Отзыв: Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина (Россия, Москва) - Главный театральный музей России
Достоинства: История. Богатая постоянная экспозиция. Архитектура. Интерьер. Временные выставки
Недостатки: Отсутствие стикеров- разрешение на фотосъемку. Могли бы взять пример с Третьяковской галереи
Театральный музей им. Бахрушина, в первую очередь, памятник меценату, настоящему ценителю искусства Алексею Александровичу Бахрушину.
Его биография и заслуги перед Отечеством подробно изложены в разделе "Описание". Очень советую почитать.
Особняк на одноименной улице (бывшей Лужниковской) - это усадьба Бахрушиных, их личный дом, который стараниями хозяина стал "Главным театральным музеем".
На стенде у входа - портреты семейной четы Бахрушиных и архитектора Карла Гиппиуса, эскизы и план дома, а также старинные фотографии, запечатлевшие интерьер особняка.
Первый раз попадая с улицы в вестибюль дома, на какое-то время дезориентируешься. Топчешься на месте, оглядываешься по сторонам, запрокидываешь голову, рассматривая внутреннее убранство дома.
Общий вид вестибюля с верхней площадки.
Массивные светильники, витражные окна.
Прямо напротив входной двери находится касса музея. Здесь кроме билетов на постоянную экспозицию и временные выставки можно приобрести памятные сувениры с символикой музея и в целом на театральную тему.
А я бы хотела обратить ваше внимание на рисунок, повторяющийся на основном фоне стенда.
Этот рисунок - цветок чертополоха - мы увидим в этом доме еще не раз. Его выбрал хозяин в качестве неформального фамильного герба.
Говорят, чертополох - символ хитрости, которая очень нужна коллекционерам в поисках раритетов.
Из вестибюля центральная лестница ведет вверх, к основным залам музея. А лестница справа ведет в цокольный этаж, к гардеробу.
У гардероба в задумчивой позе русский драматург Александр Грибоедов.
Небольшой зал слева от гардероба за стеклянной дверью - это хранилище Бахрушина. Туда мы пройдем позже.
Справа холл с большим овальным столом, вокруг которого стоят венские стулья. На стенах - небольшая выставка старинных фотографий. На них можно увидеть интерьеры дома Бахрушиных в прошлом.
Ряд фотографий посвящен событиям из истории музея: например, передача музея в ведение Российской Императорской Академии наук в 1913 году.
Очень трогательны фото, на которых мы видим членов семьи Алексея Бахрушина. Фон коллажа семейных фотографий - набивной рисунок со цветком чертополоха.
Здесь же находится интересный экспонат - белорусский вертеп. Его и сейчас используют на новогодних и рождественских представлениях.
А что за бюсты расставлены на столе?
Табличка рядом поведала удивительную историю.
Это некоторые из скульптурных бюстов, запрятанных во время Великой отечественной войны и найденных случайно совсем недавно. Семь десятков лет они оставались надежно спрятанными под лестницей хранилища.
Именно с комнат хранилища рекомендуют начать осмотр экспозиции. Но попадем мы туда с верхнего этажа. Итак, поднимаемся наверх.
Слева от лестницы - вход в кабинет Бахрушина. Из него по широкой деревянной лестнице спускаемся вниз.
Сама лестница также является музейным экспонатом и носит название "лестница Сальвини". У её основания мы видим бюст итальянского актера Томмазо Сальвини.
История появления и установки этой лестницы описана в воспоминаниях сына Алексея Бахрушина - Юрия.
Алексей Бахрушин любил театр и имел страсть к коллекционированию. И он сумел соединить воедино то, что привлекало его больше всего и в чем он хорошо разбирался.
Первоначально вся коллекция Бахрушина располагалась в трёх комнатах цокольного этажа, как и было запланировано при проектировании дома.
В застекленных витринах бесценные экспонаты: личные вещи Бахрушина и предметы, имеющие отношение к театру, принадлежавшие самим актерам и их поклонникам-театралам.
Осматривать экспозицию можно самостоятельно. На столе разложены ламинированные листы с описанием экспонатов.
В небольшом помещении полумрак, но все экспонаты очень хорошо освещены.
Со временем хозяевам пришлось расширить выставочные площади, отдавая под них жилые помещения.
Вот так выглядел кабинет Бахрушина.
А вот как он выглядит сейчас.
Фотографии актеров и театральных деятелей с дарственными надписями.
Письменный стол хозяина оригинальной формы стоит на том же месте, и те же балерины застыли в танце.
Балет был особой страстью Бахрушина. В кабинете несколько статуэток, коллекция балетных туфелек, портреты танцовщиков и танцовщиц.
Из множества портретов в этом зале мне были известны лишь два. Это портрет Тамары Карсавиной в балете "Сильфиды" (художник Савелий Сорин).
И портрет Федора Шаляпина в роли Бориса Годунова (художник Николай Харитонов).
В музее также хранится известный "Портрет актрисы П. И. Ковалевой-Жемчуговой", написанный крепостным художником Николаем Аргуновым.
Он находится в следующем зале музея, я назвала его "синий зал".
Он посвящен истории театра в России 18 века и обустроен по-современному. Кроме традиционных стендов к услугам посетителей интерактивные системы. Дисплеи встроены в столики на резных ножках.
Разделы отделены друг от друга как будто раздвижной театральной ширмой.
Каждый экспонат можно детально изучить на его страничке.
На стенде за стеклом - куклы-марионетки вертепа, народного театра.
Про каждую куклу можно прочитать краткую информацию.
Один из разделов посвящен эпохе Екатерины II.
Здесь можно увидеть интересные предметы, свидетельствующие об интересе императрицы к театральному искусству и покровительстве актерам.
Так, вензель Екатерины II стоит на окладе грамоты актерам Григорию и Федору Волковым, которой они были пожалованы в дворянство. Рядом располагается так называемая кустодия. Это гербовая печать к грамоте, в специальном футляре с тесьмой и кистями.
Непонятным мне показалось присутствие здесь следующего экспоната - "главнейшие и самые большие в Москве часы".
Возможно, экспонат относится к разделу искусства сценографии.
Справка об экспонате была для меня слишком краткой :(
Потом я нашла информацию о том, что такие часы были установлены в 17 веке на главной башне Кремля - Фроловской, которую затем переименовали в Спасскую.
В следующем зале музея шла временная выставка "Волшебник русской сцены". Она была посвящена главному машинисту и декоратору Московских императорских театров Федору Карловичу Вальцу.
Действительно, восприятие зрителем спектакля во многом зависит от труда оформителей - декораторов и художников-бутафоров.
Вторая временная выставка, ради которой мы в эту поездку посетили музей, "Эра Григоровича" была приурочена к 90-летию хореографа.
Выставка нам очень понравилась, музей мы тоже очень любим. Но в этот раз настроение было испорчено смотрительницей одного из залов.
Дело в том, что в музее разрешена фотосъёмка без вспышки, за неё нужно платить 100 руб. Из нас троих фотографировала я одна - на планшет, и конечно я фотосъемку оплатила. Смотрительница молча ходила около меня, потом я поняла её интерес и предъявила свой билет на фотосъёмку.
А вот когда мои компаньонки-пенсионерки, как дамы с балетным прошлым, решили сфотографировать друг друга на мобильник на фоне портрета Карсавиной, смотрительница буквально налетела на них с требованием оплатить фотосъемку.
Я попыталась объяснить, что эти 2 кадра - личное фото и оно никак не будет использовано в коммерческих целях, следовательно платить за фотосъемку мы не будем.
Смотрительница продолжала возмущаться, более того - она последовала за нами в другой зал и начала обсуждать "страшных посетителей" с другими работниками музея. Это было так неприятно.
Ну ни в какое сравнение со своими коллегами из филиала - музея-квартиры Галины Улановой, которые встретили нас как дорогих гостей.
В итоге, мама с тётей каждая оплатили за фотосъёмку и нащёлкали кучу фоток слабого качества :( В общем оторвались по полной.
И всё же хочется закончить отзыв об этом удивительном музее на хорошей ноте.
Оригинальной мебелью столовой, приспособленной под музейные витрины, можно залюбоваться.
Интерьер музея - сказочное пространство.
Этот музей, действительно главный театральный музей России - воплощенная мечта театрала.
PS: Музей имеет очень удобное расположение - в двух шагах от станции метро "Павелецкая" и Павелецкого вокзала.
В 5 минутах ходьбы от отеля Ibis на Бахрушина, где мы останавливались.
Его биография и заслуги перед Отечеством подробно изложены в разделе "Описание". Очень советую почитать.
Особняк на одноименной улице (бывшей Лужниковской) - это усадьба Бахрушиных, их личный дом, который стараниями хозяина стал "Главным театральным музеем".
На стенде у входа - портреты семейной четы Бахрушиных и архитектора Карла Гиппиуса, эскизы и план дома, а также старинные фотографии, запечатлевшие интерьер особняка.
Первый раз попадая с улицы в вестибюль дома, на какое-то время дезориентируешься. Топчешься на месте, оглядываешься по сторонам, запрокидываешь голову, рассматривая внутреннее убранство дома.
Общий вид вестибюля с верхней площадки.
Массивные светильники, витражные окна.
Прямо напротив входной двери находится касса музея. Здесь кроме билетов на постоянную экспозицию и временные выставки можно приобрести памятные сувениры с символикой музея и в целом на театральную тему.
А я бы хотела обратить ваше внимание на рисунок, повторяющийся на основном фоне стенда.
Этот рисунок - цветок чертополоха - мы увидим в этом доме еще не раз. Его выбрал хозяин в качестве неформального фамильного герба.
Говорят, чертополох - символ хитрости, которая очень нужна коллекционерам в поисках раритетов.
Из вестибюля центральная лестница ведет вверх, к основным залам музея. А лестница справа ведет в цокольный этаж, к гардеробу.
У гардероба в задумчивой позе русский драматург Александр Грибоедов.
Небольшой зал слева от гардероба за стеклянной дверью - это хранилище Бахрушина. Туда мы пройдем позже.
Справа холл с большим овальным столом, вокруг которого стоят венские стулья. На стенах - небольшая выставка старинных фотографий. На них можно увидеть интерьеры дома Бахрушиных в прошлом.
Ряд фотографий посвящен событиям из истории музея: например, передача музея в ведение Российской Императорской Академии наук в 1913 году.
Очень трогательны фото, на которых мы видим членов семьи Алексея Бахрушина. Фон коллажа семейных фотографий - набивной рисунок со цветком чертополоха.
Здесь же находится интересный экспонат - белорусский вертеп. Его и сейчас используют на новогодних и рождественских представлениях.
А что за бюсты расставлены на столе?
Табличка рядом поведала удивительную историю.
Это некоторые из скульптурных бюстов, запрятанных во время Великой отечественной войны и найденных случайно совсем недавно. Семь десятков лет они оставались надежно спрятанными под лестницей хранилища.
Именно с комнат хранилища рекомендуют начать осмотр экспозиции. Но попадем мы туда с верхнего этажа. Итак, поднимаемся наверх.
Слева от лестницы - вход в кабинет Бахрушина. Из него по широкой деревянной лестнице спускаемся вниз.
Сама лестница также является музейным экспонатом и носит название "лестница Сальвини". У её основания мы видим бюст итальянского актера Томмазо Сальвини.
История появления и установки этой лестницы описана в воспоминаниях сына Алексея Бахрушина - Юрия.
Алексей Бахрушин любил театр и имел страсть к коллекционированию. И он сумел соединить воедино то, что привлекало его больше всего и в чем он хорошо разбирался.
Первоначально вся коллекция Бахрушина располагалась в трёх комнатах цокольного этажа, как и было запланировано при проектировании дома.
В застекленных витринах бесценные экспонаты: личные вещи Бахрушина и предметы, имеющие отношение к театру, принадлежавшие самим актерам и их поклонникам-театралам.
Осматривать экспозицию можно самостоятельно. На столе разложены ламинированные листы с описанием экспонатов.
В небольшом помещении полумрак, но все экспонаты очень хорошо освещены.
Со временем хозяевам пришлось расширить выставочные площади, отдавая под них жилые помещения.
Вот так выглядел кабинет Бахрушина.
А вот как он выглядит сейчас.
Фотографии актеров и театральных деятелей с дарственными надписями.
Письменный стол хозяина оригинальной формы стоит на том же месте, и те же балерины застыли в танце.
Балет был особой страстью Бахрушина. В кабинете несколько статуэток, коллекция балетных туфелек, портреты танцовщиков и танцовщиц.
Из множества портретов в этом зале мне были известны лишь два. Это портрет Тамары Карсавиной в балете "Сильфиды" (художник Савелий Сорин).
И портрет Федора Шаляпина в роли Бориса Годунова (художник Николай Харитонов).
В музее также хранится известный "Портрет актрисы П. И. Ковалевой-Жемчуговой", написанный крепостным художником Николаем Аргуновым.
Он находится в следующем зале музея, я назвала его "синий зал".
Он посвящен истории театра в России 18 века и обустроен по-современному. Кроме традиционных стендов к услугам посетителей интерактивные системы. Дисплеи встроены в столики на резных ножках.
Разделы отделены друг от друга как будто раздвижной театральной ширмой.
Каждый экспонат можно детально изучить на его страничке.
На стенде за стеклом - куклы-марионетки вертепа, народного театра.
Про каждую куклу можно прочитать краткую информацию.
Один из разделов посвящен эпохе Екатерины II.
Здесь можно увидеть интересные предметы, свидетельствующие об интересе императрицы к театральному искусству и покровительстве актерам.
Так, вензель Екатерины II стоит на окладе грамоты актерам Григорию и Федору Волковым, которой они были пожалованы в дворянство. Рядом располагается так называемая кустодия. Это гербовая печать к грамоте, в специальном футляре с тесьмой и кистями.
Непонятным мне показалось присутствие здесь следующего экспоната - "главнейшие и самые большие в Москве часы".
Возможно, экспонат относится к разделу искусства сценографии.
Справка об экспонате была для меня слишком краткой :(
Потом я нашла информацию о том, что такие часы были установлены в 17 веке на главной башне Кремля - Фроловской, которую затем переименовали в Спасскую.
В следующем зале музея шла временная выставка "Волшебник русской сцены". Она была посвящена главному машинисту и декоратору Московских императорских театров Федору Карловичу Вальцу.
Действительно, восприятие зрителем спектакля во многом зависит от труда оформителей - декораторов и художников-бутафоров.
Вторая временная выставка, ради которой мы в эту поездку посетили музей, "Эра Григоровича" была приурочена к 90-летию хореографа.
Выставка нам очень понравилась, музей мы тоже очень любим. Но в этот раз настроение было испорчено смотрительницей одного из залов.
Дело в том, что в музее разрешена фотосъёмка без вспышки, за неё нужно платить 100 руб. Из нас троих фотографировала я одна - на планшет, и конечно я фотосъемку оплатила. Смотрительница молча ходила около меня, потом я поняла её интерес и предъявила свой билет на фотосъёмку.
А вот когда мои компаньонки-пенсионерки, как дамы с балетным прошлым, решили сфотографировать друг друга на мобильник на фоне портрета Карсавиной, смотрительница буквально налетела на них с требованием оплатить фотосъемку.
Я попыталась объяснить, что эти 2 кадра - личное фото и оно никак не будет использовано в коммерческих целях, следовательно платить за фотосъемку мы не будем.
Смотрительница продолжала возмущаться, более того - она последовала за нами в другой зал и начала обсуждать "страшных посетителей" с другими работниками музея. Это было так неприятно.
Ну ни в какое сравнение со своими коллегами из филиала - музея-квартиры Галины Улановой, которые встретили нас как дорогих гостей.
В итоге, мама с тётей каждая оплатили за фотосъёмку и нащёлкали кучу фоток слабого качества :( В общем оторвались по полной.
И всё же хочется закончить отзыв об этом удивительном музее на хорошей ноте.
Оригинальной мебелью столовой, приспособленной под музейные витрины, можно залюбоваться.
Интерьер музея - сказочное пространство.
Этот музей, действительно главный театральный музей России - воплощенная мечта театрала.
PS: Музей имеет очень удобное расположение - в двух шагах от станции метро "Павелецкая" и Павелецкого вокзала.
В 5 минутах ходьбы от отеля Ibis на Бахрушина, где мы останавливались.
Стоимость | 300 ₽ |
Год посещения | 2017 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Москва |
Город или поселок | Москва |
Улица | ул . Бахрушина |
Дом № | , д.31 |
Общее впечатление | Главный театральный музей России |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву6
Больше всего меня тронула история обнаружения скульптур, как приятно было их обнаружить после 70 лет заточения :)
Про неприятное - в таком удивительном месте я бы набирала персонал более осмотрительно.