Отзыв: Книга "Лезвие бритвы" - Иван Ефремов - Стоит прочесть
Достоинства: Интересные идеи подняты, читается легко
Недостатки: Встречается "неактуальщина", местами перенасыщенность сюжета неуместными элементами
Изучая отзывы на "Отзовике" и наткнувшись вот на этот отзыв: Ангкор, Камбоджа, мне вдруг вспомнилась книга, которую я прочёл лет 12 назад: Иван Ефремов - "Лезвие Бритвы".
Советский научный фантаст для своего времени действительно был выдающимся. Даже в наше время читать это произведение довольно интересно. Конечно видно, что некоторые понятия и взгляды устарели, многое слишком идеализировано и романтизировано, что-то для той эпохи могло показаться даже весьма нескромным, но есть в нём моменты, заставляющие задуматься, есть незатуманенные нашим веком мусорной информации суждения и стремления.
Сюжет пересказывать было бы лишним, но если совсем вкратце, то в главной роли наука (что предсказуемо для советской научной фантастики), а именно - генетика и антропология, а также талантливые от природы и чистые духом люди. Пожалуй, что здесь появляется элемент неправдоподобности, но на то она и фантастика. Главный персонаж - идеальный советский гражданин и настоящий мужчина Гирин. Он наделён природой многими способностями, среди которых особенно выделяются столь модные уже в те времена экстрасенсорные (конечно до Гарри Поттера ему далеко, что не может не радовать), а также интересная "фишка" всего произведения: чутьё истинной красоты. Вот этот момент мне понравился, пожалуй, больше всего во всей книге. Никогда я не встречал больше попыток авторов (не считая античных, конечно) подойти к этому тонкому вопросу с подобного ракурса.
Ефремов пытается объяснить эстетические нюансы человеческого мировоззрения и общепринятых культурных ценностей с точки зрения генетики, сформированной сложным процессом эволюции. Задумка хорошая, завязка тоже, но вот дальнейшее развитие при реализации этой задумки получилось, на мой взгляд, слишком пёстрым и скомканным. Зачем-то в сюжет вплетены интересы обыкновенных бандитов (видимо для придания остросюжетности), совершенно нереалистичные сценки потасовок с использованием восточных единоборств (видимо автор был знаком с темой исключительно по произведениям гонконгского кинематографа, а то и вовсе по сказкам восточного фольклора), заигрывания с эзотерикой, особенно индийской (эпоха хиппи похоже породила отголоски даже в Советском союзе) и прочие сомнительные повороты сюжета.
Хотя, справедливости ради, сцена с танцующими апсарами (ритуальными танцовщицами) в индуистском храме одна из самых ярких и запоминающихся. Именно благодаря ей я и решил написать этот отзыв, наткнувшись на изображения апсар в камбоджийском Ангкоре (ссылка на вдохновивший меня оригинальный отзыв в начале текста). Есть подозрения, что Иван Ефремов также был вдохновлён на весь этот "Болливуд" именно храмами Ангкора, как самого яркого архитектурного представителя индуистской религиозной традиции. Не знаю, бывал ли автор там лично, или просиживал часами в научных билиотеках и институтах, но в итоге предмет изучил неплохо.
Что не понравилось: автор пытается всеми способами исключить духовную составляющую, объясняя всю эзотерику, экстрасенсорику и даже понятия любви и красоты исключительно научными причинами. Понятно, что зачастую получается нелепо, ведь до сих пор научных объяснений многим явлениям так и не найдено, что уж говорить о 60-х-70-х годах прошлого века. Также автор периодически ни с того - ни с сего восторженно упоминает что-нибудь социалистически-коммунистическое, от чего немного коробит. Понятно, что такие уж были времена - жёсткая цензура: или тебе по пути с партией, или ты никто. Поэтому и выглядят эти его "реверансы" очень нарочито, возможно тут есть даже элемент замаскированной иронии. Но свою "ложку дёгтя" всё это вносит.
Ну а причём здесь, собственно, "Лезвие бритвы"? А вот это третий философский момент книги, который лично мне близок, он в общем-то прост и логичен, но описать его здесь парой слов - значит опошлить идею ;)
Итог: кто не читал, но интересуется как научной фантастикой, так и просто немаловажными философскими вопросами, прочитать непременно стоит. Просто при этом делайте поправку на год и страну выпуска книги.
Советский научный фантаст для своего времени действительно был выдающимся. Даже в наше время читать это произведение довольно интересно. Конечно видно, что некоторые понятия и взгляды устарели, многое слишком идеализировано и романтизировано, что-то для той эпохи могло показаться даже весьма нескромным, но есть в нём моменты, заставляющие задуматься, есть незатуманенные нашим веком мусорной информации суждения и стремления.
Сюжет пересказывать было бы лишним, но если совсем вкратце, то в главной роли наука (что предсказуемо для советской научной фантастики), а именно - генетика и антропология, а также талантливые от природы и чистые духом люди. Пожалуй, что здесь появляется элемент неправдоподобности, но на то она и фантастика. Главный персонаж - идеальный советский гражданин и настоящий мужчина Гирин. Он наделён природой многими способностями, среди которых особенно выделяются столь модные уже в те времена экстрасенсорные (конечно до Гарри Поттера ему далеко, что не может не радовать), а также интересная "фишка" всего произведения: чутьё истинной красоты. Вот этот момент мне понравился, пожалуй, больше всего во всей книге. Никогда я не встречал больше попыток авторов (не считая античных, конечно) подойти к этому тонкому вопросу с подобного ракурса.
Ефремов пытается объяснить эстетические нюансы человеческого мировоззрения и общепринятых культурных ценностей с точки зрения генетики, сформированной сложным процессом эволюции. Задумка хорошая, завязка тоже, но вот дальнейшее развитие при реализации этой задумки получилось, на мой взгляд, слишком пёстрым и скомканным. Зачем-то в сюжет вплетены интересы обыкновенных бандитов (видимо для придания остросюжетности), совершенно нереалистичные сценки потасовок с использованием восточных единоборств (видимо автор был знаком с темой исключительно по произведениям гонконгского кинематографа, а то и вовсе по сказкам восточного фольклора), заигрывания с эзотерикой, особенно индийской (эпоха хиппи похоже породила отголоски даже в Советском союзе) и прочие сомнительные повороты сюжета.
Хотя, справедливости ради, сцена с танцующими апсарами (ритуальными танцовщицами) в индуистском храме одна из самых ярких и запоминающихся. Именно благодаря ей я и решил написать этот отзыв, наткнувшись на изображения апсар в камбоджийском Ангкоре (ссылка на вдохновивший меня оригинальный отзыв в начале текста). Есть подозрения, что Иван Ефремов также был вдохновлён на весь этот "Болливуд" именно храмами Ангкора, как самого яркого архитектурного представителя индуистской религиозной традиции. Не знаю, бывал ли автор там лично, или просиживал часами в научных билиотеках и институтах, но в итоге предмет изучил неплохо.
Что не понравилось: автор пытается всеми способами исключить духовную составляющую, объясняя всю эзотерику, экстрасенсорику и даже понятия любви и красоты исключительно научными причинами. Понятно, что зачастую получается нелепо, ведь до сих пор научных объяснений многим явлениям так и не найдено, что уж говорить о 60-х-70-х годах прошлого века. Также автор периодически ни с того - ни с сего восторженно упоминает что-нибудь социалистически-коммунистическое, от чего немного коробит. Понятно, что такие уж были времена - жёсткая цензура: или тебе по пути с партией, или ты никто. Поэтому и выглядят эти его "реверансы" очень нарочито, возможно тут есть даже элемент замаскированной иронии. Но свою "ложку дёгтя" всё это вносит.
Ну а причём здесь, собственно, "Лезвие бритвы"? А вот это третий философский момент книги, который лично мне близок, он в общем-то прост и логичен, но описать его здесь парой слов - значит опошлить идею ;)
Итог: кто не читал, но интересуется как научной фантастикой, так и просто немаловажными философскими вопросами, прочитать непременно стоит. Просто при этом делайте поправку на год и страну выпуска книги.
Общее впечатление | Стоит прочесть |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву5
Еще раз хочу отметить: очень качественный отзыв, побольше бы таких о литературе)