Отзыв: Книга "Исторические корни волшебной сказки" - В. Я. Пропп - Обширен и многогранен русский фольклор
Достоинства: Основательная проработка темы, интересное содержание, доступное неподготовленному читателю, достаточно простой язык.
Недостатки: Книгу невозможно найти в хорошем качестве на Озоне и в Буквоеде, гораздо проще отыскать в электронном варианте.
С произведением советского фольклориста Владимира Яковлевича Проппа "Исторические корни волшебной сказки" я ознакомилась года два назад, во время сессии, по причине того, что ее прочтение было желательным условием для получения зачета по мифологии. Суть книги можно изложить в паре фраз, а именно: Владимир Яковлевич в процессе сопоставления обрядов, обычаев и устного наследия различных народов ищет возможные причины возникновения общеизвестных сказочных элементов, таких как: полная изоляция детей, созревших для продолжения рода, персонаж-даритель, избушка на курьих ножках, победа над драконом и многое другое. Таким образом, в книге сопоставляются явления, знакомые большинству людей с самого детства, и неподготовленный читатель может понять, о чем ведется речь. Более того, книга оставляет за эрудированным читателем возможность самому провести некоторые параллели: допустим, сказочный элемент, где главному герою приходилось кормить орла собственной плотью, чтобы тот донес его до нужного места (встречается, к примеру, в сказке о молодильных яблоках и живой воде) соотносится с подобным ему мотивом в одном из мифов об Александре Македонском, а испытание лишением сна, которое герой чаще всего успешно проваливает, засыпая "богатырским сном", известно еще со времен эпоса о Гильгамеше, записанного, предположительно, в VII веке до нашей эры, и таким образом, можно на собственном опыте убедиться в исключительной древности многих сказочных элементов. Множество традиционных сказочных эпизодов вроде лесного дома, населенного разбойниками, вдруг обретает особый исторический смысл. Большое внимание уделено обрядовой, сакральной функции волшебных сказок, так как, по версии Владимира Яковлевича, исторически она была основной, и только потом народная сказка "выродилась" в развлечение для детей. Ученый проделал громадную работу, сопоставляя и анализируя источники, полученные из разных уголков бывшего СССР и не только: в его книге встречается описание мифов и обрядов Африки и Америки, несмотря на то, что они по возможности сведены к минимуму. Язык достаточно легкий, простой, особенно учитывая то, что книга представляет собой полноценное научное исследование. Автор приводит множество занимательных фактов касательно истории фольклора, всегда пишет по делу, не позволяет себе длинных пространных монологов, поэтому читать книгу достаточно интересно.
Прежде всего, я рекомендую работу Проппа всем, кто хоть немного интересуется фольклором. Во вторую очередь, само собой разумеется, я рекомендую ее студентам филологических факультетов. Профессиональным фольклористам я ее рекомендовать не буду, это классическое произведение, они наверняка уже читали его.
P.S. Я лично вначале заказала себе издание из серии "Печать по требованию" в интегральном переплете и с цифровой печатью. Однако печать оказалась настолько плоха, что пришлось скачивать в электронном варианте. Можно было, конечно, сходить за ней в библиотеку, но я поленилась.
Прежде всего, я рекомендую работу Проппа всем, кто хоть немного интересуется фольклором. Во вторую очередь, само собой разумеется, я рекомендую ее студентам филологических факультетов. Профессиональным фольклористам я ее рекомендовать не буду, это классическое произведение, они наверняка уже читали его.
P.S. Я лично вначале заказала себе издание из серии "Печать по требованию" в интегральном переплете и с цифровой печатью. Однако печать оказалась настолько плоха, что пришлось скачивать в электронном варианте. Можно было, конечно, сходить за ней в библиотеку, но я поленилась.
Время использования | Около недели |
Общее впечатление | Обширен и многогранен русский фольклор |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву5
Если, вы их конечно не читали.