Отзыв: Картинная галерея Ильи Глазунова (Россия, Москва) - Место, куда вы захотите вернуться через год, два, два десятка лет...
Достоинства: Неповторимо во всех смыслах
Недостатки: Для людей с широкими взглядами и чувством гармонии их нет
9 июля 2017 года в возрасте 87 лет ушел из жизни русский художник Илья Сергеевич Глазунов.
Будучи лицом, приближенным к высшим эшелонам власти, при этом открытым противником демократического равенства, он обладал невероятной трудоспособностью и плодовитостью, и славу, уважение, благоволение и даже культовость он снискал все же благодаря примерному трудолюбию, а не общественной деятельности в нише сферы искусства.
Самые громко обсуждаемые в его творчестве - монументальные полотна.
"Мистерия ХХ века" 3 х 8 метров:
являет собой 2342 образа и требует детального изучения фрагментов:
с учетом положения, мимики и жестов персонажей. У многих неподготовленных созерцателей этот чисто Глазуновский жанр высокоточного фотографического реализма после утоления первичного любопытство вызывает брезгливость и ощущение провала в бездну апатии и депрессии.
На самом же деле это выражение художником духовности, вот так он ее видит в объеме и масштабе времен.
Два боковых зеркала оставляют зрителю собственное место в этой мистерии, поэтому не стоит обвинять художника в том, что зритель не узнает доброй половины персонажей картины - попробуйте включиться в нее и почувствовать себя - во времени.
"Разгром храма в пасхальную ночь" (3 х 8 метров):
(полотно в полный размер)
(эскиз)
пожалуй, являет собой образец чудовищного действия ради действия по плохо осмысленному идейному приказу, жажда беспрекословного подчинения воле, которой нет, а вместо нее - одержимость:
Это картина, не презирающая большевиков, а в деталях отражающая ужас и бессмыслицу запрета человеку верить в то, во что он хочет, делать то, что он чувствует для себя необходимым.
"Вечная Россия" (3х6 метров)
При всей духовной силе картины и распятии в центре, не надо стесняться признаться себе в том, что и этот монумент живописи воспринимается с некоей долей поп-артовости.
Автор сделал очень правильный жест:
Приглашение зрителю разобраться в картине, потому что Глазунов - не догмат, а человек ищущий правду души, как он говорил: "Всегда ненавидел марксизм-ленинизм, утверждавший, что у пролетариев нет Отечества и что история есть борьба классов."
Художник не спорит с ходом событий, которые невозможно ни повернуть вспять, ни переписать, но разве помешает проанализировать, разобраться для себя, внимательно изучая фрагменты:
И делая для себя выводы, не ударяясь в яростные споры самого с собой и с художником, а просто выключив предвзятость и систематизировав личные представление о человеческом факторе каждого ключевого исторического персонажа.
Полотна-крики, их много, к примеру "Русский Икар", это бумага на дереве, размер тоже внушительный - 2,20 на 1,4 метра:
Это не фантазия в чистом виде, а визуализированная легенда о "смерде Никите", который совершил полет на самодельных крыльях при всем честном народе времен Ивана Грозного, за что был обезглавлен, как приспешник нечистого...
А это, нет - не эротика, это философия 1 х 2 метра, "Зов сатаны":
Важны так же детали, а не центральная фигура. Шаблонного восприятия не требует - это просто мысли и чувства.
"На колхозном складе":
Ну, да, тот самый момент, когда фрески завешивали освежеванными рублеными тушами, больше-то и не было подходящих мест для хранения продуктов убоя, что тут нежничать со входом в Иерусалим, да вот и Христос на ослике - подходяще...
Жесткий гротеск мастера? Кощунство? Но это было в нашей истории...
Картин для души у Глазунова тоже не мало, вот "Новодевичий монастырь":
"Русский романс":
Обратите внимание на технику:
"Чудо. Асфальт":
Фрагмент, и тоже - техника:
Есть полотна не иконописного стиля, но передающие драму исторических образов,
"Джордано Бруно":
Галерея Ильи Глазунова:
Монументальный особняк:
Крупное здание, полностью реконструированное под руководством самого Ильи Глазунова:
(и опять вечный ремонт - не стоит редактировать эти кадры, чтобы не было разочарований, ибо предупрежден - вооружен).
Сам особняк в настоящем виде - детище художника, доверили ему в свое время и оформление залов Московского Кремля.
И это - тоже идеи мастера, восстановленные и воспроизведенные, обновленные и с нотами собственного видения интерьеров:
Жизнь Ильи Глазунова была долгой, невероятно насыщенной во всех смыслах, ему довелось держать за руки великих и известных, посвятить себя театру и творчеству русских писателей, воспеть русскую природу и историю ("воспеть" - не казенное резиновое слово в данном контексте, а картины Глазунова - это романсы, оды, былины).
Не смотрите на них - просто входите вовнутрь и живите в картине.
Несмотря на пережитые личные трагедии, Глазунов работал, работал и работал. Качественно, технично, вдохновенно. Создал великолепную крепкую школу, как главное свое наследие.
Если Полю Гогену мы не верим до конца (и правильно), в буйстве его красок и отображении естества, то Глазунову верим в каждой картине - он потрясающий, неповторимый мастер реализма, ничто на его картинах не выглядит преувеличенно, неестественно. Нет ни напыщенности, ни превосходства - есть понимание и уважение к себе, как к художнику и к аудитории.
Да - еще при жизни Илья Сергеевич все, что создал, завещал государству.
Никакие наследники и псевдонаследники не смогут растащить и отнять у нас его работы, как, увы, это произошло, например, с Рерихом.
Что по музею? Он просторный, но уютный, гостеприимный. Даже буфет (нет, ну а что - не все о духовном?) - редкое для музея местечко для переваривания бурной атаки впечатлений.
Бываю там часто, потому что... Вам нужно самим там побывать, чтобы понять атмосферу. Если будет такая возможность - не пренебрегайте ею.
Музей выходит окнами вот сюда:
В Сквер Храма Христа Спасителя (Россия, Москва) - расслабьтесь, погуляйте, это очень удачно сочетающиеся прогулки.
Будучи лицом, приближенным к высшим эшелонам власти, при этом открытым противником демократического равенства, он обладал невероятной трудоспособностью и плодовитостью, и славу, уважение, благоволение и даже культовость он снискал все же благодаря примерному трудолюбию, а не общественной деятельности в нише сферы искусства.
Самые громко обсуждаемые в его творчестве - монументальные полотна.
"Мистерия ХХ века" 3 х 8 метров:
являет собой 2342 образа и требует детального изучения фрагментов:
с учетом положения, мимики и жестов персонажей. У многих неподготовленных созерцателей этот чисто Глазуновский жанр высокоточного фотографического реализма после утоления первичного любопытство вызывает брезгливость и ощущение провала в бездну апатии и депрессии.
На самом же деле это выражение художником духовности, вот так он ее видит в объеме и масштабе времен.
Два боковых зеркала оставляют зрителю собственное место в этой мистерии, поэтому не стоит обвинять художника в том, что зритель не узнает доброй половины персонажей картины - попробуйте включиться в нее и почувствовать себя - во времени.
"Разгром храма в пасхальную ночь" (3 х 8 метров):
(полотно в полный размер)
(эскиз)
пожалуй, являет собой образец чудовищного действия ради действия по плохо осмысленному идейному приказу, жажда беспрекословного подчинения воле, которой нет, а вместо нее - одержимость:
Это картина, не презирающая большевиков, а в деталях отражающая ужас и бессмыслицу запрета человеку верить в то, во что он хочет, делать то, что он чувствует для себя необходимым.
"Вечная Россия" (3х6 метров)
При всей духовной силе картины и распятии в центре, не надо стесняться признаться себе в том, что и этот монумент живописи воспринимается с некоей долей поп-артовости.
Автор сделал очень правильный жест:
Приглашение зрителю разобраться в картине, потому что Глазунов - не догмат, а человек ищущий правду души, как он говорил: "Всегда ненавидел марксизм-ленинизм, утверждавший, что у пролетариев нет Отечества и что история есть борьба классов."
Художник не спорит с ходом событий, которые невозможно ни повернуть вспять, ни переписать, но разве помешает проанализировать, разобраться для себя, внимательно изучая фрагменты:
И делая для себя выводы, не ударяясь в яростные споры самого с собой и с художником, а просто выключив предвзятость и систематизировав личные представление о человеческом факторе каждого ключевого исторического персонажа.
Полотна-крики, их много, к примеру "Русский Икар", это бумага на дереве, размер тоже внушительный - 2,20 на 1,4 метра:
Это не фантазия в чистом виде, а визуализированная легенда о "смерде Никите", который совершил полет на самодельных крыльях при всем честном народе времен Ивана Грозного, за что был обезглавлен, как приспешник нечистого...
А это, нет - не эротика, это философия 1 х 2 метра, "Зов сатаны":
Важны так же детали, а не центральная фигура. Шаблонного восприятия не требует - это просто мысли и чувства.
"На колхозном складе":
Ну, да, тот самый момент, когда фрески завешивали освежеванными рублеными тушами, больше-то и не было подходящих мест для хранения продуктов убоя, что тут нежничать со входом в Иерусалим, да вот и Христос на ослике - подходяще...
Жесткий гротеск мастера? Кощунство? Но это было в нашей истории...
Картин для души у Глазунова тоже не мало, вот "Новодевичий монастырь":
"Русский романс":
Обратите внимание на технику:
"Чудо. Асфальт":
Фрагмент, и тоже - техника:
Есть полотна не иконописного стиля, но передающие драму исторических образов,
"Джордано Бруно":
Галерея Ильи Глазунова:
Монументальный особняк:
Крупное здание, полностью реконструированное под руководством самого Ильи Глазунова:
(и опять вечный ремонт - не стоит редактировать эти кадры, чтобы не было разочарований, ибо предупрежден - вооружен).
Сам особняк в настоящем виде - детище художника, доверили ему в свое время и оформление залов Московского Кремля.
И это - тоже идеи мастера, восстановленные и воспроизведенные, обновленные и с нотами собственного видения интерьеров:
Жизнь Ильи Глазунова была долгой, невероятно насыщенной во всех смыслах, ему довелось держать за руки великих и известных, посвятить себя театру и творчеству русских писателей, воспеть русскую природу и историю ("воспеть" - не казенное резиновое слово в данном контексте, а картины Глазунова - это романсы, оды, былины).
Не смотрите на них - просто входите вовнутрь и живите в картине.
Несмотря на пережитые личные трагедии, Глазунов работал, работал и работал. Качественно, технично, вдохновенно. Создал великолепную крепкую школу, как главное свое наследие.
Если Полю Гогену мы не верим до конца (и правильно), в буйстве его красок и отображении естества, то Глазунову верим в каждой картине - он потрясающий, неповторимый мастер реализма, ничто на его картинах не выглядит преувеличенно, неестественно. Нет ни напыщенности, ни превосходства - есть понимание и уважение к себе, как к художнику и к аудитории.
Да - еще при жизни Илья Сергеевич все, что создал, завещал государству.
Никакие наследники и псевдонаследники не смогут растащить и отнять у нас его работы, как, увы, это произошло, например, с Рерихом.
Что по музею? Он просторный, но уютный, гостеприимный. Даже буфет (нет, ну а что - не все о духовном?) - редкое для музея местечко для переваривания бурной атаки впечатлений.
Бываю там часто, потому что... Вам нужно самим там побывать, чтобы понять атмосферу. Если будет такая возможность - не пренебрегайте ею.
Музей выходит окнами вот сюда:
В Сквер Храма Христа Спасителя (Россия, Москва) - расслабьтесь, погуляйте, это очень удачно сочетающиеся прогулки.
Год посещения | 2017 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Центральный федеральный округ |
Район | Москва |
Город или поселок | Москва |
Улица | Волхонка |
Дом № | 13 |
Общее впечатление | Место, куда вы захотите вернуться через год, два, два десятка лет... |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву74
Знаете, меня сподвигло на отзыв? Чувство присутствия Ильи Глазунова в галерее, хотя я же понимаю, что его уже нет…
Но с точки зрения пользы: вот попробуйте найти более доходчивые иллюстрации к новейшей истории… Энциклопедическая живопись.
Эстетизма я сама в ней не вижу.
Но его пастель - великолепна. Просто природа. Просто пастельные краски. А масло? Какое масло! Луга, луга, вечер. Лучшего иллюстратора к Достоевскому (не менее спорному писателю) не найти. Глазунов к нему не "примазывается", он его чувствует. Равно как и русскую оперу - эскизы костюмов выверены до мельчайших деталей.
Биография у Глазунова интересная - личная и творческая, где он только ни бывал, чего только ни видел и каких коллизий только ни пережил. Реализовал себя полностью.
"Вы восторгаетесь? Я— за!
Но смущены, однако, вы:
Что ни портрет — одни глаза,
И всюду — одинаковы!".
Представленный тут монументализм не то, чтобы визитка художника, но его билет на широкую арену, политизированный шаг к аудитории.
Сам по себе Глазунов, конечно, очень тонкий и мягкий в своей манере, когда работал над тем, что шло из души, а не на заказ.
Легко галерею найти, дело за временем.
Выпадет оказия…
Монументальные полотна сразу пройду - одного раза хватит, а вот Русь - моё…
Пастель - нежная, травянистая, и смелое масло горящего заката, и "Достоевские" глаза.
Профессионал - он и есть профессионал:-)
Учитель…
Как угодно.
Вот с пониманием "концептуальности" у меня частые сложности:-)
Вот Глазунова я нигде, ни в ком из предшественников пока ни разу не *видела" (хоть всю Третьяковку обойди с фонарем).
"Одинаковые глаза" в" достоевской" серии (помеченные Александром Ивановым в едкой эпиграмме) - тоже не иконопись…
Вот не плакатный он, Глазунов…
Всё современные *концептуальщики именно такие: из серии - вашим стилем только постеры к Терминатору живописать)
Передвижников не ценю…
Нет у меня стремления на них стоять и любоваться неотрывно:-)