Отзыв: Книга "Имя розы" - Умберто Эко - Кто в юности читал Умберто Эко, тот не опустится до Дэна Брауна! ;)
Достоинства: Многоплановое интеллектуальное чтиво от ученого-медиевиста
Недостатки: В настоящее время читать его нелегко
Эта книга принадлежит к славному отряду "спутники с юности". Впрочем, давайте обо всем по порядку.
Впервые я наткнулся на это название в журнале "Ровесник". На последней странице, как сейчас помню, были анонсы новинок зарубежного кино, доступных на полулегальных видеокассетах. Фраза "благодаря фильму, прочли и книгу" зацепила, и название отложилось в памяти.
Одно из бесспорнейших достоинств эпохи "катастройки" - в это время были изданы тысячи отличнейших книг. Так что первый раз я познакомился с книгой Умберто Эко году в 1991-м, в городской библиотеке. Книга была прочитана за одну ночь!
Потом я перечитывал ее уже будучи студентом, раза два. И, уже много лет спустя, гуляя по книжным развалам, увидел знакомую красную обложку. То самое издание, образца 1989 года, с "Заметками на полях" и послесловием Юрия Лотмана!
Естественно, книга немедленно оказалась в сумке, а нынешнее дождливое лето располагает к чтению. Правда, теперь на то, чтобы перечесть "Имя розы" мне понадобилось больше недели. Причину оглашу позднее, а пока обратимся к книге.
...XIV век, конец осени 1327 года. В горный монастырь прибывает занимательная парочка - ученый монах-францисканец Вильгельм Баскервильский и молодой послушник Адсон. Формальная цель визита - подготовка встречи высокопоставленных теологов, но почти сразу им придется заниматься расследованием гибели молодого монаха...
"Ага, - воскликнет неискушенный читатель, - средневековый детектив!" Но только лишь он изготовится наслаждаться особенностями применения дедуктивного метода, как на него выливается такой поток исторических сведений, вкупе с практически производственным описанием функционирования средневекового монастыря, что у "простеца" и тени сомнения не останется - роман исторический!
И только спустя пару сотен страниц интеллектуальных поединков и мрачных тайн проясняется третий слой романа. Социально-философский. "Незыблемая вечная истина" против права на создание нового. Права на познание. ПРАВА НА СМЕХ.
... Пожалуй, среди всех религий мира, ни одна так истово не стремилась познать Бога, как католицизм. И когда мрак религиозной ночи накрыл Европу, угольки знания тлели именно в монастырях... А в романе помимо всего прочего, показано как из богоискательства, схоластики и примитивного естествознания, в битве ересей с догматами, зарождалась известная нам наука.
Помимо многопланового построения, "Имя Розы" содержит множество отсылок, также разного уровня. Если образ Вильгельма Баскервильского содержит явные отсылки сразу к знаменитому персонажу Конан-Дойля и одновременно - к Уильяму Оккаму, автору знаменитой "бритвы Оккама"; то какие аллюзии несет в себе его главный оппонент - слепой библиотекарь Хорхе - разгадать непросто.
... А еще чтение романа наглядно демонстрирует, насколько изменилось наше восприятие. Ибо несмотря на то, что "Имя розы" все то же захватывающее интеллектуальное чтиво, читается роман ОЧЕНЬ нелегко. По пространным описаниям и вовсе скользишь как по льду... :( Вот оно, клиповое восприятие, та эволюционная цена, уплОченная нами за возможность принимать все возрастающий поток информации.
Так что когда вам говорят, что это "великая книга", не стоит принимать сие утверждение на веру. Великой она была в 80-х, а сейчас это просто хорошая книга, одна из многих. Другие времена - другие песни! Взять хотя бы бриллиант Нила Стивенсона под названием "Анафем"...
P.S. Пару лет назад мелькала информация, что Умберто Эко выполнил натуральный ремастеринг своего первого и самого популярного романа. К сожалению, это оказались только слухи...
Впервые я наткнулся на это название в журнале "Ровесник". На последней странице, как сейчас помню, были анонсы новинок зарубежного кино, доступных на полулегальных видеокассетах. Фраза "благодаря фильму, прочли и книгу" зацепила, и название отложилось в памяти.
Одно из бесспорнейших достоинств эпохи "катастройки" - в это время были изданы тысячи отличнейших книг. Так что первый раз я познакомился с книгой Умберто Эко году в 1991-м, в городской библиотеке. Книга была прочитана за одну ночь!
Потом я перечитывал ее уже будучи студентом, раза два. И, уже много лет спустя, гуляя по книжным развалам, увидел знакомую красную обложку. То самое издание, образца 1989 года, с "Заметками на полях" и послесловием Юрия Лотмана!
Естественно, книга немедленно оказалась в сумке, а нынешнее дождливое лето располагает к чтению. Правда, теперь на то, чтобы перечесть "Имя розы" мне понадобилось больше недели. Причину оглашу позднее, а пока обратимся к книге.
...XIV век, конец осени 1327 года. В горный монастырь прибывает занимательная парочка - ученый монах-францисканец Вильгельм Баскервильский и молодой послушник Адсон. Формальная цель визита - подготовка встречи высокопоставленных теологов, но почти сразу им придется заниматься расследованием гибели молодого монаха...
"Ага, - воскликнет неискушенный читатель, - средневековый детектив!" Но только лишь он изготовится наслаждаться особенностями применения дедуктивного метода, как на него выливается такой поток исторических сведений, вкупе с практически производственным описанием функционирования средневекового монастыря, что у "простеца" и тени сомнения не останется - роман исторический!
И только спустя пару сотен страниц интеллектуальных поединков и мрачных тайн проясняется третий слой романа. Социально-философский. "Незыблемая вечная истина" против права на создание нового. Права на познание. ПРАВА НА СМЕХ.
... Пожалуй, среди всех религий мира, ни одна так истово не стремилась познать Бога, как католицизм. И когда мрак религиозной ночи накрыл Европу, угольки знания тлели именно в монастырях... А в романе помимо всего прочего, показано как из богоискательства, схоластики и примитивного естествознания, в битве ересей с догматами, зарождалась известная нам наука.
Помимо многопланового построения, "Имя Розы" содержит множество отсылок, также разного уровня. Если образ Вильгельма Баскервильского содержит явные отсылки сразу к знаменитому персонажу Конан-Дойля и одновременно - к Уильяму Оккаму, автору знаменитой "бритвы Оккама"; то какие аллюзии несет в себе его главный оппонент - слепой библиотекарь Хорхе - разгадать непросто.
... А еще чтение романа наглядно демонстрирует, насколько изменилось наше восприятие. Ибо несмотря на то, что "Имя розы" все то же захватывающее интеллектуальное чтиво, читается роман ОЧЕНЬ нелегко. По пространным описаниям и вовсе скользишь как по льду... :( Вот оно, клиповое восприятие, та эволюционная цена, уплОченная нами за возможность принимать все возрастающий поток информации.
Так что когда вам говорят, что это "великая книга", не стоит принимать сие утверждение на веру. Великой она была в 80-х, а сейчас это просто хорошая книга, одна из многих. Другие времена - другие песни! Взять хотя бы бриллиант Нила Стивенсона под названием "Анафем"...
P.S. Пару лет назад мелькала информация, что Умберто Эко выполнил натуральный ремастеринг своего первого и самого популярного романа. К сожалению, это оказались только слухи...
Время использования | Раза 4, точно |
Общее впечатление | Кто в юности читал Умберто Эко, тот не опустится до Дэна Брауна! ;) |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву39
Я бы сказал, что всё это занимает 2-3 страницы из 100. Всё остальное - как вы сказали "описания", плюс ещё словоблудие, т.е. споры на тему теологии.
По стилю мышления сей муж определенно имеет сходство с вами - тоже полутонов совершенно не различеат и любит "штемпелевать". Ах, да вы ж до раскрытия его не дочитали…
Если богоискательские диспуты находятся вне зоны вашего восприятия, это еще не повод именовать их словоблудием. Потому как именно они легли в основу европейской культуры и науки.
После "Маятника Фуко" воспринимаю Эко, словно Гюго-физика) Такие вот странные ассоциации.
Как я "Войну и Мир".
А взял "Анафем", структурно куда более сложный, и он каак зашёл… ;)))
"Имя розы" лет пять назад прочитала за одну ночь. Это, что называется, прямо для меня литература. Эко мне нравится даже больше Борхеса по некоторым причинам. И эссе у него замечательные.
Есть, кстати, книга у него "Поиски совершенного языка в европейской культуре" (или как-то так). Научно-исследовательского плана. Замечательная книга, я прочитала залпом и еще раз прочитать хочу
Потом много раз перечитывала, и каждый раз видела новое. Холмс и Ватсон, Хорхе - Борхес - это самые первые аллюзии. Книга просто напичкана ими. Как и все романы Эко (фразы, слова порождающие воспоминания, образы, ссылки на другие книги и идеи)
А когда читаешь "заметки на полях" - это же отдельное произведение, которое можно перечитывать и цитировать постоянно.
Мои дети выросли на этой книге. Они на пляже обычно строили "аббатство преступлений" из песка.
Фильм гораздо слабее, но… есть в нем нечто - это как выглядит само аббатство и его обитатели. Один Сальватор чего стоит. Вот же страшилище, но со своей логикой и со своей сущностью и жизнью.
Считаю роман совершенным, даже чудом.