Отзыв: Фильм "Повесть о любви и тьме" (2015) - Режиссёрский дебют Натали Портман: становление Израиля и жизнь отдельной семьи
Достоинства: хороший исходный материал; актёрская игра; работа оператора
Недостатки: местами перебор с цветофильтрами; первая половина приторно-сладкая, а вторая - тонет в трагичности; Амос теряется на фоне истории Фани
Красавица, умница и разве что не комсомолка Натали Портман, последовала примеру своих коллег и тоже решила сменить актёрский трейлер на режиссёрское кресло. По моей личной статистике, у женщин в этом плане всё получается куда лучше: за последние несколько лет Жюли Дельпи, Клеа ДюВалл, Джоди Фостер, Анн Фонтен и многие другие доказали, что они могут не только составлять экранную пару какому-нибудь актёру, но и вполне достойны того, чтобы получать призы и как режиссёры и сценаристы (естественно, были и те, у кого не получилось, тут достаточно взглянуть на то, что наснимали Мадонна и Анджелина Джоли). Но, вернёмся к Поттман: зная, как девушка любит интеллектуальное кино и литературу, ожидать от неё чего-то совсем банального и примитивного было бы глупо, и тут она не подкачала. В "Повести о любви и тьме" за основу взята история детства и взросления еврейского писателя Амоса Оза, которая проходила на фоне становления Израиля как государства и разрушения личности его матери как человека, описанная им в одноимённом романе 2002 года.
Фаня Оз со своей семьёй, будучи восторженной романтичной гимназисткой, бежала из Польши от ужасов расправ над еврейскими семьями. Приют семья нашла на территории сегодняшнего Израиля, места, где некогда в Палестине была зона влияния Британии, и, вроде, всё до поры до времени было хорошо: сёстры обстроились в Иерусалиме, сама Фаня вышла замуж за Ари Оза, филолога, работника библиотеки и писателя (в СССР его бы наверняка окрестили вшивым интеллигентом) и родила сына Амоса, мальчика, которому она постоянно рассказывала истории. Часть этих историй была выдумкой Фани, что-то приходило к ней из прошлой жизни в Ровно, что-то было результатом смешения насыщенного прошлого и богатого воображения. Но в один совсем не прекрасный момент, когда евреи оказались, пережившие Холокост, только-только обрели обрели свой дом, в него вновь пришла война, на этот раз с арабским лицом и Фани практически перестала говорить с сыном...
Первая половина фильма казалось мне чем-то необыкновенным: кажется, Портман позаимствовала у Теренса Малика всё лучшее, но совсем не прихватила его морализаторство и занудство. Она явно нашла своего кудесника, пусть им оказался и не Любецки, а Славомир Идзяк (если что, это тот человек, что работал с Кесьлёвским) и смогла по-настоящему перенести зрителя в Израиль сороковых годов. История счастливой семьи, в которой на русском говорят, когда ссорятся, имеется типичная еврейская свекровь и безмерно любящая своего сына мать смотрелась легко и просто, была интересной. В неё органично вплетались матушкины истории: странные притчи и жизненные трагичные истории, в ней было место борщу, литературе и красивым нарядам. Тут, конечно, не обошлось без переборов: смотря на всю эту идиллию я всегда вспоминаю стоковые фотографии людей, которые смотрят в миску салата и смеются, или женщин в пышных платьях, которые с макияжем и укладкой хохочут, выдавливая майонез - это какой-то параллельный мир рекламы, женской литературы и сериалов для домохозяек, так что использовать в кино нужно с осторожностью, тщательно просчитывая дозу. Но всё хорошее когда-нибудь заканчивается и со второй, трагичной частью истории, Портман не смогла совладать на все 100.
Во-первых, у меня было ощущение самолюбования: понятно, что если ты очень-очень хочешь снять фильм по книге, которая тебя безмерно задела, то наверняка главную роль ты захочешь подарить себе любимой. Но вот тут встаёт вопрос: правомерно ли было делать главной героиней картины, которая, посвящена детским годам Амоса Оза именно его мать Фани. Из-за этого совершенно не осталось места для детского восприятия происходящего, для реакции ребёнка на то, что творится вокруг и то, что творится в семье. Маленький Амос настолько второстепенен, что кажется служит тут единственной цели - быть слушателем маминых историй и являться свидетелем её срывов.
Во-вторых, когда в жизни семьи Оз всё пошло под откос, действо на экране явно забуксовало: Портман знала, что сделать с Фани, но вот куда при этом распихать Амоса и Ари для неё словно осталось загадкой. Пока её героиня медленно, но верно погружалась в свои детские воспоминания и снова и снова переживала трагедию Ровно, которая снова пришла к порогу её дома, заставив вмиг забыть об укладке, помаде и красивых платьях, муж с сыном словно проживают жизнь на заднем плане. Но зритель не Фани и ставить его на её место - большая ошибка, зритель должен был оказаться на месте Амоса Оза, который любит мать и не знает, как себя с ней вести, который любит свою Родину и не понимает, что с ней вообще происходит, почему за несколько дней город покрылся осколками бутылок с зажигательной смесью, а многие его знакомые были стёрты с лица Земли. Ведь мы не погружаемся в мир фантазий, мы отчётливо различаем один повествовательный пласт от другого.
Сюжетные пробуксовки и какое-либо развитие постепенно охладили мой пыл и фильм стал мне нравится гораздо меньше, а уж какая-то сжёванная концовка, которая словно была вырезана из другой картины, и вовсе показалась странной. Нам так тщательно рисовался быт в начале, и так старательно пытались продемонстрировать все грани депрессии во второй половине, что просто не понимаешь: как так фильм дошёл до финальных титров. Отдельный вопрос к линии повествователя: пожилой Амос ходит по узким улочкам израильского городка, щупая рукой стены, будто каждое прикосновение дарит ему воспоминание. Логично, что своему слушателю и кинозрителю он всю эту историю рассказывает не просто так, в конце нас должно ждать откровение, ну типа: тогда я понял, что то-то и то-то и стал тем, кем стал, а это то-то и то-то. Но пластинка будто зажевалась, боясь затянуть хронометраж, Портман просто свернула полотно для демонстрации фильмов и перенесла зрителя через годы.
Я бы поставила 5 первой половине фильма и 3 второй, но оценка едина, так что дебют Портман в качестве режиссёра оценю на 4. Советовать буду, возможно, кому-то фильм понравится больше меня, во всяком случае там есть два неоспоримых плюса:
- становление Израиля показывается весьма наглядно, но на заднем фоне того, что творится в семье Оз: когда пропорции личного и общественного правильно соблюдены и смешаны с историей - это всегда интересно
- после этого хочется найти "Повесть о любви и тьме" в печатном виде и полноценно перенестись в мир, оказавшийся в голове Фани, так что Амос Оз, жди пока я заценю твои творения.
Фаня Оз со своей семьёй, будучи восторженной романтичной гимназисткой, бежала из Польши от ужасов расправ над еврейскими семьями. Приют семья нашла на территории сегодняшнего Израиля, места, где некогда в Палестине была зона влияния Британии, и, вроде, всё до поры до времени было хорошо: сёстры обстроились в Иерусалиме, сама Фаня вышла замуж за Ари Оза, филолога, работника библиотеки и писателя (в СССР его бы наверняка окрестили вшивым интеллигентом) и родила сына Амоса, мальчика, которому она постоянно рассказывала истории. Часть этих историй была выдумкой Фани, что-то приходило к ней из прошлой жизни в Ровно, что-то было результатом смешения насыщенного прошлого и богатого воображения. Но в один совсем не прекрасный момент, когда евреи оказались, пережившие Холокост, только-только обрели обрели свой дом, в него вновь пришла война, на этот раз с арабским лицом и Фани практически перестала говорить с сыном...
Первая половина фильма казалось мне чем-то необыкновенным: кажется, Портман позаимствовала у Теренса Малика всё лучшее, но совсем не прихватила его морализаторство и занудство. Она явно нашла своего кудесника, пусть им оказался и не Любецки, а Славомир Идзяк (если что, это тот человек, что работал с Кесьлёвским) и смогла по-настоящему перенести зрителя в Израиль сороковых годов. История счастливой семьи, в которой на русском говорят, когда ссорятся, имеется типичная еврейская свекровь и безмерно любящая своего сына мать смотрелась легко и просто, была интересной. В неё органично вплетались матушкины истории: странные притчи и жизненные трагичные истории, в ней было место борщу, литературе и красивым нарядам. Тут, конечно, не обошлось без переборов: смотря на всю эту идиллию я всегда вспоминаю стоковые фотографии людей, которые смотрят в миску салата и смеются, или женщин в пышных платьях, которые с макияжем и укладкой хохочут, выдавливая майонез - это какой-то параллельный мир рекламы, женской литературы и сериалов для домохозяек, так что использовать в кино нужно с осторожностью, тщательно просчитывая дозу. Но всё хорошее когда-нибудь заканчивается и со второй, трагичной частью истории, Портман не смогла совладать на все 100.
Во-первых, у меня было ощущение самолюбования: понятно, что если ты очень-очень хочешь снять фильм по книге, которая тебя безмерно задела, то наверняка главную роль ты захочешь подарить себе любимой. Но вот тут встаёт вопрос: правомерно ли было делать главной героиней картины, которая, посвящена детским годам Амоса Оза именно его мать Фани. Из-за этого совершенно не осталось места для детского восприятия происходящего, для реакции ребёнка на то, что творится вокруг и то, что творится в семье. Маленький Амос настолько второстепенен, что кажется служит тут единственной цели - быть слушателем маминых историй и являться свидетелем её срывов.
Во-вторых, когда в жизни семьи Оз всё пошло под откос, действо на экране явно забуксовало: Портман знала, что сделать с Фани, но вот куда при этом распихать Амоса и Ари для неё словно осталось загадкой. Пока её героиня медленно, но верно погружалась в свои детские воспоминания и снова и снова переживала трагедию Ровно, которая снова пришла к порогу её дома, заставив вмиг забыть об укладке, помаде и красивых платьях, муж с сыном словно проживают жизнь на заднем плане. Но зритель не Фани и ставить его на её место - большая ошибка, зритель должен был оказаться на месте Амоса Оза, который любит мать и не знает, как себя с ней вести, который любит свою Родину и не понимает, что с ней вообще происходит, почему за несколько дней город покрылся осколками бутылок с зажигательной смесью, а многие его знакомые были стёрты с лица Земли. Ведь мы не погружаемся в мир фантазий, мы отчётливо различаем один повествовательный пласт от другого.
Сюжетные пробуксовки и какое-либо развитие постепенно охладили мой пыл и фильм стал мне нравится гораздо меньше, а уж какая-то сжёванная концовка, которая словно была вырезана из другой картины, и вовсе показалась странной. Нам так тщательно рисовался быт в начале, и так старательно пытались продемонстрировать все грани депрессии во второй половине, что просто не понимаешь: как так фильм дошёл до финальных титров. Отдельный вопрос к линии повествователя: пожилой Амос ходит по узким улочкам израильского городка, щупая рукой стены, будто каждое прикосновение дарит ему воспоминание. Логично, что своему слушателю и кинозрителю он всю эту историю рассказывает не просто так, в конце нас должно ждать откровение, ну типа: тогда я понял, что то-то и то-то и стал тем, кем стал, а это то-то и то-то. Но пластинка будто зажевалась, боясь затянуть хронометраж, Портман просто свернула полотно для демонстрации фильмов и перенесла зрителя через годы.
Я бы поставила 5 первой половине фильма и 3 второй, но оценка едина, так что дебют Портман в качестве режиссёра оценю на 4. Советовать буду, возможно, кому-то фильм понравится больше меня, во всяком случае там есть два неоспоримых плюса:
- становление Израиля показывается весьма наглядно, но на заднем фоне того, что творится в семье Оз: когда пропорции личного и общественного правильно соблюдены и смешаны с историей - это всегда интересно
- после этого хочется найти "Повесть о любви и тьме" в печатном виде и полноценно перенестись в мир, оказавшийся в голове Фани, так что Амос Оз, жди пока я заценю твои творения.
Общее впечатление | Режиссёрский дебют Натали Портман: становление Израиля и жизнь отдельной семьи |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву6