Отзыв: Фильм "Кориолан" (2011) - "...Шекспир просто констатирует, что мы по уши в дерьме..."(Рэйф Фэйнс)
Достоинства: Шекспир, Файнс и Редгрейв; актуальность, масштабность и искренность актерской игры.
Недостатки: Нет
Для меня понятие "гений в литературе" определяется очень просто: он на века. Он живет вне времени, и в какую бы эпоху не творил, будет абсолютно читабелен, понятен, актуален и через 500 лет после смерти. А поскольку гениальность - товар все же штучный, а я- тетка придирчивая, то таких писателей по пальцам пересчитаю. Среди них обязательно будет Шекспир.
Признаться, я никогда не читала пьесы "Кориолан" и уж тем более не видела ее воплощения на театральных подмостках. О фильме же узнала самым наиприземленнейшим образом: прилегла вздремнуть, дочь смотрела телевизор, и тут я сквозь сон слышу стихотворную и достаточно пафосную речь. Почему-то начала мне пришло на ум что-то древнегреческое, посчитала, нет, вроде не гекзаметр. Тогда Шекспир? Почему-то он узнаваем для меня, даже если конкретное произведение и не знакомо. Но сами знаете - работа на огороде любого Кориолана замотает, так что просто попросила дочь записать название фильма, осилить просмотр тогда не решилась. Опять же сами знаете - наши "закладки" на Отзовике распухли в том числе и от фильмов. Но этот услышанный диалог настолько засел в памяти, что смотрела я вышеозначенное кино уже на следующий день.
Многие зрители сетуют на то, что это крайне странная идея - дать современный визуальный ряд, а в уста персонажей вложить шекспировские речи. Меня это не покоробило, почему смотрите выше. Что тут может не соответствовать? Человечество с времен великого поэта изменилось, что ли? Ой, я вас умоляю. Ну, разве только в том, что внешняя наш атрибутика изменилась, и новости мы не с площадей узнаем, а через СМИ. Или кому-то режут слух прекрасные стихи? - несколько комментариев такого рода я увидела на сайте, на котором смотрела фильм. Тут я даже не знаю, что сказать. Обычно люди как-то стараются скрыть свое невежество, тем более что поэзия - это не физика и не медицина, тут специальных знаний не нужно, многим и школы достаточно.
Для Файнса "Кориолан" - режиссерский дебют, и - у всех бы такие дебюты были. Многие уже по 10-му фильму снимают, а все никак в себя не придут, тут же сразу в яблочко.
Залогов успеха ту несколько: само собой, авторство и актуальность - пока человечество воюет, от тем, поднятых в "Кориолане", мы никуда не денемся (см. эпиграф к отзыву). Фильм снимался в Белграде, даром что действие происходит в Риме, и, если я правильно поняла, место съемки было выбрано исключительно из экономических и финансовых соображений. Но перенеси все действо в любую горячую точку мира - что поменяется? Да ни-че-го-шень-ки. Потому я и говорю о гениальности шекспировского творения.
Не смотря на то, что фильм смотрится абсолютно брутальным, пропитанным дымом, порохом, смертельными схватками, неудовлетворенными амбициями и тестостероном, я открою пулеметную очередь по тому, кто ограничит его целевую аудиторию одними лишь мужчинами. Девочки, в первую очередь "Кориолан" касается нас с вами уже только по праву материнства и супружества. Об этом ниже.
Персонажи и страсти, которыми они терзаются - вот что меня наизнанку вывернуло. Несколько раз мое отношение к ним менялось на полностью противоположное: я то искренне сопереживала им, то восхищалась ими, то плакала о них, то материла последними словами и обрушивала проклятия. Такую глубину, такую ширину эмоций, поверьте, фальшь у меня, поверьте, не вызывает! Тут душой чувствуешь каждое слово, каждый взгляд ловишь, каждую эмоцию - и безоговорочно всему веришь. И даже понимаешь то, что вообще-то должно претить современному человеку, которым вроде как живет в достаточно гуманном (ну, если сравнивать с временами Шекспира) обществе.
Вот взять хотя бы отношение Кориолана к "черни". Он презирает народ, называет их сбродом, слово "нищета" в его устах звучит как оскорбление. Но смотрим внимательно первые кадры - Кориолан-Файнс очень убедительно аргументирует свою точку зрения. Он крайне резок, слов не выбирает, щепетильностью не отличается, а дипломатичность и политическая гибкость - это вообще не про него. И что же? Пройдет несколько десятков минут просмотра, и "чернь" подтвердит, насколько прав в ее отношении несостоявшийся политик. Толпа показывает, насколько легко ею можно манипулировать, менять ее мнение, это ли не проституция? Разве в этом свете Кориолан не прав?
Для Рэйфа Файнса роль Кореолана отнюдь не дебютна, несколько лет он воплощал ее на театральных подмостках. По его собственному признанию, он одержим этим персонажем. Представляете, как он его играет? Актер, чьи роли - сплошь жесткие, гордые люди, лицо с какой-то ускользающей мимикой, но по глазам его чувствуешь - там в душе такое бушует, что только держись! Он действительно болен своим персонажем, но я точно знаю, что он его постиг. И я прекрасно понимаю его обиду (и неправда, что "обиды - удел прислуги"), его попранную гордость, его желание отомстить любым способом. Перед нами солдат, а не "тварь дрожащая", для него существует только черное и белое, и кто скажет, что он не в своем праве, кто упрекнет в неумеении прогнуться? Файнс идеален для этой роли. Никого другого просто не представляю. И эти его голубые глаза... Знаете, не раз замечала, что люди боятся голубых глаз (по себе знаю, сама голубоглазая. Их часто считают пустыми или нечитаемыми, но - разве не в них тонут, не их с озерами сравнивают? А тут не озера, тут океаны невысказанного, но для меня более чем понятного.
Но вот он у ворот Рима, сидит, смотрит на свое коленопреклоненную семью - и хочется подойти и встряхнуть его, отхлестать по щекам, проклясть - ну как можно быть такой сволочью?
Если кто и переиграл Файна, то это Ванесса Редгрейв - Волумния, мать Кориолана. А может, просто она мне еще ближе ее "сына". О такую натуру расшибется любой воин, вот почему я говорю о женском праве и власти. Девочки, вы только правильно ее воспримите: он не из тех, кто включает "я ж мать", она, не смотря на всю свою кажущуюся авторитарность, воспитала настоящего воина и защитника, и кто скажет, что сын ее безволен? Редгрейв на момент съемок фильма было уже хорошо за 70, она - седая старуха с прямой спиной, так же не привыкшей кланяться. Ее указательный палец, направленный в лицо сыну кажется гранитной скалой, лучшей защитой как для него, так и для родного Рима. Ее маленькая армия - три женщины и ребенок - а смотрите, что она сумела! Вот почему я говорю, девочки, о нашей воле, нашей твердости, мудрости, сами подберите слова.
Я периодически, наткнувшись на стоящую книгу или фильм, прошу своего читателя отодвинуть все то, что скопилось в закладках ради этого произведения. Я снова прошу вас об этом. Мы с вами живем все в том же хаосе, в каком всегда жило человечество со времен своего появления, все в том же "по уши в дерьме" (цитирую Файнса), вы так не думаете? Не по нам ли звучит последняя мелодия - извечный женский плач? Поделитесь своим мнением после просмотра.
Признаться, я никогда не читала пьесы "Кориолан" и уж тем более не видела ее воплощения на театральных подмостках. О фильме же узнала самым наиприземленнейшим образом: прилегла вздремнуть, дочь смотрела телевизор, и тут я сквозь сон слышу стихотворную и достаточно пафосную речь. Почему-то начала мне пришло на ум что-то древнегреческое, посчитала, нет, вроде не гекзаметр. Тогда Шекспир? Почему-то он узнаваем для меня, даже если конкретное произведение и не знакомо. Но сами знаете - работа на огороде любого Кориолана замотает, так что просто попросила дочь записать название фильма, осилить просмотр тогда не решилась. Опять же сами знаете - наши "закладки" на Отзовике распухли в том числе и от фильмов. Но этот услышанный диалог настолько засел в памяти, что смотрела я вышеозначенное кино уже на следующий день.
Многие зрители сетуют на то, что это крайне странная идея - дать современный визуальный ряд, а в уста персонажей вложить шекспировские речи. Меня это не покоробило, почему смотрите выше. Что тут может не соответствовать? Человечество с времен великого поэта изменилось, что ли? Ой, я вас умоляю. Ну, разве только в том, что внешняя наш атрибутика изменилась, и новости мы не с площадей узнаем, а через СМИ. Или кому-то режут слух прекрасные стихи? - несколько комментариев такого рода я увидела на сайте, на котором смотрела фильм. Тут я даже не знаю, что сказать. Обычно люди как-то стараются скрыть свое невежество, тем более что поэзия - это не физика и не медицина, тут специальных знаний не нужно, многим и школы достаточно.
Для Файнса "Кориолан" - режиссерский дебют, и - у всех бы такие дебюты были. Многие уже по 10-му фильму снимают, а все никак в себя не придут, тут же сразу в яблочко.
Залогов успеха ту несколько: само собой, авторство и актуальность - пока человечество воюет, от тем, поднятых в "Кориолане", мы никуда не денемся (см. эпиграф к отзыву). Фильм снимался в Белграде, даром что действие происходит в Риме, и, если я правильно поняла, место съемки было выбрано исключительно из экономических и финансовых соображений. Но перенеси все действо в любую горячую точку мира - что поменяется? Да ни-че-го-шень-ки. Потому я и говорю о гениальности шекспировского творения.
Не смотря на то, что фильм смотрится абсолютно брутальным, пропитанным дымом, порохом, смертельными схватками, неудовлетворенными амбициями и тестостероном, я открою пулеметную очередь по тому, кто ограничит его целевую аудиторию одними лишь мужчинами. Девочки, в первую очередь "Кориолан" касается нас с вами уже только по праву материнства и супружества. Об этом ниже.
Персонажи и страсти, которыми они терзаются - вот что меня наизнанку вывернуло. Несколько раз мое отношение к ним менялось на полностью противоположное: я то искренне сопереживала им, то восхищалась ими, то плакала о них, то материла последними словами и обрушивала проклятия. Такую глубину, такую ширину эмоций, поверьте, фальшь у меня, поверьте, не вызывает! Тут душой чувствуешь каждое слово, каждый взгляд ловишь, каждую эмоцию - и безоговорочно всему веришь. И даже понимаешь то, что вообще-то должно претить современному человеку, которым вроде как живет в достаточно гуманном (ну, если сравнивать с временами Шекспира) обществе.
Вот взять хотя бы отношение Кориолана к "черни". Он презирает народ, называет их сбродом, слово "нищета" в его устах звучит как оскорбление. Но смотрим внимательно первые кадры - Кориолан-Файнс очень убедительно аргументирует свою точку зрения. Он крайне резок, слов не выбирает, щепетильностью не отличается, а дипломатичность и политическая гибкость - это вообще не про него. И что же? Пройдет несколько десятков минут просмотра, и "чернь" подтвердит, насколько прав в ее отношении несостоявшийся политик. Толпа показывает, насколько легко ею можно манипулировать, менять ее мнение, это ли не проституция? Разве в этом свете Кориолан не прав?
Для Рэйфа Файнса роль Кореолана отнюдь не дебютна, несколько лет он воплощал ее на театральных подмостках. По его собственному признанию, он одержим этим персонажем. Представляете, как он его играет? Актер, чьи роли - сплошь жесткие, гордые люди, лицо с какой-то ускользающей мимикой, но по глазам его чувствуешь - там в душе такое бушует, что только держись! Он действительно болен своим персонажем, но я точно знаю, что он его постиг. И я прекрасно понимаю его обиду (и неправда, что "обиды - удел прислуги"), его попранную гордость, его желание отомстить любым способом. Перед нами солдат, а не "тварь дрожащая", для него существует только черное и белое, и кто скажет, что он не в своем праве, кто упрекнет в неумеении прогнуться? Файнс идеален для этой роли. Никого другого просто не представляю. И эти его голубые глаза... Знаете, не раз замечала, что люди боятся голубых глаз (по себе знаю, сама голубоглазая. Их часто считают пустыми или нечитаемыми, но - разве не в них тонут, не их с озерами сравнивают? А тут не озера, тут океаны невысказанного, но для меня более чем понятного.
Но вот он у ворот Рима, сидит, смотрит на свое коленопреклоненную семью - и хочется подойти и встряхнуть его, отхлестать по щекам, проклясть - ну как можно быть такой сволочью?
Если кто и переиграл Файна, то это Ванесса Редгрейв - Волумния, мать Кориолана. А может, просто она мне еще ближе ее "сына". О такую натуру расшибется любой воин, вот почему я говорю о женском праве и власти. Девочки, вы только правильно ее воспримите: он не из тех, кто включает "я ж мать", она, не смотря на всю свою кажущуюся авторитарность, воспитала настоящего воина и защитника, и кто скажет, что сын ее безволен? Редгрейв на момент съемок фильма было уже хорошо за 70, она - седая старуха с прямой спиной, так же не привыкшей кланяться. Ее указательный палец, направленный в лицо сыну кажется гранитной скалой, лучшей защитой как для него, так и для родного Рима. Ее маленькая армия - три женщины и ребенок - а смотрите, что она сумела! Вот почему я говорю, девочки, о нашей воле, нашей твердости, мудрости, сами подберите слова.
Я периодически, наткнувшись на стоящую книгу или фильм, прошу своего читателя отодвинуть все то, что скопилось в закладках ради этого произведения. Я снова прошу вас об этом. Мы с вами живем все в том же хаосе, в каком всегда жило человечество со времен своего появления, все в том же "по уши в дерьме" (цитирую Файнса), вы так не думаете? Не по нам ли звучит последняя мелодия - извечный женский плач? Поделитесь своим мнением после просмотра.
Время использования | 1 раз |
Общее впечатление | "...Шекспир просто констатирует, что мы по уши в дерьме..."(Рэйф Фэйнс) |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву39
Из Шекспировского только "Ромео и Джульетту" смотрела, но они Вам не по душе.
Шекспир дословно изобразил реальные события-о них у Тита Ливия и написано.
А поменяться может многое у других народов.
Беседа ни о чем, выхожу из диалога, я не склонна к демагогии.