2
Отзыв рекомендуют 88 28

Отзыв: Сериал "Тутанхамон" (2015) - Худший фильм о Древнем Египте из всех, что я когда-либо видела!

Достоинства: Красивые костюмы и декорации, красивый мальчик в роли юного фараона (я влюбилась в него!), хорош Бен Кингсли в роли визиря.
Недостатки: Абсолютная антиисторичность и неправдоподобность сюжета, многие герои (особенно царица Анхесенамон) ведут себя, как полные идиоты; излишняя мылодраматичность и затянутость; вместо правдивого показа конкретной исторической эпохи – сопли в сахаре.
Шалом, уважаемые друзья и читатели моего отзыва!

Я тут подумала, что, пожалуй, пришла пора мне возобновить писать отзывы о книгах и фильмах. И первым фильмом, который я хочу осветить, пусть станет претендующий на историчность мини-сериал про фараона Тутанхамона. Он снят совсем недавно, в 2015 году, производства Канады, и в оригинале, по-английски, зовется «TUT». На днях я как раз посмотрела это издевательство над бедным покойным фараоном (мумия которого наверняка неоднократно перевернулась в своем саркофаге в процессе съемок – от ужаса при виде того, КАК вольно они трактуют его биографию), и теперь киплю от возмущения, которым мне не терпится поделиться с вами. Разделите же мой праведный гнев и вы!...

Хоть я специализируюсь не по Древнему Египту, а по Древней Месопотамии (о чем красноречиво свидетельствует моя Пуабская аватарка и мой шумерский ник – я единственная, кто сидит на «Отзовике» (и не только на «Отзовике») под шумерским именем), но Египет тоже очень люблю, уважаю и вполне разбираюсь в его истории. Поэтому стараюсь не пропускать никаких фильмов, мультфильмов и сериалов на египетскую тему – даже если они никак не затрагивают теорию Палеоконтакта, и показывают не инопланетян, а жизнь людей этой древней страны в конкретную историческую эпоху. Как я уже неоднократно писала во многих своих предыдущих кино- и книжных обзорах (правда, не здесь, не на «Отзовике», а на некоторых других сайтах – кто заинтересуется их прочесть, пишите в личку, поставлю ссылки), я ОЧЕНЬ требовательна насчет знания матчасти – поэтому ни один исторический фильм или книга, где откровенно хромает матчасть, никогда не удостоится от меня ни одного доброго слова! Увы, не стал исключением и этот убогий сериальчик, при просмотре которого я неоднократно хваталась за голову со словами: «Что за бред!? Откуда они это взяли!? Это же совершенно не исторично!»

Стараясь быть объективным критиком, я, естественно, должна отметить не только отрицательные, но и положительные стороны данного детища канадских кинематографистов. Прежде всего, мне хотелось бы похвалить достойную работу художника-постановщика, создавшего неплохие декорации и красивые костюмы. Антураж фильма богат и ярок, экзотика древнеегипетских одеяний передана весьма достоверно и аутентично. Пожалуй, именно художественное оформление является единственной сильной стороной фильма…

Также мне очень приглянулся и запал в душу молодой канадский актер Эван Джогиа, сыгравший самого Тутанхамона. Воистину, очень красивый мальчик с подходящим типажом внешности, чем-то неуловимо похожий на другого древнеегипетского красавчика из другого горячо любимого фильма – на злобного пришельца Ра из первых, классических «Звездных врат». Я просто влюбилась в этого Эвана, настолько он был хорош! Теперь он – один из моих секс-символов, и я буду внимательно следить за его кинокарьерой.

Еще следует, безусловно, отметить хорошую актерскую игру Бена Кингсли, который весьма убедительно изобразил из себя верховного визиря Эйю. Он тоже очень органично вписался в древнеегипетский типаж, чему во многом способствует его характерная восточная внешность (сразу вспомнилась другая его работа – «Принц Персии», где он тоже сыграл визиря). Ему очень импонирует и бритая голова, и старательно подведенные глаза, да и держится он с немалым достоинством. Такой древнеегипетский Фантомас, но ему идет.

Но все остальные персонажи, помимо фараона и визиря, сыгранных Джогиа и Кингсли, увы, не вызвали у меня ничего, кроме изрядного разочарования: ибо на их роли подобрали таких актеров, которые даже отдаленно не напоминают древних египтян! Чего стоит один только «генерал» Хоремхеб – огромный и толстый негр!... (я что-то очень сильно сомневаюсь, чтоб Хоремхеб мог выйти из негров)

А ближайшим другом и соратником фараона, напротив, выступает воин с абсолютно славянским лицом – светлокожий, голубоглазый и бородатый, которому бы, при его-то морде лица, больше бы пристало играть какого-нибудь древнерусского князя (допустим, Александра Невского) или скандинавского викинга.


«Впечатляет» также верховный жрец бога Амона, у которого тоже слишком европейская физиономия, почему-то не сбриты волосы на голове (хотя древнеегипетские жрецы, как известно, старательно брили голову, лицо и все тело), а своими жреческими повадками он похож на какого-нибудь кришнаита, изрядно обкурившегося конопли! Он слишком переигрывает, молится с таким экзальтированным видом, как будто его плющит и колбасит от наркоты, как современного адепта тоталитарной секты. Интересно, откуда сбежал этот обдолбанный служитель психоделического культа: из «Общества сознания Кришны», «Белого братства» или «Аум Синрикё»?... И что именно он курит, от какой травы так торчит?...

Что же касается собственно исторических ляпов, то перечислять их можно очень долго, но я вкратце остановлюсь лишь на нескольких самых главных, которые покоробили меня сильнее всего:

1. Самый главный исторический ляп состоит в том, что Тутанхамон жил отнюдь не в Фивах, а сначала в городе своего отца Ахетатоне (главном культовом центре солнечного бога Атона), а затем переехал в Мемфис. И вряд ли он мог в реальности совершать такие отчаянные подвиги, какие приписывают ему создатели сериала: к примеру, активно участвовать в войнах или тайно переодеваться в лохмотья простолюдина и сбегать из дворца, чтоб побродить среди простого народа и получше узнать жизнь низов общества. Я что-то шибко сомневаюсь в том, что ему бы позволили подобные выходки в духе Гаруна аль-Рашида! Он ведь был слишком юн, неопытен, находился в зависимом положении, и у него с избытком хватало нянек: за ним бдительно присматривали и верховный визирь Эйя, и военачальник Хоремхеб, и сестра Анхесенамон, которая была на несколько лет старше брата и наверняка во многом контролировала его… Показав Тутанхамона бесстрашным воином и отважным лазутчиком, авторы сериала, к сожалению, выдали желаемое за действительное, ибо в реальности данный фараон никакими военными подвигами не прославился – он тихо и спокойно жил себе сначала в Ахетатоне-Амарне, а затем – в Мемфисе, и всю свою короткую жизнь явно находился в тени своих могущественных регентов и советников. Несомненно, он был обязан беспрекословно слушаться и Эйю, и Хоремхеба, и сестру, и во всем выполнять их волю – ибо лишь они трое худо-бедно обеспечивали наследнику Эхнатона хоть какую-то легитимность в стране, только что перенесшей серьезное потрясение в результате радикальной религиозной реформы его отца. У Эхнатона с избытком хватало врагов как при жизни, так и после смерти, и наверняка многие из них не скрывали свое недовольство тем, что на престол возведен сын фараона-еретика. Поэтому юному Тутанхамону было совсем не выгодно ссориться с Эйей, Хоремхебом и царицей, качать права и отстаивать свою свободу! Хоть канадские сценаристы изо всех сил пытались показать его сильным и волевым человеком, в реальности он едва ли являлся таковым, и едва ли мог принимать самостоятельные решения без оглядки на своих покровителей – фактических правителей Египта… Да и здоровье юноши, тоже, увы, оставляло желать лучшего: как известно, в гробнице Тутанхамона найдено несколько тростей, на которые он опирался при ходьбе, что свидетельствует о весьма вероятном наличии у него полиомиелита.

2. Изрядную часть фильма занимает война египтян с митаннийцами, которые выглядят как-то странно, ибо имеют ярко выраженные негроидные черты и гораздо больше смахивают на нубийцев. Хотя всем прекрасно известно, что древнее государство Митанни располагалось отнюдь не в Африке, а в Северной Месопотамии, и его население представляло собой смешанный конгломерат семитов, хурритов и индоевропейцев – но никак не негров! Хурриты – предположительные родственники армян; следовательно митаннийцы должны быть внешне похожи на кавказцев, арабов и евреев. Как представители более северного народа, с изрядной примесью индоевропейской крови, они должны были отличаться более европеоидными чертами лица, и более светлой кожей, чем бронзово-смуглые египтяне. Но в этом дурацком сериале у них почему-то, наоборот, темная кожа, и явно эфиопские физиономии… что за антропологический кретинизм и элементарное неразличение человеческих рас?... Создатели фильма ни хрена не смыслят в антропологии и не в силах разобраться, где эфиопы, а где – семиты и армяне?... А также – ни хрена не смыслят в географии, если запросто перепутали Северную Месопотамию с Нубией?... И почему, интересно знать, в сериале совсем не упоминаются никакие другие древние могущественные империи, которые в ту эпоху контролировали ближневосточный регион?... Куда делись воинственные хетты и кровожадные ассирийцы, премудрые вавилоняне и хитроумные финикийцы?... Почему они ни разу не мелькают на экране и даже не упоминаются в диалогах персонажей?... В результате, у непросвещенного зрителя, даже поверхностно не знакомого с историей Древнего Востока, складывается ложное, обманчивое впечатление о расстановке политических сил в XIV веке до нашей эры: как будто, кроме Египта и Митанни, вообще не существовало никаких других государств, племен и народов, не было международной дипломатии, правители не посылали никуда послов, не заключали никаких договоров, коалиций и соглашений…

3. Эпизод, в котором родственницу фараона выдают замуж за митаннийского царевича, абсолютно неправдоподобен и антиисторичен, ибо хорошо известно, что египтяне никогда не выдавали своих принцесс замуж на сторону – ни за каких иноземных правителей, будь те хоть митаннийцами, хоть хеттами, хоть персами, хоть ассирийцами, хоть вавилонянами! И еще более странно поведение самого жениха, которые, вместо того, чтобы радоваться внезапно привалившему счастью (ибо заполучить в жены родственницу фараона действительно считалось огромной, невероятной удачей по меркам того времени – это бы означало, что фараон признал своего зятя-чужестранца равным себе, и дети, рожденные от подобного брака, могут со временем претендовать на египетский престол), жестоко убивает бедную девушку – и присылает Тутанхамону ее изувеченное тело, проткнутое копьем… Абсолютно идиотский и бессмысленный поступок, в корне противоречащий менталитету тогдашних древних царевичей!

4. Еще меня поразило то, насколько мало в фильме показано различных религиозных обрядов, праздников, церемоний, молений и богослужений – подавляющее большинство героев ведут себя, как полные атеисты, и даже не вспоминают о богах! (или вообще смеют сомневаться в их существовании) Это тоже предельно антиисторично, ибо в ту далекую эпоху атеистов еще не было и быть не могло – все сферы жизни человека того времени, от рождения и до смерти, насквозь пронизывала религия, игравшая важнейшую роль в его судьбе! Абсолютно любого человека – от раба или простого крестьянина до могущественного фараона, считавшегося сыном богов. Основными ежедневными занятиями каждого уважающего себя фараона были молитвы, выполнение обрядов и ритуалов, посещение многочисленных храмов и принесение бесконечных жертв. Люди той эпохи были настолько богобоязненны, что ничего не делали без обращения к богам: они обязательно устраивали торжественное богослужение и приносили обильные жертвы перед каждым важным событием (к примеру, перед началом военной кампании), и по возвращении армии с поля брани тоже первым делом шли в храм, чтоб принести благодарственные жертвы! А тут на войну отправились – почему-то не помолились, и вернулись – тоже не заглянули ни в одно святилище, не возблагодарили богов за дарованную победу… разве древние люди так поступали? Да еще в не столь далеком от нас XIX веке в православной Российской империи ничего не делалось без молитвы, крестного знамения и литургии! При каждом важном начинании обязательно призывали попов, чтоб они все освятили и благословили! – ибо наши предки, в соответствии со своим менталитетом, не мыслили себя без религии, и совсем не разделяли духовное и светское. И уж тем более не мыслили себя без религии древние египтяне, которых греки называли «самым богобоязненным народом в мире» и каждому из которых с детства вдалбывалось, что люди – рабы богов, созданные исключительно для того, чтоб служить своим бессмертным повелителям. У них вообще отсутствовали понятия, привычные для современного человека, такие, как, например, «светские праздники» или «светское искусство» - ибо вся их жизнь крутилась вокруг храма, и смысл ее заключался, прежде всего, в исполнении воли богов. Таковы уж были их ДУХОВНЫЯ СКРЕПЫ!

Если русский православный царь-батюшка не вылезал из церквей и монастырей, регулярно отправлялся в паломничество к чудотворным иконам, нетленным мощам и прочим святыням, то и древнеегипетский фараон тоже вел себя аналогично – то бишь, денно и нощно радел о том, как бы получше угодить богам, почтить каждого бога, никого из них не забыть и не обидеть… Все фараоны были обязаны постоянно возводить новые храмы, с благолепием украшать старые и щедро одаривать духовенство, чтоб заручиться его поддержкой – и никак иначе! Но в бездарном канадском сериале почему-то толком не показана важнейшая, основополагающая роль древнеегипетских ДУХОВНЫХ СКРЕП!

Здесь же из всего огромного пантеона регулярно упоминается только Амон, как будто, кроме него, больше никому не поклонялись; верховный жрец тоже один, хотя на самом деле единого понтифика у египтян не существовало, ибо разные храмы и жрецы конкурировали друг с другом, и каждый пытался возвысить и утвердить именно свой культ в ущерб прочим культам. Кабы в сериале присутствовала хотя бы минимальная историчность, там бы изобразили не противостояние фараона с одним-единственным жрецом одного-единственного бога, а его сложные отношения со многими жрецами разных богов, каждый из которых пытается склонить правителя на свою сторону и дискредитировать соперников.

Почему-то почти не освещено важнейшее событие той эпохи: знаменитая ересь Тутанхамонова отца Эхнатона (солнечный культ Атона) и его ожесточенный конфликт с культом Амона. Батька Эхнатон едва мелькает лишь в самой первой серии, а потом почти ничего не говорится о его радикальной религиозной реформе и ее серьезных последствиях – как для всей страны, так и для судьбы отдельно взятого сына. Совершенно не показаны религиозные поиски, метания и сомнения бедного парня, его нелегкий выбор между традиционным мощным культом Амона и привитой ему с детства верой в солнечного Атона (хотя они у него наверняка были, не могли не быть!) Да имелся ли вообще у него выбор?... Какому богу он поклонялся искренне, от всего сердца, а какой культ ему просто навязали, пользуясь его детским возрастом, наивностью и неопытностью?... Ведь его же изначально нарекли Тутанхатон – и лишь потом переименовали в Тутанхамона, заставили добровольно-принудительно отречься от одного бога – и служить другому… Увы, но духовная жизнь юного правителя в данном сериале совсем не раскрыта – хотя на этом вопросе следовало бы остановиться подробней, ведь вопрос-то исключительно важный и интересный! Но, увы, создатели фильма сделали основной акцент на совсем других вещах: а именно, на затянувшейся войне с негроидными «митаннийцами» и любовно-романтических похождениях пылкого и горячего юноши… Клюквенно-сопливая мылодраматическая линия во многих сценах изрядно смахивает на сюжет старого, хрестоматийного романа «Фараон» Болеслава Пруса и снятого по нему одноименного польского фильма. «Фараон» тоже, разумеется, далеко не шедевр – но поверьте мне, что «Тут» еще хуже и бездарней!

5. Ну, а уж эпизод, где фараон (правда, не по собственному желанию, а исключительно по наущению своих коварных и лицемерных советников, стремящихся очернить его в глазах простого народа), пытается радикальным способом остановить распространение эпидемии, приказав загнать всех зараженных в замкнутый двор и сжечь их живьем – это вообще полная чушь и бред сивой кобылы, который целиком и полностью лежит на совести идиотов-сценаристов! Лично мне ни разу не доводилось читать и/или слышать о подобных зверских способах «борьбы» с эпидемиями, якобы практиковавшихся в Египте или в иных государствах Древнего Востока.

6. Несмотря на в целом хорошие костюмы, отдельные ляпы встречаются и там – допустим, внезапно попадает в кадр странная троица воинов, едущих верхом на лошадях, да еще и со стременами (хотя прекрасно известно, что древние египтяне ездили не на спинах лошадей, а только на колесницах, и стремян в ту далекую эпоху еще не изобрели), да и одежды на них как-то подозрительно много для знойного африканского климата: сапоги, штаны, куртки с длинными рукавами… Как они вообще выдерживают в сапогах, штанах и куртках под палящим египетским солнцем?... Зачем так тепло одеваться в жаркой стране, где вполне достаточно одной набедренной повязки?...

Опять-таки – жрецы со своими волосами на голове, почему-то не бритые и без париков, и глаза тоже почти ни у кого не накрашены, кроме визиря Эйи… какие же древние египтяне без их характерного макияжа? Но тут они почему-то без макияжа.

6. Еще меня поразила странная пустота фараонова дворца, на огромной территории которого почему-то почти не водится ни слуг, ни охранников. Куда, спрашивается, запропастились все слуги и стражники?... Актеров-статистов на их роли, что ли, не нашли?... Денег пожалели?... На статистах решили сэкономить, опять-таки в ущерб историчности?...

Почему любой желающий может совершенно свободно проникнуть во дворец – и так же свободно выйти из дворца, не встретив на своем пути ни одного вооруженного воина, который бы его проверил, допросил и обыскал?... Почему резиденция правителя так слабо охраняется?... Ведь это же – важнейшее здание в государстве, режимный объект, если говорить на языке современности. Да там же секьюрити должны стоять на каждом шагу, как в нашем Кремле! Попробуйте-ка войти в Кремль – да так, чтоб у вас никто ни разу не спросил документов! Вряд ли вам удастся подобный трюк… вы даже близко к правительственной резиденции не успеете подойти, как вас сто раз остановят для идентификации личности, проверят и перепроверят! А тут почему-то никого не останавливают… и любой вор, злоумышленник, даже потенциальный киллер, подосланный убить фараона, имеет полную свободу действий: «Заходите, люди добрые, берите, что хотите!»

Почему любимая фараонова наложница (девушка по имени Сохат), переехавшая жить к нему во дворец, спокойно выходит погулять в город по ночам, причем, совершенно одна?... Почему Тутанхамон не приставил к ней ни одной служанки, ни одного телохранителя?... Почему он совсем не заботится об элементарной безопасности своей любимой женщины?... Да и она сама почему-то оказывается полной дурой, не соображающей таких элементарных вещей, в упор не видящей тех выгод и преимуществ, которые дает ей ее новый, высокий статус!

7. И, кстати, говоря, о наложницах! Как известно, каждому уважающему себя фараону полагался огромный гарем – уж точно никак не меньше, чем у султана Сулеймана в нашумевшем турецком сериале «Великолепный век». Полагался гарем и Тутанхамону, но мы почему-то не видит рядом с ним никаких других женщин, кроме его сестры-жены Анхесенамон и Сохат – простой крестьянки, в которую ему угораздило влюбиться, и он притащил ее во дворец, сделал своей фавориткой. А где же остальные жены и наложницы – количество которых, как известно, должно исчисляться десятками, если не сотнями?... Куда они подевались, интересно знать?... Почему их не видно во дворце?... Почему фараон имеет дело только с двумя (с Анхесенамон и Сохат), напрочь игнорируя всех остальных?... И куда испарились его четыре другие сестры (еще четыре дочери Эхнатона и Нефертити), почему об их судьбе в фильме не сказано ни слова?...

Но, конечно же, все рекорды по идиотизму бьет царица Анхесенамон, чье поведение настолько абсурдно, нелепо и лишено логики, что заставляет серьезно усомниться в ее психической адекватности. Во-первых, она нагло изменяет фараону с его лучшим другом – и Тутанхамон спокойно наблюдает за их романом, но почему-то не карает дерзких любовников. Ему, видите ли, слишком жаль казнить неверную жену и своего друга-изменника, к которому он сильно привязан… Жалеет он их, видите ли, относится с пониманием к их чувствам, проявляет великодушие… Вы можете себе представить подобную ситуацию в турецком сериале «Великолепный век»!? Можете вообразить, чтоб одна из жен султана Сулеймана завела роман с его визирем Ибрагимом – и Сулейман спокойно отнесся к ее предательству, всех простил и никого не наказал!? Да он бы тут же с ними обоими расправился – мгновенно, жестоко и безжалостно! Иначе и быть не могло: ведь в ту эпоху супружеская измена царицы считалась государственным преступлением, и каралась по всей строгости тогдашних законов! Это был, ни много, ни мало, вопрос престолонаследия: ведь, если царица заводила себе любовника, это автоматически лишало легитимности ее детей, отцовство которых вызывало понятные сомнения… Во все века основной функцией любых цариц было рождение наследников; и, понятное дело, она должна была рожать их от законного мужа, а не от случайных хахалей. Ни один султан, фараон или иной восточный деспот не смирился бы с изменой жены, не проявил бы в данном случае никакого великодушия и милосердия! А Тутанхамон почему-то прощает и смиряется – и очень долго… Его терпение лопнуло лишь тогда, когда он пропал без вести на поле боя – а коварная Анхесенамон, пользуясь его отсутствием, вознамерилась заключить официальный брак со своим фаворитом – и, соответственно, короновать его как нового фараона. Но не успели водрузить на него корону, как в самый разгар церемонии во дворец ворвался чудесно спасшийся Тутанхамон, и пронзил соперника мечом – но жену-сестру почему-то снова простил, не тронул, даже не бросил в тюрьму и не отправил в ссылку. Непонятно, на что он вообще рассчитывал после того, как она уже однажды предала его, показав свою подлую, двуличную, лицемерную натуру?... Потрясающая наивность и доверчивость для древневосточного правителя!...

Ладно бы, фараон был старым и уродливым, как в знаменитом фильме «Мумия», где наложница из гарема Сети Первого заводит роман со жрецом Имхотепом! Тогда бы я еще понимала, зачем Анхесенамон на свой страх и риск завела любовника… Но ведь на роль Тутанхамона подобрали очень красивого, молодого и сексуального парня! (кстати сказать, гораздо симпатичней его друга-соперника, с которым она ему изменяла, и который как раз таки особой красотой не блистал) Чем же он не устраивал свою супругу?... Вряд ли тем, что являлся ее братом – ибо в Древнем Египте подобные кровосмесительные браки между ближайшими родственниками считались обычным делом, никого не удивляли и не шокировали. Ума не приложу, чего девке не хватало!?... Ее поведение – бред полный!

Но это еще не все! Лишившись любовника по воле своего мужа-брата, Анхесенамон начинает устраивать ему сцены ревности, пытаясь устранить свою соперницу – девушку-простолюдинку Сохат. В конце концов, у царицы настолько сносит крышу на почве ревности, что она врывается в комнату спящей Сохат – и собственноручно душит ее! (при этом ей почему-то никто не мешает – ни одна служанка и ни один телохранитель, ибо любимой фаворитке фараона почему-то никто не прислуживает, и никто не стоит на страже у ее спальни) Душить своими руками – это надо додуматься, однако!... Зачем действовать так грубо, топорно, кустарно и неумело!? Как будто нельзя избавиться от соперницы при помощи другого, более простого и надежного способа – допустим, отравить ее, как испокон веков делалось в гаремах…

И еще кровожадная Анхесенамон собственноручно убивает солдата, не выполнившего ее приказа – заманивает его в темный закоулок и вонзает в него кинжал. Хрупкая девушка одним ударом отправляет к Осирису крепкого тренированного мужчину-воина – и он мгновенно гибнет под ее руками, даже не успев ничего толком понять – очень «правдоподобно», да! Одним словом – не царица, а маньячка какая-то!... Ей бы не страной управлять, а киллером работать…

Лишь после убийства любимой наложницы Тутанхамон наконец-то не выдерживает и приказывает арестовать свою явно помешанную супругу. Но, увы, уже оказывается слишком поздно: он тяжко ранен в бедро во время очередной стычки с неграми, упорно выдаваемыми за митаннийцев – и его дни уже сочтены… Однако, буквально за сутки до смерти он ухитряется еще и расправиться со своим главным врагом – верховным жрецом Амона, похожим на обкуренного кришнаита. Он таки убивает коварного мракобеса, и затем умирает с чувством глубокого удовлетворения и выполненного долга перед Родиной. Мораль сей псевдоисторической сказки проста, как лапоть, и ее можно выразить одной фразой: «Он погиб, но не сдался. Мертв, но не сломлен!» И это – главное, что хотели сказать нам создатели сериала…

Как вы понимаете, друзья, я вряд ли могу советовать к просмотру подобную галиматью, в которой даже не ночевала подлинная историчность, логика и здравый смысл. Эту чушь можно посмотреть лишь с одной-единственной целью, а именно: чтоб поржать над тупостью и бездарностью ее авторов! Такие сюжеты нельзя воспринимать всерьез и искать в них какие-то философские глубины, которых там просто нет и быть не может.

Пожалуй, единственные, кому я могла бы порекомендовать сей жалкий и беспомощный сериал, это так называемые кеметисты – горячие поклонники Древнего Египта, которые с сектантским упорством и фанатизмом смотрят и читают все подряд, что имеет хотя бы отдаленное отношение к их любимой теме. Есть среди них отдельные особи, которые фанатеют именно по эпохе Амарны, увлекаются историей Эхнатона и его семьи, скрупулезно изучают их XVIII династию… Вот для них подобный фильм – как раз то, что надо! Как говорится: только для узкоспециализированных фанов, остальные вряд ли оценят. Кто не сходит с ума по Тутанхамону, тому лучше не смотреть.
Время использования 1 раз
Общее впечатление Худший фильм о Древнем Египте из всех, что я когда-либо видела!
Моя оценка
2
Рекомендую друзьямНЕТ

Комментарии к отзыву28

Тверичанка
Почему-то после такого подробно отзыва захотелось посмотреть этот фильм)
Ninochek
а я не буду даже начинать))
Maxine
было интересно прочитать ваш отзыв)
СразбегуНаГрабли
Аж мурашки от вашего отзыва!
Полностью согласна с вашим возмущением, хоть и не знаю 1/100 того, что знаете вы)))
anndelight
Масштабный отзыв, интересно было почитать )) Сериал смотреть не буду. По мере прочтения вспомнилась книга Кристиана Жака "Запретный город", там на мой взгляд и быт передан хорошо, и религиозность египтян.
colnishko
Детально проработанный отзыв, но точно пропущу!
Catherine1
Жалб. Много читала про этого фараона
elka-topor
Много интересного подчеркнула из вашего отзыва!
NNNNN77
Очень интересно. Имена конечно сложные.
AnnaKhaleesi
Да, об этом сериале много негативных отзывов и на Кинопоиске и других ресурсах, смотреть не стала. Я сама люблю историю и терпеть не могу, когда ее явно переделывают. Из-за этого меня всегда возмущали "исторические" романы Дюма. Когда пишешь/снимаешь отсебятину, зачем трогать исторических персонажей? Задействуй вымышленных, благо жанр художественной литературы/кинематографа это позволяет.
Магнитка
Отзыв классный, как урок истории).
Lubovka-103
Снимут же такое!)Бессовестные невежды)
Особенно развеселил киноляп, вами подмеченный, про египтян в седле)))
Отзыв отличный, приятно было почитать, весело)
Bonitka
Шикарный отзыв, посмеялась. Насчет женушки-изменщицы это вы правы, конечно, вряд ли такое могло быть.
Yulinha
Как подробно… Очень интересно!
Amber28
Какой сильный и интересный отзыв Вы написали, просто прочитала и пополнила свой багаж исторических знаний.
Рута
«Что за бред!? Откуда они это взяли!? Это же совершенно не исторично!»
И как же часто приходится произносить эту фразу при просмотре исторического кино! Отзыв разгромный, стиль написания - профессиональный, приятно читать.
Meow-Meow
Еще, наверное, за документальный фильм выдают :)) Раздражает, что иностранцы в каждый фильм негров пихают, даже если они там совершенно ни к чему.
InRost
ужасно, когда все перевирается в кино, я против этого
mtv72
Познавательно. Спасиб. Даже страшно представить Ваш отзыв о новой поделке-фильме "Боги Египта".))
Нинхили Амаги
Об этом фильме все никак не напишу… но зато сейчас поставлю Вам ссылку на свой отзыв (на другом сайте) об одной книге на тему шумерской мифологии. Это Вы еще не читали моих произведений о Древней Месопотамии и шумерских богах! Сейчас поставлю ссылки на них.
Эмца
Те, кто сходит с ума по Эхнатону-Тутанхамону, тем более подавятся этим бредом. Кстати, у нас с Вами схожий подход к историчности исторических сериалов. Я писала критику на "Великолепный век". Можете взглянуть в профиле, если интересно. К сожалению, ссылку вставить сегодня уже не могу.
Нинхили Амаги
Хорошо, я обязательно посмотрю этот отзыв в Вашем профиле. Поставить Вам ссылки на некоторые другие свои статьи на тему некоторых бездарных псевдоисторических книг и фильмов, выложенные не здесь, а на других сайтах?…
Эмца
В личку, мне будет интересно.
Аннушка1609
Отличный отзыв! Много полезной инфы о истории Египта почерпнула)
Критик1982
Во многом согласен. Своих дочерей фараоны не выдавали за иностранных государей. Наверное первый случай - фараон Шешонк 1 из 22 ливийской династии. Он за Соломона отдал. Тот даже дворец ей отдельный соорудил, так обрадовался. Не согласен по поводу романа и фильма "Фараон". Может и там ляпов хватает, но морды актеров египтоподобные, религиозная жизнь показана, жрецы лысые, богам молятся)) Сам Б.Прус не с бодуна писал, он много чего прочел по данной тематике, конечно в рамках знаний 19 века. Скажите мне, кто лучше смог роман о древнем Египте написать))) А в этом сериале ляпов и несуразностей очень много. Эхнатон заседает почему то в Фивах, а не в Ахетатоне, росписи на стенах его дворца изображают, например Гора, хотя Эхнатон ему не поклонялся, а наоборот отрицал))) Сцена казни какого-то отравителя, наверное, для Египта уж слишком жестокая. По меркам древнего востока Египет вообще либеральная страна (конечно относительно). Это где-то в Ассирии кожу бы не то что с отравителя и его семьи, но и всех соседей бы сняли и на кол посадили. В Египте же, во-первых, его судил бы суд. Да-да, не удивляйтесь, суд там был. Во-вторых, если его жена и ребенок не замешаны в заговоре, то им бы ничего не было. Ну может в ссылку бы отправили. Но вряд ли устраивали прямо б такую кровавую баню во дворе дворца. При этом полководец Хоремхеб прям лично вместо палача работает))) И почему Хоремхеб негр? Хоремхеб, на секундочку, тоже будущий фараон, вряд ли б египтяне фараоном негра б поставили. Времена 25-й нубийской династии были еще только впереди. И вообще в сериале мало персонажей. Возьмите, например, "Борджиа", там и интриги есть и сюжетные линии, действующих лиц много. А тут вроде как кроме фараона, его жены, наложницы, Эйе, Хоремхеба и какого-то там главного жреца, по сути и нет никого. Много, кстати, типажей с явно европейскими чертами лица. Доспех воинов выглядит неубедительно, вряд ли такое носили на древнем востоке в 14 веке до н.э. В войске почти нет колесниц.
Критик1982
В египетском войске было много колесниц, тысячи. И в армиях их противников тоже тысячи. Колесничие - элита древних армий. Вот у них и доспех был, но не такой аляповатый как в сериале. А доспех пехотинцев, например, был весьма хилый, если у кого и был, а не такой как тут. Времена Римской Империи еще не настали))) А эти наименования - "генерал", "капитан". Ну не было тогда таких званий. Этим кстати, весь Голливуд грешит. Полностью согласен с тем, что вряд ли фараоны по подворотням шарились))) Не царское это дело, ну да ладно))) Да и был товарищ Тутанхамон весьма нездоровым молодцем. Хромой, хилый, с генетическими дефектами (продукт кровосмешения династии). А уж на войну как ходит! Даже вполне себе здоровые фараоны сражаются на колесницах, в окружении гвардии, в боевом облачении, которое включает в себя и синий боевой шлем-корону. Почитайте что пишут историки о битве Рамсеса 2 с хеттами. Фараон там именно на колеснице.
Критик1982
А в первой серии сцена с поиском каких-то "митанийских шпионов", которые аж до Фив доползли и прятались там в пустыне, как шакалы))) Можно подумать, что шпионами проще было торговцами и послами быть. Так обычно и было. Более того, тут их просто убивают, даже не допросив))) Действительно, а зачем?)) Даже не интересно никому кто их послал, что разведали и т.д.))
Ладгерд
Не было у парня полиомиелита, если верить последним исследованиям его останков. Лет в 16-17 у него начал развиваться наследственно обусловленный костный некроз то ли правой, то ли левой стопы. Был ли он воином? Его учили. Ведь он по имени и по рангу Тут Анкх Амон - живое воплощение Амона (так его имя переводится), а был Тут Анкх Атон соответственно - обязан был уметь постоять за честь Египта. Как фараон, потомок богов и как живое богов воплащение на этой бренной земле. Что, не так что ли? Разве Амон врагов не поражал? Да уж как же, Апопис свидетель! Чем? Солнечными стрелами. Вот и этого паренька учили обращаться с луками с тех самых пор, как малыш сделался способен этот самый лук в руках удержать. В его усыпальнице нашли, если не ошибаюсь, где то с пять деястков разнообразных луков. На, паренёк и не в чём себе на том свете не отказывай) Выбирай по душе из своего прижизненного арсенала. И стрел положили. Пользованых при жизни - учёные делали выводы по аммартизации наконечников. А так же "с собой" пареньку дали маленько колесниц. Штуки четыре, а может чуть больше. Крутые колесницы по тому времени. Шустрые, устойчивые, лёгкие, послушные на скорости. Колёса из двух ободов - считай внешний обод прообраз шины. Можно менять. Шик! Древние "Феррари" и "Ягуары". А в одежде, приданной " с собой" нашлись и "корсеты", которыми можно затянуть тело, что бы вебрация при безрессорной езде не навредила внутренним органам, нашлись покрывала на плечи, что бы не обгореть при катании, руковицы, что бы кожу рук об вожжи не спороть. Парень знал толк в скоростной езде на колесницах. И в стрельбе из лука. Ведь всё это он использовал при жизни.
В бытность его фараоном как раз было восстание самой жирной колонии Египта Нубии. Если у снимавших фильм профанов завалялось столько негров, сделали бы их нубийцами… Паренёк провёл в должности фараона десять лет, поди ж ты. Вырос.Почти дважды папа! Две мумийки дочурок вместе с ним захоронили. Правда малышки не жили ни дня. Одна была выкидышем, не доношенным на 4 или 5 месяцев, вторая родилась мёртвой и с предполагаемым синдромом морфана - битые гены. Не известно, принемал ли фараон участие в подавлении бунта в нубийской колонии (роспись на стенах гробницы его чиновника,наместника Нубии, намекают, что мог), но ко времени своей смерти вполне мог поучаствовать в войне с хеттами. Есть некие барельефы и обрывочные записи на остатках блоков разрушенных храмов, там изображён этот самый "хилый" паренёк, лихо правящий колесницей, давящий врагов и заодно ловко пускающий стрелы в неприятеля. А неприятель - маленькие жалкие человечешки - активно извивается под колёсами его гиганской колесницы)) Был ли он воином? Последним из фараонов-воинов династии, продолжение которой он дать так и не смог? Правда водил войска на хетских супостатов и нубийских баламутов? Может и водил, отсель не видно.Столько ж лет прошло! Взрослели они тогда точно раньше. И умирали тоже намного раньше. Был ли воином - кто знает? Но охоту любил, стрелял наверное метко - столько лет учили! -, судя по записям о нём и рыбалкой занимался) Хромал? Нет, это так уже не назовёшь. На рентгене такие повреждения костей стопы, суставов пальцев в районе смычки со стопой, что он скорее всего вообще избегал наступать на больную ногу. Адская боль. Так жаль паренька! А перед смертью ещё и ногу чуть выше колена сломал. С обильным повреждением мягких тканей. Вроде как открытый перелом заработал. И в довершении всего генетики выявили у него геном вируса малярии, да не просто какой нибудь, а самой наипаскуднийшей, от которой и сейчас запросто умирают неудачливые люди. У меня этот парень вызывает уважение и сострадание.