Отзыв: Выставка произведений Льва Бакста в ГМИИ им. А.С. Пушкина (Россия, Москва) - Отзыв о выставке Льва Бакста - энциклопедия балета рубежа веков
Достоинства: Огромное количество экспонатов. Их разнообразие. Продуманность. Информативность.
Недостатки: Невозможность сделать фото. Нечитаемость текстов на стенах и табличках к экспонатам.
Эта выставка, я уверена, доставит огромное удовольствие всем посетителям, а для любителей балета, модельеров, дизайнеров, фотографов, историков искусства – сущий рай и благодатная почва!
Побывав на выставке, я словно бы прочла толстенную энциклопедию о том, каким был балет на рубеже 19-20-го веков.
Итак, Лев Бакст.
Этот мальчик, родившийся в Гродно под именем Лейб-Хаим Израилевич Розенберг, прожил всего 58 лет (1866-1924) и успел столько, что хватило бы на несколько жизней!
Художник, иллюстратор, дизайнер, сценограф, мастер станковой живописи, графики, акварели, законодатель высокой моды … И так далее, и так далее.
Организаторы выставки постарались представить Мастера во всех ипостасях.
Жаль только, что все это великолепие нельзя фотографировать, поэтому статья будет выглядеть не так, как хотелось бы.
Итак, что вы увидите.
Многочисленные эскизы костюмов. Очень важно, что при каждом эскизе есть описание, для какого балета костюм создан, кто автор произведения, сценограф, балетмейстер, где и когда оно поставлено или не поставлено, и если нет, то по какой причине. (Кстати, из одной из таких маааахоньких табличек с информацией можно узнать даже о причинах разрыва Бакста с Дягилевым.)
В общем, очень-очень много полезной информации.
Конечно, имена Анны Павловой и Вацлава Нижинского у всех на слуху. Но многие имена танцовщиков, режиссеров, постановщиков были мне внове: Тамара Карсавина, С. Федорова, Вера Фокина, Вера Трефилова, Ольга Спесивцева.
Как неизвестны мне были имена знаменитых коллекционеров всего, что связано с балетом, Никиты и Нины Лобановых-Ростовских. Теперь мы знаем об этих замечательных людях.
Как были незнакомы мне и некоторые слова, например, труакар, шмуцтитул.
Они обозначают вещи, также представленные на выставке.
Троакар – это изящная, женская одежда, чаще всего жакеты, легкие пальто. На выставке этим словом были обозначены широкие блузы из легкого материла, их, расшитых бисером и стеклярусом по эскизам Бакста, носила Екатерина Гельцер.
А созданы (слово "сшиты" к этой красоте неприменимо) они были в знаменитом ателье Ламановой, которая обшивала всю богемную Москву и артистов театров и в итоге, по одной из версий, была забыта Большим театром, которому она отдала 40 лет своей жизни и который при эвакуации в октябре 1941 года просто-напросто не дождался 79-летней Надежды Ламановой. Она от такого удара умерла на лавочке в сквере у этого самого театра.
А шмуцтитул – это специальная страница, предваряющая раздел книги. Выполненные Львом Бакстом тончайшие графические рисунки из мелких-мелких точечек) на этих самых шмуцтитулах вы тоже увидите.
Бакст был реформатором журнальной графики. Среди экспонатов - эскиз обложки театральной программы и эскиз обложки журнала «Весы». Как график, он использовал и кисть, и перо.
Но вернемся к работам, связанным с театром.
Помимо многочисленных эскизов театральных нарядов, представлены здесь и сами костюмы, к примеру, костюм Вацлава Нижинского для балета «Призрак розы», дар Рамолы Нижинской, и костюм Михаила Фокина для роли Арлекина (судя по размеру, танцовщик был ну очень хрупким).
Бакст-художник представлен графическими портретами Анны Павловой, Александра Бенуа, Айседоры Дункан, графини Ольги Орловой, Зинаиды Гиппиус, Андрея Белого и потрясающим автопортретом в смешанной графической технике. Несмотря на всепоглощающую страсть к театру, до конца жизни был верен жанру портрета.
Художник имел в Санкт-Петербурге собственное художественное ателье, что давало возможность и много работать, и много зарабатывать.
Их живописных работ на выставке - знаменитый потрет С. Дягилева с няней, одна из лучших картин Мастера «Сиамский священный танец» и другие.
Из произведений, выполненных акварелью – «Пейзаж» 1912 г. и ряд других.
С чёрно-белых фотографий – ещё один раздел выставки – смотрят на нас А. Павлова, В. Нижинский, М. Фокин, И. Рубинштейн, Т. Карсавина и других великих танцовщиков. Какие лица! Какая пластика!
Кстати, рядом с фотостендом, в одной из витрин – подлинник договора С. Дягилева с Т. Карсавиной. Договор скреплен огромной круглой печатью с двуглавым царским гербом и надписью «Пять рублей» (большие деньги в то время! И это только за регистрацию договора).
А ещё альбомы с эскизами.
А ещё рекламные плакаты.
А ещё почтовые карточки по эскизам Бакста, в том числе с изображением «кукол, клоунов, собак». Бакст был обладателем великолепной коллекцией игрушек, они изображались на почтовых открытках, выпущенных в 1904 году.
А ещё вечерние платья (из фонда Александра Васильева).
Хороши, ах как хороши платья Кристиана Диора (посетили эту выставку несколько лет назад). Возможно, кому-то по вкусу наряды от Зайцева и Юдашкина. НО! Когда я увидела платья, созданные по эскизам Льва Бакста, в голову пришла поговорка «сравнить Божий дар с яичницей». Божий дар - это про платья Бакста, разумеется. Простые по крою (как говорится, два шва), без портновских изысков, они сшиты из таких тканей, так талантливо расписаны или расшиты, что сложно подобрать подходящее слово, которым можно их охарактеризовать.
Лучше сходите и посмотрите сами.
Следует отметить, что творчество Бакста повлияло на развитие мировОЙ высокой моды, текстильного дизайна и прикладного искусства. По его эскизам заказывали модную одежду, головные уборы, обувь. Он был новатором в мире моды, идеологом слияния мужской и женской одежды.
Ткани по рисункам Бакста производили фурор и реализовывались в Америке и Франции в промышленных масштабах!
Модные дома, известные дизайнеры считали за честь работать с ним. И не только они.
Ротшильды предложили Баксту оформить стены их дома, и художник в течение 1913-22 гг. выполнил несколько панно по мотивам «Спящей красавицы», изобразив членов этой богатейшей семьи в образах героев сказки, таким образом обессмертив членов знаменитой фамилии. Панно вы тоже увидите, посетив выставку Льва Бакста в Пушкинском музее.
Произведения нашего знаменитого соотечественника находятся во многих музеях, в том числе музее Виктории и Альберта, который тоже любезно предоставил несколько экспонатов, а также в частных коллекциях.
А еще Лев Бакст выступал с лекциями.
Три часа, проведенные на выставке льва Бакста в ГМИИ, пролетели незаметно.
Огромная, скурпулёзная работа проведена сотрудниками музея и всеми теми, кто принимал участие в организации выставки. Низкий поклон!
Особо я бы отметила богатую информационную составляющую, логичность и последовательность экспозиции.
Единственное, что подпортило впечатление, - это форма подачи текстовой информации, которая написана белым «бисером» на черном фоне, что делает её нечитаемой для большинства посетителей, если только не уткнешься в неё носом.
Но наш находчивый народ вышел-таки из положения!!!
Одну молодую, особо зоркую особу, попросили читать текст вслух!
Вокруг сгрудились с десятка два посетителей, в том числе ваша покорная слуга, и внимательно слушали рассказ о творческом пути мастера, благо, девушка читала текст «с чувством, с толком, с расстановкой».
Поэтому предлагаю устроителям выставки поставить у стендов с информацией постоянных чтецов из числа штатных работников музея.
Аналогичная картина и с информацией, размещенной возле работ. Но тут уже выходили из положения, приблизившись к стенам вплотную или ныряя к расположенным внизу табличками, сверкая пятой точкОЙ.
И ещё. В этот раз бросилось в глаза то, что, помимо групповых, пна выставке Льва Бакста проводится очень много индивидуальных экскурсий (по 2-3 человека). Если жаль денег на аудиогида или камерную экскурсию, можно пристроиться то к одной, то к другой, и узнать много интересного из рассказов очаровательных экскурсоводов.
Разумеется, идти на выставку надо непременно. Как говорится, "и уму и сердцу".
Побывав на выставке, я словно бы прочла толстенную энциклопедию о том, каким был балет на рубеже 19-20-го веков.
Итак, Лев Бакст.
Этот мальчик, родившийся в Гродно под именем Лейб-Хаим Израилевич Розенберг, прожил всего 58 лет (1866-1924) и успел столько, что хватило бы на несколько жизней!
Художник, иллюстратор, дизайнер, сценограф, мастер станковой живописи, графики, акварели, законодатель высокой моды … И так далее, и так далее.
Организаторы выставки постарались представить Мастера во всех ипостасях.
Жаль только, что все это великолепие нельзя фотографировать, поэтому статья будет выглядеть не так, как хотелось бы.
Итак, что вы увидите.
Многочисленные эскизы костюмов. Очень важно, что при каждом эскизе есть описание, для какого балета костюм создан, кто автор произведения, сценограф, балетмейстер, где и когда оно поставлено или не поставлено, и если нет, то по какой причине. (Кстати, из одной из таких маааахоньких табличек с информацией можно узнать даже о причинах разрыва Бакста с Дягилевым.)
В общем, очень-очень много полезной информации.
Конечно, имена Анны Павловой и Вацлава Нижинского у всех на слуху. Но многие имена танцовщиков, режиссеров, постановщиков были мне внове: Тамара Карсавина, С. Федорова, Вера Фокина, Вера Трефилова, Ольга Спесивцева.
Как неизвестны мне были имена знаменитых коллекционеров всего, что связано с балетом, Никиты и Нины Лобановых-Ростовских. Теперь мы знаем об этих замечательных людях.
Как были незнакомы мне и некоторые слова, например, труакар, шмуцтитул.
Они обозначают вещи, также представленные на выставке.
Троакар – это изящная, женская одежда, чаще всего жакеты, легкие пальто. На выставке этим словом были обозначены широкие блузы из легкого материла, их, расшитых бисером и стеклярусом по эскизам Бакста, носила Екатерина Гельцер.
А созданы (слово "сшиты" к этой красоте неприменимо) они были в знаменитом ателье Ламановой, которая обшивала всю богемную Москву и артистов театров и в итоге, по одной из версий, была забыта Большим театром, которому она отдала 40 лет своей жизни и который при эвакуации в октябре 1941 года просто-напросто не дождался 79-летней Надежды Ламановой. Она от такого удара умерла на лавочке в сквере у этого самого театра.
А шмуцтитул – это специальная страница, предваряющая раздел книги. Выполненные Львом Бакстом тончайшие графические рисунки из мелких-мелких точечек) на этих самых шмуцтитулах вы тоже увидите.
Бакст был реформатором журнальной графики. Среди экспонатов - эскиз обложки театральной программы и эскиз обложки журнала «Весы». Как график, он использовал и кисть, и перо.
Но вернемся к работам, связанным с театром.
Помимо многочисленных эскизов театральных нарядов, представлены здесь и сами костюмы, к примеру, костюм Вацлава Нижинского для балета «Призрак розы», дар Рамолы Нижинской, и костюм Михаила Фокина для роли Арлекина (судя по размеру, танцовщик был ну очень хрупким).
Бакст-художник представлен графическими портретами Анны Павловой, Александра Бенуа, Айседоры Дункан, графини Ольги Орловой, Зинаиды Гиппиус, Андрея Белого и потрясающим автопортретом в смешанной графической технике. Несмотря на всепоглощающую страсть к театру, до конца жизни был верен жанру портрета.
Художник имел в Санкт-Петербурге собственное художественное ателье, что давало возможность и много работать, и много зарабатывать.
Их живописных работ на выставке - знаменитый потрет С. Дягилева с няней, одна из лучших картин Мастера «Сиамский священный танец» и другие.
Из произведений, выполненных акварелью – «Пейзаж» 1912 г. и ряд других.
С чёрно-белых фотографий – ещё один раздел выставки – смотрят на нас А. Павлова, В. Нижинский, М. Фокин, И. Рубинштейн, Т. Карсавина и других великих танцовщиков. Какие лица! Какая пластика!
Кстати, рядом с фотостендом, в одной из витрин – подлинник договора С. Дягилева с Т. Карсавиной. Договор скреплен огромной круглой печатью с двуглавым царским гербом и надписью «Пять рублей» (большие деньги в то время! И это только за регистрацию договора).
А ещё альбомы с эскизами.
А ещё рекламные плакаты.
А ещё почтовые карточки по эскизам Бакста, в том числе с изображением «кукол, клоунов, собак». Бакст был обладателем великолепной коллекцией игрушек, они изображались на почтовых открытках, выпущенных в 1904 году.
А ещё вечерние платья (из фонда Александра Васильева).
Хороши, ах как хороши платья Кристиана Диора (посетили эту выставку несколько лет назад). Возможно, кому-то по вкусу наряды от Зайцева и Юдашкина. НО! Когда я увидела платья, созданные по эскизам Льва Бакста, в голову пришла поговорка «сравнить Божий дар с яичницей». Божий дар - это про платья Бакста, разумеется. Простые по крою (как говорится, два шва), без портновских изысков, они сшиты из таких тканей, так талантливо расписаны или расшиты, что сложно подобрать подходящее слово, которым можно их охарактеризовать.
Лучше сходите и посмотрите сами.
Следует отметить, что творчество Бакста повлияло на развитие мировОЙ высокой моды, текстильного дизайна и прикладного искусства. По его эскизам заказывали модную одежду, головные уборы, обувь. Он был новатором в мире моды, идеологом слияния мужской и женской одежды.
Ткани по рисункам Бакста производили фурор и реализовывались в Америке и Франции в промышленных масштабах!
Модные дома, известные дизайнеры считали за честь работать с ним. И не только они.
Ротшильды предложили Баксту оформить стены их дома, и художник в течение 1913-22 гг. выполнил несколько панно по мотивам «Спящей красавицы», изобразив членов этой богатейшей семьи в образах героев сказки, таким образом обессмертив членов знаменитой фамилии. Панно вы тоже увидите, посетив выставку Льва Бакста в Пушкинском музее.
Произведения нашего знаменитого соотечественника находятся во многих музеях, в том числе музее Виктории и Альберта, который тоже любезно предоставил несколько экспонатов, а также в частных коллекциях.
А еще Лев Бакст выступал с лекциями.
Три часа, проведенные на выставке льва Бакста в ГМИИ, пролетели незаметно.
Огромная, скурпулёзная работа проведена сотрудниками музея и всеми теми, кто принимал участие в организации выставки. Низкий поклон!
Особо я бы отметила богатую информационную составляющую, логичность и последовательность экспозиции.
Единственное, что подпортило впечатление, - это форма подачи текстовой информации, которая написана белым «бисером» на черном фоне, что делает её нечитаемой для большинства посетителей, если только не уткнешься в неё носом.
Но наш находчивый народ вышел-таки из положения!!!
Одну молодую, особо зоркую особу, попросили читать текст вслух!
Вокруг сгрудились с десятка два посетителей, в том числе ваша покорная слуга, и внимательно слушали рассказ о творческом пути мастера, благо, девушка читала текст «с чувством, с толком, с расстановкой».
Поэтому предлагаю устроителям выставки поставить у стендов с информацией постоянных чтецов из числа штатных работников музея.
Аналогичная картина и с информацией, размещенной возле работ. Но тут уже выходили из положения, приблизившись к стенам вплотную или ныряя к расположенным внизу табличками, сверкая пятой точкОЙ.
И ещё. В этот раз бросилось в глаза то, что, помимо групповых, пна выставке Льва Бакста проводится очень много индивидуальных экскурсий (по 2-3 человека). Если жаль денег на аудиогида или камерную экскурсию, можно пристроиться то к одной, то к другой, и узнать много интересного из рассказов очаровательных экскурсоводов.
Разумеется, идти на выставку надо непременно. Как говорится, "и уму и сердцу".
Время использования | Однократно |
Год посещения | 2016 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Москва |
Город или поселок | Москва |
Общее впечатление | Отзыв о выставке Льва Бакста - энциклопедия балета рубежа веков |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву5
Видимо, такое условие выставили Ротшильды и проТчие коллекционЭры.