Отзыв: Монастырь "Троице-Сергиева лавра" (Россия, Сергиев Посад) - вот оно, самое сердце православия! куда ни кинь взгляд - купола!
Достоинства: вокруг красота и благолепие, а умиротворение и душевное спокойствие долгое время не оставляют меня после посещения Лавры
Недостатки: нет
Стыдно признаться, что живем мы от Лавры в 40 минутах езды, а бываем здесь очень редко. В основном, как чаще всего бывает, по нужде. Но, если честно, слава Богу, что хоть по нужде приезжаем, а иначе точно бы не выбрались!
Расположен монастырь в подмосковном городе Сергиев Посад. А если быть точнее, то город и возник благодаря Троицкому монастырю, основанному преподобным Сергием Радонежским. У города было несколько названий. В 1919 году он наименовался Сергиев, затем в 1930 году ему сменили имя на Загорск, в честь революционера. Хорошо, что в 1991 году городу вернули исконное название - Сергиев Посад.
А начиналось все так...
Два брата Варфоломей и Стефан, сыновья ростовского боярина, решили уйти от мира, чтобы посвятить себя монашеским подвигам, и в 1337 году они обосновались в лесу близ подмосковных Радонежа и Хотьково. Они срубили себе кельи и церквушку, которая позже была освящена во имя Пресвятой Троицы. Вот с этого момента и начинается история Троицкой пустыни.
Но жизнь вдали от людей очень тяжела, Стефан не выдержал лишений и ушел в московский Богоявленский монастырь, а Варфоломей принял монашеский постриг с именем Сергий и несколько лет после ухода брата жил в уединении.
Люди прослышали, что в лесу живет отшельник и начали приходить к преподобному. Таким образом, решившие поселиться рядом иноки и срубившие себе кельи, положили начало строительству забора вокруг монашеских жилищ. Образовался как-бы маленький деревянный городок.
Затем, вокруг ограды, стали селиться крестьяне и город Сергиев Посад начал расти.
В 1335 году после благословения Константинопольского патриарха жизнь в монастыре началась по общежитийному уставу. В связи с чем территорию монастыря разделили на несколько частей - жилую, общественную и оборонительную. Был построен новый деревянный храм святой Троицы, который был в центре монастыря, а также трапезная. Вокруг, с четырех сторон, стояли кельи монахов. И все эти постройки были обнесены деревянным забором. Так начиналась жизнь Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Ну а мы, начинаем свою экскурсию с поиска парковки. Печально, что у такого именитого места нет нормальной парковки. Все экскурсионные автобусы, обслуживающие организации и люди, могут заехать на территорию перед монастырем. Для простых смертных такой возможности нет, для нас организована небольшая платная стоянка, которая мало того засыпана снегом, так еще под и ним и лед не убран. Вот она:
Ладно хоть оплата не почасовая, заплатили 200 руб. и гуляй сколько хочешь. Нет, ну можно было бы поискать места на улицах вокруг Лавры, но желания такого не было, да и идти отсюда не очень далеко.
По правую сторону виднеются монастырские стены и башня под смешным названием Уточья.
Расположена эта башня на северо-востоке стены и построена вместо предыдущей в 1650 году. Верх башни украшает уточка! Необычно для монастыря? По преданию, сам Петр I, когда останавливался в Лавре, забавлялся стрельбой в нее.
Теперь мы идем вдоль каменной стены к главному входу в монастырь.
Пока шли, увидели и булочную, в которой продается монастырский хлеб,
и ресторан-музей "Гостевая изба", который расположен в историческом здании Винных погребов. Здесь большинство блюд приготовлено из монастырских продуктов.
Когда мы вышли к площади перед монастырем под названием Красногорская, нас сразу встретил сам преподобный Сергий Радонежский, вот чудо!
Если встать спиной, да простит нас преподобный Сергий, нашему взгляду открывается большое здание - торговые ряды Лавры. Здесь же находится паломнический центр монастыря.
Торговые ряды - это магазинчики, в которых можно купить православную литературу и сопутствующие товары, а также монастырские продукты.
Вновь повернемся к монастырю и увидим вход в самое сердце православной России:
Главный вход осуществляется под Красной воротной башней, но можно пройти и чуть правее, через Успенские ворота.
Мы пойдем как положено, через главный вход,
на сводах которого, можно увидеть красивые росписи, мозаику и лепнину:
Здесь же в проходе расположился магазинчик с монастырскими цветами:
Пройдя под надвратной башней, мы сразу попадаем под покров Церкви Рождества Иоанна Предтечи. Она тоже как бы надвратная, но в одновременно с этим является самостоятельным зданием.
Именно эта арка под церковью является Святыми вратами в Лавру.
Задрав голову можно полюбоваться красивыми росписями с Богом-отцом с Богомладенцем на коленях в окружении Херувимов и Серафимов.
На стенах нашему взгляду предстают важные моменты из жития (не жизни, так как у святых уже не жизнь, а житие) преподобного Сергия.
Выйдя из под Предтеченской церкви, оборачиваемся, и она предстает перед нами во всем своем великолепии:
Какая она нарядная и праздничная!
Кстати, если возникла необходимость, то туалет в Лавре имеется. Он находится справа от входа, практически в Успенских воротах.
Взглянув на роспись над воротами, сразу становится понятно, почему они названы Успенскими:
Ведь это изображено Успение Пресвятой Богородицы! А может они названы Успенскими, потому что расположены напротив Успенского собора, и уже потом над ними была нанесена эта роспись? Может быть и так.
А теперь, направляемся в центр монастыря, туда, куда стремятся паломники со всей России, к Троицкому собору, в котором почивают мощи преподобного Сергия.
Но, по пути к нему, мы пройдем мимо величественного здания по правую руку - Успенского собора.
Успенский собор был заложен в 1559 году по указу Иоанна Грозного на месте старых деревянных келий.
За основу был взят Успенский собор Московского Кремля. Оба храма пятикупольные и пятиапсидные, но по размерам монастырский храм оказался больше московского.
Удивительно расположение Успенского собора - непросто найти такой ракурс для съемки, чтобы больше ни один купол из монастырского ансамбля не попал в кадр.
Внешность этого собора более скромная, чем у столичного, но это ничуть не умаляет его красоты и величественности.
Главной святыней собора является деревянный гроб, в котором до 1585 года хранились мощи преподобного Сергия (годы жизни святого 1314 - 1392). Затем они были переложены серебряную золоченую раку.
Гроб убран в стеклянный саркофаг, и к нему можно приложиться (что мы и сделали).
Слева от парадного входа в собор находится усыпальница Годуновых, поставленная в виде палатки в 1782 году. Здесь похоронены царь Борис Годунов, царица Мария и их дети: царевич Федор и царевна Ольга.
Если стоять лицом к входу в Успенский собор, то с правой стороны есть вход в крипту.
Крипта - это подземное сводчатое помещение в храме, расположенное под алтарной и хоральной частью. Здесь погребены патриархи и митрополиты русской православной церкви, вход в крипту свободный.
По левую сторону от пути нашего следования - Трапезный храм, а точнее Церковь преподобного Сергия с трапезной палатой.
Видите, какое длинное здание? Это и есть трапезная палата.
На фото ниже снимок сделан с торца храма:
Если приглядеться повнимательнее, то можно заметить сходство в украшении стен Трапезного храма и Предтеченской надвратной церкви, и роспись их разными красками "в шахмат". Это не случайно, так как таких построек в одном стиле несколько на территории монастыря. К двум вышеописанным можно добавить Надкладезную часовню и Царские чертоги.
Строительство Трапезного храма началось в 1686 году, а закончилось в 1692 году.
Изнутри храм поражает своими размерами, он очень длинный и светлый, красивый и уютный.
В подклети Трапезного храма расположилась монастырская лавка, где продаются товары из иконописной, художественной, керамической и столярной мастерских.
Такого разнообразия глиняной посуды я еще не видела:
Я бы здесь полмагазина купила, дайте мне волю!
Но мы с вами, дорогие читатели, потихоньку движемся к цели - Троицкому собору. А вот и он.
Троицкий собор - самое древнее сооружение из всех монастырских строений. Собор был построен на месте деревянной церкви преподобного Сергия в 1422-1423гг.
Внешне он очень скромен, единственным украшением является орнаментальный пояс из нескольких плетеных лент на основании купола и фасадах. Мне кажется, что это не спроста, ведь преподобный Сергий отличался своей скромностью и нестяжательством, поэтому и рака с его мощами стоит в таком скромном, но красивом своей простотой соборе.
Очень советую всем паломникам и желающим поклониться мощам преподобного Сергия Радонежского приезжать в будний день. Очередь к раке маленькая, народу в соборе немного, можно спокойно поклониться гробнице со святыми мощами, приложиться, без толчеи помолиться и постоять на молебне с акафистом преподобному, который читается целый день с 8.30 до 20.30. Можно написать записочки о здравии и подать священнику, стоящему у раки. Все требы выполняются за пожертвования, прейскуранта тут нет.
Вот если б не мелкий сынишка, все время рвавшийся наружу покопаться в снегу, я бы обязательно подольше задержалась у святых мощей.
Но, не многие знают (хоть это и не тайна), что у Троицкого собора есть Никоновский придел, который находится позади здания.
Попасть туда можно не только с улицы, а прямо от раки с мощами. Возле гробницы есть большая железная дверь, через которую мы можем попасть в, я бы сказала, сокровищницу монастыря - Серапионову Палатку. На этом месте раньше находилась келья преподобного Сергия, а сейчас, в этом небольшом помещении, собрано огромное множество православных святынь и частиц святых мощей. Кстати, названа эта палатка в честь Серапиона, архиепископа Новгородского, мощи которого здесь и почивают.
Одной из главных святынь, находящихся в Серапионовой Палатке, является правая рука первомученика Стефана,
Так же можно приложиться к частице мощей апостола Андрея Первозванного и великомученика Феодора Стратилата (святого моего младшего сынишки), кресту с частицей Крови Господней, частице ризы Пресвятой Богородицы, частицам мощей святителя Николая Чудотворца, св. великомученика и целителя Пантелеимона, Вифлеемских младенцев, избитых Иродом, и многим-многим другим святыням.
В Никоновском приделе меня поразила и удивила одна икона, которую хочу вам показать:
Называется она "Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию". Написана эта икона не случайно, так как такое великое событие произошло в той самой келье преподобного, на месте которой мы сейчас и находимся. В 1385 году Пресвятая Богородица явилась преподобному вместе с апостолами, свидетелем чего стал келейник святого - Михей.
Удивительным показалось мне то, что келейник на иконе изображен скрытым под черным монашеским одеянием. Такое для икон не свойственно, так как на то она и икона, чтобы видеть лица, т. е. лики. Но написан он так не спроста: изображение Михея говорит о том, что он спрятался, не смог вынести этого великого благодатного света, исходившего от Пресвятой Девы.
Между Трапезным храмом и Троицким собором расположились Митрополичьи покои. Здание больше похоже на административное, с небольшим количеством украшений.
Теперь предлагаю посмотреть на самое высокое здание на территории монастыря - колокольню. Причем она оказалась выше нашей кремлевской колокольни Ивана Великого аж на 6 метров!
Когда подходишь к колокольне вплотную, создается впечатление, что упирается она прямо в небеса.
Ну очень высока! Целых 88 метров! И, несмотря на свой рост, она не кажется высоченной громадиной, присутствует ощущение легкости и изящности. Ах, как мне нравится темная окантовка ярусов и выступающих элементов! Кажется, что кто-то обвел очертания колокольни и ее ярусов черным карандашом, и чудится что это не фотография, а рисунок.
Интересно, что изначально по проекту на кубическом постаменте планировалось построить только два яруса, но по предложению архитектора, согласованного с властями, решено было увеличить колокольню еще на два яруса. И теперь нашему взгляду предстает четырехъярусная колокольня.
Построена она в 1753 году и до сих пор является самой высокой колокольней в России!
Очень печальной оказалась судьба первых монастырских колоколов (некоторые вели отсчет своей жизни аж с 1420 года), которые, в рамках антиколокольной кампании, проводимой властями в 1929 году, было решено уничтожить. Колокола были низвержены с колокольни и по кускам отправлены на переплавку.
Представляете, Царь-колокол, весом 65 тонн, отлитый при Елизавете в 1748 году, второй по величине после кремлевских, был варварски сброшен вниз...
В 2000 году прошла реставрация колокольни и были отлиты новые колокола, причем новый Царь-колокол весит уже 72 тонны! По этому пункту колокольня опять обошла все российские православные храмы, и этот колокол стал самым большим из всех действующих!
В 1784 году на колокольне были установлены куранты, которые проработали целых 120 лет, лишь после этого им потребовалась замена часового механизма!
За колокольней спряталась небольшая церковь, освященная в честь Смоленской иконы Божией матери Одигитрии (даты постройки 1746 – 1753).
Раньше на этом месте стояло здание поварни, а на наружной стороне находилась чудотворная каменная икона Божией матери Одигирии Смоленской.
Поэтому, после постройки церкви, было решено освятить ее честь почитаемой иконы и установить на стене резную каменную копию Одигитрии, а оригинал передать в Сергиево-Посадский исторический музей.
Находится икона в нише восточной стены церкви. Разве можно пройти мимо и не поклониться ей?
Затем мы отправились за святой водой, в Успенский кладезь с часовней, а по простому - Надкладезную часовню.
Часовня выглядит игрушечной и резной, по сравнению со строгими и мощными стенами стоящего рядом Успенского собора.
Первая ассоциация с названием часовни у меня была "клад", а на деле оказалось - "колодезь". Хотя, по сути, то, что часовня прикрывает, является и тем и другим. Здесь сокрыт святой источник с целебной водой.
Часовня открыта целый день для всех желающих с 9 до 21 часа.
Бутылки для водички захватите с собой, но если такой возможности нет, то пластиковые баклажки любого размере можно купить в магазине на территории монастыря.
Эта водичка святая, но употреблять ее можно в любое время дня и ночи, не обязательно натощак. У нее очень приятный освежающий вкус и пить ее можно бесконечно! Также можно использовать ее для приготовления чая и других блюд.
Летом водичку набираем прямо на улице, в водосвятной часовне.
Я не рассказала вам еще об одном строении, расположенном на центральной площади монастыря, о Духовской церкви.
Построена церковь в 1476 году. Уникальна она тем, что звонница расположена прямо под куполом, поэтому и звучание колоколов особенное. Открытый подкупольный барабан становится резонатором звуков. Такое устройство храмов называется "иже под колоколы".
Интересно еще и то, что изначально не предусматривался подъем звонаря на звонницу, он "управлял" колоколами с земли! В настоящее время во время служб к церкви приставляется лестница, по которой звонарь поднимается наверх.
Еще мы обошли вниманием небольшую, самую маленькую постройку на территории Лавры, но по своему красивую - церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами преподобному Сергию Радонежскому, или как ее еще называют Михеевскую церковь (год постройки - 1734). Расположена она рядом с Трапезной палатой.
В ней почивают мощи того самого келейника преподобного Сергия Радонежского, о нем я уже писала выше, и который в дальнейшем был причислен к лику святых. В церкви установлена рака с ростовым изображением преподобного Михея.
Недалеко от Троицкого собора расположилось длинное здание - Больничные палаты
с церковью во имя преподобных Зосимы и Савватия (1635-1637 гг).
В одном месте Больничных палат для глаз посетителей открыта старинная кладка стен и узоры, какими они были до реставрации:
Сейчас в палатах расположилась большая церковная лавка:
Мы посетили еще один православный магазин на территории монастыря, который находится за Троицким собором, рядом с Водяной башней. Именно здесь я и приобрела бутыли для воды из святого источника.
Еще я хочу показать обелиск на главной площади обители. Он установлен в 1792 году в память об участии монастыря в защите родины от врагов.
Оказывается, Троице-Сергиева Лавра сыграла немалую роль в российской истории. В Смутное время монастырь стал неприступной крепостью, которая смогла удержать оборону и не дать врагу захватить его. В 1608 году Москва была в осадном положении, и полной ее блокаде мешала именно Лавра. Насельники обители твердо решили стоять на стороне законной власти и всячески помогать ей, а также и народ призывали к этому. Правительство Шуйского через монастырь поддерживало связь с городами, получая подкрепление и поддержку. Именно поэтому Лжедмитрий II с поляками задались целью взять обитель.
Около полутора лет шла борьба за монастырь, но все-таки польско-литовские захватчики были отброшены, не без помощи преподобного Сергия. Воины вражеского войска не раз видели обходящих вокруг крепостной стены двух старцев, которыми скорее всего были Сергий и Никон Радонежские. Один из них кадил монастырские стены и осенял крестом, а второй - кропил святой водой. Также преподобный Сергий не раз являлся защитникам монастыря и ободрял их.
Конечно, защищали монастырь не одни монахи, на помощь к ним вместе со своими войсками пришли воеводы князь Долгорукий и боярин Голохвостов.
Но на этом роль монастыря в истории не закончилась. Поляки не успокоились и после низложения царя Василия Шуйского, при пособничестве изменников-бояр, заняли Москву. Лавра всячески помогала москвичам освободится от оккупантов, но восстание было подавлено, а Москва сожжена. Множество измученных и искалеченных поляками людей стекалось в Троице-Сергиеву Лавру. Сюда же был перевезен пострадавший в боях князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Монастырь превратился в приют и больницу, и братия самоотверженно помогала нуждающимся.
Именно от монастырских стен двинулось войско ополчения во главе с князем Пожарским в августе 1612 года к Москве. И уже в октябре 1612 года Москва была освобождена от захватчиков.
Дорогие мои читатели, Святая Троице-Сергиева Лавра - это великая наша святыня, нашей Родины, где ни ни минуту не прекращались молитвы за Россию, за наш народ. Это крепость-монастырь, на протяжении веков хранящий великую православную святыню - святые мощи преподобного Сергия Радонежского, не допустившая осквернения и разграбления монастырских храмов и соборов. Обитель, которая стала поддержкой и пристанищем многих страждущих не только телесно, но и духовно.
Я постоянно стремлюсь сюда, но попасть получается довольно редко. Уезжая из Лавры с монастырскими покупками и святой водой, я увожу не только материальную, но и духовную радость от прикосновения к этому благодатному месту. И на протяжении нескольких дней мои мысли постоянно возвращаются сюда, а душа просится в Лавру снова.
Если есть у вас такая возможность, обязательно посетите Троице-Сергиеву Лавру, но, запаситесь временем, так как на монастырский ансамбль и внутренне убранство храмов можно потратить весь день.
При монастыре есть небольшое кафе, если вдруг вы загулялись и забыли о пище телесной.
Приезжайте к преподобному Сергию, он всем с радостью внимает и помогает!
Расположен монастырь в подмосковном городе Сергиев Посад. А если быть точнее, то город и возник благодаря Троицкому монастырю, основанному преподобным Сергием Радонежским. У города было несколько названий. В 1919 году он наименовался Сергиев, затем в 1930 году ему сменили имя на Загорск, в честь революционера. Хорошо, что в 1991 году городу вернули исконное название - Сергиев Посад.
А начиналось все так...
Два брата Варфоломей и Стефан, сыновья ростовского боярина, решили уйти от мира, чтобы посвятить себя монашеским подвигам, и в 1337 году они обосновались в лесу близ подмосковных Радонежа и Хотьково. Они срубили себе кельи и церквушку, которая позже была освящена во имя Пресвятой Троицы. Вот с этого момента и начинается история Троицкой пустыни.
Но жизнь вдали от людей очень тяжела, Стефан не выдержал лишений и ушел в московский Богоявленский монастырь, а Варфоломей принял монашеский постриг с именем Сергий и несколько лет после ухода брата жил в уединении.
Люди прослышали, что в лесу живет отшельник и начали приходить к преподобному. Таким образом, решившие поселиться рядом иноки и срубившие себе кельи, положили начало строительству забора вокруг монашеских жилищ. Образовался как-бы маленький деревянный городок.
Затем, вокруг ограды, стали селиться крестьяне и город Сергиев Посад начал расти.
В 1335 году после благословения Константинопольского патриарха жизнь в монастыре началась по общежитийному уставу. В связи с чем территорию монастыря разделили на несколько частей - жилую, общественную и оборонительную. Был построен новый деревянный храм святой Троицы, который был в центре монастыря, а также трапезная. Вокруг, с четырех сторон, стояли кельи монахов. И все эти постройки были обнесены деревянным забором. Так начиналась жизнь Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Ну а мы, начинаем свою экскурсию с поиска парковки. Печально, что у такого именитого места нет нормальной парковки. Все экскурсионные автобусы, обслуживающие организации и люди, могут заехать на территорию перед монастырем. Для простых смертных такой возможности нет, для нас организована небольшая платная стоянка, которая мало того засыпана снегом, так еще под и ним и лед не убран. Вот она:
Ладно хоть оплата не почасовая, заплатили 200 руб. и гуляй сколько хочешь. Нет, ну можно было бы поискать места на улицах вокруг Лавры, но желания такого не было, да и идти отсюда не очень далеко.
По правую сторону виднеются монастырские стены и башня под смешным названием Уточья.
Расположена эта башня на северо-востоке стены и построена вместо предыдущей в 1650 году. Верх башни украшает уточка! Необычно для монастыря? По преданию, сам Петр I, когда останавливался в Лавре, забавлялся стрельбой в нее.
Теперь мы идем вдоль каменной стены к главному входу в монастырь.
Пока шли, увидели и булочную, в которой продается монастырский хлеб,
и ресторан-музей "Гостевая изба", который расположен в историческом здании Винных погребов. Здесь большинство блюд приготовлено из монастырских продуктов.
Когда мы вышли к площади перед монастырем под названием Красногорская, нас сразу встретил сам преподобный Сергий Радонежский, вот чудо!
Если встать спиной, да простит нас преподобный Сергий, нашему взгляду открывается большое здание - торговые ряды Лавры. Здесь же находится паломнический центр монастыря.
Торговые ряды - это магазинчики, в которых можно купить православную литературу и сопутствующие товары, а также монастырские продукты.
Вновь повернемся к монастырю и увидим вход в самое сердце православной России:
Главный вход осуществляется под Красной воротной башней, но можно пройти и чуть правее, через Успенские ворота.
Мы пойдем как положено, через главный вход,
на сводах которого, можно увидеть красивые росписи, мозаику и лепнину:
Здесь же в проходе расположился магазинчик с монастырскими цветами:
Пройдя под надвратной башней, мы сразу попадаем под покров Церкви Рождества Иоанна Предтечи. Она тоже как бы надвратная, но в одновременно с этим является самостоятельным зданием.
Именно эта арка под церковью является Святыми вратами в Лавру.
Задрав голову можно полюбоваться красивыми росписями с Богом-отцом с Богомладенцем на коленях в окружении Херувимов и Серафимов.
На стенах нашему взгляду предстают важные моменты из жития (не жизни, так как у святых уже не жизнь, а житие) преподобного Сергия.
Выйдя из под Предтеченской церкви, оборачиваемся, и она предстает перед нами во всем своем великолепии:
Какая она нарядная и праздничная!
Кстати, если возникла необходимость, то туалет в Лавре имеется. Он находится справа от входа, практически в Успенских воротах.
Взглянув на роспись над воротами, сразу становится понятно, почему они названы Успенскими:
Ведь это изображено Успение Пресвятой Богородицы! А может они названы Успенскими, потому что расположены напротив Успенского собора, и уже потом над ними была нанесена эта роспись? Может быть и так.
А теперь, направляемся в центр монастыря, туда, куда стремятся паломники со всей России, к Троицкому собору, в котором почивают мощи преподобного Сергия.
Но, по пути к нему, мы пройдем мимо величественного здания по правую руку - Успенского собора.
Успенский собор был заложен в 1559 году по указу Иоанна Грозного на месте старых деревянных келий.
За основу был взят Успенский собор Московского Кремля. Оба храма пятикупольные и пятиапсидные, но по размерам монастырский храм оказался больше московского.
Удивительно расположение Успенского собора - непросто найти такой ракурс для съемки, чтобы больше ни один купол из монастырского ансамбля не попал в кадр.
Внешность этого собора более скромная, чем у столичного, но это ничуть не умаляет его красоты и величественности.
Главной святыней собора является деревянный гроб, в котором до 1585 года хранились мощи преподобного Сергия (годы жизни святого 1314 - 1392). Затем они были переложены серебряную золоченую раку.
Гроб убран в стеклянный саркофаг, и к нему можно приложиться (что мы и сделали).
Слева от парадного входа в собор находится усыпальница Годуновых, поставленная в виде палатки в 1782 году. Здесь похоронены царь Борис Годунов, царица Мария и их дети: царевич Федор и царевна Ольга.
Если стоять лицом к входу в Успенский собор, то с правой стороны есть вход в крипту.
Крипта - это подземное сводчатое помещение в храме, расположенное под алтарной и хоральной частью. Здесь погребены патриархи и митрополиты русской православной церкви, вход в крипту свободный.
По левую сторону от пути нашего следования - Трапезный храм, а точнее Церковь преподобного Сергия с трапезной палатой.
Видите, какое длинное здание? Это и есть трапезная палата.
На фото ниже снимок сделан с торца храма:
Если приглядеться повнимательнее, то можно заметить сходство в украшении стен Трапезного храма и Предтеченской надвратной церкви, и роспись их разными красками "в шахмат". Это не случайно, так как таких построек в одном стиле несколько на территории монастыря. К двум вышеописанным можно добавить Надкладезную часовню и Царские чертоги.
Строительство Трапезного храма началось в 1686 году, а закончилось в 1692 году.
Изнутри храм поражает своими размерами, он очень длинный и светлый, красивый и уютный.
В подклети Трапезного храма расположилась монастырская лавка, где продаются товары из иконописной, художественной, керамической и столярной мастерских.
Такого разнообразия глиняной посуды я еще не видела:
Я бы здесь полмагазина купила, дайте мне волю!
Но мы с вами, дорогие читатели, потихоньку движемся к цели - Троицкому собору. А вот и он.
Троицкий собор - самое древнее сооружение из всех монастырских строений. Собор был построен на месте деревянной церкви преподобного Сергия в 1422-1423гг.
Внешне он очень скромен, единственным украшением является орнаментальный пояс из нескольких плетеных лент на основании купола и фасадах. Мне кажется, что это не спроста, ведь преподобный Сергий отличался своей скромностью и нестяжательством, поэтому и рака с его мощами стоит в таком скромном, но красивом своей простотой соборе.
Очень советую всем паломникам и желающим поклониться мощам преподобного Сергия Радонежского приезжать в будний день. Очередь к раке маленькая, народу в соборе немного, можно спокойно поклониться гробнице со святыми мощами, приложиться, без толчеи помолиться и постоять на молебне с акафистом преподобному, который читается целый день с 8.30 до 20.30. Можно написать записочки о здравии и подать священнику, стоящему у раки. Все требы выполняются за пожертвования, прейскуранта тут нет.
Вот если б не мелкий сынишка, все время рвавшийся наружу покопаться в снегу, я бы обязательно подольше задержалась у святых мощей.
Но, не многие знают (хоть это и не тайна), что у Троицкого собора есть Никоновский придел, который находится позади здания.
Попасть туда можно не только с улицы, а прямо от раки с мощами. Возле гробницы есть большая железная дверь, через которую мы можем попасть в, я бы сказала, сокровищницу монастыря - Серапионову Палатку. На этом месте раньше находилась келья преподобного Сергия, а сейчас, в этом небольшом помещении, собрано огромное множество православных святынь и частиц святых мощей. Кстати, названа эта палатка в честь Серапиона, архиепископа Новгородского, мощи которого здесь и почивают.
Одной из главных святынь, находящихся в Серапионовой Палатке, является правая рука первомученика Стефана,
Так же можно приложиться к частице мощей апостола Андрея Первозванного и великомученика Феодора Стратилата (святого моего младшего сынишки), кресту с частицей Крови Господней, частице ризы Пресвятой Богородицы, частицам мощей святителя Николая Чудотворца, св. великомученика и целителя Пантелеимона, Вифлеемских младенцев, избитых Иродом, и многим-многим другим святыням.
В Никоновском приделе меня поразила и удивила одна икона, которую хочу вам показать:
Называется она "Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию". Написана эта икона не случайно, так как такое великое событие произошло в той самой келье преподобного, на месте которой мы сейчас и находимся. В 1385 году Пресвятая Богородица явилась преподобному вместе с апостолами, свидетелем чего стал келейник святого - Михей.
Удивительным показалось мне то, что келейник на иконе изображен скрытым под черным монашеским одеянием. Такое для икон не свойственно, так как на то она и икона, чтобы видеть лица, т. е. лики. Но написан он так не спроста: изображение Михея говорит о том, что он спрятался, не смог вынести этого великого благодатного света, исходившего от Пресвятой Девы.
Между Трапезным храмом и Троицким собором расположились Митрополичьи покои. Здание больше похоже на административное, с небольшим количеством украшений.
Теперь предлагаю посмотреть на самое высокое здание на территории монастыря - колокольню. Причем она оказалась выше нашей кремлевской колокольни Ивана Великого аж на 6 метров!
Когда подходишь к колокольне вплотную, создается впечатление, что упирается она прямо в небеса.
Ну очень высока! Целых 88 метров! И, несмотря на свой рост, она не кажется высоченной громадиной, присутствует ощущение легкости и изящности. Ах, как мне нравится темная окантовка ярусов и выступающих элементов! Кажется, что кто-то обвел очертания колокольни и ее ярусов черным карандашом, и чудится что это не фотография, а рисунок.
Интересно, что изначально по проекту на кубическом постаменте планировалось построить только два яруса, но по предложению архитектора, согласованного с властями, решено было увеличить колокольню еще на два яруса. И теперь нашему взгляду предстает четырехъярусная колокольня.
Построена она в 1753 году и до сих пор является самой высокой колокольней в России!
Очень печальной оказалась судьба первых монастырских колоколов (некоторые вели отсчет своей жизни аж с 1420 года), которые, в рамках антиколокольной кампании, проводимой властями в 1929 году, было решено уничтожить. Колокола были низвержены с колокольни и по кускам отправлены на переплавку.
Представляете, Царь-колокол, весом 65 тонн, отлитый при Елизавете в 1748 году, второй по величине после кремлевских, был варварски сброшен вниз...
В 2000 году прошла реставрация колокольни и были отлиты новые колокола, причем новый Царь-колокол весит уже 72 тонны! По этому пункту колокольня опять обошла все российские православные храмы, и этот колокол стал самым большим из всех действующих!
В 1784 году на колокольне были установлены куранты, которые проработали целых 120 лет, лишь после этого им потребовалась замена часового механизма!
За колокольней спряталась небольшая церковь, освященная в честь Смоленской иконы Божией матери Одигитрии (даты постройки 1746 – 1753).
Раньше на этом месте стояло здание поварни, а на наружной стороне находилась чудотворная каменная икона Божией матери Одигирии Смоленской.
Поэтому, после постройки церкви, было решено освятить ее честь почитаемой иконы и установить на стене резную каменную копию Одигитрии, а оригинал передать в Сергиево-Посадский исторический музей.
Находится икона в нише восточной стены церкви. Разве можно пройти мимо и не поклониться ей?
Затем мы отправились за святой водой, в Успенский кладезь с часовней, а по простому - Надкладезную часовню.
Часовня выглядит игрушечной и резной, по сравнению со строгими и мощными стенами стоящего рядом Успенского собора.
Первая ассоциация с названием часовни у меня была "клад", а на деле оказалось - "колодезь". Хотя, по сути, то, что часовня прикрывает, является и тем и другим. Здесь сокрыт святой источник с целебной водой.
Часовня открыта целый день для всех желающих с 9 до 21 часа.
Бутылки для водички захватите с собой, но если такой возможности нет, то пластиковые баклажки любого размере можно купить в магазине на территории монастыря.
Эта водичка святая, но употреблять ее можно в любое время дня и ночи, не обязательно натощак. У нее очень приятный освежающий вкус и пить ее можно бесконечно! Также можно использовать ее для приготовления чая и других блюд.
Летом водичку набираем прямо на улице, в водосвятной часовне.
Я не рассказала вам еще об одном строении, расположенном на центральной площади монастыря, о Духовской церкви.
Построена церковь в 1476 году. Уникальна она тем, что звонница расположена прямо под куполом, поэтому и звучание колоколов особенное. Открытый подкупольный барабан становится резонатором звуков. Такое устройство храмов называется "иже под колоколы".
Интересно еще и то, что изначально не предусматривался подъем звонаря на звонницу, он "управлял" колоколами с земли! В настоящее время во время служб к церкви приставляется лестница, по которой звонарь поднимается наверх.
Еще мы обошли вниманием небольшую, самую маленькую постройку на территории Лавры, но по своему красивую - церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами преподобному Сергию Радонежскому, или как ее еще называют Михеевскую церковь (год постройки - 1734). Расположена она рядом с Трапезной палатой.
В ней почивают мощи того самого келейника преподобного Сергия Радонежского, о нем я уже писала выше, и который в дальнейшем был причислен к лику святых. В церкви установлена рака с ростовым изображением преподобного Михея.
Недалеко от Троицкого собора расположилось длинное здание - Больничные палаты
с церковью во имя преподобных Зосимы и Савватия (1635-1637 гг).
В одном месте Больничных палат для глаз посетителей открыта старинная кладка стен и узоры, какими они были до реставрации:
Сейчас в палатах расположилась большая церковная лавка:
Мы посетили еще один православный магазин на территории монастыря, который находится за Троицким собором, рядом с Водяной башней. Именно здесь я и приобрела бутыли для воды из святого источника.
Еще я хочу показать обелиск на главной площади обители. Он установлен в 1792 году в память об участии монастыря в защите родины от врагов.
Оказывается, Троице-Сергиева Лавра сыграла немалую роль в российской истории. В Смутное время монастырь стал неприступной крепостью, которая смогла удержать оборону и не дать врагу захватить его. В 1608 году Москва была в осадном положении, и полной ее блокаде мешала именно Лавра. Насельники обители твердо решили стоять на стороне законной власти и всячески помогать ей, а также и народ призывали к этому. Правительство Шуйского через монастырь поддерживало связь с городами, получая подкрепление и поддержку. Именно поэтому Лжедмитрий II с поляками задались целью взять обитель.
Около полутора лет шла борьба за монастырь, но все-таки польско-литовские захватчики были отброшены, не без помощи преподобного Сергия. Воины вражеского войска не раз видели обходящих вокруг крепостной стены двух старцев, которыми скорее всего были Сергий и Никон Радонежские. Один из них кадил монастырские стены и осенял крестом, а второй - кропил святой водой. Также преподобный Сергий не раз являлся защитникам монастыря и ободрял их.
Конечно, защищали монастырь не одни монахи, на помощь к ним вместе со своими войсками пришли воеводы князь Долгорукий и боярин Голохвостов.
Но на этом роль монастыря в истории не закончилась. Поляки не успокоились и после низложения царя Василия Шуйского, при пособничестве изменников-бояр, заняли Москву. Лавра всячески помогала москвичам освободится от оккупантов, но восстание было подавлено, а Москва сожжена. Множество измученных и искалеченных поляками людей стекалось в Троице-Сергиеву Лавру. Сюда же был перевезен пострадавший в боях князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Монастырь превратился в приют и больницу, и братия самоотверженно помогала нуждающимся.
Именно от монастырских стен двинулось войско ополчения во главе с князем Пожарским в августе 1612 года к Москве. И уже в октябре 1612 года Москва была освобождена от захватчиков.
Дорогие мои читатели, Святая Троице-Сергиева Лавра - это великая наша святыня, нашей Родины, где ни ни минуту не прекращались молитвы за Россию, за наш народ. Это крепость-монастырь, на протяжении веков хранящий великую православную святыню - святые мощи преподобного Сергия Радонежского, не допустившая осквернения и разграбления монастырских храмов и соборов. Обитель, которая стала поддержкой и пристанищем многих страждущих не только телесно, но и духовно.
Я постоянно стремлюсь сюда, но попасть получается довольно редко. Уезжая из Лавры с монастырскими покупками и святой водой, я увожу не только материальную, но и духовную радость от прикосновения к этому благодатному месту. И на протяжении нескольких дней мои мысли постоянно возвращаются сюда, а душа просится в Лавру снова.
Если есть у вас такая возможность, обязательно посетите Троице-Сергиеву Лавру, но, запаситесь временем, так как на монастырский ансамбль и внутренне убранство храмов можно потратить весь день.
При монастыре есть небольшое кафе, если вдруг вы загулялись и забыли о пище телесной.
Приезжайте к преподобному Сергию, он всем с радостью внимает и помогает!
Время использования | несколько раз |
Год посещения | 2017 |
Общее впечатление | вот оно, самое сердце православия! куда ни кинь взгляд - купола! |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву75
Шикарный одухотворенный отзыв,прям веет спокойствием и величием от такой Лавры
К сожалению, пока детки маленькие, мы обязаны быть с ними, ходить к концу службы, когда хочется постоять с самого начала до конца, а иногда из-за их болезней вообще пропускать литургию. Это наше с тобой служение, выполнение Божьего замысла о женщине.
О да! Вот мы какие глупые люди, сами вынуждаем Господа посылать нам нужду.
Спасибо за отзыв, даже в закладки взяла, чтобы когда доберемся (должны же мы когда-нибудь добраться), знать все секретные входы и выходы.
Постарайтесь забыть этот негативный момент, бесы не дремлют и сделают все возможное, чтобы отвратить человека от Бога.
Территория монастыря тогда активно ремонтировалась, везде были заградительные щиты и сетка, но даже не смотря на это, след в душе остался глубокий и неизгладимый! Заповедное место, очень намоленное и благостное, как там легко дышится, как скоро уходят все тревоги и печали суетной мирской жизни…
Огромное спасибо Вам за отзыв! И с прошедшими Вас праздниками!
Я даже не мечтаю причаститься в Лавре (пока дети маленькие), но при первой возможности съезжу опять!
В снежные деньки тут особенно красиво - все белым-бело! Так возвышенно, одухотворенно!