Отзыв: Аудиокнига "Metro 2033" - Дмитрий Глуховский - 7 минут
Достоинства: Открывает галерею новой хроники.
Недостатки: Компьютерная игра затмила источник.
Первая книга-часть хроник постъядерной Москвы. Автор Дмитрий Глуховский.
Читает Ефим Каменецкий, с музыкой.
Этот мир создавался особой краской, изготовленной самим временем, проведенным в истории. Цвет её совсем необычен, замешан на поте и саже, со щепоткой радиации. Если попробовать её на вкус, то можно ощутить стойкий железистый привкус крови – она главный ингредиент этого состава. А еще, когда краска уже сохнет на холсте, то можно разглядеть легкие электрические потрескивания в серых мазках, но это не только грозовые тучи вечной ядерной зимы, это больше вызвано особым сочетанием слов в предложениях, эти предложения стали своего рода магией. Именно они привлекают внимание миллионов, в них сотни тысяч вольт напряжения от ожидания новых глав-мазков.
История, как известно, ни чему не учит, но строго спрашивает за выученные уроки. Повторить эту историю стоит не один раз, что бы даже пересказ своими словами звучал как предостережение.
Весь мир стал зоной отчуждения, человек больше не хозяин планеты, не он теперь высший организм в пирамиде природы. Но человек сам создал для себя такие условия и теперь, порой, даже сама жизнь не принадлежит ему, не являясь ни предметом торга, залога, ни единицей труда. От такой болезненной правды и без альтернативности, без свободы выбора, по жутким и темным амфитеатрам метротуннелей пляшет по стенам скрежет зубов. Это те, кого не устраивает навязанное будущее, подобное эхо поступков прошлых поколений. Не они стали виновниками этой картины в серых тонах, они не пойдут на заклание. Такие пойдут вперед, проклиная всех на свете, они вцепятся зубами в горло врагу, если надо, то самой смерти, вырывая свое право на жизнь.
А на поверхности, прометая по разрушенным кварталам радиоактивную пыль, будет метаться одинокий пылевой демон, в сумрачной надежде, извлеченной из глубин памяти, подхватывать консервные банки, пиная их, с тоской вспоминая теплые вечера, наполненные веселым детским смехом.
Про чтение.
Я «пробовал» эту книгу в разных её воплощениях, оценивая тот приобретенный смысл, который словно ярлыками (или если хотите ценниками её свойств) украшал основную эмоциональную и смысловую составляющею тело истории. Каждый чтец, с нуля знакомя мир с этим произведением, делал аутентичные только себе акценты и «Метро», словно освобождаясь от пыли и серости времени, начинал играть новыми, свежими красками. Номинальный и необходимый талант для прочтения уже есть, он написан автором, но тот дар, который способен слушателя перенести в другую, возможно параллельную вселенную, этот дар есть только у избранных. И тогда, стройные ряды парада сверкающих и звенящих предложений и слов, промаршируют у вас перед внутренним взором, окатывая волнами величия, глубины и значимости момента. Вы становитесь причастным к этому, а душа открывается, ища поддержки и отклика. Слушая, я все получил сполна.
Про энергию.
Кусок железа, простая болванка, провалявшаяся невесть сколько в грязи, несет в себе огромный запас энергии. И пусть она теперь лежит отмытым куском бесполезного и вроде сейчас не нужного, но поверте, этот кусок разрывает изнутри огромная энергия и что только её сдерживает, так это другая энергия. И эта борьба двух противоположностей способна объединиться, тогда она сможет сама передавать третью энергию – внешнею. Так и с книгой. Вот она лежит стопкой замаранных значками белыми листами. Для тех, кто не способен расшифровать черное – она будет в себе нести лишь энергию потенциального огня. Но для обладающих таинством магии чтения знаков, эти листки несут энергии огонь, знания силу умерщвления материального. И только такие смогут перешагнуть пропасть гиены инерции.
Энергия этой книги была столь велика, что смогла привести многие скрытые дары и таланты в творческое движение. Придуманный мир расширил границы, присоединяя к себе новые города и страны, опрокидывая устоявшиеся ценности и понятия, изменяя течения (и не только рек) вспять. Мир реальности стал частью мира выдуманного, а ожидания возможного неизбежного перестали тяготить, стальные пальцы страха будущего разжались на горле человечества, до этого крепко, до хрипа, сдавившей трохею цивилизации. Теперь мы знаем, какой будет жизнь за пределом, мы словно сами пережили этот катаклизм и теперь, точно, на сто, на двести процентов такого не хотим. Расшифровывая, мы смогли прожить той жизнью.
Пейзажи.
Гнилыми, обломанными зубами торчат в свинцовое небо разрушенные высотки «жилых кварталов». Строительный мусор стромбовался в артериях городских магистралей, а сверху грязным снегом накинут похоронный саван человеческой истории. И по этому великолепию идет мутант с объемным рюкзаком на спине. Он снимает противогаз в желании вздохнуть морозного воздуха и видно, что это просто человек. Одинокий. Сталкер.
Вся история наполнена такими «вывешенными» описаниями недалекого будущего, которые отыгрывая на разнице ощущений, добавляют очков домашнему уюту. Нет в этом понимания геройства и отваги, лишь бесконечное и отчаянное, неуютное, но так необходимое этому миру. Отвага? Мне кажется, что это попытка вырваться к звездам, увидеть свет нашей звезды, почувствовать её тепло, почувствовать не гостем себя здесь, а хозяином. Возможно, даже, потрепать по холке дружески виляющее хвостом.
Наступает момент, когда знавший и видевший больше, не способен воспринимать этот душный и тесный новый мир. Тогда у него есть два пути выхода энергии отрицания: на поверхность, отвоевать у нового мира толику, удовлетворить свои потребности, а возможно и амбиции, или; или загнать внутрь себя этот огонь. Но тогда он сгорит изнутри в пламени невидимого. И они идут наверх, в морозные метели, на погибель, или для победы. Но есть те, кто не видел ничего с поверхности, а о прошлой жизни знает лишь из рассказов отцов и стариков. Теперь новый мир принадлежит им, ведь они не чувствуют себя в нем ущербными, у них нет ощущения, что что-то отняли у них. Для таких есть Метро2. Среди туннельных сапиенсов вырастут новые Ермак и Тур Хейердал. А жажда новых открытий распространится на глубинные станции и ветки правительственного метро, отдавая молчаливым согласием весь мир над метро новой эволюции. На земле будет вволю хозяйничать дикая охота, выигравшая последнею битву с человеком при помощи мутации. Все проиграно, а человек станет морлоком, лишенным сложных чувств. И пока не поздно, автор задаст главный вопрос: Кто ты – человек?
Слушая, или читая, создается чувство аудиенции с внутренним представлением отражения поступков главных героев книги. Словно примеривая на себя одиночество, страх, ложь и безрассудство. Есть ли то свойство, характерная черта, способная нас сделать лучше протагонистов, следовать своим принципам и при этом достигнуть основной цели. Не перешагнуть через себя, стать лучше, сильнее. Увидеть в смотрящем суровом человеке свое отражение. И потом ответить на тот вопрос: Кто ты – человек?
Семь минут. Именно столько нужно, что бы прочесть мой отзыв. Спасибо за ваше время.
Читает Ефим Каменецкий, с музыкой.
Этот мир создавался особой краской, изготовленной самим временем, проведенным в истории. Цвет её совсем необычен, замешан на поте и саже, со щепоткой радиации. Если попробовать её на вкус, то можно ощутить стойкий железистый привкус крови – она главный ингредиент этого состава. А еще, когда краска уже сохнет на холсте, то можно разглядеть легкие электрические потрескивания в серых мазках, но это не только грозовые тучи вечной ядерной зимы, это больше вызвано особым сочетанием слов в предложениях, эти предложения стали своего рода магией. Именно они привлекают внимание миллионов, в них сотни тысяч вольт напряжения от ожидания новых глав-мазков.
История, как известно, ни чему не учит, но строго спрашивает за выученные уроки. Повторить эту историю стоит не один раз, что бы даже пересказ своими словами звучал как предостережение.
Весь мир стал зоной отчуждения, человек больше не хозяин планеты, не он теперь высший организм в пирамиде природы. Но человек сам создал для себя такие условия и теперь, порой, даже сама жизнь не принадлежит ему, не являясь ни предметом торга, залога, ни единицей труда. От такой болезненной правды и без альтернативности, без свободы выбора, по жутким и темным амфитеатрам метротуннелей пляшет по стенам скрежет зубов. Это те, кого не устраивает навязанное будущее, подобное эхо поступков прошлых поколений. Не они стали виновниками этой картины в серых тонах, они не пойдут на заклание. Такие пойдут вперед, проклиная всех на свете, они вцепятся зубами в горло врагу, если надо, то самой смерти, вырывая свое право на жизнь.
А на поверхности, прометая по разрушенным кварталам радиоактивную пыль, будет метаться одинокий пылевой демон, в сумрачной надежде, извлеченной из глубин памяти, подхватывать консервные банки, пиная их, с тоской вспоминая теплые вечера, наполненные веселым детским смехом.
Про чтение.
Я «пробовал» эту книгу в разных её воплощениях, оценивая тот приобретенный смысл, который словно ярлыками (или если хотите ценниками её свойств) украшал основную эмоциональную и смысловую составляющею тело истории. Каждый чтец, с нуля знакомя мир с этим произведением, делал аутентичные только себе акценты и «Метро», словно освобождаясь от пыли и серости времени, начинал играть новыми, свежими красками. Номинальный и необходимый талант для прочтения уже есть, он написан автором, но тот дар, который способен слушателя перенести в другую, возможно параллельную вселенную, этот дар есть только у избранных. И тогда, стройные ряды парада сверкающих и звенящих предложений и слов, промаршируют у вас перед внутренним взором, окатывая волнами величия, глубины и значимости момента. Вы становитесь причастным к этому, а душа открывается, ища поддержки и отклика. Слушая, я все получил сполна.
Про энергию.
Кусок железа, простая болванка, провалявшаяся невесть сколько в грязи, несет в себе огромный запас энергии. И пусть она теперь лежит отмытым куском бесполезного и вроде сейчас не нужного, но поверте, этот кусок разрывает изнутри огромная энергия и что только её сдерживает, так это другая энергия. И эта борьба двух противоположностей способна объединиться, тогда она сможет сама передавать третью энергию – внешнею. Так и с книгой. Вот она лежит стопкой замаранных значками белыми листами. Для тех, кто не способен расшифровать черное – она будет в себе нести лишь энергию потенциального огня. Но для обладающих таинством магии чтения знаков, эти листки несут энергии огонь, знания силу умерщвления материального. И только такие смогут перешагнуть пропасть гиены инерции.
Энергия этой книги была столь велика, что смогла привести многие скрытые дары и таланты в творческое движение. Придуманный мир расширил границы, присоединяя к себе новые города и страны, опрокидывая устоявшиеся ценности и понятия, изменяя течения (и не только рек) вспять. Мир реальности стал частью мира выдуманного, а ожидания возможного неизбежного перестали тяготить, стальные пальцы страха будущего разжались на горле человечества, до этого крепко, до хрипа, сдавившей трохею цивилизации. Теперь мы знаем, какой будет жизнь за пределом, мы словно сами пережили этот катаклизм и теперь, точно, на сто, на двести процентов такого не хотим. Расшифровывая, мы смогли прожить той жизнью.
Пейзажи.
Гнилыми, обломанными зубами торчат в свинцовое небо разрушенные высотки «жилых кварталов». Строительный мусор стромбовался в артериях городских магистралей, а сверху грязным снегом накинут похоронный саван человеческой истории. И по этому великолепию идет мутант с объемным рюкзаком на спине. Он снимает противогаз в желании вздохнуть морозного воздуха и видно, что это просто человек. Одинокий. Сталкер.
Вся история наполнена такими «вывешенными» описаниями недалекого будущего, которые отыгрывая на разнице ощущений, добавляют очков домашнему уюту. Нет в этом понимания геройства и отваги, лишь бесконечное и отчаянное, неуютное, но так необходимое этому миру. Отвага? Мне кажется, что это попытка вырваться к звездам, увидеть свет нашей звезды, почувствовать её тепло, почувствовать не гостем себя здесь, а хозяином. Возможно, даже, потрепать по холке дружески виляющее хвостом.
Наступает момент, когда знавший и видевший больше, не способен воспринимать этот душный и тесный новый мир. Тогда у него есть два пути выхода энергии отрицания: на поверхность, отвоевать у нового мира толику, удовлетворить свои потребности, а возможно и амбиции, или; или загнать внутрь себя этот огонь. Но тогда он сгорит изнутри в пламени невидимого. И они идут наверх, в морозные метели, на погибель, или для победы. Но есть те, кто не видел ничего с поверхности, а о прошлой жизни знает лишь из рассказов отцов и стариков. Теперь новый мир принадлежит им, ведь они не чувствуют себя в нем ущербными, у них нет ощущения, что что-то отняли у них. Для таких есть Метро2. Среди туннельных сапиенсов вырастут новые Ермак и Тур Хейердал. А жажда новых открытий распространится на глубинные станции и ветки правительственного метро, отдавая молчаливым согласием весь мир над метро новой эволюции. На земле будет вволю хозяйничать дикая охота, выигравшая последнею битву с человеком при помощи мутации. Все проиграно, а человек станет морлоком, лишенным сложных чувств. И пока не поздно, автор задаст главный вопрос: Кто ты – человек?
Слушая, или читая, создается чувство аудиенции с внутренним представлением отражения поступков главных героев книги. Словно примеривая на себя одиночество, страх, ложь и безрассудство. Есть ли то свойство, характерная черта, способная нас сделать лучше протагонистов, следовать своим принципам и при этом достигнуть основной цели. Не перешагнуть через себя, стать лучше, сильнее. Увидеть в смотрящем суровом человеке свое отражение. И потом ответить на тот вопрос: Кто ты – человек?
Семь минут. Именно столько нужно, что бы прочесть мой отзыв. Спасибо за ваше время.
Общее впечатление | 7 минут |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву18
Мне сейчас в голову пришла мысль, что если я буду Метро 2033 слушать в аудиоформате, ночью темной, боюсь - не дослушаю. Со времен, когда я его читала - а это лет 12 тому назад или больше, нервишки не окрепчали)
А может уже просто надоело?
По поводу всемогущества судьбы: нам порой видится свобода воли, а на самом деле это уже для кого-то история.
Но может все совсем не так.
Сложно все это, насчет предопределенности и отсутствия свободы выбора и т.п…
Все остальное просто для расширения кругозора. Спасибо за комментарии.
Но как источник креатива, то возможно посмотреть.