Отзыв: Фильм "Незнакомцы в поезде" (1951) - Альфред Хичкок представляет. "Убийство, отраженное в очках жертвы".
Достоинства: Довольно закрученный сюжет, наличие весьма напряженных моментов (тем более с учетом года выпуска фильма, скажем так), атмосфера так называемого "саспенса", свойственная творениям Хичкока.
Недостатки: В наше время картина все же смотрится несколько наивно и, если можно так выразиться, "старомодно" (что, естественно, неудивительно, учитывая все тот же год выпуска фильма).
Фильм "Незнакомцы в поезде" (наряду с такими общеизвестными (как я полагаю, во всяком случае) лентами как "Психо" (1960-го года), "Окно во двор" (1954-го года), "Головокружение" (1958-го года), "В случае убийства набирайте "М"" (1954-го года), "Ребекка" (1940-го года), "Птицы" (1963-го года) и т. д.), насколько я знаю, является одной из лучших картин легендарного (без всяких преувеличений и сарказма, разумеется) режиссера Альфреда Хичкока. Конечно, произведения сего "мастера кинематографических дел" (назовем его так) вряд ли можно рекомендовать к просмотру тем, кто предпочитает разного рода блокбастеры, насыщенные "экшном", пафосом и навороченными "пецифектами" (из этой серии, думаю, можно припомнить последний "Форсаж", 4-го "Безумного Макса" и всяческие супергеройские "полотна", снятые по мотивам "тинейджеровских" комиксов. Данный список "однодневных поделок", полагаю, можно продолжить), а также тем, кто любит всевозможные изощренно-кровавые мясорубки (сразу, понятное дело, вспоминаются пресловутый "Хостел", все части "Пилы" и прочие "Техасские резни бензопилами" с "Поворотами не туда").
Фильмы Хичкока (если не все, то, по крайней мере, некоторые) - это, на мой взгляд, чисто психологические истории с детективным, мелодраматическим или, скажем так, слегка "триллеровским" уклоном (в отдельных картинах маэстро, как я считаю, вполне угадывается определенное сюжетное сходство с романами Агаты Кристи, к творениям которой лично я, например, отношусь с уважением), едва ли способные по-настоящему заинтересовать и заинтриговать так называемую "попкорновую киноаудиторию" нашего времени. Кстати говоря, фильм "Незнакомцы в поезде", как я выяснил, был снят по мотивам некоего дебютного романа Патриции Хайсмит, названной известным российским киноведом Сергеем Кудрявцевым своего рода "преемницей" уже упомянутой Агаты Кристи (если не ошибаюсь, коварный Хичкок выкупил права на экранизацию данного романа всего за 7 с половиной тысяч долларов. Причиной, насколько я понял, стало то, что автором книги явилась начинающая писательница, а имя (как и личность, понятное дело) режиссера при заключении этой сделки было скрыто. Вот такой хитроумный маневр со стороны мастера саспенса!). Как говорится, бытует мнение, что в анализируемой картине Хичкока 51-го года выхода имеются весьма серьезные расхождения с романом Патриции Хайсмит, однако лично я данную книгу, признаться, не читал, поэтому судить на сей счет не берусь.
Вообще все кинематографическое творчество Альфреда Хичкока условно можно разделить на шесть периодов (судя по некоторым данным, так сказать) - "Немые фильмы" (1925-1929 годы), "Звуковые фильмы" (1929-1939 годы), "1-й голливудский период" (1940-1947 годы), "2-й голливудский период" (1948-1957 годы), "Хичкоковские бестселлеры" (1958-1964 годы) и "Поздний период" (1966-1976 годы). За всю свою режиссерскую карьеру Хичкок снял 55 полнометражных фильмов, а также 21 телефильм (для серии "Альфред Хичкок представляет") и две документальные ленты (1944-го года выхода). Как я недавно узнал, две киноработы культового режиссера так и остались незавершенными.
Насколько мне удалось выяснить, именно кассовый (или коммерческий, иначе говоря) успех детективного триллера (по моему мнению, жанр сей ленты вполне можно так охарактеризовать) "Незнакомцы в поезде" реабилитировал Хичкока после серии провалов конца 40-х годов (а бюджет разбираемого полотна составил чуть больше миллиона долларов). К тому же данная лента в свое время была номинирована на премию "Оскар" за лучшую операторскую работу (отмечу, что после съемок "Незнакомцев в поезде" Хичкок еще на протяжении целых 14 лет сотрудничал с талантливым оператором Робертом Берксом, который, что называется, сослужил ему добрую службу при создании этого фильма), а также на премию Американской гильдии режиссеров и на премию Национального совета кинокритиков (как лучший фильм).
Сценаристом картины (опять же насколько мне известно "по некоторым данным", как говорится) изначально должен был стать автор "черных романов" Раймонд Чандлер, однако через какое-то время Хичкок отказался от его услуг (если не ошибаюсь, это произошло из-за шутки Чандлера по поводу лишнего веса Хичкока) и предложил место сценариста Бену Хекту ("королю голливудских сценаристов", как я понял). В результате (в конце концов, я бы сказал) сценарий был написан (причем всего за три недели) ассистенткой Бена Хекта "в содружестве" с женой Хичкока и одной из ассистенток все того же Хичкока (насколько все это соответствует действительности - конечно, нам остается только предполагать).
Фильм снимался (в основном, так сказать) в так называемой "уорнеровской" студии, а некоторые сцены были сняты в Лос-Анджелесе, Вашингтоне и Нью-Йорке. Одну из ролей в "Незнакомцах в поезде" исполнила дочь Альфреда Хичкока Патриция, да и сам маэстро "засветился" здесь в роли эпизодического (если не сказать - "микроскопического") персонажа (насколько я знаю, Хичкок вообще любил играть "камео" (или как это правильно называется?) в своих собственных работах).
Некоторые утверждают, что "Незнакомцы в поезде" Альфреда Хичкока - классический (даже образцово-показательный, что ли) триллер середины 20-го века (а также одно из наиболее эффектных и выдающихся творений режиссера, как уже, в общем-то, было отмечено в начале сего отзыва), который и в наши дни может служить эталоном для разного рода "киноделов", работающих в этом жанре. Другие говорят (или пишут), что данное произведение - вполне стандартная и, так сказать, "проходная" картина признанного мэтра (кто прав - пусть каждый зритель, наверное, решит самостоятельно, поскольку все это, естественно, дело вкуса и прочих "факторов"). Не могу здесь не вспомнить одну из, если можно так выразиться, "крылатых" (или любимых) фраз Хичкока - "Для того, чтобы снять великий фильм, необходимы 3 вещи - сценарий, сценарий и еще раз сценарий". Как я понял, в ленте "Незнакомцы в поезде" также можно обнаружить своеобразную отсылку к одному из готических романов небезызвестного Эдгара Аллана По (ведь старина Хичкок, насколько мне известно, являлся горячим поклонником творчества упомянутого писателя), а съемки напряженной сцены на аттракционе с лошадками (во время просмотра, подозреваю, станет понятно - что конкретно я имею в виду) стали самым жутким эпизодом (или фрагментом) за всю историю режиссерской деятельности маэстро (по заверениям самого Альфреда Хичкока, как я не так давно выяснил).
Хотелось бы также отметить один любопытный (по крайней мере, на мой взгляд) момент - из версии данного фильма, которая была показана в Германии, вырезали наиболее жестокие (видимо, "по тем временам", что называется) сцены, в результате чего хронометраж сей ленты сократился на пять минут (а премьера "Незнакомцев в поезде" (если не считать так называемый "пробный" показ в неком Хантингтон-Парке), насколько я знаю, состоялась 3-го июля 51-го года в Нью-Йорке). Препарируемая (назовем ее так) картина Хичкока была очень высоко оценена мировыми кинокритиками (98 процентов положительных рецензий на сайте гнилых томатов (он же Rotten Tomatoes, как известно), а также 8,1 балла на пресловутом IMDB, что очень неплохо) и заслуженно (подозреваю, что не только по моему мнению) считается одним из лучших образцов своего жанра (возможно, я на сей счет повторяюсь, но это, как я полагаю, не столь уж важно). Хотя, разумеется, "годы все-таки берут своё", как говорится. У современного (искушенного, другими словами) зрителя отдельные эпизоды фильма наверняка вызовут лишь ироническую усмешку и некоторое снисхождение (с одной стороны, это неудивительно, а с другой - классика любого жанра и "вида" (причем это относится не только к кинематографическому искусству, на мой взгляд) остается (и останется, можно добавить) "незабвенной классикой").
Моя субъективная (или личная) оценка классическому триллеру Альфреда Хичкока "Незнакомцы в поезде" 1951-го года выхода - 4 звезды из 5 (как минимум). Хотя бы однократного (или ознакомительного, иначе выражаясь) просмотра данное произведение кинематографа однозначно заслуживает (все это, конечно же, ИМХО).
Фильмы Хичкока (если не все, то, по крайней мере, некоторые) - это, на мой взгляд, чисто психологические истории с детективным, мелодраматическим или, скажем так, слегка "триллеровским" уклоном (в отдельных картинах маэстро, как я считаю, вполне угадывается определенное сюжетное сходство с романами Агаты Кристи, к творениям которой лично я, например, отношусь с уважением), едва ли способные по-настоящему заинтересовать и заинтриговать так называемую "попкорновую киноаудиторию" нашего времени. Кстати говоря, фильм "Незнакомцы в поезде", как я выяснил, был снят по мотивам некоего дебютного романа Патриции Хайсмит, названной известным российским киноведом Сергеем Кудрявцевым своего рода "преемницей" уже упомянутой Агаты Кристи (если не ошибаюсь, коварный Хичкок выкупил права на экранизацию данного романа всего за 7 с половиной тысяч долларов. Причиной, насколько я понял, стало то, что автором книги явилась начинающая писательница, а имя (как и личность, понятное дело) режиссера при заключении этой сделки было скрыто. Вот такой хитроумный маневр со стороны мастера саспенса!). Как говорится, бытует мнение, что в анализируемой картине Хичкока 51-го года выхода имеются весьма серьезные расхождения с романом Патриции Хайсмит, однако лично я данную книгу, признаться, не читал, поэтому судить на сей счет не берусь.
Вообще все кинематографическое творчество Альфреда Хичкока условно можно разделить на шесть периодов (судя по некоторым данным, так сказать) - "Немые фильмы" (1925-1929 годы), "Звуковые фильмы" (1929-1939 годы), "1-й голливудский период" (1940-1947 годы), "2-й голливудский период" (1948-1957 годы), "Хичкоковские бестселлеры" (1958-1964 годы) и "Поздний период" (1966-1976 годы). За всю свою режиссерскую карьеру Хичкок снял 55 полнометражных фильмов, а также 21 телефильм (для серии "Альфред Хичкок представляет") и две документальные ленты (1944-го года выхода). Как я недавно узнал, две киноработы культового режиссера так и остались незавершенными.
Насколько мне удалось выяснить, именно кассовый (или коммерческий, иначе говоря) успех детективного триллера (по моему мнению, жанр сей ленты вполне можно так охарактеризовать) "Незнакомцы в поезде" реабилитировал Хичкока после серии провалов конца 40-х годов (а бюджет разбираемого полотна составил чуть больше миллиона долларов). К тому же данная лента в свое время была номинирована на премию "Оскар" за лучшую операторскую работу (отмечу, что после съемок "Незнакомцев в поезде" Хичкок еще на протяжении целых 14 лет сотрудничал с талантливым оператором Робертом Берксом, который, что называется, сослужил ему добрую службу при создании этого фильма), а также на премию Американской гильдии режиссеров и на премию Национального совета кинокритиков (как лучший фильм).
Сценаристом картины (опять же насколько мне известно "по некоторым данным", как говорится) изначально должен был стать автор "черных романов" Раймонд Чандлер, однако через какое-то время Хичкок отказался от его услуг (если не ошибаюсь, это произошло из-за шутки Чандлера по поводу лишнего веса Хичкока) и предложил место сценариста Бену Хекту ("королю голливудских сценаристов", как я понял). В результате (в конце концов, я бы сказал) сценарий был написан (причем всего за три недели) ассистенткой Бена Хекта "в содружестве" с женой Хичкока и одной из ассистенток все того же Хичкока (насколько все это соответствует действительности - конечно, нам остается только предполагать).
Фильм снимался (в основном, так сказать) в так называемой "уорнеровской" студии, а некоторые сцены были сняты в Лос-Анджелесе, Вашингтоне и Нью-Йорке. Одну из ролей в "Незнакомцах в поезде" исполнила дочь Альфреда Хичкока Патриция, да и сам маэстро "засветился" здесь в роли эпизодического (если не сказать - "микроскопического") персонажа (насколько я знаю, Хичкок вообще любил играть "камео" (или как это правильно называется?) в своих собственных работах).
Некоторые утверждают, что "Незнакомцы в поезде" Альфреда Хичкока - классический (даже образцово-показательный, что ли) триллер середины 20-го века (а также одно из наиболее эффектных и выдающихся творений режиссера, как уже, в общем-то, было отмечено в начале сего отзыва), который и в наши дни может служить эталоном для разного рода "киноделов", работающих в этом жанре. Другие говорят (или пишут), что данное произведение - вполне стандартная и, так сказать, "проходная" картина признанного мэтра (кто прав - пусть каждый зритель, наверное, решит самостоятельно, поскольку все это, естественно, дело вкуса и прочих "факторов"). Не могу здесь не вспомнить одну из, если можно так выразиться, "крылатых" (или любимых) фраз Хичкока - "Для того, чтобы снять великий фильм, необходимы 3 вещи - сценарий, сценарий и еще раз сценарий". Как я понял, в ленте "Незнакомцы в поезде" также можно обнаружить своеобразную отсылку к одному из готических романов небезызвестного Эдгара Аллана По (ведь старина Хичкок, насколько мне известно, являлся горячим поклонником творчества упомянутого писателя), а съемки напряженной сцены на аттракционе с лошадками (во время просмотра, подозреваю, станет понятно - что конкретно я имею в виду) стали самым жутким эпизодом (или фрагментом) за всю историю режиссерской деятельности маэстро (по заверениям самого Альфреда Хичкока, как я не так давно выяснил).
Хотелось бы также отметить один любопытный (по крайней мере, на мой взгляд) момент - из версии данного фильма, которая была показана в Германии, вырезали наиболее жестокие (видимо, "по тем временам", что называется) сцены, в результате чего хронометраж сей ленты сократился на пять минут (а премьера "Незнакомцев в поезде" (если не считать так называемый "пробный" показ в неком Хантингтон-Парке), насколько я знаю, состоялась 3-го июля 51-го года в Нью-Йорке). Препарируемая (назовем ее так) картина Хичкока была очень высоко оценена мировыми кинокритиками (98 процентов положительных рецензий на сайте гнилых томатов (он же Rotten Tomatoes, как известно), а также 8,1 балла на пресловутом IMDB, что очень неплохо) и заслуженно (подозреваю, что не только по моему мнению) считается одним из лучших образцов своего жанра (возможно, я на сей счет повторяюсь, но это, как я полагаю, не столь уж важно). Хотя, разумеется, "годы все-таки берут своё", как говорится. У современного (искушенного, другими словами) зрителя отдельные эпизоды фильма наверняка вызовут лишь ироническую усмешку и некоторое снисхождение (с одной стороны, это неудивительно, а с другой - классика любого жанра и "вида" (причем это относится не только к кинематографическому искусству, на мой взгляд) остается (и останется, можно добавить) "незабвенной классикой").
Моя субъективная (или личная) оценка классическому триллеру Альфреда Хичкока "Незнакомцы в поезде" 1951-го года выхода - 4 звезды из 5 (как минимум). Хотя бы однократного (или ознакомительного, иначе выражаясь) просмотра данное произведение кинематографа однозначно заслуживает (все это, конечно же, ИМХО).
Общее впечатление | Альфред Хичкок представляет. "Убийство, отраженное в очках жертвы". |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву4