Отзыв: Книга "Что делать?" - Н.Г. Чернышевский - Мечты подростка-максималиста
Достоинства: нет
Недостатки: слабый литературный язык, неправдоподобные герои и события, идейность перекрыла реальность
Каждый раз, когда я беру в руки книгу, входящую в официальную школьную программу, я надеюсь прикоснуться к "великой русской литературе", сокровищнице знаний и таланта. Иногда книги производят неизгладимое впечатление, даже влияют на мировоззрение. Увы, роман Чернышевского "Что делать" я к сокровищам отнести не могу точно. Нет, ну почему он был включен в школьную программу в советское время - весьма очевидно, идеальная идеология, простите за тавтологию.
Вот с идеологии и начнем. Жили-были "нормальные" люди/, а на смену им постепенно приходят "новые люди". Справедливые, честные, целеустремленные. Ах, ну ведь прекрасно же! Разве не об этом мечтает каждый подросток, сталкивающийся впервые с тем, что мир жесток, несправдлив, и нечестен? Не об изменении мира? Не об "улучшении" всех людей? Дальше Николай Гаврилович рисует умильные картины всеобщего благоденствия, сначала все дружно трудятся, потом все так же дружно отдыхают. Благ у всех поровну, но за "допплату" можно и "допблага" получить, только никому они нужны, всем и так всего хватает. Это даже не утопия, это утопически-утопительная утопия. И всем радостно-радостно. Особенно умильно читается описание царства алюминия, где все-все алюминиевое - и полы, и стены, и мебель... Ну ок, алюминиевый рай спишем на особенности того времени.
Туда же, в идеологию, можно отнести сквозную мысль, идущую через весь роман: женщина - тоже человек. Тоже имеет право на мысли, на работу, на семью с желанным человеком и т. д.
Кроме любовно-психологических переживаний главных героев, которые тоже, кстати, какие-то идеологически-выверенные, пластико-бутафорские, подробно описывается обустройство "коммун". Сам термин коммуна почти не употребляется при этом. Хотелось хохотать в голос. Любой человек, мало-мальски знакомый с ведением бизнеса видит, насколько нереально описание этого трудового общества. Да что там бизнес! Даже простое знание психологии человека позволяет увидеть всю несбыточность этих мечтаний. Главная героиня Вера Павловна между неженьем в постельке и поеданием сладостей решает открыть швейные мастерские. Сделать это очень просто. "Надо только найти честных девушек и работящих". Нашли! И как начали бизнес крутить!!! К концу книги там и три мастерских, и магазин на Невском, и всеобщее процветание. Ну как же никто раньше-то не додумался? Все, что нужно, это честные и работящие сотрудники! И никаких проблем! Позакрывать школы экономики!
Причем экономические раскладки тоже есть. Этакий литературный бухгалтерский баланс. До слез! Хохотала до слез. Позволю себе небольшой пример, за счет чего процветали швеи в романе: на пятьдесят девушек у них было куплено три зонтика. Это выгодно! Каждой же зонтик не нужен, живут все вместе, а в дождь больше трех не выходят на улицу. Так же и с обувью. 50 пар обуви покупать не надо, достаточно меньшего количества и носят они ботинки по очереди. И счастливы этим очень. Ладно, допустим, что в идеальном мире у всех женщин один идеальный размер ноги. Автор реальных женщин в жизни видел??? Да кто согласится носить обувь по очереди? Да еще одну "самую удобную универсальную"??? Одежда, кстати, тоже "идеальная" - одного покроя, немаркого цвета. Да это женский ад, а не рай!!!
Язык у Николая Гавриловича тоже весьма своеобразный. Не могу сказать, что было тяжело читать. Но периодически глаза спотыкались о корявые или непривычные фразы. Диалоги - это вообще мрак, ну не разговаривают так люди в реальной жизни. И даже в девятнадцатом веке, наверняка, не так разговаривали. Я нередко в книгах любуюсь на построение предложений, на формулировку мыслей. С этой книгой литературного гурманства я не испытывала. Чернышевский писать явно очень хотело, получал наслаждение от сочинительства, но не мог. Увы, как бы не хотелось толстой балерине танцевать, а картавому диктору читать новости, они все равно проиграют более талантливым коллегам. Чернышевский - из толстых картавых, желания через край, дара - мало.
Ну уж больно неправдоподобно все в этом романе. Почти на каждой странице хочется воскликнуть: неправда! Так не бывает! И дело не в "новой идеологии", ну уж больно нежизненные и герои, и их мысли, и их действия, и даже физиология. Та же Вера Павловна ежедневно валяется в кровати, ест сладости, запивая их сливками, но при этом остается стройной красавицей. Ага-ага. А её сны помните? Их-то в школе подробнее всего и проходили. Ну кому снятся такие долгие подробные, насыщенные событиями сны? Почему не назвать это "мечтания Веры Павловны", "Сумбурные мысли перед сном" или еще как-то более подходяще по смыслу.
Мой вывод: читать эту книгу для собственного удовольствия не стоит. Для желания понять идеологию социализма - тоже, уж больно утопические и нереальные идеи в романе. Своих детей читать этот роман по школьной программе заставлять не буду, пожалуй, это одно из тех немногих произведений, с которыми позволю ознакомиться по "краткому содержанию". Хотя, говорят, что сейчас это произведение убрали из школьной программы. Я только рада буду.
Изданий и переизданий у книги были множество. Можно найти как дешевые покет-буки, так и шикарные подарочные книги с великолепным оформлением. У меня неплохо сохранившаяся букинистическая книга издательства "Дрофа" 2004 года. Обошлась в 400 рублей. Кстати, в магазинах "Старой книги" этот роман стоит в нескольких вариантах. Видимо, люди, расчищая полки, избавились от всех изживших себя сочинений сталина-ленина-идейников-коммунистов-социалистов. Увы, Чернышевский тоже такую "ссылку" заслужил. Хотя есть "вечные" произведения, которые остаются актуальными вне зависимости от временной эпохи и географии событий, для меня такими произведениями являются, например, романы Чарльза Диккенса, любимое - "Домби и сын".
Вот с идеологии и начнем. Жили-были "нормальные" люди/, а на смену им постепенно приходят "новые люди". Справедливые, честные, целеустремленные. Ах, ну ведь прекрасно же! Разве не об этом мечтает каждый подросток, сталкивающийся впервые с тем, что мир жесток, несправдлив, и нечестен? Не об изменении мира? Не об "улучшении" всех людей? Дальше Николай Гаврилович рисует умильные картины всеобщего благоденствия, сначала все дружно трудятся, потом все так же дружно отдыхают. Благ у всех поровну, но за "допплату" можно и "допблага" получить, только никому они нужны, всем и так всего хватает. Это даже не утопия, это утопически-утопительная утопия. И всем радостно-радостно. Особенно умильно читается описание царства алюминия, где все-все алюминиевое - и полы, и стены, и мебель... Ну ок, алюминиевый рай спишем на особенности того времени.
Туда же, в идеологию, можно отнести сквозную мысль, идущую через весь роман: женщина - тоже человек. Тоже имеет право на мысли, на работу, на семью с желанным человеком и т. д.
Кроме любовно-психологических переживаний главных героев, которые тоже, кстати, какие-то идеологически-выверенные, пластико-бутафорские, подробно описывается обустройство "коммун". Сам термин коммуна почти не употребляется при этом. Хотелось хохотать в голос. Любой человек, мало-мальски знакомый с ведением бизнеса видит, насколько нереально описание этого трудового общества. Да что там бизнес! Даже простое знание психологии человека позволяет увидеть всю несбыточность этих мечтаний. Главная героиня Вера Павловна между неженьем в постельке и поеданием сладостей решает открыть швейные мастерские. Сделать это очень просто. "Надо только найти честных девушек и работящих". Нашли! И как начали бизнес крутить!!! К концу книги там и три мастерских, и магазин на Невском, и всеобщее процветание. Ну как же никто раньше-то не додумался? Все, что нужно, это честные и работящие сотрудники! И никаких проблем! Позакрывать школы экономики!
Причем экономические раскладки тоже есть. Этакий литературный бухгалтерский баланс. До слез! Хохотала до слез. Позволю себе небольшой пример, за счет чего процветали швеи в романе: на пятьдесят девушек у них было куплено три зонтика. Это выгодно! Каждой же зонтик не нужен, живут все вместе, а в дождь больше трех не выходят на улицу. Так же и с обувью. 50 пар обуви покупать не надо, достаточно меньшего количества и носят они ботинки по очереди. И счастливы этим очень. Ладно, допустим, что в идеальном мире у всех женщин один идеальный размер ноги. Автор реальных женщин в жизни видел??? Да кто согласится носить обувь по очереди? Да еще одну "самую удобную универсальную"??? Одежда, кстати, тоже "идеальная" - одного покроя, немаркого цвета. Да это женский ад, а не рай!!!
Язык у Николая Гавриловича тоже весьма своеобразный. Не могу сказать, что было тяжело читать. Но периодически глаза спотыкались о корявые или непривычные фразы. Диалоги - это вообще мрак, ну не разговаривают так люди в реальной жизни. И даже в девятнадцатом веке, наверняка, не так разговаривали. Я нередко в книгах любуюсь на построение предложений, на формулировку мыслей. С этой книгой литературного гурманства я не испытывала. Чернышевский писать явно очень хотело, получал наслаждение от сочинительства, но не мог. Увы, как бы не хотелось толстой балерине танцевать, а картавому диктору читать новости, они все равно проиграют более талантливым коллегам. Чернышевский - из толстых картавых, желания через край, дара - мало.
Ну уж больно неправдоподобно все в этом романе. Почти на каждой странице хочется воскликнуть: неправда! Так не бывает! И дело не в "новой идеологии", ну уж больно нежизненные и герои, и их мысли, и их действия, и даже физиология. Та же Вера Павловна ежедневно валяется в кровати, ест сладости, запивая их сливками, но при этом остается стройной красавицей. Ага-ага. А её сны помните? Их-то в школе подробнее всего и проходили. Ну кому снятся такие долгие подробные, насыщенные событиями сны? Почему не назвать это "мечтания Веры Павловны", "Сумбурные мысли перед сном" или еще как-то более подходяще по смыслу.
Мой вывод: читать эту книгу для собственного удовольствия не стоит. Для желания понять идеологию социализма - тоже, уж больно утопические и нереальные идеи в романе. Своих детей читать этот роман по школьной программе заставлять не буду, пожалуй, это одно из тех немногих произведений, с которыми позволю ознакомиться по "краткому содержанию". Хотя, говорят, что сейчас это произведение убрали из школьной программы. Я только рада буду.
Изданий и переизданий у книги были множество. Можно найти как дешевые покет-буки, так и шикарные подарочные книги с великолепным оформлением. У меня неплохо сохранившаяся букинистическая книга издательства "Дрофа" 2004 года. Обошлась в 400 рублей. Кстати, в магазинах "Старой книги" этот роман стоит в нескольких вариантах. Видимо, люди, расчищая полки, избавились от всех изживших себя сочинений сталина-ленина-идейников-коммунистов-социалистов. Увы, Чернышевский тоже такую "ссылку" заслужил. Хотя есть "вечные" произведения, которые остаются актуальными вне зависимости от временной эпохи и географии событий, для меня такими произведениями являются, например, романы Чарльза Диккенса, любимое - "Домби и сын".
Время использования | мучения на несколько недель |
Стоимость | 400 ₽ |
Общее впечатление | Мечты подростка-максималиста |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | НЕТ |
Комментарии к отзыву77
Что до "древних" реалий - это действительно было так. Носили обувь по очереди, как в семьях, так и те, кто работал/жил вместе. По рассказам бабушек (1909 и 1913 г.р)и их старших родственников знаю. И с одеждой так же было. Посмотрите на фото деревенских жителей начала 20 века. Там вся одежда именно "немаркая". Только по праздникам белая. Не от особой бедности. просто тогда нормально было жить так.
И идеалисты в реальности до сих пор существуют. Я только вернулась с Алтая, культового места наших чудиков. Бросают в городе все, едут просветляться,находят там единомышленников и у некоторых даже получается замутить неплохой бизнес, найдя вот таких "честных" (на деле таких же чудиков идейных, для которых вопросы реинкарнации души важнее всего).
Конечно, все это утопия. Но для воспитания будущего строителя коммунизма это было архиважно. Вот и пудрили мозги снами Веры Павловны. До сих пор помню: "…Будущее, светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него…" Дальше не помню, да и вспоминать не хочу. Но! Литература, как урок была сильная! Сейчас бы таких учителей, но с другой программой.
Насчет учителей: недавно случайно попала на передачу Малахова "Афтар жжет…", там задавали молодым людям вопрос"Назовите 3 произведения Пушкина", - не смогли:((. Грустно мне стало.
Вы правы, страшно.
А вот то, что вы полностью наизусть знали "Руслана и Людмилу", сомневаюсь, слишком большое произведение…
Люди "Онегина" наизусть знают, не говоря уж о Коране)
Да, к чему спор-то вообще? Конечно же многое в мире возможно. Муж вот мой, например наизусть "Федота-стрельца" знает от корки до корки. Ночью разбуди, расскажет с любого места. Понятно, что вы хотели утереть мне нос, что такая, мол, неграмотная…, что даже не знает, что не "Лукоморье", а "Руслан и Людмила"))). Зачем?
Я не спорю) Я отвечаю из врожденной вежливости.
На самом деле было так: иду мимо, смотрю, Вы бросаете камни в огород к студентам из опроса, сидя в стеклянном доме. Так что, вопрос: зачем? обратите на себя.
И лит.язык там не слабый. Говорю Вам на правах филолога - не обижайтесь.
Это одно из моих любимых произведений.
Но, может я совсем туплю? - почему он так называется? Что делать? - это рекомендации тогдашнему правительству? революционерам, как обустраивать общество? или… что?