5
Отзыв рекомендуют 23 19

Отзыв: Фильм "Догвилль" (2003) - Двуликий фон Триер

Достоинства: Сюжет, театральность, актерская игра, финал
Недостатки: Длинноват
«Догвилль» Ларса фон Триера пожалуй был первым фильмом, который привел мои чувства в такое смятение. Не могу припомнить другого кино, после которого две недели я жила с ощущением, что меня отлупили по голове пыльным ковриком, а потом вытащили мозг из черепной коробки, прокрутили в стиральной машине, отжали и аккуратно вставили на место вверх тормашками. Эффект сравнимый разве что с «Быть Джоном Малковичем» и «Вечное сияние чистого разума», но там осадочек все-таки оставался приятным, а здесь…

Ндааа, если Достоевский – это всемирно признанный знаток душ человеческих, то Ларса фон Триера заслуженно можно называть знатоком человеческих пороков. Со зрителем в своих фильмах режиссер определенно не церемонится, выворачивая и выкручивая его чувства наизнанку. Но бога ради, не ищите в этом кино страшилку даже несмотря на то, что он заявлен как триллер, ибо нет здесь ни мертвяков, ни полтергейстов. Целевой аудиторией Ларса фон Триера никогда не являлись лопоухие подростки, поэтому он и не разменивался на такую мелочевку, как бессмысленный хоррор, это вам не Найт Шьямалан. Здесь триллер сугубо психологический и поэтому глумиться в нем будут исключительно над человечностью, причем в таких извращенных формах, что психологическое «Чучело» Роллана Быкова скромно покраснеет, а потом побледнеет, тихонько шаркая ножкой в уголке.


Длится кино аж целых три часа, и примерно первых минут 80 сюжет развивается медленно и неспешно, усыпляя внимание зрителя и отвлекая его приятными сельскими пасторалями и повествовательным закадровым голосом. Кажется, что триллер уже никогда не начнется, но что-то определенно назревает, ведь не зря же главная героиня Грейс так неистово боится и ищет укрытия от гангстеров в маленьком городке. И гром неотвратимо грянет, да только вот совсем не с той стороны, откуда его ждали.

Но вы спросите, а что же делать целых полтора часа, до начала основного действия? Вы любите театр? Если вы не любите театр, значит вы просто не умеете его готовить. А Ларс фон Триер умеет, и он ответит со свойственной ему гениальностью: смотреть его уникальную по красоте театральную постановку, наслаждаясь каждым кадром, потрясающей игрой актеров и музыкальным сопровождением от Вивальди. Значима в пьесе любая деталь, начиная от керамических фигурок Грейс (Николь Кидман) и заканчивая именами действующих лиц. Ручаюсь, что после просмотра «Догвилля» интерес к театральным постановкам у вас усилится, если конечно ваше чувство прекрасного не было отморожено еще в детстве.

Декорации в этом спектакле уникальны, тем что… их нет и они в то же время говорят сами за себя. Догвилль – это город, которого нет, расположенный в Скалистых горах (которых тоже мы не увидим), и Ларс фон Триер показывает нам его именно как город-призрак. О, как же я наслаждалась зрелищем жизни в несуществующих домах, открыванием всех этих несуществующих дверей, и даже образом несуществующей собаки, олицетворяющей весь этот жалкий городишко. Гениальная игра актеров замечательно имитирует все необходимые атрибуты, создавая полную иллюзию присутствия отсутствующего антуража, что и понятно: Пол Беттани, Стеллан Скарсгард, Харриет Андерсон – театральные актеры, которые держат высокую драматическую планку. Да и в копилке Николь Кидман роль Грейс по исполнению одна из лучших.

Тэк-с, что же еще у нас в этом кино-театре гениально кроме режиссера, актеров и декораций? Конечно же сюжет и развязка. Я уже говорила, что нечисти не будет, но это немного не так – зомбей (в некотором роде) нам все-таки покажут. В руках у Ларса фон Триера большая связка человеческих мотивов: зависть, трусость, эгоизм, жажда власти, лицемерие, высокомерие и в этой пьесе он, как профессиональный кукловод дернет за каждую ниточку так, что не окажется ни одного не раскрытого персонажа или характера. Режиссер умело препарирует гнильцу каждого героя своей истории, включая даже маленьких детей. И хотя мы и понимаем, что дети являются лишь проекцией своих родителей и живут исключительно по их примеру, но в Догвилле отвратительны даже они.

Финал непредсказуемо-внезапный, грандиозный и вместе с тем логичный. Закончив свой шедевр мощными мазками кисти, Ларс фон Триер не оставит без ответа ни один вопрос. Лучше не читать об этом фильме ничего, чтобы не узнать его развязку, ибо о нем уже написано многое.

Если бы я своими глазами не наблюдала, как с людей в одночасье слетают маски и они начисто теряют человеческое обличье, то я подумала бы, что Ларс фон Триер реализовал в «Догвилле» свою фантазию. Но для меня этот фильм больше, чем просто психологический триллер, ибо подобные метаморфозы происходят отнюдь не понарошку, а сама постановка не просто назидательная притча, а настоящая авторская зарисовка с натуры. В сравнении с такой мощной глыбой, как «Догвилль» какой-то унылый «Левиафан» выглядит просто-напросто жалкой бледной поделкой.

Да кстати, «Догвилль» – кино сугубо авторское, так что если не являетесь поклонником арт-хауса, то лучше даже не пытайтесь подходить к нему на пушечный выстрел, чтобы потом не пришлось долго плеваться от разочарования, все-таки три часа такой тяжелой атаки фон Триера не каждый вывезет.
Время использования 3 часа
Общее впечатление Двуликий фон Триер
Моя оценка
5
Рекомендую друзьямДА

Комментарии к отзыву19

irson67
Прекрасный отзыв-Ларсу понравился,я так думаю.
RIGULA
Ларсу уже и так столько дифирамбов написали, что мой вряд ли он заметил ))
Папкин друг
Согласен, фильм под нужное настроение. Тот самый случай, когда посоветовать сложно, так как нужно определённое расположение духа. Спасибо)
RIGULA
Вам всегда пожалуйста ) Не только под настроение, я считаю, что до него нужно обязательно "дозреть", так как он не рассчитан на рядового потребителя ))
Swatly
Надо отважиться посмотреть, очень уж хочется "ощутить" этот шедевр,а уж триллер тем более
RIGULA
Его желательно смотреть в одиночестве и заранее настроиться на тяжелые события, потому что это не развлекательный триллер.
apupezig
добрый фильм)
RIGULA
Да-да, прямо как Доктор Айболит ))
Бартимеус
С меня хватило "Нимфоманки"… ;)
RIGULA
"Нимфоманка" про другое )) Там эротическая тема вокруг которой накручивается действие. По сути "Нимфоманка" это паталогический случай для психиатра - интересен только узким специалистам и эротоманам )) А "Догвилль" - это фильм-книга, который нужно читать, в которой заложено множество визуальных смыслов и образов и выкорчеван наружу целый культурный пласт.

Их даже нельзя сравнивать. "Догвилль" это золотая коллекция
Бартимеус
Значит, придётся смотреть… ;)
RIGULA
Желательно смотреть конечно, вещь достойная ))
peonylion
интересно написано
RIGULA
Спасибо, к такому необыкновенному фильму нужен интересный отзыв ;)
tworem777
Шикарный отзыв! Триер - редкий гений кино…
Ираида 8
спасибо за отзыв! Фильм давно отложен, но боюсь…да, именно боюсь его смотреть - не люблю пошлятину и насильственные сцены интимного характера. А там их много?
RIGULA
Именно сцен насилия не много, но через них (в том числе) фон Триер очень выразительно раскрывает тему насилия над личностью, поэтому все сцены в фильме взаимосвязаны по смыслу. А что вы называете пошлятиной? Пошлятины как таковой в этом фильме вовсе нет - только суровая правда человеческих отношений, только трэш, только хардкор ))
Ираида 8
да, действительно, не подумала, что у слова "пошлость" несколько смыслов) я имела в виду тот случай, когда показывают половой акт во всех подробностях -_-
RIGULA
Половой акт во всех подробностях называется "порнография" или как минимум "эротика". Это у фон Триера в "Нимфоманке" )) Здесь такого не будет ))