Отзыв: Книга "Окаянные дни" - Иван Бунин - Теперь я знаю Бунина не только как великолепного писателя, но и как желчного человека.
Достоинства: Узнала много о личности писателя что называется, "из первых рук"
Недостатки: Нет
Стала читать «Окаянные дни» Ивана Бунина по двум причинам: я очень люблю его творчество: и стихи, и прозу. А «Окаянные дни» - оставались единственным нечитанным мною у него произведением.
«Окаянные дни»- это опубликованный дневник Бунина, который он вел в 1918-м (вторая часть дневника до 20-го года была утеряна), сначала в Москве, потом в Одессе. Как выяснилось, Бунин революцию не принял, и мысль об эмиграции у него возникла сразу.
1918-й, пожалуй, самый страшный год в жизни нашей страны после свержения царя, когда Россия вела сразу две войны: гражданскую и первую мировую. Мною на эту тему читано много, поэтому чисто бытовые зарисовки разрухи нравственной и материальной в дневниках Бунина даже не ужаснули. Да и немного у него про это: ощипанные павлины в барских усадьбах, еврейские погромы в Одессе, устраиваемые с попущенья новой справедливой власти, изымание «излишек», нехватка продуктов и т. п. Читала и в моей голове постоянно возникали ассоциации с «Собачьим сердцем» Булгакова и «Солнцем мертвых» Шмелева. У последнего послереволюционный быт описан одновременно и страшнее, и как-то добрее, человечнее.
Попытаюсь объяснить.
В Дневиках Бунина очень много его самого. Прямо на физическом уровне я чувствовала непримиримость автора, жесткость занимаемой им позиции к происходящему вокруг, ненависть ко всем, это устроившим. Передо мной предстал совсем не тот Бунин, которого я знала по стихам, рассказам и поэмам. Горе не только делает сильнее, оно ожесточает. Об этом говорит и сам Бунин: уже не важно в какой стране и при каком строе он он ни оказался, после увиденного в России теперь в человеке, в первую очередь, он будет видеть его мерзость
В своих дневниках Бунин часто мысленно полемизирует с Блоком, принявшим революцию. Признаться, уже в зрелом возрасте, почитав о том страшном времени, я тоже недоумевала, как некоторые писатели и поэты-эстеты приняли революцию. Наверное, по принципу «В окно смотрели двое: Один увидел дождь и грязь…» и далее по тексту.
Вообще, многим «коллегам-литераторам» от Бунина досталось по полной: Маяковскому, Горькому, Есенину, В. Катаеву и еще многим менее известным писателям. Их он называет выскочками, правильность русского языка Есенина ставит под сомнение.
Бунин не принимал революцию как явление, видел в ней лишь стихийный бунт, разрушавший основы бытия, поднимавший в людях все самое гадкое. В Дневниках он проводит параллель между Октябрьской революцией в России и Великой Французской революцией, сравнивает их кровавых героев. И там, и там - неоправданная жестокость, кровь, разврат, отупение масс.
Почти во всем согласна с любимым писателем. Но… Он мне показался злым человеком и русофобом. Хотя я не знаю, как можно быть русофобом, будучи русским. С явным неуважением, презрением и даже ненавистью он отзывается о русском народе. Доходит до того, что объясняет все его пороки с точки зрения антропологии. С чисто барским превосходством говорит о дерзости, тупости и невежестве русского мужика, поднявшего голову. Но может потому и вынужден был поднять, что его раньше не слышали?
В заключение хочу сказать, что и после прочтения дневников, Бунин остается для меня одним из любимейших русских писателей. Отточенностью слова и изящностью стиля он может соревноваться разве что с Набоковым. Но последний писал все больше на английском…
Но теперь я знаю и Бунина- человека: резкого и беспощадного. Не очень-то я люблю читать такой жанр, как Дневники великих людей. Считаю это очень личным. Не раз случалось, что после их прочтения рушился созданный в воображении идеальный образ кумира. Но раз их публикуют великие, значит, считают нужным поделиться с нами, простыми смертными своими мыслями и наблюдениями. Мы читаем, делаем выводы и… учимся отделять зерна от плевел.
«Окаянные дни»- это опубликованный дневник Бунина, который он вел в 1918-м (вторая часть дневника до 20-го года была утеряна), сначала в Москве, потом в Одессе. Как выяснилось, Бунин революцию не принял, и мысль об эмиграции у него возникла сразу.
1918-й, пожалуй, самый страшный год в жизни нашей страны после свержения царя, когда Россия вела сразу две войны: гражданскую и первую мировую. Мною на эту тему читано много, поэтому чисто бытовые зарисовки разрухи нравственной и материальной в дневниках Бунина даже не ужаснули. Да и немного у него про это: ощипанные павлины в барских усадьбах, еврейские погромы в Одессе, устраиваемые с попущенья новой справедливой власти, изымание «излишек», нехватка продуктов и т. п. Читала и в моей голове постоянно возникали ассоциации с «Собачьим сердцем» Булгакова и «Солнцем мертвых» Шмелева. У последнего послереволюционный быт описан одновременно и страшнее, и как-то добрее, человечнее.
Попытаюсь объяснить.
В Дневиках Бунина очень много его самого. Прямо на физическом уровне я чувствовала непримиримость автора, жесткость занимаемой им позиции к происходящему вокруг, ненависть ко всем, это устроившим. Передо мной предстал совсем не тот Бунин, которого я знала по стихам, рассказам и поэмам. Горе не только делает сильнее, оно ожесточает. Об этом говорит и сам Бунин: уже не важно в какой стране и при каком строе он он ни оказался, после увиденного в России теперь в человеке, в первую очередь, он будет видеть его мерзость
В своих дневниках Бунин часто мысленно полемизирует с Блоком, принявшим революцию. Признаться, уже в зрелом возрасте, почитав о том страшном времени, я тоже недоумевала, как некоторые писатели и поэты-эстеты приняли революцию. Наверное, по принципу «В окно смотрели двое: Один увидел дождь и грязь…» и далее по тексту.
Вообще, многим «коллегам-литераторам» от Бунина досталось по полной: Маяковскому, Горькому, Есенину, В. Катаеву и еще многим менее известным писателям. Их он называет выскочками, правильность русского языка Есенина ставит под сомнение.
Бунин не принимал революцию как явление, видел в ней лишь стихийный бунт, разрушавший основы бытия, поднимавший в людях все самое гадкое. В Дневниках он проводит параллель между Октябрьской революцией в России и Великой Французской революцией, сравнивает их кровавых героев. И там, и там - неоправданная жестокость, кровь, разврат, отупение масс.
Почти во всем согласна с любимым писателем. Но… Он мне показался злым человеком и русофобом. Хотя я не знаю, как можно быть русофобом, будучи русским. С явным неуважением, презрением и даже ненавистью он отзывается о русском народе. Доходит до того, что объясняет все его пороки с точки зрения антропологии. С чисто барским превосходством говорит о дерзости, тупости и невежестве русского мужика, поднявшего голову. Но может потому и вынужден был поднять, что его раньше не слышали?
В заключение хочу сказать, что и после прочтения дневников, Бунин остается для меня одним из любимейших русских писателей. Отточенностью слова и изящностью стиля он может соревноваться разве что с Набоковым. Но последний писал все больше на английском…
Но теперь я знаю и Бунина- человека: резкого и беспощадного. Не очень-то я люблю читать такой жанр, как Дневники великих людей. Считаю это очень личным. Не раз случалось, что после их прочтения рушился созданный в воображении идеальный образ кумира. Но раз их публикуют великие, значит, считают нужным поделиться с нами, простыми смертными своими мыслями и наблюдениями. Мы читаем, делаем выводы и… учимся отделять зерна от плевел.
Общее впечатление | Теперь я знаю Бунина не только как великолепного писателя, но и как желчного человека. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву12