Отзыв: Фильм "Я прелесть, живущая в доме" (2016) - Как-то в полночь, в час угрюмый, полный тягостною думой Над старинными томами я склонялся_в полусне...
Достоинства: Композиционная, техническая и сюжетная стороны в абсолютном единении; режиссер последователен в нагнетании эмоций
Недостатки: Рут Уилсон не совсем подходит для роли Лили (на мой взгляд)
Пожалуй, я понимаю, чем вызваны частые негативные отзывы-рецензии о "Прелести" в интернете. Это - фильм-состояние, с которым нужно совпасть, и если он пришелся не ко времени, если не нашел отклика в душе, значит, вы просто не в том настроении.
Я попытаюсь описать: в эти дни вы совершенно по-особому себя чувствуете. Вы медлительны, рассеянны, вам трудно на чем-то сосредоточиться. Вы притихший, бродите как тень, не испытывая эмоций. В такие дни вам будто доступно что-то тонкое, что-то далекое становится ближе, будто какое-то знание открывается. Близкие будто чувствуют это и не трогаю вас лишний раз, позволяя задержаться в этом полусне, полутрансе.
Если вам знакомо то, о чем я говорю, то вы сейчас уже уловили настроение фильма. "Я прелесть, живущая в доме" - это козырной не сюжет, хотя аннотации обещают нечто фееричное. Это не действие, хотя жанр и определен как триллер. От триллера тут, пожалуй, только элементы внешнего антуража: дом с призраком, старая, выжившая из ума писательница, сиделка, ищущая то ли заработка, то ли уединения... Это не чудовищные привидения, жаждущие людской кровушки, хотя по дому и бродит прозрачная девушка с лицом, повернутым в противоположную сторону от ног. Это не содержательные диалоги, хотя голос за кадром звучит часто, пытается что-то поведать... Так что же это?
Это то, о чем я писала в самом начале: полусон, полугипноз, полутранс. Мутный, шокирующий, напряженный, давящий. Вопросов множество, ответов - никаких. И вроде бы завязка фильма обещает некую конкретику, что-то похожее на "Тринадцатую сказку": старая леди, написавшая массу книг, упорно подменяющая имя своей новой компаньонки на другое... Ведь в этом что-то кроется! Ведь наверняка что-то прояснится, стоит молодой сиделке прочесть одну из книг!
Стоп. Фильм слишком необычный даже для тех, кто, как и я, очень любит "ужасы про дома". Дело в том, что мы всегда ждем от произведения внятной композиции, сколь мудреной она не оказалась; понимание хронологического строя, смысла событий, связей персонажей друг с другом - залог внимания зрителя/читателя. Детектив ли, мелодрама, боевик, мистика - но мы легче реагируем на то, что нам понятно. И бойся, режиссер/писатель, преподнести нам какой-либо другой вариант: ты рискуешь в лучшем случае оказаться в кругу авторов "не для всех", в худшем - стать аутсайдером. Оз Перкинс, режиссер "Прелести", оказался достаточно рисковым парнем: более-менее выдержав стандартный композиционный строй, он наполнил все его этапы тяжело воспринимаемым содержанием.
И ведь никто из посмотревших не скажет, что не понял, о чем фильм, где предыстория, чем все закончилось, в этом отношении все всё поняли. Но жалуются на тебя, Перкинс: затянул, убил нытьем, заставил скучать и зевать! Это ж где такое видано: триллер с привидениями, а зритель сидит да приговаривает: "Зевота, зевота, перейди на Федота..." (да знаю я, что "икота" должно быть, но подходит же!).
Фильм слишком статичен: вот в чем проблема. Немногочисленные его персонажи живут в доме, не покидая его стен, рутинное их бытие не отличается многообразием событий, кадры не пестрят лицами, скупые диалоги бедны на эмоции. Да еще этот голос за кадром - с него фильм начинается, им же заканчивается. Лили, сиделка рассказывает о себе реальной и о себе призрачной, отсылая зрителя к неведомой девушке, ставя себя на ее место, становясь ... ею?
Классический прием "единства места и действия" - вот основная причина зрительской скуки. Дом, выкрашенный белой краской внутри и снаружи, белая мебель, белые настенные часы. Лили, почти всегда одетая в белое, этот цвет призван, по ее словам, оградить ее от случайностей и невзгод, периодически вступает в контраст с вечерними сумерками, с темнотой коридоров дома, которую не способен рассеять карманный фонарик. Контрастом с этой чистотой смотрится плесневое пятно на стене, с которым никто не собирается разбираться, оно - первый кошмар Лили.
У Лили, очень милой, наивной женщины много кошмаров: плесень, которая пугает ее настолько, что робкая от природы девушка решается на спор с ... работником некоей соц. службы? (не совсем поняла); жуткие по содержанию бабулькины книги, которые Лили воспринимает не иначе, как омерзительные; вылетающая из рук телефонная трубка - все это создает ощущение некоего предчувствия. И дело совсем не в том, что Лили на первой же минуте предупреждает зрителя, что будет мертва менее, чем через год. Даже не произнеси она этой фразы. и так было бы ясно, что добром дело не кончится.
Фильм давит: никто не станет утверждать, что Перкинс не сумел передать атмосферы постепенно нагнетающегося кошмара. Все, абсолютно все в "Прелести" гнетет и давит по нарастающей. Кошмар как бытие - во всех записанных откровениях, в бредовых вопросах хозяйки дома, в визуальных эффектах, в резких звуках, неторопливых шагах в пустых коридорах, прозрачных девах, скользящих вдоль стен. Меня это впечатлило донельзя: без клыков, гримас, заглядываний под кровать, одними только полунамеками, полутонами, беспокойными вечерами главной героини режиссер добивается того, к чему стремятся многие его коллеги, по максимуму эксплуатируя труд гримеров и возможности компьютерной графики. "Я прелесть" - это своего рода экранизация рассказов Эдгара По, только слова в текстах стерты через одно...
Самое большое впечатление на меня произвело слово, которое Лили произносит несколько раз: это слово "гнить". Вот это от меня ускользнуло: я не поняла, почему пребывание в образе призрака девушка воспринимает именно с этой точки зрения. Ведь и реальная жизнь ее мало отличалась от посмертной в последний год, и, кажется, Лили это устраивало.
Очень точное слово подобрали переводчики в названии: именно "прелесть". Не "красота" и уж тем более не "красотка" - "прелесть". В старину это слово трактовалось в том числе и как "соблазн", "морок". "Я морок, живущий в доме" - жутко звучит, не так ли? Если смотреть с этой точки зрения, то было бы даже еще внушительнее: морок, существующий рядом с человеком, сводящий с ума, способный испугать насмерть.
Не совсем поняла выбор режиссера актрисы Рут Уилсон для главной роли. Мне показалось, что лицо Рут слишком холодно для этой роли, слишком чопорно. А Лили представляется мне девушкой чувствительной, хрупкой. Уилсон же обладает классической внешность стервы: холодный взгляд, хищный изгиб бровей, неприятная улыбка. В этом лице нет очарования наивности, оно идет вразрез с воплощенным актрисой персонажем.
Если вы не можете определиться, смотреть фильм или нет, вернитесь к началу моего текста. Запомните и сейчас не смотрите: вы же нашли в себе силы читать отзыв внимательно, следовательно, вы сейчас не годитесь для просмотра "Прелести". Или фильм для вас сейчас не годится. Давайте как-нибудь потом, когда нужная волна поймается.
Я попытаюсь описать: в эти дни вы совершенно по-особому себя чувствуете. Вы медлительны, рассеянны, вам трудно на чем-то сосредоточиться. Вы притихший, бродите как тень, не испытывая эмоций. В такие дни вам будто доступно что-то тонкое, что-то далекое становится ближе, будто какое-то знание открывается. Близкие будто чувствуют это и не трогаю вас лишний раз, позволяя задержаться в этом полусне, полутрансе.
Если вам знакомо то, о чем я говорю, то вы сейчас уже уловили настроение фильма. "Я прелесть, живущая в доме" - это козырной не сюжет, хотя аннотации обещают нечто фееричное. Это не действие, хотя жанр и определен как триллер. От триллера тут, пожалуй, только элементы внешнего антуража: дом с призраком, старая, выжившая из ума писательница, сиделка, ищущая то ли заработка, то ли уединения... Это не чудовищные привидения, жаждущие людской кровушки, хотя по дому и бродит прозрачная девушка с лицом, повернутым в противоположную сторону от ног. Это не содержательные диалоги, хотя голос за кадром звучит часто, пытается что-то поведать... Так что же это?
Это то, о чем я писала в самом начале: полусон, полугипноз, полутранс. Мутный, шокирующий, напряженный, давящий. Вопросов множество, ответов - никаких. И вроде бы завязка фильма обещает некую конкретику, что-то похожее на "Тринадцатую сказку": старая леди, написавшая массу книг, упорно подменяющая имя своей новой компаньонки на другое... Ведь в этом что-то кроется! Ведь наверняка что-то прояснится, стоит молодой сиделке прочесть одну из книг!
Стоп. Фильм слишком необычный даже для тех, кто, как и я, очень любит "ужасы про дома". Дело в том, что мы всегда ждем от произведения внятной композиции, сколь мудреной она не оказалась; понимание хронологического строя, смысла событий, связей персонажей друг с другом - залог внимания зрителя/читателя. Детектив ли, мелодрама, боевик, мистика - но мы легче реагируем на то, что нам понятно. И бойся, режиссер/писатель, преподнести нам какой-либо другой вариант: ты рискуешь в лучшем случае оказаться в кругу авторов "не для всех", в худшем - стать аутсайдером. Оз Перкинс, режиссер "Прелести", оказался достаточно рисковым парнем: более-менее выдержав стандартный композиционный строй, он наполнил все его этапы тяжело воспринимаемым содержанием.
И ведь никто из посмотревших не скажет, что не понял, о чем фильм, где предыстория, чем все закончилось, в этом отношении все всё поняли. Но жалуются на тебя, Перкинс: затянул, убил нытьем, заставил скучать и зевать! Это ж где такое видано: триллер с привидениями, а зритель сидит да приговаривает: "Зевота, зевота, перейди на Федота..." (да знаю я, что "икота" должно быть, но подходит же!).
Фильм слишком статичен: вот в чем проблема. Немногочисленные его персонажи живут в доме, не покидая его стен, рутинное их бытие не отличается многообразием событий, кадры не пестрят лицами, скупые диалоги бедны на эмоции. Да еще этот голос за кадром - с него фильм начинается, им же заканчивается. Лили, сиделка рассказывает о себе реальной и о себе призрачной, отсылая зрителя к неведомой девушке, ставя себя на ее место, становясь ... ею?
Классический прием "единства места и действия" - вот основная причина зрительской скуки. Дом, выкрашенный белой краской внутри и снаружи, белая мебель, белые настенные часы. Лили, почти всегда одетая в белое, этот цвет призван, по ее словам, оградить ее от случайностей и невзгод, периодически вступает в контраст с вечерними сумерками, с темнотой коридоров дома, которую не способен рассеять карманный фонарик. Контрастом с этой чистотой смотрится плесневое пятно на стене, с которым никто не собирается разбираться, оно - первый кошмар Лили.
У Лили, очень милой, наивной женщины много кошмаров: плесень, которая пугает ее настолько, что робкая от природы девушка решается на спор с ... работником некоей соц. службы? (не совсем поняла); жуткие по содержанию бабулькины книги, которые Лили воспринимает не иначе, как омерзительные; вылетающая из рук телефонная трубка - все это создает ощущение некоего предчувствия. И дело совсем не в том, что Лили на первой же минуте предупреждает зрителя, что будет мертва менее, чем через год. Даже не произнеси она этой фразы. и так было бы ясно, что добром дело не кончится.
Фильм давит: никто не станет утверждать, что Перкинс не сумел передать атмосферы постепенно нагнетающегося кошмара. Все, абсолютно все в "Прелести" гнетет и давит по нарастающей. Кошмар как бытие - во всех записанных откровениях, в бредовых вопросах хозяйки дома, в визуальных эффектах, в резких звуках, неторопливых шагах в пустых коридорах, прозрачных девах, скользящих вдоль стен. Меня это впечатлило донельзя: без клыков, гримас, заглядываний под кровать, одними только полунамеками, полутонами, беспокойными вечерами главной героини режиссер добивается того, к чему стремятся многие его коллеги, по максимуму эксплуатируя труд гримеров и возможности компьютерной графики. "Я прелесть" - это своего рода экранизация рассказов Эдгара По, только слова в текстах стерты через одно...
Самое большое впечатление на меня произвело слово, которое Лили произносит несколько раз: это слово "гнить". Вот это от меня ускользнуло: я не поняла, почему пребывание в образе призрака девушка воспринимает именно с этой точки зрения. Ведь и реальная жизнь ее мало отличалась от посмертной в последний год, и, кажется, Лили это устраивало.
Очень точное слово подобрали переводчики в названии: именно "прелесть". Не "красота" и уж тем более не "красотка" - "прелесть". В старину это слово трактовалось в том числе и как "соблазн", "морок". "Я морок, живущий в доме" - жутко звучит, не так ли? Если смотреть с этой точки зрения, то было бы даже еще внушительнее: морок, существующий рядом с человеком, сводящий с ума, способный испугать насмерть.
Не совсем поняла выбор режиссера актрисы Рут Уилсон для главной роли. Мне показалось, что лицо Рут слишком холодно для этой роли, слишком чопорно. А Лили представляется мне девушкой чувствительной, хрупкой. Уилсон же обладает классической внешность стервы: холодный взгляд, хищный изгиб бровей, неприятная улыбка. В этом лице нет очарования наивности, оно идет вразрез с воплощенным актрисой персонажем.
Если вы не можете определиться, смотреть фильм или нет, вернитесь к началу моего текста. Запомните и сейчас не смотрите: вы же нашли в себе силы читать отзыв внимательно, следовательно, вы сейчас не годитесь для просмотра "Прелести". Или фильм для вас сейчас не годится. Давайте как-нибудь потом, когда нужная волна поймается.
Время использования | 1 раз |
Общее впечатление | Как-то в полночь, в час угрюмый, полный тягостною думой Над старинными томами я склонялся_в полусне... |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву12