Отзыв: Фильм "Рай" (2016) - Неприятный осадок на душе
Достоинства: Атмосферненько
Недостатки: взята сложная тема...а ради чего?
Двоякое ощущение и совершенно неоднозначное мнение у меня складывается об этом фильме. Фильм снят так, чтобы зритель максимально погрузился в атмосферу того времени, нет душещипательного музыкального оформления, как в Списке Шиндлера, декораторы на славу поработали, гримеры, костюмеры. На отлично просто. И вот погружение мое произошло.
Сказать, что я увидела что то новое, нет. А раз тема не нова, то и особого потрясения или шока я не испытываю, так как я много видела и документального кино и фильмов про войну и концлагеря. Я просто погрузилась в ту жизнь, и смотрю на людей. Но зреет все сильнее во мне что то, что в последствии сформировалось в мысль, весьма отчетливую. Случилось это на моменте где молодой, образованный, с аристократическими корнями немец рассуждал о судьбе Германии и мире, который катится в пропасть. Делится так сказать наболевшим. Он абсолютно зрело и здраво рассуждает, и ловлю я себя на мысли, что согласна с ним. Да, мир катится в пропасть, ... И тут он говорит фразу : "Представляете как я себя чувствовал? Я не знал, что делать...( продолжаешь верить ему) ... никто не знал ... Евреи и коммунисты торжествовали, одни хотели революции, другие наживы, на нашем ничтожестве наживались, это унизительно. Евреи на самом деле не пьют кровь наших младенцев, но этот образ очень точен... Они близки к этому. Но есть надежда на горизонте."
Стоп. Вот первый когнитивный диссонанс, который у меня возник. И я ставлю на паузу фильм и обдумываю его фразу, которая литературно построена и смонтирована как единое целое. Это не два отдельных эпизода. Я, воспитанная на советских учебниках, на таких фильмах как Противостояние, Восхождение, Иди и смотри, Помни имя свое, понимаю, что каким бы рассудительным не казался этот человек, он фашист.
А теперь представьте, что фильм в кинозале (где на паузу не поставишь) смотрит 20летний юноша. И это безостановочное откровение немца, производящего впечатление разумного человека, спасшего 5ю минутами ранее еврейку от ареста, ложится целиком на его неокрепший ум.
Лагерная жизнь. Заключенная Ольга, которую сыграла жена метра Кончаловского, Юлия, нет, даже не сыграла, а прожила ее судьбу, рассказывает о быте, нравах лагерной жизни. За сигарету могут убить, сами же заключенные, страшно только вначале... и так далее. Умершую старуху тут же раздевают, разувают, ищут по карманам кусочки хлеба и тут же, усаживаются доедать лагерную похлебку. Там нет привычных нам по другим фильмам держания за руки, подбадривающих слов. Бригадирша в бараке просит Ольгу приласкать ее за сигарету... Скорее всего, может быть на самом деле, так оно и было. Но повеяло из этих эпизодов на меня не русским кино, а европейским.
Молодой идеалист аристократ, говорит об идее построения идеального общества, рая. Общества где все счастливы. В его беседе с Гимлером ( которого сыграл Виктор Сухоруков, загримировали конечно его ловко) рейхсфюрер восхищается чистотой крови и аристократизмом немца (зовут его Хельмут) и эта беседа практически посвящение в верные рыцари. Гимлер дарит ему кольцо с гравировкой, возлагает на него миссию борьбы с коррупцией, которая процветает в лагерях. Причем чем ближе наши войска к освобождению, тем крупнее хищения. Объехав несколько лагерей с проверкой Хельмут приезжает в лагерь где находится Ольга, чем приводит в панический страх коменданта. И не мудрено, коменданта лагеря Дахау расстреляли за растрату. Вот такой принципиальный строитель нового мира этот Хельмут. Диссертацию по творчеству Чехова пишет.
Любовь. Он влюбился в ее щиколотки, еще до войны. Ей стало с ним хорошо в лагере. Она снова почувствовала себя женщиной. Достаточно просто выспаться и поесть, говорит Ольга, чтобы начать думать снова о помаде, коже, волосах... Ремарк сказал бы - браво!
О говорит ей - Я восхищаюсь большевиками, они строят рай ( тут у меня удивленно приподнялась бровь, потому как я проследила некую аналогию ... показалось? Сталин, говорит Хельмут, он незаурядная личность, родись я в России, а не в Германии, стал бы коммунистом. Так и хочется добавить... но я родился в Германии и стал фашистом.
Следующий вопрос который у меня возник. Зачем по сценарию Ольгу сделали именно русской? Ну была б она француженкой и сцена в которой она целует Хельмуту ноги и говорит, что они (фашисты) имеют право на все то, что они делают смотрелась бы иначе. И когда я смотрела эту сцену, практически вслух произнесла - ты сдурела? совсем сдурела от счастья, что тебя обещали спасти? И тут эти слова произносит сам Хельмут... Отвратительное ощущение оставил этот эпизод... даже кровь к лицу прилила. Еврейка Хелена в Списке Шиндлера вела себя достойнее.
Все... на этом мне захотелось выключить этот фильм. Если честно. Я не знаю, что там на самом деле хотел показать Кончаловский, может поняла все не так... но ощущения которые вызвал фильм я описала.
В отзывах часто пишут, что фильм тяжелый. Чем? Восхождение тяжелый фильм, потому что пока его смотришь и наплачешься и ужаснешься и душа заболит. Этот фильм кроме неприятного осадка на душе не оставил ничего.
Хотя кто то может со мной не согласиться.
Но фильм один раз, чтобы хоть знать за что у нас дают награды посмотреть стоит.
Сказать, что я увидела что то новое, нет. А раз тема не нова, то и особого потрясения или шока я не испытываю, так как я много видела и документального кино и фильмов про войну и концлагеря. Я просто погрузилась в ту жизнь, и смотрю на людей. Но зреет все сильнее во мне что то, что в последствии сформировалось в мысль, весьма отчетливую. Случилось это на моменте где молодой, образованный, с аристократическими корнями немец рассуждал о судьбе Германии и мире, который катится в пропасть. Делится так сказать наболевшим. Он абсолютно зрело и здраво рассуждает, и ловлю я себя на мысли, что согласна с ним. Да, мир катится в пропасть, ... И тут он говорит фразу : "Представляете как я себя чувствовал? Я не знал, что делать...( продолжаешь верить ему) ... никто не знал ... Евреи и коммунисты торжествовали, одни хотели революции, другие наживы, на нашем ничтожестве наживались, это унизительно. Евреи на самом деле не пьют кровь наших младенцев, но этот образ очень точен... Они близки к этому. Но есть надежда на горизонте."
Стоп. Вот первый когнитивный диссонанс, который у меня возник. И я ставлю на паузу фильм и обдумываю его фразу, которая литературно построена и смонтирована как единое целое. Это не два отдельных эпизода. Я, воспитанная на советских учебниках, на таких фильмах как Противостояние, Восхождение, Иди и смотри, Помни имя свое, понимаю, что каким бы рассудительным не казался этот человек, он фашист.
А теперь представьте, что фильм в кинозале (где на паузу не поставишь) смотрит 20летний юноша. И это безостановочное откровение немца, производящего впечатление разумного человека, спасшего 5ю минутами ранее еврейку от ареста, ложится целиком на его неокрепший ум.
Лагерная жизнь. Заключенная Ольга, которую сыграла жена метра Кончаловского, Юлия, нет, даже не сыграла, а прожила ее судьбу, рассказывает о быте, нравах лагерной жизни. За сигарету могут убить, сами же заключенные, страшно только вначале... и так далее. Умершую старуху тут же раздевают, разувают, ищут по карманам кусочки хлеба и тут же, усаживаются доедать лагерную похлебку. Там нет привычных нам по другим фильмам держания за руки, подбадривающих слов. Бригадирша в бараке просит Ольгу приласкать ее за сигарету... Скорее всего, может быть на самом деле, так оно и было. Но повеяло из этих эпизодов на меня не русским кино, а европейским.
Молодой идеалист аристократ, говорит об идее построения идеального общества, рая. Общества где все счастливы. В его беседе с Гимлером ( которого сыграл Виктор Сухоруков, загримировали конечно его ловко) рейхсфюрер восхищается чистотой крови и аристократизмом немца (зовут его Хельмут) и эта беседа практически посвящение в верные рыцари. Гимлер дарит ему кольцо с гравировкой, возлагает на него миссию борьбы с коррупцией, которая процветает в лагерях. Причем чем ближе наши войска к освобождению, тем крупнее хищения. Объехав несколько лагерей с проверкой Хельмут приезжает в лагерь где находится Ольга, чем приводит в панический страх коменданта. И не мудрено, коменданта лагеря Дахау расстреляли за растрату. Вот такой принципиальный строитель нового мира этот Хельмут. Диссертацию по творчеству Чехова пишет.
Любовь. Он влюбился в ее щиколотки, еще до войны. Ей стало с ним хорошо в лагере. Она снова почувствовала себя женщиной. Достаточно просто выспаться и поесть, говорит Ольга, чтобы начать думать снова о помаде, коже, волосах... Ремарк сказал бы - браво!
О говорит ей - Я восхищаюсь большевиками, они строят рай ( тут у меня удивленно приподнялась бровь, потому как я проследила некую аналогию ... показалось? Сталин, говорит Хельмут, он незаурядная личность, родись я в России, а не в Германии, стал бы коммунистом. Так и хочется добавить... но я родился в Германии и стал фашистом.
Следующий вопрос который у меня возник. Зачем по сценарию Ольгу сделали именно русской? Ну была б она француженкой и сцена в которой она целует Хельмуту ноги и говорит, что они (фашисты) имеют право на все то, что они делают смотрелась бы иначе. И когда я смотрела эту сцену, практически вслух произнесла - ты сдурела? совсем сдурела от счастья, что тебя обещали спасти? И тут эти слова произносит сам Хельмут... Отвратительное ощущение оставил этот эпизод... даже кровь к лицу прилила. Еврейка Хелена в Списке Шиндлера вела себя достойнее.
Все... на этом мне захотелось выключить этот фильм. Если честно. Я не знаю, что там на самом деле хотел показать Кончаловский, может поняла все не так... но ощущения которые вызвал фильм я описала.
В отзывах часто пишут, что фильм тяжелый. Чем? Восхождение тяжелый фильм, потому что пока его смотришь и наплачешься и ужаснешься и душа заболит. Этот фильм кроме неприятного осадка на душе не оставил ничего.
Хотя кто то может со мной не согласиться.
Но фильм один раз, чтобы хоть знать за что у нас дают награды посмотреть стоит.
Общее впечатление | Неприятный осадок на душе |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву5
Разве не важно говорить о том, что у зла много лиц и угроза может крыться в том числе в прекрасных юношах, говорящих красивыми фразами? Что идеи, которые несут разрушение, могут быть обставлены до того чудесно, что, когда их слышишь или читаешь, дух захватывает?