их работать, как и все другие жители страны.
Вот немного фото XX века:
Есть там и экспозиция, посвящённая военным годам, но её фотографий у меня не сохранилось.
На выходе продаются сувениры - самотканные пояса и бисерные сумочки для мобильников :D
ИТОГ
Это прекрасный музей с богатой коллекцией! Я обязательно советую его посетить всем жителям Мурманска и области. Несмотря на то, что саамов осталось уже не так много, да и их быт уже далёк от жизни простых оленеводов, это по-настоящему интересный музей. А если вам придётся задержаться ещё на денёк, то я советую поговорить с местными и узнать, где вы сможете покататься на оленях. Так сказать, дополнить поездку новыми впечатлениями :)
также вам может быть интересен другой краеведческий музей - в городе Полярный. Подробнее о нём я писала здесь.
В этом музее я была ровно 3 раза в разное время своей жизни. Но всегда в составе организованных групп и с экскурсоводом, хотя попасть сюда можно и самостоятельно. Но обо всём по порядку.
КАК ДОБРАТЬСЯ
Село Ловозеро находится в центре Кольского полуострова. Думаю, что специально из Москвы сюда ехать не стоит, но если вы окажетесь в этих широтах, то можно и заскочить. Удобнее всего добираться на своём авто - из Мурманска надо держаться "ленинградки", а у Оленегорска повернуть на восток - там будет указатель на Ловозеро. Из окна открываются прекрасные виды!
Но можно туда доехать и на пригородном автобусе, идущем до посёлка Ревда. Расписание и стоимость билетов надо уточнить в мурманском автовокзале. Ещё наверняка придётся забронировать в Ловозере гостиницу, т. к. автобус ходит только дважды в день. Но поездка того стоит.
ЧТО В МУЗЕЕ
Музей находится в небольшом уютном здании. Внутри всё поделено на несколько информационных секций, начиная с древнейшей истории расселения саамов и заканчивая нашими днями.
На входе посетителей встречает самый ценный экспонат коллекции - настоящий камень с подлинными петроглифами - рисунками древних обитателей Кольского полуострова. Говорят, что ему уже более 3 тысяч лет!
Экскурсовод рассказывала о том, кто здесь изображён, и почему именно так. например, в левом нижнем углу вы можете отчётливо видеть какое-то животное. Это рисунок оленя - главного саамского кормильца. Его мясо ели, а из шкур делали одежду и жильё. Так что можно разглядеть фигуры людей. У женщин есть грудь и толстый живот, у мужчин заметны половые органы.
Сама экспозиция, если не считать камня, начинается с изображения расселения саамов на севере. Сейчас местные диаспоры есть и по всей Скандинавии, а не только в России.
Саамы - язычники, они поклоняются многим божествам сразу, а потому имеют даже деревянные тотемы.
Есть здесь и макеты святых для саамов мест - каменных лабиринтов. Считается, что в их центре живёт сила. Древние шаманы поклонялись этим местам. На полуострове существует несколько сохранившихся лабиринтов.
Также здесь есть и другие макеты. Например, вид саамского поселения:
Отдельно рассказывают и про оленеводство - основной промысел нашего коренного народа. Есть здесь чучело северного оленя. Именно так мурманчане привыкли представлять себе этого рогатого зверя - до стройных высоких "благородных" сородичей ему далеко. Наш северный невысокий, с крепкими копытами и тёплой шерстью. Наш олень должен выживать в тундре, не проваливаться под снег и уметь добывать себе ягель - зеленоватый мох, который прячется зимой под сугробами и составляет его главную пищу.
А вот так представлена северная "упряжка" - человек запрягал не лошадей, а оленей. Использовали при этом вот таки сани, а подгонял саам длинной палкой.
А вот так выглядели небольшие временные вежи, жилище саамов. В крыше обязательно было отверстие - через него выходил дым, потому что костёр разводили прямо внутри.
Со временем им на смену пришли деревянные дома.
Но ещё до начала деревянного строительства сюда пришли славяне. Они торговали с саамами - выменивали у них мясо и шкуры на железо, ткани и бисер.
Сюда стали приезжать на ловлю рыбы, а со временем стали присылать и священников, чтобы обращать саамов в христианство, да налаживать жизнь. На фото ниже семья Михаила Распутина - человека, который сделал очень многое для Ловозера. Он отстоял строительство дороги, во время Первой мировой помогал людям прокормиться. Правда, судьба этого священника невесёлая - он был расстрелян в 37 году.
Самовар для саама был большой ценностью. Также в дефиците были мыло и зеркало.
Менялись со временем и занятия саамов. Уже не надо было вплотную заниматься оленеводством. Да и Советы требовали их работать, как и все другие жители страны.
Вот немного фото XX века:
Есть там и экспозиция, посвящённая военным годам, но её фотографий у меня не сохранилось.
На выходе продаются сувениры - самотканные пояса и бисерные сумочки для мобильников :D
ИТОГ
Это прекрасный музей с богатой коллекцией! Я обязательно советую его посетить всем жителям Мурманска и области. Несмотря на то, что саамов осталось уже не так много, да и их быт уже далёк от жизни простых оленеводов, это по-настоящему интересный музей. А если вам придётся задержаться ещё на денёк, то я советую поговорить с местными и узнать, где вы сможете покататься на оленях. Так сказать, дополнить поездку новыми впечатлениями :)
также вам может быть интересен другой краеведческий музей - в городе Полярный. Подробнее о нём я писала здесь.
Год посещения | 2013 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Мурманская область |
Район | Ловозерский район |
Город или поселок | село Ловозеро |
Общее впечатление | А вы знаете историю коренных жителей вашего края? Прекрасная коллекция и хорошие экскурсоводы! |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву2