Отзыв: Музей-квартира Льва Гумилева (Россия, Санкт-Петербург) - Первая и последняя отдельная квартира за всю 80-летнюю жизнь
Достоинства: Удобное расположение, близко от метро.
Недостатки: Нет
Здравствуйте, уважаемые друзья!
Гуляя по Санкт-Петербургу, далеко не каждый заштатный экскурсант забредёт в эти края. Да и местные жители, прямо скажем, не жалуют это место особым вниманием. А ведь речь идёт о самом центре старого Петербурга, где что ни дом, то целая история, что ни улица, то фрагмент из произведения классической литературы.
Место это — перекрёсток Коломенской улицы и Кузнечного переулка. Рядом Лиговка, Кузнечный рынок, улицы Марата и Достоевского, Владимирская площадь — место, подробно описанное Ф. М. Достоевским во многих его произведениях.
Именно здесь, в угловом доме №1/15 по Коломенской улице, в маленькой квартирке на втором этаже прожил свои последние два с половиной года великий человек земли русской Лев Николаевич Гумилёв.
Будучи сыном знаменитых родителей — Николая Степановича Гумилёва
Немногие знают об этом человеке всё. Большинство не знает о нём практически ничего. И в этом заключаются необъяснимый парадокс и фантастическая несправедливость.
Гумилёв был выдающимся учёным: тюркологом, историком, географом, этнологом, археологом, востоковедом. Ему принадлежит авторство немалого количества прозаических и поэтических произведений. А ещё он был великолепным переводчиком.
Имея учёные степени доктора исторических наук и доктора географических наук, он много лет преподавал в Ленинградском университете.
Но главное, чем прославился Л. Н. Гумилёв - это создание пассионарной теории этногенеза. Заумное словосочетание, но если разобраться, то не так уж всё и непонятно.
Для начала расшифруем слово "этногенез". Если по-простому - это народоведение.
Сам Гумилёв определяет этнос, как некое образование, возникающее в результате колебаний живой энергии биосферы, открытой академиком В. И. Вернадским. Колебания этой энергии существуют параллельно развитию общества и, посредством очень сложных связей, взаимодействуют с историческими и социальными процессами, происходящими на земле.
А теория пассионарности настолько всеобъемлюща и революционна, что полностью изменяет привычное представление о законах истории и развития цивилизации. Выражаясь обыденным ненаучным языком, суть её в том, что у некоторых людей по необъяснимым причинам существует тяга к жертвенности. У этих людей присутствует ярко выраженное стремление к осуществлению того, что лежит за пределами их личного счастья и личной жизни. Таких людей Гумилёв назвал пассионариями, а это их качество - пассионарностью.
Графически это выглядит так.
Слава Богу, сегодня труды Л. Н. Гумилёва доступны всем, кто интересуется этим потрясающе увлекательным направлением науки, вернее, синтезом многих наук.
После такого наукообразного вступления я приглашаю вас сегодня зайти в мемориальный музей-квартиру этого выдающегося нашего соотечественника.
Открыв невзрачную железную дверь и войдя в подъезд,
мы попадаем на старую петербургскую лестницу с узорчатыми чугунными балясинами. На стенах лестницы вывешены фотографии петербургских домов, в которых в разные периоды своей долгой и неустроенной жизни находил приют Л. Н. Гумилёв.
Вот лишь некоторые из этих адресов.
Все его жилища представляли собой комнаты в коммунальных квартирах. Лишь последняя жилплощадь, на которой он прожил два с половиной года, и откуда отправился в свой последний путь в июне 1992 года на Никольское кладбище Александро-Невской лавры, была отдельной квартирой.
Очень необычно находиться в музейном помещении в полном одиночестве. Перед посещением музея-квартиры я позвонил по указанному на сайте музея телефону и договорился о визите. Меня приняли как человека, пришедшего в гости. Я, действительно, чувствовал себя гостем, которому были рады хозяева. Меня усадили перед большим монитором в коридоре и показали замечательный двадцатиминутный фильм о Л. Н. Гумилёве.
Во время просмотра фильма получаешь обширную информацию, преподнесённую очень доходчиво, ярко и удивительно тактично. Многие эпизоды фильма сняты в этой квартире, в том числе и с участием Льва Николаевича. Это создаёт неповторимый эффект присутствия.
Для спокойного и внимательного осмотра квартиры и всего её содержимого мне был выдан громкоговорящий аудиогид, который вещал, находясь на столе, а я, слушая его, с интересом разглядывал "экспонаты" этого уникального музея.
Обстановка квартиры более, чем скромная. Главным экспозиционным помещением является гостиная, она же кабинет. Перед входом сюда установлен бюст Л. Н. Гумилёва, выполненный скульптором А. Леоновым.
Посередине комнаты стоит массивный деревянный стол, покрытый зелёной скатертью. Вокруг него - четыре старых разномастных стула. Большую часть стен занимает многосекционный шкаф-стенка, все открытые полки которого тесно уставлены книгами: научными трудами, справочниками, словарями...
Здесь же - старинная пишущая машинка Continental.
В углу за шкафом скромно примостилась трость хозяина квартиры.
А на шкафу почётное место занимает боевой солдатский котелок, с которым Гумилёв дошёл до Берлина.
У окна стоит простенький раскладной диван, а перед ним - старинное потёртое кожаное кресло.
Кстати, находясь в квартире, можно садиться на это кресло, на диван, на стулья у стола. Здесь напрочь отсутствует какая-либо нарочитая мемориальность. Мы просто пришли в гости к простому, доброму, интеллигентному и бесконечно интересному человеку.
У противоположной стены стоят два кресла, а между ними далёкий от изящества журнальный столик. Над ним висит ковёр, подаренный благодарными восточными гостями.
В простенке между окнами - большое, во всю высоту стены, старинное зеркало в тёмной деревянной раме, служившее хозяевам одновременно и туалетным столиком.
На стенах в кабинете висят немногочисленные фотографии и картины. Некоторые из них написаны женой Гумилёва Натальей Викторовной Симоновской.
Балерина в розовом.
Озеро Синега.
Почётное место на стене отведено гипсовому барельефу А. А. Ахматовой.
Но, конечно же, главным экспонатом этой комнаты является письменный стол с сохранившимися в неприкосновенности предметами, которыми повседневно пользовался Л. Н. Гумилёв.
На столе лежит книга о древних тюрках, написанная Гумилёвым, его очки, а под стеклом картинки на тему, которой он занимался в последние месяцы жизни. У него существовала система: под стеклом должны находиться картинки на актуальную для него тему. Когда тема менялась, заменялись и картинки.
Очень трогательно выглядят простые вещи, которыми хозяин пользовался в обыденной жизни. Возле картотеки лежит нож для разрезания книг и вскрытия почтовых конвертов, а рядом с ним - керамическая пепельница, подаренная Льву Николаевичу матерью - Анной Ахматовой.
Ящик стола выдвинут не случайно.
Там всё уложено его руками, и всё занимает своё место. Поскольку Гумилёв, как человек многократно подвергшийся репрессиям, находился под постоянным пристальным надзором со стороны соответствующих органов, он привык к тому, что у него частенько проводились обыски, в том числе, и в его отсутствие. Для подобных случаев он заготовил записку ищейкам, которая лежала в ящике стола на видном месте.
Главными причинами ссылок служила преданность Л. Н. Гумилёва памяти своего отца. Он с гордостью носил эту фамилию, будучи убеждённым в порядочности отца и глубоко уважая его верность присяге и патриотическому долгу. Отец в числе первых добровольцев ушёл на фронт в 1914 году, когда Льву было всего два года. Как известно, Николай Степанович Гумилёв был расстрелян в 1921 году за участие в так называемом "Таганцевском заговоре".
Л. Н. Гумилёву не раз предлагали сменить фамилию, чтобы не подвергаться преследованиям за отца. Но он был кристально порядочным человеком, считая, что единожды предав, становишься предателем на всю жизнь. И он навсегда остался Гумилёвым.
История взаимоотношений Л. Н. Гумилёва с властью на протяжении многих десятилетий изобилует анекдотичными эпизодами.
При предъявлении одного из многочисленных обвинений молодому Льву Гумилёву прокурор, в ответ на недоумение обвиняемого, доверительно сообщил ему причину: "Вы опасны, потому что слишком грамотны". На что Гумилёв резонно заметил: "Я не понимаю, почему кандидат исторических наук должен быть неграмотен".
В более поздние времена, в 1974 году, Гумилёв блестяще защитил докторскую диссертацию по географии на тему "Этногенез и биосфера Земли", произведя настоящий фурор среди учёных мужей, присутствовавших на защите. Однако ВАК отказала в утверждении диссертации с формулировкой: "Эта диссертация выше докторской, потому и не докторская". Не удивительно, что вышедшая через 15 лет отдельной книгой, эта диссертация была раскуплена за два дня.
Подобных эпизодов в жизни гениального учёного было огромное множество.
"Таганцевскому делу" посвящена экспозиция, развёрнутая во второй комнате квартиры - в бывшей спальне.
Я приведу несколько снимков этой экспозиции и описание, составленное сотрудниками музея. Если вам интересно, можно подробно об этом прочитать. Если не интересно, то и не надо: этот раздел не относится к биографии Льва Николаевича, а рассказывает о "заговоре", в котором обвинили его отца.
Музей проводит встречи, посвящённые различным сторонам жизни советского общества в разные периоды, участником и свидетелем которых был Л. Н. Гумилёв. Также в практике музея - обширная программа тематических вечеров, посвящённых жизни и творчеству Л. Н. Гумилёва и его знаменитых родителей.
В заключение отзыва хочу показать вам ещё несколько выразительных фотографий, на которых запечатлён Л. Н. Гумилёв.
Признаюсь, после посещения этой квартиры (сюда даже не очень подходит слово "музей") у меня по-новому открылись глаза на многие вещи и события нашей жизни. За час, проведённый в этих неказистых комнатах, я впитал какой-то особый дух, почувствовал ауру этого пространства, как будто пообщался с порядочным интеллигентным человеком, абсолютно точно знающим, как надо жить, чтобы в любой ситуации оставаться Человеком.
Поистине, Лев Николаевич Гумилёв полностью реализовал тезис знаменитого американского философа Уильяма Джеймса: "Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни - потратить жизнь на дело, которое переживёт нас".
Всем, кто задумывается о нашей истории, кому интересна судьба великих граждан России, я очень рекомендую зайти в гости к Л. Н. Гумилёву. Уверен, вы вынесете много полезного для себя.
Музей открыт ежедневно, кроме понедельника, с 11 до 18 часов, касса до 17 часов.
Взрослый билет стоит 100 рублей, дети и пенсионеры - 60 рублей. Аудиогид - 100 рублей.
Адрес музея: Коломенская ул., дом 15/1
Ближайшие станции метро - Владимирская, Достоевская, Маяковская. Затем пешком 5-6 минут.
Желаю вам интересной, полезной и приятной экскурсии, и новых ярких впечатлений.
Гуляя по Санкт-Петербургу, далеко не каждый заштатный экскурсант забредёт в эти края. Да и местные жители, прямо скажем, не жалуют это место особым вниманием. А ведь речь идёт о самом центре старого Петербурга, где что ни дом, то целая история, что ни улица, то фрагмент из произведения классической литературы.
Место это — перекрёсток Коломенской улицы и Кузнечного переулка. Рядом Лиговка, Кузнечный рынок, улицы Марата и Достоевского, Владимирская площадь — место, подробно описанное Ф. М. Достоевским во многих его произведениях.
Именно здесь, в угловом доме №1/15 по Коломенской улице, в маленькой квартирке на втором этаже прожил свои последние два с половиной года великий человек земли русской Лев Николаевич Гумилёв.
Будучи сыном знаменитых родителей — Николая Степановича Гумилёва
Немногие знают об этом человеке всё. Большинство не знает о нём практически ничего. И в этом заключаются необъяснимый парадокс и фантастическая несправедливость.
Гумилёв был выдающимся учёным: тюркологом, историком, географом, этнологом, археологом, востоковедом. Ему принадлежит авторство немалого количества прозаических и поэтических произведений. А ещё он был великолепным переводчиком.
Имея учёные степени доктора исторических наук и доктора географических наук, он много лет преподавал в Ленинградском университете.
Но главное, чем прославился Л. Н. Гумилёв - это создание пассионарной теории этногенеза. Заумное словосочетание, но если разобраться, то не так уж всё и непонятно.
Для начала расшифруем слово "этногенез". Если по-простому - это народоведение.
Сам Гумилёв определяет этнос, как некое образование, возникающее в результате колебаний живой энергии биосферы, открытой академиком В. И. Вернадским. Колебания этой энергии существуют параллельно развитию общества и, посредством очень сложных связей, взаимодействуют с историческими и социальными процессами, происходящими на земле.
А теория пассионарности настолько всеобъемлюща и революционна, что полностью изменяет привычное представление о законах истории и развития цивилизации. Выражаясь обыденным ненаучным языком, суть её в том, что у некоторых людей по необъяснимым причинам существует тяга к жертвенности. У этих людей присутствует ярко выраженное стремление к осуществлению того, что лежит за пределами их личного счастья и личной жизни. Таких людей Гумилёв назвал пассионариями, а это их качество - пассионарностью.
Графически это выглядит так.
Слава Богу, сегодня труды Л. Н. Гумилёва доступны всем, кто интересуется этим потрясающе увлекательным направлением науки, вернее, синтезом многих наук.
После такого наукообразного вступления я приглашаю вас сегодня зайти в мемориальный музей-квартиру этого выдающегося нашего соотечественника.
Открыв невзрачную железную дверь и войдя в подъезд,
мы попадаем на старую петербургскую лестницу с узорчатыми чугунными балясинами. На стенах лестницы вывешены фотографии петербургских домов, в которых в разные периоды своей долгой и неустроенной жизни находил приют Л. Н. Гумилёв.
Вот лишь некоторые из этих адресов.
Все его жилища представляли собой комнаты в коммунальных квартирах. Лишь последняя жилплощадь, на которой он прожил два с половиной года, и откуда отправился в свой последний путь в июне 1992 года на Никольское кладбище Александро-Невской лавры, была отдельной квартирой.
Очень необычно находиться в музейном помещении в полном одиночестве. Перед посещением музея-квартиры я позвонил по указанному на сайте музея телефону и договорился о визите. Меня приняли как человека, пришедшего в гости. Я, действительно, чувствовал себя гостем, которому были рады хозяева. Меня усадили перед большим монитором в коридоре и показали замечательный двадцатиминутный фильм о Л. Н. Гумилёве.
Во время просмотра фильма получаешь обширную информацию, преподнесённую очень доходчиво, ярко и удивительно тактично. Многие эпизоды фильма сняты в этой квартире, в том числе и с участием Льва Николаевича. Это создаёт неповторимый эффект присутствия.
Для спокойного и внимательного осмотра квартиры и всего её содержимого мне был выдан громкоговорящий аудиогид, который вещал, находясь на столе, а я, слушая его, с интересом разглядывал "экспонаты" этого уникального музея.
Обстановка квартиры более, чем скромная. Главным экспозиционным помещением является гостиная, она же кабинет. Перед входом сюда установлен бюст Л. Н. Гумилёва, выполненный скульптором А. Леоновым.
Посередине комнаты стоит массивный деревянный стол, покрытый зелёной скатертью. Вокруг него - четыре старых разномастных стула. Большую часть стен занимает многосекционный шкаф-стенка, все открытые полки которого тесно уставлены книгами: научными трудами, справочниками, словарями...
Здесь же - старинная пишущая машинка Continental.
В углу за шкафом скромно примостилась трость хозяина квартиры.
А на шкафу почётное место занимает боевой солдатский котелок, с которым Гумилёв дошёл до Берлина.
У окна стоит простенький раскладной диван, а перед ним - старинное потёртое кожаное кресло.
Кстати, находясь в квартире, можно садиться на это кресло, на диван, на стулья у стола. Здесь напрочь отсутствует какая-либо нарочитая мемориальность. Мы просто пришли в гости к простому, доброму, интеллигентному и бесконечно интересному человеку.
У противоположной стены стоят два кресла, а между ними далёкий от изящества журнальный столик. Над ним висит ковёр, подаренный благодарными восточными гостями.
В простенке между окнами - большое, во всю высоту стены, старинное зеркало в тёмной деревянной раме, служившее хозяевам одновременно и туалетным столиком.
На стенах в кабинете висят немногочисленные фотографии и картины. Некоторые из них написаны женой Гумилёва Натальей Викторовной Симоновской.
Балерина в розовом.
Озеро Синега.
Почётное место на стене отведено гипсовому барельефу А. А. Ахматовой.
Но, конечно же, главным экспонатом этой комнаты является письменный стол с сохранившимися в неприкосновенности предметами, которыми повседневно пользовался Л. Н. Гумилёв.
На столе лежит книга о древних тюрках, написанная Гумилёвым, его очки, а под стеклом картинки на тему, которой он занимался в последние месяцы жизни. У него существовала система: под стеклом должны находиться картинки на актуальную для него тему. Когда тема менялась, заменялись и картинки.
Очень трогательно выглядят простые вещи, которыми хозяин пользовался в обыденной жизни. Возле картотеки лежит нож для разрезания книг и вскрытия почтовых конвертов, а рядом с ним - керамическая пепельница, подаренная Льву Николаевичу матерью - Анной Ахматовой.
Ящик стола выдвинут не случайно.
Там всё уложено его руками, и всё занимает своё место. Поскольку Гумилёв, как человек многократно подвергшийся репрессиям, находился под постоянным пристальным надзором со стороны соответствующих органов, он привык к тому, что у него частенько проводились обыски, в том числе, и в его отсутствие. Для подобных случаев он заготовил записку ищейкам, которая лежала в ящике стола на видном месте.
Главными причинами ссылок служила преданность Л. Н. Гумилёва памяти своего отца. Он с гордостью носил эту фамилию, будучи убеждённым в порядочности отца и глубоко уважая его верность присяге и патриотическому долгу. Отец в числе первых добровольцев ушёл на фронт в 1914 году, когда Льву было всего два года. Как известно, Николай Степанович Гумилёв был расстрелян в 1921 году за участие в так называемом "Таганцевском заговоре".
Л. Н. Гумилёву не раз предлагали сменить фамилию, чтобы не подвергаться преследованиям за отца. Но он был кристально порядочным человеком, считая, что единожды предав, становишься предателем на всю жизнь. И он навсегда остался Гумилёвым.
История взаимоотношений Л. Н. Гумилёва с властью на протяжении многих десятилетий изобилует анекдотичными эпизодами.
При предъявлении одного из многочисленных обвинений молодому Льву Гумилёву прокурор, в ответ на недоумение обвиняемого, доверительно сообщил ему причину: "Вы опасны, потому что слишком грамотны". На что Гумилёв резонно заметил: "Я не понимаю, почему кандидат исторических наук должен быть неграмотен".
В более поздние времена, в 1974 году, Гумилёв блестяще защитил докторскую диссертацию по географии на тему "Этногенез и биосфера Земли", произведя настоящий фурор среди учёных мужей, присутствовавших на защите. Однако ВАК отказала в утверждении диссертации с формулировкой: "Эта диссертация выше докторской, потому и не докторская". Не удивительно, что вышедшая через 15 лет отдельной книгой, эта диссертация была раскуплена за два дня.
Подобных эпизодов в жизни гениального учёного было огромное множество.
"Таганцевскому делу" посвящена экспозиция, развёрнутая во второй комнате квартиры - в бывшей спальне.
Я приведу несколько снимков этой экспозиции и описание, составленное сотрудниками музея. Если вам интересно, можно подробно об этом прочитать. Если не интересно, то и не надо: этот раздел не относится к биографии Льва Николаевича, а рассказывает о "заговоре", в котором обвинили его отца.
Музей проводит встречи, посвящённые различным сторонам жизни советского общества в разные периоды, участником и свидетелем которых был Л. Н. Гумилёв. Также в практике музея - обширная программа тематических вечеров, посвящённых жизни и творчеству Л. Н. Гумилёва и его знаменитых родителей.
В заключение отзыва хочу показать вам ещё несколько выразительных фотографий, на которых запечатлён Л. Н. Гумилёв.
Признаюсь, после посещения этой квартиры (сюда даже не очень подходит слово "музей") у меня по-новому открылись глаза на многие вещи и события нашей жизни. За час, проведённый в этих неказистых комнатах, я впитал какой-то особый дух, почувствовал ауру этого пространства, как будто пообщался с порядочным интеллигентным человеком, абсолютно точно знающим, как надо жить, чтобы в любой ситуации оставаться Человеком.
Поистине, Лев Николаевич Гумилёв полностью реализовал тезис знаменитого американского философа Уильяма Джеймса: "Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни - потратить жизнь на дело, которое переживёт нас".
Всем, кто задумывается о нашей истории, кому интересна судьба великих граждан России, я очень рекомендую зайти в гости к Л. Н. Гумилёву. Уверен, вы вынесете много полезного для себя.
Музей открыт ежедневно, кроме понедельника, с 11 до 18 часов, касса до 17 часов.
Взрослый билет стоит 100 рублей, дети и пенсионеры - 60 рублей. Аудиогид - 100 рублей.
Адрес музея: Коломенская ул., дом 15/1
Ближайшие станции метро - Владимирская, Достоевская, Маяковская. Затем пешком 5-6 минут.
Желаю вам интересной, полезной и приятной экскурсии, и новых ярких впечатлений.
Время использования | 1 час |
Стоимость | 160 ₽ |
Год посещения | 2017 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Санкт-Петербург |
Город или поселок | Санкт-Петербург |
Общее впечатление | Первая и последняя отдельная квартира за всю 80-летнюю жизнь |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву54
Читал все его книги - очень впечатляют!!