Отзыв: Собор Святого равноапостольного Князя Владимира в Херсонесе (Россия, Севастополь) - Вновь обретенный
Достоинства: Красивый собор с богатой историей.
Недостатки: Нет.
В последнее время на отзовике появляется все больше и больше отзывов о Крымских достопримечательностях. Вот и я решил добавить свой отзыв о соборе святого равноапостольного князя Владимира, расположенном в Херсонесе.
С 2002 по 2010 я отдыхал в Севастополе практически каждый год. Именно в этот период завершалось восстановление этого собора, и я с удовольствием наблюдал за его возрождением. После 2010 по ряду причин мне ни разу не удалось выбраться в Севастополь. За это время некоторые вещи могли измениться, поэтому в моем отзыве отдельные детали могут не соответствовать современному состоянию.
История Владимирского собора довольно длинная, и если Вам она неинтересна, то переходите сразу к той части отзыва, где есть фотографии.
Идея о создании в Херсонесе храма (извините, если путаю понятия храм и церковь) в честь крещения в этом городе князя Владимира, как говорят, принадлежала еще архиепископу Иннокентию. Толчком же к созданию этого объекта послужила поданная в 1825 году главнокомандующим черноморским флотом Грейгом докладная записка императору Александру I о сооружении небольшого храма на месте крещения князя Владимира. Чтобы определить место, где крестился князь Владимир, в Херсонесе в 1827 году была организована археологическая экспедиция под руководством мичмана Н. Крузе. В ходе раскопок были обнаружены несколько древних христианских храмов - базилик. Базилику, в которой крестили князя Владимира, искали по описанию, данному в «Повести временных лет» Нестором Летописцем: городская соборная церковь «посреди града, где собираются корсунцы на торг». По этому описанию были найдены три базилики, одна из которых имела крестообразную форму. Граф А. С. Уваров предположил, что именно эта крестообразная базилика является храмом Рождества Божией Матери, в котором крестился князь Владимир, и предложил именно на этом месте возвести церковь. К такому же выводу пришли и историки Ф. Дюбуа де Монпере и Н. Мурзакевич. Таким образом место возведения соборной церкви (собора) было определено.
Небольшое отступление. В одном из путеводителей советских времен мне встречалось упоминание, что при раскопках этого храма были обнаружены останки защитников, что говорило о том, что этот храм был наиболее почитаем. И это было еще одним аргументом в пользу того, что это именно искомый храм. Но ни в одном другом издании, посвященном раскопкам в Херсонесе, я эту информацию больше не встречал.
Одновременно с раскопками в Херсонесе велся сбор денег по подписке на строительство собора. К 1836 году основная сумма была собрана. Но именно в этом году по просьбе адмирала М. П. Лазарева, который считал, что крупный собор нужнее в Севастополе, император Николай I принял решение о переносе места строительства Владимирского собора в Севастополь. И Владимирский собор был возведен там.
Вновь вопрос о возведении в Херсонесе собора в честь крещения князя Владимира был поднят в 1852 году. Но помешала война.
Проект собора для Херсонеса был разработан Д. И. Гриммом. Этот проект был утвержден в 1859 году. Торжественная закладка собора состоялась в 1861 года в присутствии императора Александра II и его семьи.
Стены собора возвели вокруг остатков стен крестообразного храма. При строительстве собора использовались довольно дорогие и редкие материалы: нижняя часть храма была облицована плитами светло-серого гаспринского известняка, средняя часть была украшена четырехконечными крестами и колоннами (на которые опирались оконные арки) из каррарского мрамора, купол покрыли цинковой черепицей, лестницы, ведущие на второй этаж были гранитные. Возведение храма завершили в 1877 году. Но на внутреннюю отделку денег катастрофически не хватало. Поэтому завершить строительство и отделку собора к 900-летию крещения Руси не удалось.
Роспись была выполнена известными художниками А. И. Корзухиным, П. Ф. Тихобразовым, В. И. Неффом, М. Ю. Арнольдом, И. А. Майковым, И. Т. Молокиным под руководством академика Н. М. Чагина. Для ускорения и удешевления работ они применили нетрадиционный способ росписи: большую часть росписи выполнили в мастерских художников в Петербурге на линолеуме, а затем доставили в собор и смонтировали на камышовую основу, которая предохраняла роспись от влаги. Отделка была завершена только к 1891 году. Таким образом, строительство собора затянулось на 30 лет.
Внутреннее убранство было великолепным. В облицовке стен был использован каррарский мрамор. Арочные окна, опирающиеся на мраморные колонны. Пол был выложен мозаикой из белых, красных, желтых, черных кубиков (по типу мозаики древнего Херсонеса). В окнах использовали цветные стекла. Поначалу стены древнего храма, вокруг которого был построен Владимирский собор, оставили такими, какими они были после раскопок: разной высоты и с неровными вершинами. Но такой вид стен плохо сочетался с убранством нижнего храма собора. Поэтому стены древнего храма выровняли по высоте и накрыли мраморными плитами.
Суровые испытания выпали на долю Владимирского собора, начиная с 1922 года, когда был основан музей на Херсонесском городище. Администрация музея потребовала закрыть церкви и выселить монахов. В 1924 году церкви монастыря были закрыты. В 1926 году состоялась последняя служба во Владимирском соборе. С этого момента собор превратился лишь в архитектурный памятник. После закрытия собор неоднократно подвергался разграблению - тащили все, что могли. Но основной проблемой оказалась цинковая черепица: эта черепица и в былые годы доставляла немало проблем, а когда ее начали разбирать для собственных нужд местные жители, то это стало настоящей бедой. Вода, попадая на стены, уничтожала роспись. Не обошла стороной Владимирский собор и Великая Отечественная война. Сначала в купол собора попала бомба (по другим данным - фугасный снаряд). Затем в 1944 году немцы заминировали и взорвали перекрытия, поддерживающие ярусы. В результате по стенам пошли трещины. Окончательно были уничтожены элементы внутреннего убранства. С этого времени Владимирский собор был окончательно заброшен и постепенно разрушался. В моем семейном архиве нашлась фотография, на которой видно, как выглядел Владимирский собор в середине 70-х.
Лишь в 1997 году кабмин Украины принял решение о восстановлении собора.
Первый этап восстановительных работ, во время которого были восстановлены стены и купол собора, а также был установлен крест на купол, был завершен летом 2001 года.
Второй этап восстановительных работ включал в себя восстановления наружного и внутреннего убранства. Этот этап шел значительно тяжелее. Было очень мало фотографий и описаний внутреннего убранства. Была проблема с материалами: многие материалы, которые использовались для отделки, было очень трудно достать. Например, каррарский мрамор - каменоломня была уже давно закрыта, а такой мрамор больше нигде не добывался. К чести реставраторов, им удалось договориться об открытии каменоломни и добыче необходимого количества мрамора. Были проблемы с витражами: первые витражи, сделанные реставраторами, были красивы, но не выдерживали перепадов температур - стекла лопались. Пришлось изготовить новые витражи. Непростой задачей было выложить мозаику пола: рисунок воссоздавали по сохранившимся после взрыва обломкам перекрытий. Да много еще каких проблем было. Но со всеми проблемами реставраторы справились. При этом, несмотря на восстановительные работы, службы в соборе не прерывались. Восстановительные работы внутри храма, роспись стен и куполов были завершены к 2006.
Как уже упоминал, я отдыхал в Севастополе с 2002 по 2010 почти ежегодно. А поскольку останавливался недалеко от Херсонеса, то прогулки по городищу были очень частыми. В 2002 познакомился со сторожами, которые любезно позволили после ухода строителей войти и осмотреть собор. Потом пускали на службы, которые проходили в маленьком приделе в нижнего храма. Неизгладимое впечатление произвела на меня акустика собора. В один из вечеров, когда после ухода строителей нас пустили внутрь, там оказались несколько человек из церковных служащих (сейчас уже и не вспомню из какого города). И они попробовали спеть. Такого великолепного звука я никогда и нигде больше не слышал.
Ниже приведу несколько фотографий того периода. Сделаны они пленочным фотоаппаратом, поэтому их пришлось сканировать, что серьезно снизило качество.
На этих фотографиях - второй этаж. Стены уже оштукатурены, но мозаика на пол еще не уложена. На заднем плане те самые витражи, которые доставили столько проблем реставраторам.
А вот еще более поздние фотографии, сделанные в верхнем храме еще до того, как начал действовать строгий запрет на фотосъемку внутри.
Роспись купола.
Владимирский собор хорошо виден практически с любой точки Херсонеса.
У тех, кто попадает в Херсонес и рядом с Владимирским собором находит купель, огороженную металлической часовней, на которой написано, что именно здесь крестили князя Владимира, часто возникает недопонимание - как же так? А дело в том, что помимо дореволюционной теории, по которой князя Владимира крестили в храме Рождества Божией Матери, есть еще одна теория, появившаяся сравнительно недавно. По этой новой теории князя Владимира крестили в базилике апостола Петра, которую сейчас обычно называют Уваровской базиликой (названа в честь графа Уварова, который открыл эту базилику в XIX веке). В Уваровской базилике был найден баптистерий - пристройка к храму, предназначенная для совершения крещения. В соответствии с этой теорией в 1997 году и была установлена металлическая часовня вокруг купели, расположенной внутри баптистерия.
Также с Владимирским собором в Херсонесе часто связывают колокол, установленный на берегу. Этот колокол называют несколькими именами: Херсонесский, Туманный или Сигнальный.
Основная версия гласит следующее. Этот колокол был отлит в 1783 году для церкви Святого Николая, которую в то время строили в Севастополе. После войны 1853-1856 годов колокол был вывезен то ли Англией, то ли Францией. Спустя десятилетия этот колокол был обнаружен на соборе Парижской Богоматери (как он туда попал, никто объяснить не мог). Франция, желая укрепить дружеские отношения с Россией, в 1913 году вернула колокол, и он был установлен на звоннице Херсонесского монастыря. После закрытия монастыря и церквей в 1925 году колокола были сняты со звонницы и в 1927 году почти все они были отправлены в переплавку. Этот колокол избежал переплавки благодаря своему громкому и густому звуку, слышимому на большом расстоянии. Колокол был установлен на берегу для подачи сигналов кораблям во время тумана (отсюда и название - Туманный). После того как суда стали массово оснащать радиолокационными приборами, необходимость в сигнальном колоколе отпала. И он превратился в памятник истории.
По другой версии этот колокол был отлит в 1890 году. Но как он попал во Францию, также никто объяснить не может.
Если будете в Севастополе, обязательно посетите городище Херсонеса и Владимирский собор. Вот только делать это лучше утром пораньше или ближе к вечеру. В ясную погоду днем там очень жарко.
С 2002 по 2010 я отдыхал в Севастополе практически каждый год. Именно в этот период завершалось восстановление этого собора, и я с удовольствием наблюдал за его возрождением. После 2010 по ряду причин мне ни разу не удалось выбраться в Севастополь. За это время некоторые вещи могли измениться, поэтому в моем отзыве отдельные детали могут не соответствовать современному состоянию.
История Владимирского собора довольно длинная, и если Вам она неинтересна, то переходите сразу к той части отзыва, где есть фотографии.
Идея о создании в Херсонесе храма (извините, если путаю понятия храм и церковь) в честь крещения в этом городе князя Владимира, как говорят, принадлежала еще архиепископу Иннокентию. Толчком же к созданию этого объекта послужила поданная в 1825 году главнокомандующим черноморским флотом Грейгом докладная записка императору Александру I о сооружении небольшого храма на месте крещения князя Владимира. Чтобы определить место, где крестился князь Владимир, в Херсонесе в 1827 году была организована археологическая экспедиция под руководством мичмана Н. Крузе. В ходе раскопок были обнаружены несколько древних христианских храмов - базилик. Базилику, в которой крестили князя Владимира, искали по описанию, данному в «Повести временных лет» Нестором Летописцем: городская соборная церковь «посреди града, где собираются корсунцы на торг». По этому описанию были найдены три базилики, одна из которых имела крестообразную форму. Граф А. С. Уваров предположил, что именно эта крестообразная базилика является храмом Рождества Божией Матери, в котором крестился князь Владимир, и предложил именно на этом месте возвести церковь. К такому же выводу пришли и историки Ф. Дюбуа де Монпере и Н. Мурзакевич. Таким образом место возведения соборной церкви (собора) было определено.
Небольшое отступление. В одном из путеводителей советских времен мне встречалось упоминание, что при раскопках этого храма были обнаружены останки защитников, что говорило о том, что этот храм был наиболее почитаем. И это было еще одним аргументом в пользу того, что это именно искомый храм. Но ни в одном другом издании, посвященном раскопкам в Херсонесе, я эту информацию больше не встречал.
Одновременно с раскопками в Херсонесе велся сбор денег по подписке на строительство собора. К 1836 году основная сумма была собрана. Но именно в этом году по просьбе адмирала М. П. Лазарева, который считал, что крупный собор нужнее в Севастополе, император Николай I принял решение о переносе места строительства Владимирского собора в Севастополь. И Владимирский собор был возведен там.
Вновь вопрос о возведении в Херсонесе собора в честь крещения князя Владимира был поднят в 1852 году. Но помешала война.
Проект собора для Херсонеса был разработан Д. И. Гриммом. Этот проект был утвержден в 1859 году. Торжественная закладка собора состоялась в 1861 года в присутствии императора Александра II и его семьи.
Стены собора возвели вокруг остатков стен крестообразного храма. При строительстве собора использовались довольно дорогие и редкие материалы: нижняя часть храма была облицована плитами светло-серого гаспринского известняка, средняя часть была украшена четырехконечными крестами и колоннами (на которые опирались оконные арки) из каррарского мрамора, купол покрыли цинковой черепицей, лестницы, ведущие на второй этаж были гранитные. Возведение храма завершили в 1877 году. Но на внутреннюю отделку денег катастрофически не хватало. Поэтому завершить строительство и отделку собора к 900-летию крещения Руси не удалось.
Роспись была выполнена известными художниками А. И. Корзухиным, П. Ф. Тихобразовым, В. И. Неффом, М. Ю. Арнольдом, И. А. Майковым, И. Т. Молокиным под руководством академика Н. М. Чагина. Для ускорения и удешевления работ они применили нетрадиционный способ росписи: большую часть росписи выполнили в мастерских художников в Петербурге на линолеуме, а затем доставили в собор и смонтировали на камышовую основу, которая предохраняла роспись от влаги. Отделка была завершена только к 1891 году. Таким образом, строительство собора затянулось на 30 лет.
Внутреннее убранство было великолепным. В облицовке стен был использован каррарский мрамор. Арочные окна, опирающиеся на мраморные колонны. Пол был выложен мозаикой из белых, красных, желтых, черных кубиков (по типу мозаики древнего Херсонеса). В окнах использовали цветные стекла. Поначалу стены древнего храма, вокруг которого был построен Владимирский собор, оставили такими, какими они были после раскопок: разной высоты и с неровными вершинами. Но такой вид стен плохо сочетался с убранством нижнего храма собора. Поэтому стены древнего храма выровняли по высоте и накрыли мраморными плитами.
Суровые испытания выпали на долю Владимирского собора, начиная с 1922 года, когда был основан музей на Херсонесском городище. Администрация музея потребовала закрыть церкви и выселить монахов. В 1924 году церкви монастыря были закрыты. В 1926 году состоялась последняя служба во Владимирском соборе. С этого момента собор превратился лишь в архитектурный памятник. После закрытия собор неоднократно подвергался разграблению - тащили все, что могли. Но основной проблемой оказалась цинковая черепица: эта черепица и в былые годы доставляла немало проблем, а когда ее начали разбирать для собственных нужд местные жители, то это стало настоящей бедой. Вода, попадая на стены, уничтожала роспись. Не обошла стороной Владимирский собор и Великая Отечественная война. Сначала в купол собора попала бомба (по другим данным - фугасный снаряд). Затем в 1944 году немцы заминировали и взорвали перекрытия, поддерживающие ярусы. В результате по стенам пошли трещины. Окончательно были уничтожены элементы внутреннего убранства. С этого времени Владимирский собор был окончательно заброшен и постепенно разрушался. В моем семейном архиве нашлась фотография, на которой видно, как выглядел Владимирский собор в середине 70-х.
Лишь в 1997 году кабмин Украины принял решение о восстановлении собора.
Первый этап восстановительных работ, во время которого были восстановлены стены и купол собора, а также был установлен крест на купол, был завершен летом 2001 года.
Второй этап восстановительных работ включал в себя восстановления наружного и внутреннего убранства. Этот этап шел значительно тяжелее. Было очень мало фотографий и описаний внутреннего убранства. Была проблема с материалами: многие материалы, которые использовались для отделки, было очень трудно достать. Например, каррарский мрамор - каменоломня была уже давно закрыта, а такой мрамор больше нигде не добывался. К чести реставраторов, им удалось договориться об открытии каменоломни и добыче необходимого количества мрамора. Были проблемы с витражами: первые витражи, сделанные реставраторами, были красивы, но не выдерживали перепадов температур - стекла лопались. Пришлось изготовить новые витражи. Непростой задачей было выложить мозаику пола: рисунок воссоздавали по сохранившимся после взрыва обломкам перекрытий. Да много еще каких проблем было. Но со всеми проблемами реставраторы справились. При этом, несмотря на восстановительные работы, службы в соборе не прерывались. Восстановительные работы внутри храма, роспись стен и куполов были завершены к 2006.
Как уже упоминал, я отдыхал в Севастополе с 2002 по 2010 почти ежегодно. А поскольку останавливался недалеко от Херсонеса, то прогулки по городищу были очень частыми. В 2002 познакомился со сторожами, которые любезно позволили после ухода строителей войти и осмотреть собор. Потом пускали на службы, которые проходили в маленьком приделе в нижнего храма. Неизгладимое впечатление произвела на меня акустика собора. В один из вечеров, когда после ухода строителей нас пустили внутрь, там оказались несколько человек из церковных служащих (сейчас уже и не вспомню из какого города). И они попробовали спеть. Такого великолепного звука я никогда и нигде больше не слышал.
Ниже приведу несколько фотографий того периода. Сделаны они пленочным фотоаппаратом, поэтому их пришлось сканировать, что серьезно снизило качество.
На этих фотографиях - второй этаж. Стены уже оштукатурены, но мозаика на пол еще не уложена. На заднем плане те самые витражи, которые доставили столько проблем реставраторам.
А вот еще более поздние фотографии, сделанные в верхнем храме еще до того, как начал действовать строгий запрет на фотосъемку внутри.
Роспись купола.
Владимирский собор хорошо виден практически с любой точки Херсонеса.
У тех, кто попадает в Херсонес и рядом с Владимирским собором находит купель, огороженную металлической часовней, на которой написано, что именно здесь крестили князя Владимира, часто возникает недопонимание - как же так? А дело в том, что помимо дореволюционной теории, по которой князя Владимира крестили в храме Рождества Божией Матери, есть еще одна теория, появившаяся сравнительно недавно. По этой новой теории князя Владимира крестили в базилике апостола Петра, которую сейчас обычно называют Уваровской базиликой (названа в честь графа Уварова, который открыл эту базилику в XIX веке). В Уваровской базилике был найден баптистерий - пристройка к храму, предназначенная для совершения крещения. В соответствии с этой теорией в 1997 году и была установлена металлическая часовня вокруг купели, расположенной внутри баптистерия.
Также с Владимирским собором в Херсонесе часто связывают колокол, установленный на берегу. Этот колокол называют несколькими именами: Херсонесский, Туманный или Сигнальный.
Основная версия гласит следующее. Этот колокол был отлит в 1783 году для церкви Святого Николая, которую в то время строили в Севастополе. После войны 1853-1856 годов колокол был вывезен то ли Англией, то ли Францией. Спустя десятилетия этот колокол был обнаружен на соборе Парижской Богоматери (как он туда попал, никто объяснить не мог). Франция, желая укрепить дружеские отношения с Россией, в 1913 году вернула колокол, и он был установлен на звоннице Херсонесского монастыря. После закрытия монастыря и церквей в 1925 году колокола были сняты со звонницы и в 1927 году почти все они были отправлены в переплавку. Этот колокол избежал переплавки благодаря своему громкому и густому звуку, слышимому на большом расстоянии. Колокол был установлен на берегу для подачи сигналов кораблям во время тумана (отсюда и название - Туманный). После того как суда стали массово оснащать радиолокационными приборами, необходимость в сигнальном колоколе отпала. И он превратился в памятник истории.
По другой версии этот колокол был отлит в 1890 году. Но как он попал во Францию, также никто объяснить не может.
Если будете в Севастополе, обязательно посетите городище Херсонеса и Владимирский собор. Вот только делать это лучше утром пораньше или ближе к вечеру. В ясную погоду днем там очень жарко.
Год посещения | 2002 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Севастополь |
Город или поселок | Севастополь |
Общее впечатление | Вновь обретенный |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву18
У меня тоже есть фото руин 1981 гола,потом 1997 и наконец восстановленный храм,в котором я уже побывала в 2012!
Поснимать внутри мне тоже удалось не сразу. Просто мы несколько лет подряд останавливались недалеко от Херсонеса. По счастливой случайности познакомился с людьми, по рекомендации которых и получил "добро" сделать несколько кадров.
В сущности, в фотосъемке внутри собора нет ничего предосудительного, если соблюдать определенные правила: не снимать таинства; не становиться спиной к алтарю; не снимать определенные предметы, помещения, комнаты; фотосъемка не должна мешать прихожанам (т.е. не должно быть вспышек и щелчков); нежелательно, чтобы прихожане попадали в кадр. При таком наплыве туристов, как во Владимирском соборе, реализовать эти требования практически невозможно, поэтому и действует запрет на фото и видеосъемку.
Единственное объяснение, на мой взгляд, - проще установить запрет, чем требовать выполнения правил поведения.
А металлическая надстройка-часовня над купелью мне никогда не нравилась. Похоже, решение поставить ее возникло в последний момент. И видимо поэтому ее сделали из того, что было под рукой, не задумываясь, что в морском климате металлическая конструкция будет ржаветь и требовать постоянного ухода. По мне, лучше бы оставили купель без навеса, как это было раньше, а увековечить можно было бы каменной плитой рядом или чем-нибудь в этом роде.