Отзыв: Фильм "Слон" (2003) - Очень важный фильм, но, скорее, техничный этюд, чем полная картина
Достоинства: режиссерская работа; натуралистичность; заставляет задуматься;
Недостатки: нет достаточного психологизма; нет объяснений происходящему;
Фильм «Слон» - это один из призеров Каннского фестиваля, он получил Золотую пальмовую ветвь 2003 году, а также несколько других премий.
Эта кинокартина снята по мотивам реальных событий, произошедших в американской школе Колумбайн 20 апреля 1999 года, когда два подростка, 17ти и 18ти лет, ученики этой школы, совершили массовый расстрел. Несмотря на то, что все показанное довольно близко к реальности, в фильме есть все же и много отличий. Но, в то же время, я не думаю, что режиссер ставил себе задачей воссоздать полную и точную картину произошедшего.
Фильм довольно нестандартный, и не очень понятно, с чего начинать. Я обычно пишу небольшой абзац, где описываю завязку, но тут это сделать невозможно, потому что сюжет нелинеен. Да и вообще, есть ли там сюжет, – это отдельный вопрос. В фильме большую часть показывают отрывки из жизни школьников в предшествующий день и в тот самый день, причем зритель смотрит на происходящее глазами разных людей. Когда внимание переключается с одного на другого ученика, то показывается и немного другой отрезок времени, так что время в фильме скачет вперед и назад, и у меня только под конец в голове сложилась вся последовательность событий. Наверное, отчасти для того, чтобы зрителю было легче сориентироваться во времени, одно событие может быть показано несколько раз, с точки зрения двух или трех учеников.
Вообще, постановка фильма довольно интересна. Я не киновед, так что, думаю, я не вправе судить о режиссерском мастерстве, но даже я поняла, что тут работал профессионал, с нестандартными подходами. Например, когда начинают показывать нового ученика, то камера как бы следует по его пятам, проходя с ним по коридорам школы, и складывается впечатление, что ты преследуешь девушку или парня. Актеры почти все непрофессиональные. Я читала, что на роли подростков были наняты ученики старшей школы, и режиссер во время съемок их просил говорить, что в голову придет, то есть сценарий не был прописан до деталей. Поэтому диалоги довольно естественны: воркование влюбленных, бессмысленная болтовня трех подружек, обсуждение на собрании.
Но, по этим же причинам, фильм большую часть довольно меланхоличен, и даже складывается ощущение бесцельности происходящего. Тут, как я поняла, возвращаясь к началу отзыва, главной задачей фильма было настроить зрителя на «волну» школы через такие будто бы случайные зарисовки. Очень важно, чтобы зрителю показалось, что он смотрит на жизнь настоящих людей, а не на игру актеров, выучивших роли. А надо это для того, чтобы у зрителя было впечатление реальности происходящего, а не просто голливудского трэш-хоррора.
А вот под конец начинается сюжет, который завершается жутким образом. Но не могу сказать, что фильм меня напугал или как-то лишил душевного равновесия. Конечно же, трагедия в школе Колумбайн ужасна, и сама мысль, что кто-то может ворваться в место, где учатся дети и направить на них оружие, отвратительна. В фильме все показано довольно обыденно, без какого-то накала страстей или пафоса, все очень просто. Хотя, наверное, в жизни все так и есть. Возможно, в этой простоте и скрывается весь ужас, потому что фильм доносит до зрителя тот факт, что такое может произойти где угодно. А может, ужас еще в том, что, смотря подобные фильмы, мы можем оставаться спокойными и хорошо спать по ночам.
Но, само собой, фильм «Слон» не оставил меня равнодушной. Он заставил меня задуматься о тех подростках и уже взрослых людях, которые начинают вдруг делать такие ужасные вещи. Какие такие цели, какие размышления могут привести человека к массовому расстрелу в школе? Ведь мы с раннего детства учим заповедь «не убей», и что в конституции одна из самых важных статей «каждый имеет право на жизнь». Да и биологически мы не убиваем себе подобных без жизненно важной причины. Так что же снимает все эти преграды, что это за суперсильное побуждение, которое может пойти против биологии, и традиций, и моральных установок одновременно? Более того, куда девается инстинкт самосохранения, самый сильный наш инстинкт? Ведь понятно, что и у самого преступника очень мало шансов остаться в живых.
Но в фильме нет никаких ответов на эти вопросы. То есть в фильме есть намеки на официальные версии, как-то: увлечение компьютерными стрелялками и нацизмом, а также творчество Мэрлина Мэнсона и конфликты с одноклассниками. Но мне кажется, что этого мало. Многие дети сталкиваются с такими вещами, но только единицы берут оружие в руки.
Несмотря на то, что фильм, безусловно, важный, и с режиссерской точки зрения отлично продуман, я, все же, поставлю ему четыре на том же основании, на котором написаны некоторые отрицательные отзывы кинокритиков. Дело в том, что от подобных авторских фильмов, особенно получивших премии и награды, хочется увидеть какой-то оригинальных анализ событий или какую-то точку зрения на то, что произошло, хотя бы какое-то объяснение. Но тут ничего этого нет.
В общем, по сути, фильм «Слон» - это фильм-иллюстрация, а не фильм-размышление. Если проводить аналогию, то это будто бы камень покрасить как яйцо. Он может быть очень реалистичным, но съесть его будет нельзя, потому что это и не яйцо вовсе. Еще одна аналогия, даже лучше предыдущей - этюд человеческого лица, который художник намеревается вставить в картину. Лицо само по себе технично исполнено, но куда устремлен взгляд этого человека, что с ним происходит без контекста большой картины не понятно.
Так и с этим фильмом, событие показано очень хорошо и жизненно, но что за ним стоит не показано, потому что показали на самом деле не жизнь, а только событие, вырванное из контекста всего множества сложных человеческих отношений и психологических переживаний.
Эта кинокартина снята по мотивам реальных событий, произошедших в американской школе Колумбайн 20 апреля 1999 года, когда два подростка, 17ти и 18ти лет, ученики этой школы, совершили массовый расстрел. Несмотря на то, что все показанное довольно близко к реальности, в фильме есть все же и много отличий. Но, в то же время, я не думаю, что режиссер ставил себе задачей воссоздать полную и точную картину произошедшего.
Фильм довольно нестандартный, и не очень понятно, с чего начинать. Я обычно пишу небольшой абзац, где описываю завязку, но тут это сделать невозможно, потому что сюжет нелинеен. Да и вообще, есть ли там сюжет, – это отдельный вопрос. В фильме большую часть показывают отрывки из жизни школьников в предшествующий день и в тот самый день, причем зритель смотрит на происходящее глазами разных людей. Когда внимание переключается с одного на другого ученика, то показывается и немного другой отрезок времени, так что время в фильме скачет вперед и назад, и у меня только под конец в голове сложилась вся последовательность событий. Наверное, отчасти для того, чтобы зрителю было легче сориентироваться во времени, одно событие может быть показано несколько раз, с точки зрения двух или трех учеников.
Вообще, постановка фильма довольно интересна. Я не киновед, так что, думаю, я не вправе судить о режиссерском мастерстве, но даже я поняла, что тут работал профессионал, с нестандартными подходами. Например, когда начинают показывать нового ученика, то камера как бы следует по его пятам, проходя с ним по коридорам школы, и складывается впечатление, что ты преследуешь девушку или парня. Актеры почти все непрофессиональные. Я читала, что на роли подростков были наняты ученики старшей школы, и режиссер во время съемок их просил говорить, что в голову придет, то есть сценарий не был прописан до деталей. Поэтому диалоги довольно естественны: воркование влюбленных, бессмысленная болтовня трех подружек, обсуждение на собрании.
Но, по этим же причинам, фильм большую часть довольно меланхоличен, и даже складывается ощущение бесцельности происходящего. Тут, как я поняла, возвращаясь к началу отзыва, главной задачей фильма было настроить зрителя на «волну» школы через такие будто бы случайные зарисовки. Очень важно, чтобы зрителю показалось, что он смотрит на жизнь настоящих людей, а не на игру актеров, выучивших роли. А надо это для того, чтобы у зрителя было впечатление реальности происходящего, а не просто голливудского трэш-хоррора.
А вот под конец начинается сюжет, который завершается жутким образом. Но не могу сказать, что фильм меня напугал или как-то лишил душевного равновесия. Конечно же, трагедия в школе Колумбайн ужасна, и сама мысль, что кто-то может ворваться в место, где учатся дети и направить на них оружие, отвратительна. В фильме все показано довольно обыденно, без какого-то накала страстей или пафоса, все очень просто. Хотя, наверное, в жизни все так и есть. Возможно, в этой простоте и скрывается весь ужас, потому что фильм доносит до зрителя тот факт, что такое может произойти где угодно. А может, ужас еще в том, что, смотря подобные фильмы, мы можем оставаться спокойными и хорошо спать по ночам.
Но, само собой, фильм «Слон» не оставил меня равнодушной. Он заставил меня задуматься о тех подростках и уже взрослых людях, которые начинают вдруг делать такие ужасные вещи. Какие такие цели, какие размышления могут привести человека к массовому расстрелу в школе? Ведь мы с раннего детства учим заповедь «не убей», и что в конституции одна из самых важных статей «каждый имеет право на жизнь». Да и биологически мы не убиваем себе подобных без жизненно важной причины. Так что же снимает все эти преграды, что это за суперсильное побуждение, которое может пойти против биологии, и традиций, и моральных установок одновременно? Более того, куда девается инстинкт самосохранения, самый сильный наш инстинкт? Ведь понятно, что и у самого преступника очень мало шансов остаться в живых.
Но в фильме нет никаких ответов на эти вопросы. То есть в фильме есть намеки на официальные версии, как-то: увлечение компьютерными стрелялками и нацизмом, а также творчество Мэрлина Мэнсона и конфликты с одноклассниками. Но мне кажется, что этого мало. Многие дети сталкиваются с такими вещами, но только единицы берут оружие в руки.
Несмотря на то, что фильм, безусловно, важный, и с режиссерской точки зрения отлично продуман, я, все же, поставлю ему четыре на том же основании, на котором написаны некоторые отрицательные отзывы кинокритиков. Дело в том, что от подобных авторских фильмов, особенно получивших премии и награды, хочется увидеть какой-то оригинальных анализ событий или какую-то точку зрения на то, что произошло, хотя бы какое-то объяснение. Но тут ничего этого нет.
В общем, по сути, фильм «Слон» - это фильм-иллюстрация, а не фильм-размышление. Если проводить аналогию, то это будто бы камень покрасить как яйцо. Он может быть очень реалистичным, но съесть его будет нельзя, потому что это и не яйцо вовсе. Еще одна аналогия, даже лучше предыдущей - этюд человеческого лица, который художник намеревается вставить в картину. Лицо само по себе технично исполнено, но куда устремлен взгляд этого человека, что с ним происходит без контекста большой картины не понятно.
Так и с этим фильмом, событие показано очень хорошо и жизненно, но что за ним стоит не показано, потому что показали на самом деле не жизнь, а только событие, вырванное из контекста всего множества сложных человеческих отношений и психологических переживаний.
Время использования | 81 минута |
Общее впечатление | Очень важный фильм, но, скорее, техничный этюд, чем полная картина |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву36
Я говорю о том,что подростковый этап своего рода ключ,показатель что воспитали в ребенке,в какой среде он рос,что унаследовал. Подростковый период своего рода испытание,проверка на вшивость,кто то проходит(в кого вкладывали хоть какие то ценности и понятия),а кто то нет