Отзыв: Книга "Тайная история" - Донна Тартт - Нет-нет - страшная история
Достоинства: описаны в отзыве, повторять их в рамках 15 слов - смертоубийство
Недостатки: слишком много алкоголя и наркотиков, некоторые фактические ошибки, неточности и "непонятности"
Не так уж много книг, где автор в самом начале романа выдает на-гора, что убийца-дворецкий. Во-первых - и в главных - не ко всем историям в принципе такой подход применим. Во-вторых - выдав интригу, придется удержать читателя чем-то иным, а вот тут-то иногда и заключается сложность.
В "Тайной истории" вам с первой страницы разве что не пишут капслоком, что будет убит Банни Коркоран. Тот самый блондин с длинной челкой, в пропахшей потом рубашке, проявляющий поначалу самую искреннюю симпатию к главному герою. Поэтому основное, о чем вы, так или иначе, будете думать, принимаясь за книгу - что там произошло? Что натворил этот самый Банни, что его, пардон, хладнокровно "грохнули" пятеро его однокурсников? Чем он это заслужил? И даже так - что вообще может оправдать (!) подобное преступление?
На первый взгляд, вопрос странноватый. Но, благодаря перу Донны Тартт, вам захочется, вам страстно будет желаться оправдать их, каждого из них, всех до одного. С первого же описания, делающего странноватую группку студентов максимально притягательной для читателя. Это влюбленность - и главного героя, от лица которого ведется повествование, и ваша собственная. Как могут быть виновны они - арктически холодный интеллектуал Генри, прекрасные, ангелоподобные близнецы Камилла и Чарльз, харизматичный, утонченный Фрэнсис?
Спроси меня неделю назад - я бы сказала, что книга ни в одной строчке не имеет психологической подоплеки, местами попадаются довольно заметные ошибки, автор страдает словоблудием заядлого графомана и имеет призму восприятия вопиюще темных цветов. Однако (и это не мои слова, их я прочла в другом отзыве) при всех имеющихся недостатках книги читатель испытывает страстное желание вернуться к ней. Эта история - темный, тяжелый, густой туман, в котором отчего-то хочется долго-долго гулять с этой группой-не-от-мира-сего.
Главный герой Ричард выступает здесь своего рода доктором Уотсоном, достаточно усредненно воспринимающим мир и ситуацию, в которой оказался. И реагирующим вполне средне. С ним вы страшитесь, стыдитесь, переживаете отвращение. Постепенно, страница за страницей снимаете розовые очки влюбленности. С каждого из героев падает завеса романтической таинственности, флер загадочности, и вы обнаруживаете, что самые богоподобные люди - всего лишь люди, со своими слабостями и недостатками. Вместе с Ричардом вас вскоре будет мутить от одних и тех же имен, вынужденного общества одних и тех же людей, чей мистический ореол растворился без остатка - остались только неприкрытая подлость, жестокость, эгоизм. Воистину, ад - это другие, как сказал Ж.-П. Сартр.
И все же... искреннее непонимание главный герой пару раз вызывал. Зачем Ричард вообще влез в эту историю (да-да, он вполне мог бы в нее не влезать - и тут уж не при чем знаменитая "трагическая ошибка", о которой рассуждает Ричар в начале)? Зачем так отчаянно стремиться из маленького городка, чтобы, получив небольшой шанс, пропивать, пронюхивать и прогуливать ограниченное время, данное на учебу и самосовершенствование? Кстати, как раз это - главный минус книги, из-за которого я просто не могу поставить ей высшую оценку. Так много наркоты, травки, алкоголя и "колес" на квадратный сантиметр полотна истории я еще не встречала. И это не только было бессмысленно - студентов, не употребляющих кокаина, не пьющих или хотя бы не курящих в книге нет. Вообще. Хотя именно кокаином не увлекалась вышеописанная группа, им баловалась остальная половина затронутых в повествовании учащихся (включая нашего главного героя). Создалось ощущение, что студентов, увлеченных учебой и практикующих ЗОЖ, в природе не существует :) Обильные "занюхивания" к концу книги окончательно стали походить на пропаганду, благодаря тому, что наркоманы вдруг сделали крутой разворот и через 8 книжных лет стали богатыми-знаменитыми-успешными в жизни. В контексте всего происходящего читалось как: "Все надо попробовать. Не переживайте, бросите в любой момент. В крайнем случае, уж лучше быть наркоманами, чем... (место для спойлера)". Нет. Не лучше.
Но, затронув минусы, вернемся к плюсам. Герои полновесны - они не пластиковые куклы чревовещателя, у Тартт они обрели всю возможную объемности и живость, они стали воистину живыми людьми со своими особенностями и характерными чертами. Убийство - не так уж просто и легко для этих ребят, как может показаться в начале. Дано представление о психопатах как людях, страдающих от самих себя, от невозможности вписаться в этот мир со своей системой координат и взглядов. И, наконец, дан исчерпывающий ответ на первый вопрос - что может оправдать подобное преступление?
Ничто не в состоянии оправдать подобное зло. И никто, даже сам будучи первосортным злом, не заслуживает этого.
И в этом огромный плюс "Тайной истории" - это не реклама пороков, которые могут при должном планировании остаться формально безнаказанными. Это демонстрация разъедающего "мира после". Экзистенциальной пустоты, разъедающей всё вокруг тревоги, запоздалого осознания совершенного и того, что могло бы быть, если бы не... И, да - любой желающий с легкостью найдет тут параллели с "достоевщиной".
PS - Долго колебалась, рекомендовать или не рекомендовать книгу к прочтению. Каждый после чтения отзыва, конечно, разберется сам. Скрепя сердце, рекомендую.
PPS - Сознательно не упомянут ни в каком контексте Джулиан, преподаватель древнегреческого, идейный наставник и большой авторитет для неокрепших умов студентов. Да, он играет большую роль, но вам лучше познакомиться с ним самостоятельно, без примесей какого бы то ни было субъективного взгляда.
В "Тайной истории" вам с первой страницы разве что не пишут капслоком, что будет убит Банни Коркоран. Тот самый блондин с длинной челкой, в пропахшей потом рубашке, проявляющий поначалу самую искреннюю симпатию к главному герою. Поэтому основное, о чем вы, так или иначе, будете думать, принимаясь за книгу - что там произошло? Что натворил этот самый Банни, что его, пардон, хладнокровно "грохнули" пятеро его однокурсников? Чем он это заслужил? И даже так - что вообще может оправдать (!) подобное преступление?
На первый взгляд, вопрос странноватый. Но, благодаря перу Донны Тартт, вам захочется, вам страстно будет желаться оправдать их, каждого из них, всех до одного. С первого же описания, делающего странноватую группку студентов максимально притягательной для читателя. Это влюбленность - и главного героя, от лица которого ведется повествование, и ваша собственная. Как могут быть виновны они - арктически холодный интеллектуал Генри, прекрасные, ангелоподобные близнецы Камилла и Чарльз, харизматичный, утонченный Фрэнсис?
Спроси меня неделю назад - я бы сказала, что книга ни в одной строчке не имеет психологической подоплеки, местами попадаются довольно заметные ошибки, автор страдает словоблудием заядлого графомана и имеет призму восприятия вопиюще темных цветов. Однако (и это не мои слова, их я прочла в другом отзыве) при всех имеющихся недостатках книги читатель испытывает страстное желание вернуться к ней. Эта история - темный, тяжелый, густой туман, в котором отчего-то хочется долго-долго гулять с этой группой-не-от-мира-сего.
Главный герой Ричард выступает здесь своего рода доктором Уотсоном, достаточно усредненно воспринимающим мир и ситуацию, в которой оказался. И реагирующим вполне средне. С ним вы страшитесь, стыдитесь, переживаете отвращение. Постепенно, страница за страницей снимаете розовые очки влюбленности. С каждого из героев падает завеса романтической таинственности, флер загадочности, и вы обнаруживаете, что самые богоподобные люди - всего лишь люди, со своими слабостями и недостатками. Вместе с Ричардом вас вскоре будет мутить от одних и тех же имен, вынужденного общества одних и тех же людей, чей мистический ореол растворился без остатка - остались только неприкрытая подлость, жестокость, эгоизм. Воистину, ад - это другие, как сказал Ж.-П. Сартр.
И все же... искреннее непонимание главный герой пару раз вызывал. Зачем Ричард вообще влез в эту историю (да-да, он вполне мог бы в нее не влезать - и тут уж не при чем знаменитая "трагическая ошибка", о которой рассуждает Ричар в начале)? Зачем так отчаянно стремиться из маленького городка, чтобы, получив небольшой шанс, пропивать, пронюхивать и прогуливать ограниченное время, данное на учебу и самосовершенствование? Кстати, как раз это - главный минус книги, из-за которого я просто не могу поставить ей высшую оценку. Так много наркоты, травки, алкоголя и "колес" на квадратный сантиметр полотна истории я еще не встречала. И это не только было бессмысленно - студентов, не употребляющих кокаина, не пьющих или хотя бы не курящих в книге нет. Вообще. Хотя именно кокаином не увлекалась вышеописанная группа, им баловалась остальная половина затронутых в повествовании учащихся (включая нашего главного героя). Создалось ощущение, что студентов, увлеченных учебой и практикующих ЗОЖ, в природе не существует :) Обильные "занюхивания" к концу книги окончательно стали походить на пропаганду, благодаря тому, что наркоманы вдруг сделали крутой разворот и через 8 книжных лет стали богатыми-знаменитыми-успешными в жизни. В контексте всего происходящего читалось как: "Все надо попробовать. Не переживайте, бросите в любой момент. В крайнем случае, уж лучше быть наркоманами, чем... (место для спойлера)". Нет. Не лучше.
Но, затронув минусы, вернемся к плюсам. Герои полновесны - они не пластиковые куклы чревовещателя, у Тартт они обрели всю возможную объемности и живость, они стали воистину живыми людьми со своими особенностями и характерными чертами. Убийство - не так уж просто и легко для этих ребят, как может показаться в начале. Дано представление о психопатах как людях, страдающих от самих себя, от невозможности вписаться в этот мир со своей системой координат и взглядов. И, наконец, дан исчерпывающий ответ на первый вопрос - что может оправдать подобное преступление?
Ничто не в состоянии оправдать подобное зло. И никто, даже сам будучи первосортным злом, не заслуживает этого.
И в этом огромный плюс "Тайной истории" - это не реклама пороков, которые могут при должном планировании остаться формально безнаказанными. Это демонстрация разъедающего "мира после". Экзистенциальной пустоты, разъедающей всё вокруг тревоги, запоздалого осознания совершенного и того, что могло бы быть, если бы не... И, да - любой желающий с легкостью найдет тут параллели с "достоевщиной".
PS - Долго колебалась, рекомендовать или не рекомендовать книгу к прочтению. Каждый после чтения отзыва, конечно, разберется сам. Скрепя сердце, рекомендую.
PPS - Сознательно не упомянут ни в каком контексте Джулиан, преподаватель древнегреческого, идейный наставник и большой авторитет для неокрепших умов студентов. Да, он играет большую роль, но вам лучше познакомиться с ним самостоятельно, без примесей какого бы то ни было субъективного взгляда.
Общее впечатление | Нет-нет - страшная история |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву