Отзыв: Книга "О дивный новый мир" - Олдос Хаксли - Счастье для всех вполне достижимо, всего-то лишь нужно разрушить современную цивилизацию и пренебречь человеческой природой
Достоинства: отличная новая идея, радикальные решения, необычные литературные приёмы
Недостатки: нет доверия к происходящему, нет ярких героев, стёрты грани добра и зла
Буквально на одной волне проглотив потрясающие антиутопии Евгения Замятина ("Мы") и Джорджа Оруэлла ("1984") ко встрече со вселенной Хаксли я готовился, затаив дыхание. Не только потому, что книга обещала быть очень интересной и насыщенной идеями и пищей для размышлений (ведь её мне рекомендовали многие, да и сам Хаксли известный и признанный литературный мастер). Прежде всего, потому, что я интуитивно понимал, автор не просто повторит идеи Замятина (одного из первопроходцев), чуть сгустив краски и добавив драматизма, как это сделал в своё время Оруэлл. Я был почти уверен, что он покажет проблему совершенно с другой стороны. И, надо сказать, я не ошибся и нисколько не разочаровался.
Хаксли рисует мир будущего, в котором к решению проблемы неравенства подошли наиболее радикально, устранив не последствия, а саму причину возникновения этой проблемы. А она, как известно, не в том, что люди имеют разные социальные возможности, это как раз не проблема, а естественные различия между людьми (мы ведь и на лицо все разные, и телосложением, и врождённым интеллектуальным потенциалом также сильно различаемся). Суть проблемы в том, что разные социальные возможности, умноженные на прогресс и высокую эффективность капитала, дают столь огромную разность потенциалов, что стабильность всей системы ставится под угрозу.
В тех или иных реальных системах удержание стабильности происходит четырьмя основными способами: организацией социальных лифтов, насаждением искусственной «уравниловки», информационной блокадой и силовыми методами. Если быть точным, обычно применяются все четыре способа, но в разных пропорциях. Хаксли выбросил их все. Каков хитрец?! Зрит прямо в корень. А что, если бы люди изначально рождались не просто разными, а «заточенными» на определённую деятельность и образ мышления, причём рождались в нужных выверенных количествах согласно общему плану? Точное число рабочих, точное число офисного планктона, немного интеллигенции и буквально щепотка гениев. А главное, никаких лифтов, они просто не нужны, потому что каждый в течение всей жизни считает себя наиболее состоявшимся и потому счастливым. Что бы это дало?
Исчезает проблема выбора, исчезает проблема неравенства, исчезает зависть, нет основы для коррупции. Пожалуй, это решило бы все социальные проблемы разом. Евгеника – ключ ко всему. Хаксли поставил её на поток и нарисовал идеальный мир, где она торжествует. Оказалось, для этого нужно «всего ничего». Полностью уничтожить институты брака и семьи, установив торжество промискуитета, научиться детально управлять делением и развитием человеческих зародышей от гаметы до взрослой особи, включая все необходимые элементы массового поточного воспитания, выверить общий план и следовать ему. Конечно же, всё это на фоне торжества научно-технического прогресса, устраняющего объективные проблемы вроде болезней, дефицита невосполнимых ресурсов, низкой эффективности труда и подобные. Всё остальное – инфраструктуру и новые социальные институты нового мира – выстроят сами люди. Новые люди дивного мира. Ну а какие-то острые углы, которые неизбежно есть в любых системах, сгладятся традиционно. Именно так, как люди их сглаживали сотни тысяч лет. Наркотиками, конечно.
Сказать, что идея Хаксли мне понравилась, всё равно, что ничего не сказать. На мой взгляд, это не просто смелое решение, но нечто большее. Это вызов. Это дерзкое предложение задуматься над тем, кто мы есть, что составляет наше счастье и почему оно у каждого своё. Такое не может не восхищать, ведь смелость, как известно, города берёт. Но не обошлось и без дёгтя. Надо ли говорить о том, что в дивный мир не очень-то верится. Не только потому, что слишком уж он идеален, и его создание встретит слишком большое сопротивление, оставит слишком много корней в прошлое, по которым его, как клубок шерсти, можно будет легко размотать и разрушить изнутри. В основном, потому, что, на мой взгляд, Хаксли сильно недооценивает такое важное явление, как преемственность между поколениями. Преемственность не только знаний, но и традиций. Не только ценностей, но и ориентиров. Не только опыта, но и мудрости. А все эти вещи – такой же необходимый строительный материал любой человеческой цивилизации, как наука и искусство. Точнее, наука и искусство вообще немыслимы без всего этого. По-моему, Хаксли, когда выливал грязную воду из тазика, выплеснул вместе с ней и ребёнка.
Конечно, Замятин и Оруэлл в этом смысле ничуть не лучше, но те двое буквально кричат о том, что подобные системы нежизнеспособны, жизнь в них слишком похожа на концентрационный лагерь или колонию строгого режима, а о простом человеческом счастье речь даже не идёт. Хаксли же делает заявку на то, что нашёл «рецепт» всеобщего благоденствия, забывая о том, что рецепт этот, как рецепт «вечного двигателя первого типа», просто не будет работать за пределами чертежа, в реальном мире. Не потому, что не удастся его построить физически, а просто потому, что законы природы невозможно обойти. К ним можно лишь приспособиться, подчинившись. Только речь в данном случае не о физических законах и не о природе материальных вещей, а о природе иного порядка - человеческой природе.
По ходу чтения вы встретитесь с необычным и достаточно редким литературным приёмом так называемого «одновременного присутствия», когда повествование идёт сразу о нескольких событиях, которые не только происходят параллельно, но и излагаются в одно и то же время, небольшими порциями, вперемешку, безо всяких переходов и даже без пропущенной пустой строки. По-моему, это очень сильный, потрясающий приём, хотя, признаться, я не увидел в нём необходимости и до сих пор не понимаю, зачем Хаксли его применил именно здесь. Нагнетать обстановку? Но там нечего нагнетать. Нарастить темп? Но там он был ни к чему. Надеюсь, со временем или в последующих прочтениях я всё-таки пойму эту необходимость.
Одной из странностей этой книги я бы назвал её необычный сюжет. Точнее, сюжет вроде бы очень простой, только часто ли вам приходится иметь дело с произведениями, где невозможно понять, какой финал был бы хорошим (счастливым, «happy end»), а какой нет? Дело в том, что Хаксли не обозначает никаких проблем, которые необходимо разрешить, он лишь рассказывает о мире всеобщего счастья и радости, от которого, с одной стороны, тошнит, как от съеденной бочки с патокой, с другой – придраться-то, по большому счёту, не к чему. Люди нового мира действительно счастливы (они вечно молоды, вечно пьяны, радостны и веселы) причём действительно все. А те редкостные экземпляры, что составляют те самые острые углы системы, просто-напросто сознательно пренебрегают наркотиками (полностью безопасными для здоровья и долголетия), то есть они даже не выпадают из системы, а сами сознательно из неё выходят. Что ж, значит, их счастье в чём-то другом. Однако система не уничтожает этих людей, а лишь предлагает им доступные альтернативы. Торжество свободы и демократии, не правда ли? И даже здесь придраться не к чему.
Главный герой очень быстро понимает, что невозможно бороться с идеальной системой. Не потому, что она непобедима, а просто потому, что тебя никто не поймёт. От добра добра не ищут, как и от счастья не ищут счастья. Это не тот случай, когда автор сознательно выбрал трагический финал. Это тот случай, когда такой финал был изначально предопределён, потому что других там просто быть не могло. Если ты сам не являешься частью системы и изначально не можешь ею стать (так как рождён иной, слишком непохожей средой), тебе просто нет в ней места, и ты должен уйти.
Однозначно рекомендую эту гениальную, ни на что не похожую книгу признанного литературного мастера всем, кто любит поразмышлять над природой человеческого сознания и прочими «высокими материями».
Хаксли рисует мир будущего, в котором к решению проблемы неравенства подошли наиболее радикально, устранив не последствия, а саму причину возникновения этой проблемы. А она, как известно, не в том, что люди имеют разные социальные возможности, это как раз не проблема, а естественные различия между людьми (мы ведь и на лицо все разные, и телосложением, и врождённым интеллектуальным потенциалом также сильно различаемся). Суть проблемы в том, что разные социальные возможности, умноженные на прогресс и высокую эффективность капитала, дают столь огромную разность потенциалов, что стабильность всей системы ставится под угрозу.
В тех или иных реальных системах удержание стабильности происходит четырьмя основными способами: организацией социальных лифтов, насаждением искусственной «уравниловки», информационной блокадой и силовыми методами. Если быть точным, обычно применяются все четыре способа, но в разных пропорциях. Хаксли выбросил их все. Каков хитрец?! Зрит прямо в корень. А что, если бы люди изначально рождались не просто разными, а «заточенными» на определённую деятельность и образ мышления, причём рождались в нужных выверенных количествах согласно общему плану? Точное число рабочих, точное число офисного планктона, немного интеллигенции и буквально щепотка гениев. А главное, никаких лифтов, они просто не нужны, потому что каждый в течение всей жизни считает себя наиболее состоявшимся и потому счастливым. Что бы это дало?
Исчезает проблема выбора, исчезает проблема неравенства, исчезает зависть, нет основы для коррупции. Пожалуй, это решило бы все социальные проблемы разом. Евгеника – ключ ко всему. Хаксли поставил её на поток и нарисовал идеальный мир, где она торжествует. Оказалось, для этого нужно «всего ничего». Полностью уничтожить институты брака и семьи, установив торжество промискуитета, научиться детально управлять делением и развитием человеческих зародышей от гаметы до взрослой особи, включая все необходимые элементы массового поточного воспитания, выверить общий план и следовать ему. Конечно же, всё это на фоне торжества научно-технического прогресса, устраняющего объективные проблемы вроде болезней, дефицита невосполнимых ресурсов, низкой эффективности труда и подобные. Всё остальное – инфраструктуру и новые социальные институты нового мира – выстроят сами люди. Новые люди дивного мира. Ну а какие-то острые углы, которые неизбежно есть в любых системах, сгладятся традиционно. Именно так, как люди их сглаживали сотни тысяч лет. Наркотиками, конечно.
Сказать, что идея Хаксли мне понравилась, всё равно, что ничего не сказать. На мой взгляд, это не просто смелое решение, но нечто большее. Это вызов. Это дерзкое предложение задуматься над тем, кто мы есть, что составляет наше счастье и почему оно у каждого своё. Такое не может не восхищать, ведь смелость, как известно, города берёт. Но не обошлось и без дёгтя. Надо ли говорить о том, что в дивный мир не очень-то верится. Не только потому, что слишком уж он идеален, и его создание встретит слишком большое сопротивление, оставит слишком много корней в прошлое, по которым его, как клубок шерсти, можно будет легко размотать и разрушить изнутри. В основном, потому, что, на мой взгляд, Хаксли сильно недооценивает такое важное явление, как преемственность между поколениями. Преемственность не только знаний, но и традиций. Не только ценностей, но и ориентиров. Не только опыта, но и мудрости. А все эти вещи – такой же необходимый строительный материал любой человеческой цивилизации, как наука и искусство. Точнее, наука и искусство вообще немыслимы без всего этого. По-моему, Хаксли, когда выливал грязную воду из тазика, выплеснул вместе с ней и ребёнка.
Конечно, Замятин и Оруэлл в этом смысле ничуть не лучше, но те двое буквально кричат о том, что подобные системы нежизнеспособны, жизнь в них слишком похожа на концентрационный лагерь или колонию строгого режима, а о простом человеческом счастье речь даже не идёт. Хаксли же делает заявку на то, что нашёл «рецепт» всеобщего благоденствия, забывая о том, что рецепт этот, как рецепт «вечного двигателя первого типа», просто не будет работать за пределами чертежа, в реальном мире. Не потому, что не удастся его построить физически, а просто потому, что законы природы невозможно обойти. К ним можно лишь приспособиться, подчинившись. Только речь в данном случае не о физических законах и не о природе материальных вещей, а о природе иного порядка - человеческой природе.
По ходу чтения вы встретитесь с необычным и достаточно редким литературным приёмом так называемого «одновременного присутствия», когда повествование идёт сразу о нескольких событиях, которые не только происходят параллельно, но и излагаются в одно и то же время, небольшими порциями, вперемешку, безо всяких переходов и даже без пропущенной пустой строки. По-моему, это очень сильный, потрясающий приём, хотя, признаться, я не увидел в нём необходимости и до сих пор не понимаю, зачем Хаксли его применил именно здесь. Нагнетать обстановку? Но там нечего нагнетать. Нарастить темп? Но там он был ни к чему. Надеюсь, со временем или в последующих прочтениях я всё-таки пойму эту необходимость.
Одной из странностей этой книги я бы назвал её необычный сюжет. Точнее, сюжет вроде бы очень простой, только часто ли вам приходится иметь дело с произведениями, где невозможно понять, какой финал был бы хорошим (счастливым, «happy end»), а какой нет? Дело в том, что Хаксли не обозначает никаких проблем, которые необходимо разрешить, он лишь рассказывает о мире всеобщего счастья и радости, от которого, с одной стороны, тошнит, как от съеденной бочки с патокой, с другой – придраться-то, по большому счёту, не к чему. Люди нового мира действительно счастливы (они вечно молоды, вечно пьяны, радостны и веселы) причём действительно все. А те редкостные экземпляры, что составляют те самые острые углы системы, просто-напросто сознательно пренебрегают наркотиками (полностью безопасными для здоровья и долголетия), то есть они даже не выпадают из системы, а сами сознательно из неё выходят. Что ж, значит, их счастье в чём-то другом. Однако система не уничтожает этих людей, а лишь предлагает им доступные альтернативы. Торжество свободы и демократии, не правда ли? И даже здесь придраться не к чему.
Главный герой очень быстро понимает, что невозможно бороться с идеальной системой. Не потому, что она непобедима, а просто потому, что тебя никто не поймёт. От добра добра не ищут, как и от счастья не ищут счастья. Это не тот случай, когда автор сознательно выбрал трагический финал. Это тот случай, когда такой финал был изначально предопределён, потому что других там просто быть не могло. Если ты сам не являешься частью системы и изначально не можешь ею стать (так как рождён иной, слишком непохожей средой), тебе просто нет в ней места, и ты должен уйти.
Однозначно рекомендую эту гениальную, ни на что не похожую книгу признанного литературного мастера всем, кто любит поразмышлять над природой человеческого сознания и прочими «высокими материями».
Время использования | однажды |
Стоимость | 200 ₽ |
Общее впечатление | Счастье для всех вполне достижимо, всего-то лишь нужно разрушить современную цивилизацию и пренебречь человеческой природой |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву125
На самом деле ваш отзыв "между строк" всё- же передаёт содержание книги, и прочитав его я понял, что Хаксли показывает себя в образе главного героя, выдавая собственный мир и жизненную позицию в переживаниях и стремлениях последнего. Чего же хочет в конечном счёте получить главный герой? Возврат к "не идеальному" обществу...отсутствию евгенического программирования, разрушению "скорлупки" этого настроенного механизма, возврата к иным ценностям. Мне кажется, что один в поле не воин, особенно учитывая специфику борьбы героя, и книга заканчивается трагически...
Мне кажется, что желание бессмертия сильнее всех инстинктов. Ради компенсации этой "побочки" инстинкта самосохранения в традиционном обществе придумали религию с загробной жизнью, а в новом дивном мире детей приучали к нормальности смерти с 2х лет.
Представьте, что людям, сконцентрировавшим рычаги управления человечеством на разных континентах и более-менее высоких постах, предложили бессметрие вместе с семьями. Разве они не наплюют на особенности своей культуры и даже родные народы перед таким соблазном? Тем более, что к власти всегда рвались в лучшем случае "хорошисты", а то и "троечники", которым наука не давалась и не была интересна. У таких лобные доли, ведающие абстрактным мышлением, не очень развиты. Но именно лобные доли отвечают за альтруизм. Хитрые особи, с неразвитыми лобными долями, вполне могут объединиться ради общей цели. Никакая национальная традиция не остановит их в построении нового общества с новыми условиями жизни для небольшой многонациональной кучки. Вот только отберут из народа детей поталантливей для науки и инженерии и вперед. Остальные вымрут так или иначе. Не допускаете такую модель общества?
Нет ничего мистического во вполне программируемых процессах организма, их можно менять. Генетики работают активно, т.к. есть заинтересованные лица;) , которые активно финансируют изучение "бессмертия". Муж сестры, биофизик, рассказывал о громадных конференциях биологов (Штаты, Япония), собирающих сотни тысяч ученых. Ангары со стендами докладов, где можно заблудится без путеводителя. Теоретическую физику "задвинули" лет 40-50 назад, в пользу биологии.
Но изменение программ организма не единственное направление личного бессмертия. Перенос сознания на другой носитель - второе, но не последнее:).
Раз кое-кто платит и ученые работают, вряд ли дело безнадежно. Со стороны выглядит вполне разрешимой задачей. Чудес нет, но есть изучаемые механизмы работы тела и законы природы. Человек, если смотреть на себя без инфантильного эгоцентризма, вполне себе биоробот, построенный условным биоинженером. В его "схеме" могут разобраться другие биоинженеры.
Мой вопрос к Вам касался как раз управленческой элиты на местах и ее соблазна "бессмертием". Насколько вероятно предательство своих культурных корней и подконтрольных им народов. Элиты обычно не продвинуты в научном отношении, их легко обмануть сроками. Кроме того, детей и внуков многие любят не меньше себя. Так работает ДНК, стремясь себя сохранить и преумножить.
В общем, пока расписывала свои соображения, пришла к вероятному ответу на свой вопрос)) Сдадут нас, простых работяг, ради своих ДНК. Ради перспективы "бессмертия" для близких.
Возможная схема манипуляции местечковой элитой: "Вечную жизнь всем давать нельзя, это всеобщая смерть от голода. Вы отвечаете за жизнь Человечества на Земле." Значит, необходимо отделить спасаемую часть, у которой нет выбора)), есть лишь голимая ответственность. Эта часть, со скорбью в душе, будет спасать Человечество, способствуя уничтожению бОльшей части. То что будут спасать Человечество в своем лице, это уже несущественные детали.))
Где-то подобные сказки про избранность уже слышала)) И они, к моему удивлению, срабатывают даже на тех, кто учился на "отлично". Проверенный и отлаженный механизм манипуляции. Мы биороботы, имеющие сходный мозг. Осталось лишь откорректировать эти сказки для мультинациональных элит. Возможно, уже откорректировали. Судя по родословной Рокфеллеров и Швабов, судя по фото элиты, идея, что финансами управляет мононациональный состав, - это ложь. А бывшая категория "избранных" по национальному признаку, простите на всякий случай, пойдет в утиль за ненадобностью. Это лишь подпольные работники механизмов управления. Но это другая история, хотя и суперактуальная, судя по их активизации.
Предтеча «1984», роман, чье название стало нарицательным. Еще один блестящий пример того, что новое хорошо забытое старое. Прочитайте и оглянитесь вокруг вам это ничего не напоминает?... Наконец, включите телевизор...
Евгеника неизбежно дает сбои. Потому что, к счастью (а для кого-то, может, к сожалению) не все подвластно человеку. Можно по этому поводу посмотреть потрясающий фильм.
Самая распространенная нынче религия на Земле (безотносительно к национальному признаку) - христианство. И, по моему глубочайшему убеждению, это единственное объяснение, почему человечество до сих пор не уничтожило само себя. Я знаю, ты будешь спорить. Но одновременно знаешь, что в этом я непоколебима:-)
Человечество до сих пор не уничтожило себя лишь потому, что имеет центральный орган управления, мировое правительство, который успел возникнуть до появления оружия массового поражения и взял под контроль все правительства наиболее развитых стран планеты. И то, что для данного контроля используются жёсткие методы вплоть до полного физического уничтожения (а не методы терпения и любви, присущие мировым религиям) и есть залог стабильности. Пока православнутые взывали бы к любви к ближнему, этот самый "ближний", мозг которого не был задет христозом, уже давно бы повернул ключ и нажал кнопку, похоронив нас всех.
Именно этому факту мы и должны быть благодарны, я считаю. Но и это нас не спасёт, лишь даст выиграть немного времени.
Отзыв о фильме почитаю обязательно. Я, в свою очередь, тоже о нём впервые слышу, как и ты о Хаксли.
И, пожалуйста, не обижайся на мой сарказм. Ты ведь знаешь, что откровенность и тактичность очень плохо совместимы.
Но христианство, вопреки геополитической обстановке, самая распространенная религия. В среде христиан, к сожалению, огромный процент тех, кто называет себя христианином чисто формально. Но вода камень точит.
Ты просто, Женя, смешиваешь понятия "религия" и "вера". Из-за этого весь сыр-бор. Религия придумана для контроля и порабощения. Любая. Вера предполагает внутреннюю работу, от которой люди предпочитают отмахиваться. Они всегда хотят переложить этот внутренний тяжелый труд на кого-то другого: священника, психолога, врача. Но к христианству не зря приходят так много людей. Оно одно единственное дает очень четкие моральные постулаты. Незыблемые, но в тоже время очень гуманные.
Мировое правительство - да - контролирует почти все. ПОЧТИ. Многое из того, что происходит в мире, вне зоны их контроля. А просчитать все они не в состоянии. Ведь они всего лишь ЛЮДИ. Хоть и очень всемогущественные.
Знаешь, мне постулаты классического мусульманства нравятся намного больше, если уж на то пошло. Мусульмане хотя бы порицают наркотики, а не поят прихожан вином из одной и той же ложки по кругу, не разбирая, кто здоров, а кто болен, символизируя этим вином кровь. Неужели для символа нельзя было найти что-то, не имеющие отношения к этанолу? Хотя бы свекольный сок. Неужели нельзя элементарную гигиену соблюдать?
Среди христианских попов довольно много хорошо пьющих, и РПЦ их за это даже не порицает. Найти же пьющего имама будет ох как не просто. Я понимаю, мой взгляд поверхностный, но если мне даже навскидку не нравятся каноны какой-то религии, вряд ли она понравится мне при ближайшем рассмотрении.
Если ты говоришь не о религии, а о вере, причём тут тогда христианство вообще? Все мы во что-то верим. Я, например, верю в человеческую совесть и сострадательность, потому что вижу, как плачут мои дети, когда в книге или на экране умирает симпатичный им человек. Их никто этому не учил, у них никогда не было примера подобного поведения (мы с супругой никогда не плачем при детях, во всяком случае не за книгой или кино), им это присуще от рождения, оно просто сидит в человеческой сущности. И мне всё равно, кто это туда вложил и как это называется, но это есть.
Только есть в жизни вещи и посильнее сострадания. С возрастом люди покрываются коркой цинизма, становятся черствее, и это касается почти всех людей, абсолютного большинства, и тому есть масса объективных причин, ведь мы живём в непростом мире, где смерть вокруг нас повсюду, к ней привыкаешь. Но нельзя привыкнуть к голоду, жажде, морозу, боли. Или труднее многократно.
Даже зрелым людям нужно есть, пить, защищаться от холода и боли, нижние ступени-потребности пирамиды Маслоу это фундамент, без которого не может быть и самого здания цивилизации, её культуры и прочих высоких ценностей вроде сострадания. А ресурсы планеты ограничены, людей же на ней всё больше и больше. Фундамент этот растёт, расширяется, чтобы удержать на себе все остальные "этажи". Однажды он расширится до границ планеты и тогда о сострадании можно будет прочесть только в старых еврейских книжках.
Знаешь, я просто понимаю, что мои дети плачут над чужой нарисованной или рассказанной смертью лишь потому, что никогда не видели её своими собственными глазами, никогда не боролись за жизнь, пришли в этот мир на готовое. В противном случае не было бы в их глазах ни одной слезинки. Высохли бы раз и навсегда раньше материнского молока на их губах. И таких примеров можно найти массу. Ими детские дома забиты до отказа.
Вера - это не внутренняя работа, Света. Вера - это результат умственного безделья, когда человек уже добыл себе всё, наелся, утолил жажду, согрелся, спрятался от опасностей и вот сидит и смотрит на звёзды, мечтая об идеальном обществе. А за пределами его укромной пещеры голыми и больными бегают те, кому есть сегодня нечего. И им наплевать на сострадание, любовь и веру. Они верят только в то, что, если они сейчас не съедят кого-нибудь, то завтра смерть придёт и съест их самих.
А сфера влияния мирового правительства растёт. Причём растёт намного быстрее, чем распространение христианства. Потому что они идут к людям через желудок, а не через уши, и этот путь намного ближе. Они вбивают свои ценности через голод, холод и страх сиюминутной смерти, а не через страшилки о загробных ужастиках.
- Вино-глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен.
- В Притчах (31 гл.) Бог дает человеку право выбора, при этом говорит: если хочешь быть царем, откажись от пива и вина и отдай его бедным. Причем бедный - не тот, у кого нет денег, а тот, кто поступает неразумно. То есть по Библии пить означает делать глупость.
Говоря о христианстве, я имела в виду, в первую очередь, ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ. Вера - это не кресты, иконы, стояние на коленях, многословные молитвы. Это мысль, слово, поступок. Это громадная работа на протяжение всей жизни.
Дети сострадают, потому что сострадаете вы - родители. Вы их учите даже тогда вам кажется, что не учите.
МЫ не можем объективно оценить, что растет быстрее: влияние мирового правительства или христианство. Это лишь предположение.
Болезнь и нищета - это тоже последствия неправильной жизни на Земле.
Нам не дано знать времена и сроки. Мы не можем знать, что произойдет дальше с нашим огромным, многоэтажным зданием. Развалиться ли оно? Или выстоит? Даже осознавая безысходность, мы все равно продолжаем жить и радоваться жизни. Это все так банально, но это так.
Можно нацепить панцирь циника, можно остаться инфантильным романтиком. У каждого свой выбор.
Дети плачут от сострадания не потому, что их обучили так или иначе. Если не все, то многие дети несут это свойство в подкорке, построенной в соответствии с ДНК. Хотя часть детей, допускаю, получает это качество через воспитание, когда информация записывается в неокортикс, а не гнездиться в рептильной и лимбической частях мозга. Сужу по себе. Мои родители любили ходить в кино, отпуская меня с 2х лет бродить по рядам. Я запомнила ужасный фрагмент фильма, когда за спиной девочки крался крокодил. Очень переживала за девочку, зажмурилась и не узнала, что было дальше. Спустя десятки лет увидела этот фильм и вспомнила эпизод. Дети обычно помнят себя с 6 лет. Тот случай был в 2 года. Точно так же не могла смотреть, как бьются на шпагах или крадуться с ножом. Закрывала глаза, отмечая, что другие смотрят спокойно.
Поэтому утверждаю, что эмпатия, сострадание - это врожденные свойства. Хотя, допускаю, что не у всех. Кому-то их прививает религия и другие инструменты воспитания.
Почитал комментарии на тему христианства: бесполезно человеку объяснять. Действительно ислам более молодая религия и она проще как в повседневной жизни,так и со стороны гигиены. Как говорил Гомер Симпсон: - Может мы не в ту религию верим и с каждой молитвой гневим Бога ещё больше.
Через много лет я с женой двоюродного брата и нашими детьми в зоопарке застала сценку совокупляющихся обезьянок и услышала почти ту же фразу: зачем они это нам показывают?! )))) Кто "они" - осталось за кадром.
А Эллочка была в шоке от романа "О дивный новый мир". Интеллигенция. )))
Это не дивный, а жуткий новый мир. К которому мы с каждым годом все более приближаемся. Вот, недавно в новостях было, что медицина научилась исправлять наследственные гены - это уже реально как по книге. Приближаемся к абсолюту, но если верить Азимову, то запредельная сложность высокоразвитых систем и порождает их упадок и крах. Так что есть надежда, что самое мрачное из книги не реализуется на практике.
Напиши отзыв по книге "Основание" Азимова? У тебя хорошо получается концентрированное выражение сути книг :)
Сейчас я о книгах перестал писать, потому что и читать практически перестал. Думаю, это нескоро изменится.