Отзыв: Фильм "Белорусский вокзал" (1970) - О победителях и неблагодарных потомках
Достоинства: Интересный сюжет, построенный на проблеме взаимопонимания молодёжи и поколения фронтовиков. Отличный актёрский состав. Бесподобная песня в конце!
Недостатки: В такой-то картине зачем их искать?
Приветствую вас! Сегодня я вновь вспомню славный советский кинематограф, а точнее, одну из его картин - "Белорусский вокзал" режиссёра Андрея Смирнова.
Сюжет картины, я надеюсь, вам знаком - он более чем жизненный. Фронтовые друзья расстались почти сразу после Победы на Белорусском вокзале, а встретились они спустя 25 лет - на похоронах одного из своих однополчан. Встретились, уже будучи обременёнными семейными и (тем более) служебными обязанностями - один из этих товарищей (герой Евгения Леонова) опоздал на погребение, приехал, когда тело однополчанина уже предали земле. Он не увидел, как отдавали ему последние почести - как положено, с гимном и воинским салютом...
Но не только обязанности давили на них. Четверым друзьям сложно было жить и потому, что им свои условия настойчиво диктовало молодое поколение - те самые люди, ради жизни которых и было пролито столько крови на фронтах Великой Отечественной. Они бы этим фронтовикам в сыновья и дочери сгодились!
Молодёжь не видела ужасов той войны, не сидела в окопах, не теряла своих друзей - какое мышление у неё быть? Только лёгкое, позитивное. Напитки и еда - лёгкие, музыка - тоже лёгкая, не призывающая ни к чему (доказательство тому - эпизод в ресторане, где должны были поминать фронтового друга), да и вообще вся жизнь - лёгкая... И эта лёгкость, беспечность приводит зачастую к безответственности. Старшему поколению, израненному в Сталинграде или на Днепре, только и остаётся возмущаться, что у молодёжи всё держится "на соплях"...
Даже в мирное время "старикам" приходится доказывать свою правоту, впутываться в самые нелепые ситуации - и всё это ради одного: показать молодым, как им следует жить и поступать. Но молодые со своей разгильдяйской позицией в конечном итоге оказываются правы - ведь они идут в ногу со временем...
А фронтовикам остаётся и дальше вспоминать о годах страшной войны и о Победе, которая даже во сне им часто приходит.
"Белорусский вокзал" - одна из немногих картин на тему Великой Отечественной, где сюжет развивается целиком и полностью уже в мирное время, в мирной обстановке (не отличить внешне от других фильмов, никак не связанных с войной). Здесь война присутствует чаще в беседах фронтовиков и незримых образах. Однако вчерашние бойцы понимают, что она продолжается даже сейчас, в советской Москве 1970 года - уже в виде противоборства с наглым молодым поколением. И пусть силы физические покидают их - главное, что они устойчивы морально...
В связи с этим стоит отдельно сказать несколько слов о поколении нынешнем - возможно, последнем, которое видело живых участников Второй Мировой (и Великой Отечественной заодно). С нами дело обстоит ещё хуже, чем с сыновьями фронтовиков. Мы из памяти о войне устраиваем настоящую клоунаду - выйдите на улицу 9 мая или накануне, посмотрите... А компенсировать это мы пытаемся чтением со сцены стихотворений и прозы о Хатыни и Сталинграде, воодушевлённо поём песни о войне - старые и новые...
И композиция "Нам нужна одна Победа" из "Белорусского вокзала" тоже не является исключением. Перепевать её все пытались, но лучше всех получилось у Нины Ургант, сыгравшей в фильме роль медсестры. Всё в этой песне соединилось удачно: и музыка настраивает на боевой лад, и слова здесь очень меткие и хлёсткие.
Нельзя не отметить и актёрские работы в фильме - фронтовые друзья, блестяще сыгранные Анатолием Папановым, Евгением Леоновым, Всеволодом Сафоновым и Алексеем Глазыриным, вроде и скромны, далеки от идеального образа героев войны, но при этом очень близки зрителю.
Да и сама атмосфера картины от пафоса далека - в этом заслуга режиссёра Смирнова. Он понимает, что история человечная, пусть и горькая, задевает зрителя больше. И только поэтому "Белорусский вокзал" стоит пересматривать. Пересматривать, чтобы понять одно: уважение к героям войны всегда проявляется только на словах, на деле с ними творят всё, что заблагорассудится. Ведь Россия своих людей не любит - ни живых, ни мёртвых...
Сюжет картины, я надеюсь, вам знаком - он более чем жизненный. Фронтовые друзья расстались почти сразу после Победы на Белорусском вокзале, а встретились они спустя 25 лет - на похоронах одного из своих однополчан. Встретились, уже будучи обременёнными семейными и (тем более) служебными обязанностями - один из этих товарищей (герой Евгения Леонова) опоздал на погребение, приехал, когда тело однополчанина уже предали земле. Он не увидел, как отдавали ему последние почести - как положено, с гимном и воинским салютом...
Но не только обязанности давили на них. Четверым друзьям сложно было жить и потому, что им свои условия настойчиво диктовало молодое поколение - те самые люди, ради жизни которых и было пролито столько крови на фронтах Великой Отечественной. Они бы этим фронтовикам в сыновья и дочери сгодились!
Молодёжь не видела ужасов той войны, не сидела в окопах, не теряла своих друзей - какое мышление у неё быть? Только лёгкое, позитивное. Напитки и еда - лёгкие, музыка - тоже лёгкая, не призывающая ни к чему (доказательство тому - эпизод в ресторане, где должны были поминать фронтового друга), да и вообще вся жизнь - лёгкая... И эта лёгкость, беспечность приводит зачастую к безответственности. Старшему поколению, израненному в Сталинграде или на Днепре, только и остаётся возмущаться, что у молодёжи всё держится "на соплях"...
Даже в мирное время "старикам" приходится доказывать свою правоту, впутываться в самые нелепые ситуации - и всё это ради одного: показать молодым, как им следует жить и поступать. Но молодые со своей разгильдяйской позицией в конечном итоге оказываются правы - ведь они идут в ногу со временем...
А фронтовикам остаётся и дальше вспоминать о годах страшной войны и о Победе, которая даже во сне им часто приходит.
"Белорусский вокзал" - одна из немногих картин на тему Великой Отечественной, где сюжет развивается целиком и полностью уже в мирное время, в мирной обстановке (не отличить внешне от других фильмов, никак не связанных с войной). Здесь война присутствует чаще в беседах фронтовиков и незримых образах. Однако вчерашние бойцы понимают, что она продолжается даже сейчас, в советской Москве 1970 года - уже в виде противоборства с наглым молодым поколением. И пусть силы физические покидают их - главное, что они устойчивы морально...
В связи с этим стоит отдельно сказать несколько слов о поколении нынешнем - возможно, последнем, которое видело живых участников Второй Мировой (и Великой Отечественной заодно). С нами дело обстоит ещё хуже, чем с сыновьями фронтовиков. Мы из памяти о войне устраиваем настоящую клоунаду - выйдите на улицу 9 мая или накануне, посмотрите... А компенсировать это мы пытаемся чтением со сцены стихотворений и прозы о Хатыни и Сталинграде, воодушевлённо поём песни о войне - старые и новые...
И композиция "Нам нужна одна Победа" из "Белорусского вокзала" тоже не является исключением. Перепевать её все пытались, но лучше всех получилось у Нины Ургант, сыгравшей в фильме роль медсестры. Всё в этой песне соединилось удачно: и музыка настраивает на боевой лад, и слова здесь очень меткие и хлёсткие.
Нельзя не отметить и актёрские работы в фильме - фронтовые друзья, блестяще сыгранные Анатолием Папановым, Евгением Леоновым, Всеволодом Сафоновым и Алексеем Глазыриным, вроде и скромны, далеки от идеального образа героев войны, но при этом очень близки зрителю.
Да и сама атмосфера картины от пафоса далека - в этом заслуга режиссёра Смирнова. Он понимает, что история человечная, пусть и горькая, задевает зрителя больше. И только поэтому "Белорусский вокзал" стоит пересматривать. Пересматривать, чтобы понять одно: уважение к героям войны всегда проявляется только на словах, на деле с ними творят всё, что заблагорассудится. Ведь Россия своих людей не любит - ни живых, ни мёртвых...
Общее впечатление | О победителях и неблагодарных потомках |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву1