5
Отзыв рекомендуют 40 27

Отзыв: Музей Рене Магритта (Бельгия, Брюссель) - бельгийского художника сюрреалиста. Философское направление сюрреализма, принципиально отличающееся от направления фрейдизма С. Дали.

Достоинства: Интересная организация экспозиции с затемнёнными залами. Живые картины "магического реализма". Отличный магазин.
Недостатки: не все картины удалось увидеть вживую. Некоторые только на репродукциях в магазине.
Здравствуйте уважаемые друзья!

В этом отзыве я расскажу о музее бельгийского художника сюрреалиста Рене Магритта и о его творчестве.

Являясь уже более 40 лет поклонником сюрреализма, должен отметить, что это очень своеобразное направление в живописи зародилось на заре 20 века в Каталонии севернее Барселоны в «треугольнике» Ампуртан-Каракес-Фигерес. Об этом я рассказал в своём отзыве о выставке в Эрмитаже «Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали». В течение 20 века, это направление широко распространилось по странам и континентам.

Но до сих пор, как среди зрителей, критиков, так и среди художников, нет однозначного понимания сути этого явления. Мы находимся в периоде осмысления, классификации сюрреализма, его течений.

До сих пор в постоянной экспозиции Эрмитажа нет работ представителей сюрреализма, хотя во второй половине 20 века у нас сначала в СССР, потом в республиках бывшего СССР, появилась большая плеяда художников сюрреалистов (А. Исачёв, А. Горенков, А. Кумпан, В. Куш, М. Хохлачёв, П. Челищев, С. Апарин, Ю. Лаптев и др.), но, к сожалению, их работы востребованы только за рубежом.

Тем интересней знакомиться с работами разных художников представителей этого направления, отражающих в своём творчестве разные ветви сюрреализма.

Многим известен яркий представитель сюрреализма Сальвадор Дали. Своим многолетним эпатажем он, с одной стороны, привлёк общественное внимание к этому направлению живописи, с другой стороны, прикрепил к сюрреализму клеймо явления буржуазной массовой культуры. Сальвадор Дали являлся типичным представителем фрейдизма в сюрреализме. Он берет за основу воплощение ирреального образа, порожденного подсознанием человека, с иллюзорной точностью. Его работам присуща точная тщательная реалистичная манера письма окружающих объектов, со смысловым искажением их физических свойств. Твердые предметы – растекаются, несовместимые – могут соединяться воедино.


Рене Магритт в какой-то степени противоположность Сальвадора Дали. Он не стремился привлечь внимание зрителя путём эпатажа, шокирования. Он прожил жизнь в добропорядочном браке со своей музой и женой Жоржетой Бергер. В отличие от Сальвадора Дали, Рене Магритт отрицательно относился к психоанализу и особенно к его проявлениям в искусстве.

Природа его творчества не столько психологическая, сколько философски-поэтическая, порой основанная на парадоксах логики. Рене Магритт стремился выразить смысл не через искажение формы предметов, а через странное сочетание этих предметов, которое поражает и заставляет задуматься. Большое внимание Магритт придавал названиям картин.

Картины Рене Магритта – ребусы, заставляющие раздумывать над множественными скрытыми смыслами. Количество смыслов зависит исключительно от фантазии и эрудированности смотрящего. Зритель ищет разгадку в образах и названиях, которой на самом деле может не существовать. Тем самым происходит своеобразный процесс соучастия в творчестве. Главная цель художника – заставить зрителя задуматься. Магритт называл себя «магическим реалистом».

Во всех своих работах Рене Магритт подчёркивал философскую разницу между субъективным образом и настоящей действительностью, ту тонкую грань отличия видения окружающего мира каждым субъектом. Понимание наличия такой грани помогает людям договариваться между собой, стирать эту грань, которая может порой перерасти в непонимание друг друга и даже во враждебность.

Но вернёмся к музею Рене Магритта.

Музей расположен в Брюсселе по адресу: Place Royale, 1.

Здание музея.

здание музея


Вид на площадь. В день нашего посещения музея в Брюсселе проходила выставка-парад любителей Фольксвагенов Жуков. На переднем плане фотографии несколько машин из колонны этих автомобилей.

площадь Place Royale


А этот красочный представитель «Жуков» запомнился тем, что мчался по брусчатке, высекая брюхом искры.

автомашина


Добраться до музея можно на метро до станции Gare Centrale или Parc, на трамваях № 92,94, на автобусах № 27,29,38,71,95, а также на машине, но в последнем случае надо будет искать место, где парковать машину, потому что своей парковки у музея нет. В воскресенье парковка в центре Брюсселя во многих местах бесплатная.

здание музея


Вход в кафе при музее и в магазин.

Вход в кафе при музее и в магазин


Вход в музей.

Вход в музей


Вывеска.

Вывеска

Кассы музея.

Кассы музея


Билет в Музей стоит 8 евро, для пенсионеров – 6 евро, по предъявлению паспорта любой страны (но необходимо помнить, что в Бельгии этот прекрасный возраст начинается с 65 лет), для молодёжи от 6 до 25 лет – 2 евро, для детей младше 6 лет и друзей музея – бесплатно. Аудиогид стоит – 4 евро. Но на русском языке аудиогидов нет. Я запустил на английском, но не успевал мысленно переводить и потому отключил его.

стоимость билетов


Перед входом в гардероб моё внимание привлекло оригинальное хранилище зонтов.

хранилище зонтов


Из гардероба проходим в главный зал музея.

главный зал музея


Слева виден информационный стол, где можно взять аудиогид.

информационный стол


Зал большой и красивый.

главный зал музея


В потолке – большое световое окно.

световое окно


Из этого зала проходим в собственно музей Рене Магритта.

проход в музей


Туда ведёт необычного вида коридор.

коридор


Пройдя коридор, попадаем в небольшое фойе, откуда можно подняться по лестнице или на лифте. Залы экспозиции расположены на нескольких этажах. Удобней подняться на лифте на самый верх и затем, осматривая экспозицию, потихонечку спускаться вниз.

вход в лифт


Поднимаемся на лифте и выходим.

выход из лифта


Также, как и в наших музеях, в каждом зале есть посадочные места для длительного созерцания понравившихся картин.
Залы экспозиции сильно затемнены. Стены, потолок тёмно-бордового цвета. И в темноте ярко выделяются освещённые картины.

залы экспозиции


Это удобно. Посетителей не видно и зрители имеют возможность полностью сосредоточиться на картинах. Хотя, может для кого-нибудь это как раз неудобно – не видно чужих нарядов, да и свой не показать.

залы экспозиции


Начинается выставка с рекламных плакатов. После художественной Академии, которую Магритт бросил, он работал художником плакатов и рекламы на фабрике бумажной продукции вплоть до 1926 года.

плакат Рене Магритта


Футуризм, кубизм и дадаизм имели огромное влияние на художника.
Вот картины «Женщины» и «Купальщицы».

картины


Далее он начинает экспериментировать с символами. На фотографиях показан приёмы в работе к которым приходилось прибегать, ведь цифровых технологий и близко не было.

Исходный материал.

исходный материал


Результат.

результат


А вот картина, выражающая философскую разницу между субъективным образом и настоящей действительностью. «Это не трубка – это изображение трубки»

изображение трубки



изображение трубки


Большая загадка его картина «Сын человеческий», которая стала визитной карточкой «Магического реализма». Образ маленького современного (по тому времени) человека, но лица нет, оно закрыто яблоком соблазна. Что это? Печать современного общества потребления, где человек – шестерёнка в его экономическом механизме? К сожалению, это репродукция. Ряд картин были на выезде.

картина


А вот ещё картины.

«Бес порока».

картина


«Возвращение».

картина


«Остров сокровищ». Картина заставляет задуматься, а что такое, собственно говоря, – сокровища?

картина


«Империя света».

картина


«Посланник».

картина


А не напоминает ли Вам эта и предыдущая картина…одно кинематографическое полотно.
«Замок в Пиренеях» (очень хотел посмотреть подлинник, но к сожалению только - репродукция).

картина


«Прекрасный вечер». Образ закрытости двух близких душ.

картина


А как Вам такой образ русалки, ведь в наших головах закрепился другой стереотип. Картина «Песнь любви».

картина


Экспозиция включает рабочие фотографии. Работа над картиной «Попытка невозможного». Вечная тема – Пигмалиона и Галатеи.

фотография


В экспозицию включены и скульптурные композиции.

Вот, например, «Калека». Всё есть, и золотые цепи, и золотые часы, и престижная трубка и всего много, много. Но стрелки показывают на половину пятого. Одним словом, калека.

скульптура



Скульптура "Труды Александра"

скульптура


Экспозиция большая и интересная. К сожалению, она почти всегда неполная. Картины постоянно путешествуют по свету. Полностью увидеть все работы Рене Магритта можно в репродукциях в магазине при музее. Магазин расположен на первом этаже при выходе (или входе).

магазин


Магазин большой.

магазин


Обязательно посетите этот магазин.

магазин


Вот, например, репродукции наиболее ярких картин.

магазин


И в заключение.

Я был знаком с творчеством Рене Магритта раньше. От его картин, когда они все вместе, веет каким-то спокойствием, будничностью. Картины подталкивают к философским размышлениям. Они олицетворяют сдержанное, философское направление сюрреализма. Но мне этого мало, мне не хватает эмоций, которые черпаешь в творчестве С. Дали или его учителя Хуана Нуньеса Фернандеса, в работах нашего, теперь уже белорусского художника А. Исачёва... Но это относится не к музею, а к творчеству Рене Магритта.

Экспозиция же оформлена мастерски. Эти тёмные залы создавали соответствующий настрой, а контрастная подсветка картин усиливала их восприятие.

Если Вам доведётся побывать в Брюсселе, - посетите музей Рене Магритта – бельгийского художника-сюрреалиста, который называл себя «магическим реалистом», заставляющим зрителя раздумывать над множественными скрытыми смыслами его картин. Восприятие экспозиции музея очень индивидуально.
Год посещения 2017
Страна Бельгия
Регион (край, область, штат) Брюссель
Район Брюссель
Город или поселок Брюссель
Улица Place Royale
Дом № 1.
Общее впечатление бельгийского художника сюрреалиста. Философское направление сюрреализма, принципиально отличающееся от направления фрейдизма С. Дали.
Моя оценка
5
Рекомендую друзьямДА

Комментарии к отзыву27

foxic8594
А я вот не поклонник сюрра…как-то меня эти картины раздражают. Не все конечно…Дали точно очень агрессивный и не мой художник, да и вот работы, которые Вы нам представили не мое…не приятны они мне…
Сергей Серый
Согласен. Восприятие сюрреализма очень индивидуально. Но и сюрреализм многогранен. Взгляните на картины Джима Уоррена, там преобладает поиск гармонии в фантастических проявлениях. Или на картины Владимира Куша. Художники всегда в своих произведениях стремились отразить как можно больший отрезок времени. Посмотрите портреты, в гениальном портрете можно увидеть жизнь. Средствами сюрреализма эта задача решается наиболее успешно, не говоря уже о других аспектах. Это пока наиболее прогрессивный способ передачи объёмной временной информации в живописи, затрагивающий вопросы философии, психологии, истории, гармонии, и пробуждающий фантазию.
foxic8594
Я честно скажу особенно не разбираюсь в сюрреалистах и не так много их видела. Только Дали в Мадриде в подлиннике, а наших и не знаю никого. Может надо побольше их поизучать надо, чтобы понять, но пока только в основном негатив
Борейко Вера
Магритта ни с кем не перепутаешь. Несколько раз доводилось бывать на его выставках. Восторг полный! =)
Сергей Серый
Да, он заставляет соучаствовать в его работе, открывая новые и новые пласты в его произведениях. Интересно, потом смотришь на окружающий мир иным взглядом.
elochca
Хороший и подробный отзыв!
Сергей Серый
Я очень давно погрузился в мир сюрреализма в изобразительном искусстве. Может это отвечает в глубине моей натуре.
totoshkin
Интересный отзыв!
Сергей Серый
Спасибо. Просто я любитель сюрреализма.
Chakty
Классно, тоже бы сходила.
Сергей Серый
Может и у нас появится музей сюрреализма или хотя бы серьёзная экспозиция на постоянной основе. У нас (в республиках бывшего СССР) давно появились интересные художники сюрреалисты. Но работы уходят на Запад и в частные коллекции. Мне сложно сказать где у нас всё начиналось, но я немного знаю, как начиналось в Ленинграде.
Катёнок Мяу
Отзыв хороший, я бы посетила этот музей.
Сергей Серый
Сейчас, наконец, всё больше и больше у нас проводится выставок художников сюрреалистов. Раньше был полный игнор со стороны музеев. Выставки были полуофициальные и даже на квартирах. Художники сюрреалисты очень разные. Этот вид живописи богат нюансами.
nautay
У Вас телепатия и это немножко пугает) Вот только вчера Ваших бельгийских отзывов начиталась и подумалось: как бы мне хотелось про музей Магритта почитать. И раз, читаю)))
Сергей Серый
Ну что Вы, я не хотел кого-нибудь пугать. Просто я давний большой поклонник сюрреализма, хотя знания мои далеко не профессиональные. Мне нравится составлять собственное мнение на картины, а лишь потом читать мнения специалистов. А бельгийских отзывов много потому, что довелось несколько раз побывать в этом королевстве и его столице сначала по работе, потом просто так. Брюссель нравится своей атмосферой многоязычного многокультурного Вавилона, которая возникла в нём благодаря его столичному статусу Европы. Как то сидя в машине, наблюдал, идущих из школы и бурно что-то обсуждающих, подростков - они все были разных национальностей и даже рас, но они умеют с детства понимать друг друга. Не всё конечно благостно в королевстве, проблем много, последнее время появились новые. Это понимаешь, когда общаешься с людьми на бытовом уровне, и об этом можно долго говорить, но в стране создана атмосфера спокойной доброжелательной жизни, без бытового хамства, понтов и нахрапа.
nautay
О, я не сильно испугана. И Бельгию очень люблю. Пожалуй, поболее, чем остальных. Именно за атмосферу) Просто фотографий из музея нет. Хотелось хоть так виртуально прогуляться. И услышать мнение именно от интересующегося сюрреализмом, а не специалиста. Потому как я в середине пути (а может и в начале) знаний, но хочется не авторитетного знания, а именно ощущений, впечатлений.
Сергей Серый
В этом с Вами согласен. Тоже предпочитаю сначала получить личные ощущения и впечатления, а уж потом читать то, что нам разжёвывают профессиональные критики-специалисты.
natali1663
отзыв замечательный, я не поклонница такого художественного направления как сюрреализм, возможно , чтоб его полюбить , надо фундаментально изучать,больше про него узнавать, понять, что хочет донести до нас автор, а не критиковать мне - дилетанту. Я воспринимаю такие картины скорей визуально, нежели стараюсь понять психологически и философски,некоторые вызывают любопытство, к ним относятся и полотна Рене Магритта. Мир его образов - это мир фантазий, иногда довольно сложных для конкретного понимания. неожиданное совмещение с несовместимым в обычной жизни. Для моего восприятия довольно сложные философские загадки. Посетить его музей я бы все таки хотела, но пока не представилась возможность. А благодаря вашему отзыву создалось впечатление, что я там как будто была. Благодарю, вас. Фотографии , отзыв- заслуживают отличной оценки.
Сергей Серый
Спасибо. У нас в семье тоже разные мнения. Дочка разделяет моё увлечение сюрреализмом. А жена и сын - нет.
happy77
Прекрасный отзыв!
Сергей Серый
Спасибо.
Милеша
интересный, познавательный и культурно-просветительский отзыв
Сергей Серый
Спасибо. Правда, для культурно-просветительской работы в этой области у меня знаний маловато. Рассказ основан больше на личном восприятии.
AnnaKV
каждый стиль любопытен по-своему, есть что-то и в сюрреализме, его не многие могут понять и получить удовольствие от созерцания картин.
Сергей Серый
Ценность искусства в его многообразии. ЗдОрово, что это можно обсуждать. Нельзя уничтожать непонравившееся.
ЯгодаМалинаКатя
А я думала, в него просто яблоком кинули. Спасибо, что не арбуз! - возможно, ответил бы мужчина в шляпе…
я бы сходила.)
Сергей Серый
Да это СевероЕвропейский стиль сюрреализма, я бы так сказал. Есть поле для фантазии.