Отзыв: Фильм "Опасная игра Слоун" (2016) - Закулисье лоббистской кампании - это оказывается интересно
Достоинства: яркий персонаж и прекрасное его воплощение; вопросы профессиональной этики; удачное сведение всех сюжетных линий воедино
Недостатки: перебор в кульминационной сцене; линия с Фордом лишняя
Грузинское лобио, признаться, интересует меня куда больше различных политических лобби, главным образом, конечно, потому что я люблю поесть, но немаловажен и тот факт, что в лоббистика для меня что-то абсолютно непонятное, я, как средний обыватель от неё далека настолько, что ручками, даже если их раскинуть в разные стороны, не покажешь ширину пропасти между нами. Тем удивительней тот факт, что фильм "Мисс Слоун", в основе сюжета которого лежит вымышленная история успешного лоббиста Элизабет Слоун, берущейся продвигать новый законопроект, ужесточающий правила получения разрешения на оружие на территории США, показался мне не просто интересным с точки зрения "как это всё устроено", но и просто весьма захватывающим триллером, во время просмотра которого ты просто прилипаешь к экрану, отвлекаясь разве что для комментариев увиденного своим товарищам по просмотру.
Элизабет Слоун - звезда лоббистики: имя уже давно работает на неё, команда молодых выпускников Лиги плюща, боготворит свою начальницу, её считают беспринципным гением, который ради своей цели готов перегрызть глотку противнику, тем не менее, у Лиз есть свои внутренние правила и установки. В качестве клиента в контору, где она работает, обращается сенатор, продвигающий оружейное лобби: оружейники столкнулись с проблемой в виде женщин-политиков, воспринимающих свободное приобретение оружия как угрозу общества, и важно сделать так, чтобы в короткие сроки мнение сменилось на противоположное, и все "осторожничающие" подумали о гладком стволе за пазухой, как о способе защиты от преступности. Внезапно мисс Слоун отказывается от проекта и начинает играть против своего потенциального клиента и бывшего работодателя.
"Мисс Слоун" - пример качественного триллера, который своей задачей ставит не напугать зрителя, а провести его по коридорам сюжета, в котором есть резкие повороты, заставляющие входить в те двери, которых изначально не замечаешь, и менять своё направление по ходу движения. Интриг в фильме несколько: получит ли поддержку сенаторов законопроект, и что случится с самой Элизабет, которую мы застаём в начале картины на заседании конгресса, решающего её судьбу в связи с обвинением в неэтичном поведении? И хотя и тот и другой вопрос предполагает односложный ответ исключительно из категории "да"/"нет", путь к разрешению может быть тернист и сложен. Две сюжетные линии разворачиваются параллельно и к концу наконец сходятся воедино, представляя зрителю то, что происходит с героиней здесь и сейчас - такой ход, очевидно, нужен за тем, чтобы в момент кульминации смотрящий испытывал максимальную сопричастность к происходящему и сопереживание к главной героине.
И вот как раз о героине хочется поговорить подробней, потому что персонаж Джессики Честейн по-своему удивителен совсем не тем, что он женщина (ну мы ж с вами не сексисты, в конце концов, и не думаем, что женщины не могут построить успешную карьеру), а тем, что одновременно является беспринципной сволочью и крайне принципиальным человеком. Не случайно в картине поднимается тема профессиональной этики:в мире о ней говорят лишь тогда, когда происходит что-то из ряда вон, всё остальное время принято делать вид, что если ты хороший специалист, то тебе всё дозволено. За этику особо достаётся врачам, журналистам и педагогам, но во всех остальных сферах её тоже никто не отменял, просто мы привычно закрываем глаза, говоря "любые средства хороши", забывая о том, что хороши они исключительно "на войне", как гласит первая половина поговорки. (Вообще, нет, конечно, и о военной этике есть прекрасный датский фильм "Война", получивший в прошлом году номинацию на Оскар) В своей большой игре мисс Слоун без колебаний превращает людей с их кровоточащими непереваренными историями, которые некогда раскурочили их душу, в пешки: если ты можешь быть полезен, ты отныне не личность, а носитель определённой позиции, которую нужно продвинуть в массы. И всё бы ничего, если бы такие как она перед тем как делать, спрашивали людей, готовы ли они на какое-то время превратиться в объект (если провести параллель с врачебной этикой - хорошо бы врачи прежде чем демонстрировать пациента группе студентов, спрашивали этого самого пациента, не против ли он послужить науке, они, скорее всего, не откажут, но и уже не будут чувствовать себя трупом в анатомичке, задача которого - демонстрация патологии), но стремление победить любой ценой в подобных людях так велико, что всё остальное просто меркнет на фоне этого.
В то же время Элизабет не супер-машина, мозг которой совершает тысячи операций в секунду. Благо, обошлось без душещипательных сцен рыданий на плече какого-нибудь мужика и фраз "я всего лишь слабая женщина", все демонстрации того, что героиня из плоти и крови вполне укладываются в рамки описанной до того личности и не идут в разрез с тем, что нам выдавалось до того. Ну да, есть карьеристы, есть люди, которые горят своей работой и горят на ней, есть те, кто не очень-то хочет семью, но это не значит, что эти люди не устают, не чувствуют позывов в какой-то момент прекратить бесконечную гонку и отвлечься на что-то совершенно иное, да хотя бы ради разнообразия в жизни, ради того, чтобы почувствовать себя живым и не сидеть на психостимуляторах годами. Какая Элизабет Слоун вне своей карьеры лоббиста мы можем и не узнать, но важно понимать, что это "вне" вообще существует и именно из-за него, как бы мы не относились к мисс Слоун как профессионалу, мы будем сочувствовать ей, как человеку.
Конечно, создать двухчасовой политический триллер, в котором ещё и разворачивается драма второстепенного персонажа не так просто, и я не буду говорить, что в "Мисс Слоун" всё сделано идеально, тут есть и слишком пафосная и надуманная кульминационная сцена, и попытка создания пустой интриги (без спойлера скажу так: приглашение в зал суда мистера Форда было совершенно излишне, потому как его показания, вне зависимости от того, какие они, никак на ход дела не влияют), и противники активизируются исключительно в "ответку", хотя компания-то идёт вне зависимости от действия сторон. Но при этом довольно непопулярная для массового зрителя тема оказывается весьма человечно представлена на большом экране, что уже доказывает, что игра стоила свеч. Ну и, конечно, "Мисс Слоун" - это своего рода бенефис Джессики Честейн, которая вновь поворачивается к зрителю свежей стороной своего таланта (для меня первый поворот был в "Прислуге", но и после у Честейн были роли а-ля "страдающая мать" и "женщина-учёный", которые уже поднадоели) и доказывает, что она вполне достойна заглавной роли. Как жанровое кино "Мисс Слоун" очень и очень неплохо, но, понятно дело, глубины и философии тут ждать не приходится.
Элизабет Слоун - звезда лоббистики: имя уже давно работает на неё, команда молодых выпускников Лиги плюща, боготворит свою начальницу, её считают беспринципным гением, который ради своей цели готов перегрызть глотку противнику, тем не менее, у Лиз есть свои внутренние правила и установки. В качестве клиента в контору, где она работает, обращается сенатор, продвигающий оружейное лобби: оружейники столкнулись с проблемой в виде женщин-политиков, воспринимающих свободное приобретение оружия как угрозу общества, и важно сделать так, чтобы в короткие сроки мнение сменилось на противоположное, и все "осторожничающие" подумали о гладком стволе за пазухой, как о способе защиты от преступности. Внезапно мисс Слоун отказывается от проекта и начинает играть против своего потенциального клиента и бывшего работодателя.
"Мисс Слоун" - пример качественного триллера, который своей задачей ставит не напугать зрителя, а провести его по коридорам сюжета, в котором есть резкие повороты, заставляющие входить в те двери, которых изначально не замечаешь, и менять своё направление по ходу движения. Интриг в фильме несколько: получит ли поддержку сенаторов законопроект, и что случится с самой Элизабет, которую мы застаём в начале картины на заседании конгресса, решающего её судьбу в связи с обвинением в неэтичном поведении? И хотя и тот и другой вопрос предполагает односложный ответ исключительно из категории "да"/"нет", путь к разрешению может быть тернист и сложен. Две сюжетные линии разворачиваются параллельно и к концу наконец сходятся воедино, представляя зрителю то, что происходит с героиней здесь и сейчас - такой ход, очевидно, нужен за тем, чтобы в момент кульминации смотрящий испытывал максимальную сопричастность к происходящему и сопереживание к главной героине.
И вот как раз о героине хочется поговорить подробней, потому что персонаж Джессики Честейн по-своему удивителен совсем не тем, что он женщина (ну мы ж с вами не сексисты, в конце концов, и не думаем, что женщины не могут построить успешную карьеру), а тем, что одновременно является беспринципной сволочью и крайне принципиальным человеком. Не случайно в картине поднимается тема профессиональной этики:в мире о ней говорят лишь тогда, когда происходит что-то из ряда вон, всё остальное время принято делать вид, что если ты хороший специалист, то тебе всё дозволено. За этику особо достаётся врачам, журналистам и педагогам, но во всех остальных сферах её тоже никто не отменял, просто мы привычно закрываем глаза, говоря "любые средства хороши", забывая о том, что хороши они исключительно "на войне", как гласит первая половина поговорки. (Вообще, нет, конечно, и о военной этике есть прекрасный датский фильм "Война", получивший в прошлом году номинацию на Оскар) В своей большой игре мисс Слоун без колебаний превращает людей с их кровоточащими непереваренными историями, которые некогда раскурочили их душу, в пешки: если ты можешь быть полезен, ты отныне не личность, а носитель определённой позиции, которую нужно продвинуть в массы. И всё бы ничего, если бы такие как она перед тем как делать, спрашивали людей, готовы ли они на какое-то время превратиться в объект (если провести параллель с врачебной этикой - хорошо бы врачи прежде чем демонстрировать пациента группе студентов, спрашивали этого самого пациента, не против ли он послужить науке, они, скорее всего, не откажут, но и уже не будут чувствовать себя трупом в анатомичке, задача которого - демонстрация патологии), но стремление победить любой ценой в подобных людях так велико, что всё остальное просто меркнет на фоне этого.
В то же время Элизабет не супер-машина, мозг которой совершает тысячи операций в секунду. Благо, обошлось без душещипательных сцен рыданий на плече какого-нибудь мужика и фраз "я всего лишь слабая женщина", все демонстрации того, что героиня из плоти и крови вполне укладываются в рамки описанной до того личности и не идут в разрез с тем, что нам выдавалось до того. Ну да, есть карьеристы, есть люди, которые горят своей работой и горят на ней, есть те, кто не очень-то хочет семью, но это не значит, что эти люди не устают, не чувствуют позывов в какой-то момент прекратить бесконечную гонку и отвлечься на что-то совершенно иное, да хотя бы ради разнообразия в жизни, ради того, чтобы почувствовать себя живым и не сидеть на психостимуляторах годами. Какая Элизабет Слоун вне своей карьеры лоббиста мы можем и не узнать, но важно понимать, что это "вне" вообще существует и именно из-за него, как бы мы не относились к мисс Слоун как профессионалу, мы будем сочувствовать ей, как человеку.
Конечно, создать двухчасовой политический триллер, в котором ещё и разворачивается драма второстепенного персонажа не так просто, и я не буду говорить, что в "Мисс Слоун" всё сделано идеально, тут есть и слишком пафосная и надуманная кульминационная сцена, и попытка создания пустой интриги (без спойлера скажу так: приглашение в зал суда мистера Форда было совершенно излишне, потому как его показания, вне зависимости от того, какие они, никак на ход дела не влияют), и противники активизируются исключительно в "ответку", хотя компания-то идёт вне зависимости от действия сторон. Но при этом довольно непопулярная для массового зрителя тема оказывается весьма человечно представлена на большом экране, что уже доказывает, что игра стоила свеч. Ну и, конечно, "Мисс Слоун" - это своего рода бенефис Джессики Честейн, которая вновь поворачивается к зрителю свежей стороной своего таланта (для меня первый поворот был в "Прислуге", но и после у Честейн были роли а-ля "страдающая мать" и "женщина-учёный", которые уже поднадоели) и доказывает, что она вполне достойна заглавной роли. Как жанровое кино "Мисс Слоун" очень и очень неплохо, но, понятно дело, глубины и философии тут ждать не приходится.
Общее впечатление | Закулисье лоббистской кампании - это оказывается интересно |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву8
Но, если разобраться, все напасти не от лоббистов,а от жадной власти.