5
Отзыв рекомендуют 135 37

Отзыв: Выставка "Пиранези. До и после. Италия - Россия. XVIII-XXI века" в ГМИИ им. Пушкина (Россия, Москва) - Благодаря ГМИИ я узнала, кто такой -этот гениальный Пиранези

Достоинства: Потрясающие работы, которые можно рассматривать бесконечно
Недостатки: ни одного
Здравствуйте, всем!)

И снова мы возвращаемся в Пушкинский музей изобразительных искусств Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Россия, Москва) - великолепно!и я спешу написать еще об одной выставке, разместившейся в эти дни в его стенах - "Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII-XXI". (будет работать до 13 ноября).

Имя этого человека -Пиранези - до сегодняшнего дня мне ни о чем не говорило... И это не удивительно, далека я была от гравюры, никогда особого внимания на ней не заостряла; для меня, конечно, первична живопись... Но вот Пиранези сумел переломить это мое невразумительное восприятие искусства гравюры...

Выставка разместилась в нескольких залах и по обе стороны прекрасной колоннады центрального входа

Выставка Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII-XXI в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия, Москва) фото


И все же, сначала, несколько слов о художнике...

Джованни Баттиста Пиранези родился в октябре 1720 года в небольшом городке Мольяно-Венета. С детства он "варился" в атмосфере искусства. Отец его был резчиком по камню, мастерская которого выполняла заказы известного архитектора Д. Росси. Джованни обучался архитектуре сначала у своего дяди-архитектора, потом у архитектора Скальфаротто; впоследствии подключились уроки живописи и гравюры у Карло Дзукки. Активно занимался самообразованием- изучал трактаты по архитектуре, читал произведения античных авторов, осваивал историю и археологию.

Выставка Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII-XXI в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия, Москва) фото


В 20-летнем возрасте он навсегда покидает свой родной городок и перебирается сначала в Рим, затем на несколько лет в Венецию, а последние 25 лет прожил в Риме до самой смерти. Он был отчаянно влюблен в этот город, обожал его античные объекты, участвовал в археологических раскопках и создал огромное количество гравюр-офортов, изображающих, в основном, архитектурные и археологические находки, связанные с древним Римом, и виды знаменитых мест Рима...

Итак, хоть Пиранези и считался архитектором, но все его проекты практически так и остались на бумаге, а прославился он именно как необыкновенно плодовитый художник-гравюрист, обладающий просто виртуозной техникой создания гравюр.

В течение всей своей жизни Пиранези работал над серией гравюр «Виды Рима». И вот, нам предоставляется возможность посмотреть многие работы в колоннаде Пушкинского

Выставка Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII-XXI в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия, Москва) фото


Вернисаж организован очень интересно. Работы Пиранези дополнены современными снимками 2016 года фотографа Джанлуки Баронкелли.

Выставка Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII-XXI в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия, Москва) фото


То есть мы имеем возможность наблюдать, как выглядели потрясающие архитектурные объекты Рима более трехсот лет назад и сравнить, как они выглядят сейчас.

Итак, фотография Баронкелли...

Выставка Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII-XXI в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия, Москва) фото


... а рядом гравюра Пиранези...

Выставка Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII-XXI в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия, Москва) фото


... и далее сопроводительная табличка с пояснением мест и дат... таков формат выставки по Риму в колоннаде...

Выставка Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII-XXI в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия, Москва) фото


Впечатление от такого "мостика" из прошлого в будущее колоссальное...

Выставка Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII-XXI в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия, Москва) фото


Далее я покажу работы Пиранези без фото Баронкелли, т. к. ограничено количество моих фото в отзыве... а показать хочется многое...

Выставка Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII-XXI в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия, Москва) фото


Наверняка, люди путешествующие и бывающие в Риме, сразу узнают многие его объекты на этих потрясающих работах...

Выставка Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII-XXI в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия, Москва) фото


Лично я просто "приростала" к месту около каждой картины, настолько они впечатляют своей гармоничностью, игрой свето-тени и филигранным исполнением

Выставка Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII-XXI в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия, Москва) фото


Возможно, не все знают, что такое гравюра и как она выполняется... и наверняка кто то подумает, - что ну, начирикал что то человек карандашом и получились такие неплохие графические работы... не слишком это и сложно) На самом деле -все намного сложнее...

Выставка Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII-XXI в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия, Москва) фото


Постараюсь кратко своими словами немного прояснить сей момент

Выставка Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII-XXI в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия, Москва) фото


Действительно, это вид графического искусства, но он связан с долгим и трудоемким техническим процессом. Ведь картины перед нами, своего рода результат печати, оттиска -такого мини-полиграфического производства. Сначала берутся так называемые "доски"(они могут быть из разных материалов, не обязательно деревянные), на которых художник путем мельчайших штрихов специальными инструментами наносит задуманный сюжет, получается рельефная поверхность. Затем специальным образом наносится краска, которая заполняет микротрещины рисунка и, наконец, путем прикладывания и прокатывания бумаги под давлением по доске получается оттиск. Оговорюсь, что есть разные техники нанесения рисунка -высокая и глубокая печать... но это уже такие дебри и детали, про которые, кого заинтересует, надо почитать самостоятельно, но, надеюсь, суть вы уловили...

Выставка Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII-XXI в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия, Москва) фото


Таким образом, гравер -это не только художник, могущий придумать некий сюжет, но и человек, владеющий прикладной рабочей специальностью, специальными инструментами, вынужденный сначала перенести свою задумку на доску чисто механически... ну а краска вступает в дело только на завершающем этапе

Выставка Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII-XXI в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия, Москва) фото


Вот такое непростое это дело -создание гравюр и поэтому мое восхищение просто какое то безграничное от проделанной работы...

Выставка Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII-XXI в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия, Москва) фото


Просто не укладывается в голове, как предусмотреть каждую черточку, каждый штрих, чтобы получилась в итоге вот такая объемная работа со всеми присущими изоискусству тенями и полутенями...

Выставка Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII-XXI в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия, Москва) фото


Часть работ было размещено в Белом зале

Выставка Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII-XXI в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия, Москва) фото


Пиранези отображал в своих работах и разных общественных и религиозных деятелей...

Выставка Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII-XXI в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия, Москва) фото


... различные схемы и карты города и его частей...

Выставка Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII-XXI в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия, Москва) фото


Также, в свое время, он был неплохим предпринимателем, который, например, создавал проекты и эскизы надгробий и различных усыпальниц, оформлял каминные порталы; занимаясь раскопками, реставрировал и воссоздавал многие памятники античного искусства и наряду с гравюрами продавал их, это приносило неплохие деньги...

Выставка Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII-XXI в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия, Москва) фото

Выставка Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII-XXI в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия, Москва) фото

Выставка Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII-XXI в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия, Москва) фото

Выставка Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII-XXI в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия, Москва) фото


Один из следующих залов посвящен еще одной теме художника, целая серия гравюр, прославившая его -"Воображаемые темницы"

Выставка Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII-XXI в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия, Москва) фото


На этих работах видно, насколько потрясающе было воображение Пиранези...)

Выставка Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII-XXI в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия, Москва) фото


... и его неуемная фантазия... Чего только нет в этих подвалах, заполненных разной всячиной под высокими сводами -какими то обломками скульптур, другими, казалось бы, случайными предметами... Но даже в этом хаосе создается впечатление необычайной гармонии... -вот как так возможно?)

Выставка Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII-XXI в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия, Москва) фото


На других работах мы видим какие то мощные цепи, лебедки, канаты... возможно, для пыток?...)

Выставка Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII-XXI в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия, Москва) фото


... все это производит несколько жутковатое впечатление и, одновременно, впечатление безоговорочного восхищения отображения всей этой фантазии на бумаге -ведь это гравюра, а не просто карандашный рисунок

Выставка Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII-XXI в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия, Москва) фото


В этом же зале показана часть работ юного Пиранези в начале его карьеры гравера

Выставка Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII-XXI в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия, Москва) фото


Вот с таких небольших светлых работ он начинал, обучаясь и первоначально подражая другим мастерам -его учителям...

Выставка Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII-XXI в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия, Москва) фото

Выставка Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII-XXI в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия, Москва) фото


И, в очередной раз, восхищаюсь, как же красивы эти своды, портики, торжественные лестницы и скульптуры

Выставка Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII-XXI в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия, Москва) фото


Оказывается ГМИИ практически с начала своего существования обладал весьма внушительной коллекцией листов Пиранези из частных коллекций. Так что на выставке представлены работы не только из Италии, но и из фондов самого музея

Выставка Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII-XXI в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия, Москва) фото

Выставка Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII-XXI в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия, Москва) фото

Выставка Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII-XXI в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия, Москва) фото


Еще один зал рассказывает о влиянии творчества Пиранези на его последователей, в том числе и в Советском Союзе, показаны их гравюрные работы...

Выставка Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII-XXI в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия, Москва) фото


Последователи черпали вдохновение не только в офортах Пиранези, но и в его архитектурных проектах, частенько подражая его стилистике...

Выставка Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII-XXI в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия, Москва) фото


И напоследок показываю удивительную гравюру с изображением профиля великого художника Джованни Баттиста Пиранези, выполненную его сыном, Франческо, тоже гравером. Я, теперь, этот профиль запомню навсегда...

Я очень благодарна ГМИИ за такую прекрасную выставку, расширившую мой кругозор и познания в искусстве гравюры.
Всем интересных событий и добра!)

Выставка Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII-XXI в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия, Москва) фото

Год посещения 2016
Страна Россия
Регион (край, область, штат) Москва
Город или поселок Москва
Общее впечатление Благодаря ГМИИ я узнала, кто такой -этот гениальный Пиранези
Моя оценка
5
Рекомендую друзьямДА

Комментарии к отзыву37

Lacrimosa7002
Теперь и я узнала кто он)
Tasia8
) надеюсь, информация будет полезна для общего развития)
gabudanova
Ну вот, теперь благодаря Вам и ГМИИ и мы узнали про Пиранези, спасибо!
Tasia8
пожалуйста, так здорово что то новое для себя открывать…
Верусик43
Как интересно)
elarik10
Очень интересно
foxic8594
Здорово! Люблю графику!
Tasia8
получается, что теперь и я ее полюбила)
Василий14
Замечательные работы!
Tasia8
согласна с вами, мне понравились…
totoshkin
Прекрасный отзыв,спасибо.А по поводу неприятия гравюры,хочу отметить,что овсе выдающиеся художники прежде всего были хорошими рисовальщиками.Я не знаю великого художника,у которого бы хромал рисунок.
Tasia8
я бы не сказала, что я гравюру не принимала, скорей, не замечала…как то фоном она у меня шла в сравнении с живописью,а на этой выставке я прям обалдела от работ, так все понравилось! Ну а то, что рисунок -основа основ для художника, это и так понятно и сомнения в этом нет…
julite
Потрясающие работы, и как замечательно, что им посвятили отдельную выставку, и что нет запрета на фотосъемку.
Tasia8
да, обычно на временных выставках снимать запрещают, и там, где это разрешено, воспринимается просто как праздник -так хочется оставить на память то, что действительно понравилось…
trav-olga
Вот спасибо за такой замечательный отзыв.
Tasia8
не за что) всегда радуюсь, если отзыв вызывает интерес…
morlanda
Потрясающе! так хочется рассматривать мелочи и детали…
Tasia8
да, каждый уголок его гравюр просто притягивает внимание…
EdenSh
Прекрасные работы, очень интересно! И про автора этих шедевров теперь буду знать) Спасибо за интересную информацию)
Tasia8
Пожалуйста!)
zombi
Татьяна, спасибо Вам большое за то, что и мой кругозор расширили!
Tasia8
Спасибо, Татьяна, за ваш отклик, а уж как вы расширяете кругозор отзовичан и словами не описать…) Взаимообогащение -это здОрово)
Alla41
Познавательно.Столько нового для себя узнала!
ВашаПрекраснаяЭн
Пиранези…Рим…Гравюры. Роскошно. Спасибо!
Tasia8
поняла, что все три понятия для вас близки)
Aruna
Восхитительные у него работы. Сама я делала офорты, но очень мало и простые. А тут такое мастерство
Tasia8
ничего себе, вы прям специалист по офортам, интересно…)
Aruna
Нитакой большой специалист, но художественную школу закончила)
mbp21
Спасибо за экскурсию. Благодаря Вам, посетила заочно.
titatitata
очень познавательно) я вообще о таком не слышала, теперь можно и поумничать)
Tasia8
да, если что, при случае можно будет ввернуть про Пиранези)
strelok-stv
Я тоже раньше ничего не знал об этом художнике, а теперь благодаря вам знаю
Tasia8
вот, согласитесь, здОрово, узнавать что то новое, что было вообще недоступно раньше разуму)
strelok-stv
согласен
lexnadin
видно, что Вы под впечатлением…)
Tasia8
точно, впечатлилась!))
semitcvetik
Спасибо, познавательная экскурсия.