Отзыв: Фильм "Остров" (2006) - Единственное что есть у человека - его жизнь, и только ей он вправе распоряжаться самостоятельно
Этот отзыв я пишу как «алаверды» на предыдущий отзыв hinin. Сразу оговорюсь, что мой отзыв не является противопоставлением моей точки зрения любому мнению, озвученному ранее. Но подвигло на написание своего отзыва – именно характеристика фильма другими людьми. Хочу озвучить свой, поскольку внутренне чувствую в этом необходимость.
Один из основных эзотерических постулатов звучит так: «ваше отношение к ситуации, ваши чувства и виденье представленной ситуации – является отражением вашего внутреннего мира». Если сказать попроще, то: мы видим, что хотим видеть и что соответствует вашим представлениям, на основе наших взглядов на жизнь (боюсь писать – уровень духовного развития, поскольку рискую быть неправильно понятым). Так вот, собственно, мой взгляд на ситуацию, описанную в фильме, на основе моих представлений и чувств.
Тимофей Трибунцев, сыгравший Анатолия в молодости, в своей пятиминутной роли «выложился» весь, отразив всю гамму чувств человека в стрессовой ситуации, под влиянием страха. Люблю этого актера, не отмеченного громкими ролями. На его лице (совершенно отличном от «гламурненьких» лиц современного кинематографа) можно читать все. Он может играть без слов. Находка для немого кино. Если в книгах пишут эпиграфы (цитатами из других источников, не относящихся к повествованию, но описывающих в двух словах тему), как аннотацию к какой-то главе или книге в целом, то сюжет с захватом немцами буксира я бы поставил в качестве эпиграфа ко всему фильму.
Страх – основная движущая сила 90 % людей. Страхи могут быть разные. От потери пуговицы, до утраты жизни. Это такой лакомый кусочек для манипуляций, что возникает соблазн им воспользоваться. И многие этим пользуются. Страх – движущая сила, но в большинстве своем это движение в совершенно противоположном направлении, - ухода от ситуации. Так вот и бежим. Куда бежим, - сами не знаем. Главный герой фильма испугался. От этого никто не застрахован. Страх – нормальное чувство и поддаться ему – совершенно адекватное поведение. Не боятся – только сумасшедшие. Жить с этим более 30 лет – вот что печально. Ежедневно грызть себя за свою слабость на протяжении нескольких десятилетий – разве не пытка? У каждого человека есть выбор, любому человеку предоставляется право на ошибку, причем неоднократно. До тех пор, пока душа твоя одобрит твой выбор. Чего же ждал отец Анатолий? Какого искупления? Что мешало ему отпустить свой грех? Страх мешал. Сначала – страх возмездия за свою трусость перед людьми, потом – страх Божьего суда за свое преступление.
Все мы дети Божьи… Какой же родитель хочет плохого для своих детей? Это что за родитель такой, с садистским упорством вовлекает нас в неприятности, чтобы потом наблюдать, как те, ползая на коленях перед ним, вымаливают прощения? Абсурд, не правда ли? Глубокая печаль на челе Творца нашего, который глядит на комедию, кою мы разыгрываем перед ним. «Мне кажется, что Отец наш небесный, совершенно не кровожадный засранец, коим его представляют» (с) И эта цитата из фильма «Мгла» вполне уместна здесь. Для каждой молитвы – свое время, даже есть устав как вести себя во время служения. Люди добрые… Ну разве Отцу небесному нужны ворчащие бабки у входа в церковь, кричащие одежды священнослужителей, картинные галереи ликов святых (когда одна из основных заповедей – «Не сотвори себе кумира») Почему же многие считают себя рабами Божьими и плачутся в своей слабости и несовершенстве тому, кто создавал совершенных детей своих. Зачем Творцу рабы? Рабы нужны совершенно другим сущностям.
Отцу Анатолию открылись необычайные способности, дар свыше. Как вы думаете, почему? На мой взгляд – все проще пареной репы. Нам постоянно показывают пейзажи окрестностей монастыря. Молчаливое, ледяное, размеренное спокойствие природы, с минимальным влиянием цивилизации. Человеку, не отягощенному особо заботами о своем выживании, довольствующимся тем, что предоставлено, принимать мир в его данности, не составляет труда услышать свой внутренний голос, голос мира. На это способен КАЖДЫЙ человек. Уйдите на 30 лет в лес, отдавшись внутреннему созерцанию без помех и, возможно, ваши способности будут просто волшебными.
Почему другие обитатели монастыря не обладали такими способностями? А они были заняты «важным» делом. Они служили Богу. И ходили на службы как на работу. У каждого были свои должностные инструкции. Только вот у Творца «планов по выработке» нет, и премиальные он выписать не может. Он все что мог УЖЕ отдал. Он дал больше – частичку себя вложил в каждого человека. Что может дать уже все отдавший?
А мы все просим, чего-то, стенаем о несправедливости, завидуем как отец Иов. Вообще… Интересный персонаж отец Иов, в исполнении Дмитрия Дюжева. Будучи вовлеченным в эзотерические круги, среди «авторитетных» эзотериков, я нередко замечал такую тенденцию. Люди, посвятившие себя эзотерике, долгие лета изучавшие труды, практикующие различные гимнастики, медитации и проч. – очень ревностно относятся к молодым «выскочкам», получивших необычные способности «на халяву» при рождении. Их гордость была ущемлена несправедливостью. И они всячески пытались унизить молодых медиумов. Так и отец Иов. Он учился, читал святые писания, духовную литературу, даже некоторые знал наизусть. Как же его коробило, что послушник, кочегар пользуется большей благосклонностью людей и настоятеля, насмехается над ним, выставляет в неприглядном свете. Сказать честно, таких людей я вижу каждый день. Распираемых собственной важностью, но следящих за каждым вашим телодвижением, чтобы, унизив, возвыситься в собственных глазах или глазах окружающих. Но отец Иов прекрасно понимает свое поведение и как оно неприглядно выглядит со стороны, старается исправиться. И чем больше он старается, тем более фальшивой становится его жизнь. Любая попытка угодить, это прежде всего ложь. Сначала тому, кому стараешься угодить, ну а потом себе.
«Нет больше грехов, чем на голенищах архиерейских сапог». Роль отца Филарета в исполнении Виктора Сухорукова, также является очень важной в картине. На самом деле – добрейшей души человек. Административная деятельность и спокойная размеренная жизнь превратила служителя церкви в председателя колхоза. Эта роль его вполне устраивала, он снисходительно относился к причудам отца Анатолия, по-отечески журил, потому что так положено. Желание пуститься в подвижничество – скорее заветная мечта отца Филарета, никогда не осуществимая им, по той простой причине, что ему уже лень… Ему ближе архиерейские сапоги и мягкое пуховое одеяло из Греции. Хоть отец Анатолий и избавил его от этих вещей, но создается впечатление, что отец Филарет найдет себе другие предметы для обожания. И минутное раскаяние, сопровождаемое искренними слезами, скорее всего, забудется им.
Отдельно хотелось сказать про отношение отца Анатолия к людям. Знаете… Чтобы помогать людям, нужно их любить. Для отца Анатолия его дар – это его наказание, насмешка над ним, ирония судьбы. И, действуя, как посредник между Богом и человеком, он и поступал как посредник, совершенно не принимая: ни свое участие в действе (изначально самоустраняясь), ни осознавая своего влияния на действо. Если хорошо приглядеться, то «метод работы» отца Анатолия напоминает нейро-лингвистическое программирование. Существует такое понятие в эзотерике как «согласие Высшего Я». Только с разрешения ВЯ разрешается вмешиваться в судьбу человека, человеку посвященному в таинство тонкого мира, без кармических последствий для последнего. Но отец Анатолий отдает «бразды правления» в руки Бога, снимая тем самым ответственность с себя. Пусть это неосознанно происходит, однако он диктует условия, при которых его лечение или совет будет эффективным, тем самым, создавая программу.
Что касается мирян, тут отдельная история. Много людей нуждается в помощи. Еще больше людей нуждается в наставлении. И желаемый результат может оказаться совершенно неожиданным для них, потребует собственных усилий с их стороны. К этому готовы не все. Проще – переложить ответственность на кого-нибудь, или сослаться на непреодолимые обстоятельства, чтобы ничего не менять в своем укладе. Но в полный сосуд воды не наберешь, и нужно чего-то лишиться, чтобы наполнить свою жизнь другим.
Создается такое впечатление, что отец Анатолий старательно делает из себя мученика. Совсем не обязательно спать на куче угля и ложиться вместо гроба в ящик из-под канатов. Именно - настаивать на этом. Человеку духовно богатому, действительно, все равно где спать и в какой ящик ложиться. Но почему это выставляется напоказ – не понятно. Это что, комплекс юродивого? Дополнительное самоистязание? Мазохизм, честное слово.
Еще одна примечательная деталь в фильме. Отец Анатолий сам себе устанавливает момент смерти. Это удивительная вещь, скажу я вам. Людей, способных уйти из жизни по собственной воле (не убивая себя, а именно - покидая тело) - наперечет. Эзотерики говорят о вознесении, тактично умалчивая, что вознесение - это фактическая смерть тела человека. Что же сделал отец Анатолий. Он вознесся. Мог он сделать это в любое другое время? Определенно – да.
Что мы (я) видим в картине… Бесконечные безмерные муки человека, терзаемого агонизирующей совестью. Человека стремившегося искупить вину молитвами и раскаянием. Какой долгий и тернистый путь, не приносящий ничего, кроме очередной порции боли и душевных мук. Человека, указывающим другим на их недостатки, не способного решить свою проблему в первую очередь. С другой стороны, решив свою проблему, - у него теряется мотивация к жизни. Эта мотивация поддерживалась лишь страхом Божьего суда. Так или иначе, он выполнил свое предназначение. Только чего это ему стоило… Вероятность того, что он выживет после взрыва баржи и попадет в монастырь, обусловлена его жизненным сценарием и следствием сделанного выбора. Он мог вернуться во флот, мог попасть в плен, мог прятаться в одиночку. Вариантов – бесконечное множество. Какова вероятность того, что в иных обстоятельствах он стал бы тем, кем стал? Пожалуй – минимальная.
Так как же: «тварь я дрожащая или - право имею?»…
Фильм тяжелый в плане восприятия. Тягостное впечатление оставляют серые тона пасмурных дней, тоскливая пустота каменного архипелага, тугое, ленивое плескание холодных вод северного моря.
Общее впечатление | Единственное что есть у человека - его жизнь, и только ей он вправе распоряжаться самостоятельно |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву29
с одной стороны вроде бы кассовый
с другой-не шлягер
с одной стороны -Трибунцев и Кузнецов
с дугой -Дюжев и Мамонов(почему то эти пары актеров у меня как бы противоположны)
с одной стороны мне хватило одного просмотра,то есть по моим критериям фильм на один раз-не стоит даже держать в домашней фильмотеке-всё равно второй раз смотреть не буду
с другой стороны-впечатление действительно оставил тяжёлое, образовалась в голове тема для размышления
Вобщем неоднозначный фильм
Отзыв прочитал с большим вниманием-очень благодарен Вам.
А насчёт второго просмотра-так я не про то что фильм -пустышка,а про то что один раз посмотрел не отвлекаясь и думай,шевели мозгами
Способность чувствовать и главное -понимать душой, даны каждому в равной мере и у каждого свой путь. А понимать своей природой сущность своего бытия? А? В этом фильме гланая тема в том , что есть «вещи», которые не купишь не за какие деньги мира… А срез человеческих судеб, характеров в шикарной игре актеров, ведь обличает нас, и задуматься заставляет: почувствовать свою природу, а значит и причастность к вечным не зыблемым истинам и ценностям, к которым в основе своей, тянутся все. Ответ получат все, рано или поздно, но, лучше р))аньше. Вам же - респект!
Он встал на краю дороги вместе с остальными людьми в ожидании. Показалась пышная процессия. Впереди ехала важная персона на красивом коне. За ним следовала многочисленная свита из тысяч последователей. Искатель шепотом спросил своего соседа:
- Это Бог?
— О нет! — ответил человек. — Это Кришна.
Не успела пройти первая процессия, как показалась следующая.
— Это Бог? — вновь спросил искатель.
- Нет, это Мохаммад и его окружение, — был ответ. Процессии шли одна за другой нескончаемой чередой: Будды, Христа и многих других великих пророков.
— Когда же придет Бог? — удивлялся искатель Истины.
Толпа заметно поредела. Уже не звучали фанфары. Искатель устал.
Наконец, на улице кроме него никого не осталось...
И тут появился скромный благообразного вида старичок на белом коне. Его не сопровождал никто...
Искатель с интересом последовал за ним. И тут его осенило: - *Это, должно быть, и есть Бог! Никто так не одинок, как Бог в огромной Вселенной!*
Он подошел ближе и спросил;
— Если ты Бог, почему ты так одинок?
От этих слов глаза Бога наполнились слезами и Он сказал:
- Все люди разделились между теми, кто прошел здесь до меня. И никто не остался со мной, ибо со мной может быть только тот, кто не следует ни за кем.
Искатель Истины проснулся... Оглядевшись, он увидел, что лежит на полу в своем доме.
После этого он начал ходить по домам своих друзей и рассказывать о своем удивительном сне.
— Бог одинок! Бог одинок! — говорил он.
Когда смотрела фильм, местные красоты, которые там показывали, вообще не привлекли внимание. Мне почувствовалось, что "способности" были открыты отцу Анатолию потому что у него в сердце произошли сильные изменения. Такой Любовью какая была у него, больше ни один герой не обладал. Вот и весь секрет :).