Отзывы24
Отзыв: Книга "Мемуары принцессы" - Сэссон Джин П - Странная и страшная Саудовская Аравия
Достоинства: Экзотика
Недостатки: Некоторые нестыковки
Решила почить что-нибудь более приближенное к жизни, а не любимую фантастику... и что выбрала? "Экзотику", литературную автобиографию женщины королевской семьи Саудовской Аравии. В принципе, ничем не хуже фантастики - тоже нет нашей набившей оскомину бытовой действительности, да еще можно и расширить базу знаний о других странах.
Книга написана писательницей-американкой... которая, согласно ее признанию в книге, жила в СА и дружила с одной из местных принцесс, чьи записки и дневники и стали основой книги. Не знаю, насколько это так, или сие есть лишь литературный прием автора... Но некоторые детали быта, пожалуй, склоняют к тому, что некий аутентичный источник информации о жизни "изнутри" и правда имел место быть.
*
Главная героиня (книга написана от первого лица) - некая принцесса Султана (сразу заявлено, что это псевдоним), младшая дочь родственника короля от старшей жены. Действие идет с 50-х лет 20 века (ретороспектива и детство) и заканчивается сценой, произошедшей в 1991 году.
С детства Султана обладала "вредным" и непокорным характером, и очень не нравилось принцессе, что к мальчикам (в частности, к ее брату Али) в семье королевской традиционно совсем другое отношение, чем к девочкам. Мальчику позволено все, любой каприз, а девочки должны служить и помалкивать. Верю, ребенку это явно обидно. Феминизм же должен иметь некие психологические корни с детства, да?
*
В общем, вырастает принцесса с мыслью за права женщин в своей стране бороться, правда прав-то тех... Судите сами. Принцесса религиозная мусульманка, СА живет по законам Корана. Но правила Корана о наказании за разные грехи, по ее наблюдениям, гораздо строже применяютя к женщинам, чем к мужчинам. Чего же хочет Султана для своих соотечественниц?
- Чтобы молодых девочек (а девочка в СА становится невестой после менархе) не выдавали замуж за стариков. Чтобы девушки могли познакомится со своим женихом до свадьбы (а не только после, как это традиционно принято) и вообще имели право голоса в этом вопросе.
- Отменить традицию женского обрезания (удаления у девочки-невесты всех внешних половых органов, благодаря чему любой половой акт причиняет потом нестерпимую боль). Впрочем, сама Султана этой процедуре уже не подвергалась (ибо некому врачу удалось убедить ее отца во вреде подобных процедур), но подвергались еще ее старшие сестры и мать. Вообще-то сюжет этот показался мне несколько противоречивым и натянутым.
- Право учится чему-то еще, кроме Корана наизусть.
- Право работать для женщин (не денег ради, в среде королевской семьи богатой страны это не нужно, а ради смысла жизни в чем-то еще - кроме праздности, ублажения мужа и рождения детей).
- Право не носить чадру и абайю (длинное закрытое черное платье), ибо в них жарко, душно и плохо видно. Принцесса считает, что по требованиям Корана вполне достаточно женщине носить закрывающий волосы платок. Право не быть побитой камнями и опозоренной, обвиненной в развратном поведении, если откроешь лицо в публичном месте или кусочек запястья или лодыжки...
(Любопытно, как при этом с гордостью говорится о том, что именно чадра делает женщину желанной для местных мужчин, как все они ловят момент, если вдруг ветер случайно отвернет край покрывала... Кроме того, у чадры есть еще один плюс - можно спокойно проходить таможню по паспорту подруги. Таможенник не позволит себе потребовать снять чадру).
- Водить машину. Это похоже на детскую и наивную мечту. Водить машину - это значит возможность перемещаться самой, без мужа или шофера. Кроме того, для запертой в доме женщины это вообще круто и интересно.
- Иметь право выехать куда-либо из города без письменного разрешения отца (для незамужней) или мужа (для замужней). Впрочем, варианты, если что, есть - смотри выше про чадру.
- Право самой посещать мечеть, а не только молится дома (традиционно в ее среде женщины молятся дома, а в мечеть ходят только мужчины).
В принципе, не такие уж и категоричные требования. Даже и "феминизмом"-то это не назовешь, это просто нормальные человеческие условия для человека.
*
Феминизм без большого замаха, а вот мужененавистничества в сознании принцессы хватает. Впрочем, сюжеты с мужчинами (местными принцами, родственниками Султаны) показывают таковых, как правило, как клинических и практически безнаказанных садистов. Причем не только моральных, но и физических. Например, брат, друг брата, отец героини практикуют поездки в Египет, где за деньги покупают у матерей девочек (детей лет 8, еще даже не подростков) и насилуют их. Кроме того, широко распространено насилие над собственными женами (видимо, жесткие и болезненные формы полового акта - впрочем, ведь для прошедших женское обрезание любой половой акт будет болезненным насилием?). Есть и пара более-менее положительных персонажей среди саудовцев - это собственный муж Cултаны, Карим, и муж ее сестры Сары.
*
Но вот в отношениях с собственным супругом Султана тоже не сахар... Точнее - обычная женщина, которая организовывает свой побег с детьми и деньгами за границу, подделывает документы - таков протест ее на идею мужа взять себе вторую жену. Ну а как мы бы мы на такую идею мужа отреагировали, дорогие дамы? Султана ревнива (впрочем, нечего супругу носить ей венерические болезни от выписанных из Парижа проституток), но больше всего ее раздражает, что дальше относительно либеральных разговоров о правах женщинам Карим (муж и обладающий влиянием принц) не идет. Впрочем, это не удивительно. Зачем вообще саудовским мужчинам давать некие права своим женщинам, если их и так все устраивает?
*
И, наконец... Нам, наверное, никогда до конца не понять саудовских женщин королевской семьи. У них же все есть - денег завались, работать не надо, сиди дома с детьми да ходи к подругам в гости от нечего делать. Эта книга - о теневой стороне этой жизни, о том, что положение женщин полностью зависимо, и если попадется муж-садист, жизнь становится адом. Впрочем, как пишет сама Султана, большинство женщин это устраивает, и матери сами дают соответствующее воспитание своим детям, чтобы традиция длилась, длилась, и длилась... Сама Султана тут - исключение, этакая строптивая принцесса, которой захотелось "прав" - хотя ее судьба объективно лучше судеб многих других женщин как ее страны, так и прочих.
*
Теперь об американцах. Помним, что книга написана американской писательницей. Но отношение к этой нации у Султаны противоречивое - с одной стороны, приход американских войск в СА вроде как дал иллюзию скорейшей либерализации и расширения прав женщин, мог стать неким толчком, ослабить влияние мутавы (фанатичная и очень жесткая религиозная организация контроля за моралью согласно законам шариата и традиции страны). С другой стороны, надежда эта не оправдалась (Западу начхать на права саудовских женщин, в этом нет ему выгоды), да еще и эти американки-военные, соблазняющее местных мужчин белокурыми волосами, сексапильно сидящей военной формой и открытами лицами.
*
Книга мне понравилась. Экзотика... И обычная женщина внутри страшноватого мира вне моих границ.
Книга написана писательницей-американкой... которая, согласно ее признанию в книге, жила в СА и дружила с одной из местных принцесс, чьи записки и дневники и стали основой книги. Не знаю, насколько это так, или сие есть лишь литературный прием автора... Но некоторые детали быта, пожалуй, склоняют к тому, что некий аутентичный источник информации о жизни "изнутри" и правда имел место быть.
*
Главная героиня (книга написана от первого лица) - некая принцесса Султана (сразу заявлено, что это псевдоним), младшая дочь родственника короля от старшей жены. Действие идет с 50-х лет 20 века (ретороспектива и детство) и заканчивается сценой, произошедшей в 1991 году.
С детства Султана обладала "вредным" и непокорным характером, и очень не нравилось принцессе, что к мальчикам (в частности, к ее брату Али) в семье королевской традиционно совсем другое отношение, чем к девочкам. Мальчику позволено все, любой каприз, а девочки должны служить и помалкивать. Верю, ребенку это явно обидно. Феминизм же должен иметь некие психологические корни с детства, да?
*
В общем, вырастает принцесса с мыслью за права женщин в своей стране бороться, правда прав-то тех... Судите сами. Принцесса религиозная мусульманка, СА живет по законам Корана. Но правила Корана о наказании за разные грехи, по ее наблюдениям, гораздо строже применяютя к женщинам, чем к мужчинам. Чего же хочет Султана для своих соотечественниц?
- Чтобы молодых девочек (а девочка в СА становится невестой после менархе) не выдавали замуж за стариков. Чтобы девушки могли познакомится со своим женихом до свадьбы (а не только после, как это традиционно принято) и вообще имели право голоса в этом вопросе.
- Отменить традицию женского обрезания (удаления у девочки-невесты всех внешних половых органов, благодаря чему любой половой акт причиняет потом нестерпимую боль). Впрочем, сама Султана этой процедуре уже не подвергалась (ибо некому врачу удалось убедить ее отца во вреде подобных процедур), но подвергались еще ее старшие сестры и мать. Вообще-то сюжет этот показался мне несколько противоречивым и натянутым.
- Право учится чему-то еще, кроме Корана наизусть.
- Право работать для женщин (не денег ради, в среде королевской семьи богатой страны это не нужно, а ради смысла жизни в чем-то еще - кроме праздности, ублажения мужа и рождения детей).
- Право не носить чадру и абайю (длинное закрытое черное платье), ибо в них жарко, душно и плохо видно. Принцесса считает, что по требованиям Корана вполне достаточно женщине носить закрывающий волосы платок. Право не быть побитой камнями и опозоренной, обвиненной в развратном поведении, если откроешь лицо в публичном месте или кусочек запястья или лодыжки...
(Любопытно, как при этом с гордостью говорится о том, что именно чадра делает женщину желанной для местных мужчин, как все они ловят момент, если вдруг ветер случайно отвернет край покрывала... Кроме того, у чадры есть еще один плюс - можно спокойно проходить таможню по паспорту подруги. Таможенник не позволит себе потребовать снять чадру).
- Водить машину. Это похоже на детскую и наивную мечту. Водить машину - это значит возможность перемещаться самой, без мужа или шофера. Кроме того, для запертой в доме женщины это вообще круто и интересно.
- Иметь право выехать куда-либо из города без письменного разрешения отца (для незамужней) или мужа (для замужней). Впрочем, варианты, если что, есть - смотри выше про чадру.
- Право самой посещать мечеть, а не только молится дома (традиционно в ее среде женщины молятся дома, а в мечеть ходят только мужчины).
В принципе, не такие уж и категоричные требования. Даже и "феминизмом"-то это не назовешь, это просто нормальные человеческие условия для человека.
*
Феминизм без большого замаха, а вот мужененавистничества в сознании принцессы хватает. Впрочем, сюжеты с мужчинами (местными принцами, родственниками Султаны) показывают таковых, как правило, как клинических и практически безнаказанных садистов. Причем не только моральных, но и физических. Например, брат, друг брата, отец героини практикуют поездки в Египет, где за деньги покупают у матерей девочек (детей лет 8, еще даже не подростков) и насилуют их. Кроме того, широко распространено насилие над собственными женами (видимо, жесткие и болезненные формы полового акта - впрочем, ведь для прошедших женское обрезание любой половой акт будет болезненным насилием?). Есть и пара более-менее положительных персонажей среди саудовцев - это собственный муж Cултаны, Карим, и муж ее сестры Сары.
*
Но вот в отношениях с собственным супругом Султана тоже не сахар... Точнее - обычная женщина, которая организовывает свой побег с детьми и деньгами за границу, подделывает документы - таков протест ее на идею мужа взять себе вторую жену. Ну а как мы бы мы на такую идею мужа отреагировали, дорогие дамы? Султана ревнива (впрочем, нечего супругу носить ей венерические болезни от выписанных из Парижа проституток), но больше всего ее раздражает, что дальше относительно либеральных разговоров о правах женщинам Карим (муж и обладающий влиянием принц) не идет. Впрочем, это не удивительно. Зачем вообще саудовским мужчинам давать некие права своим женщинам, если их и так все устраивает?
*
И, наконец... Нам, наверное, никогда до конца не понять саудовских женщин королевской семьи. У них же все есть - денег завались, работать не надо, сиди дома с детьми да ходи к подругам в гости от нечего делать. Эта книга - о теневой стороне этой жизни, о том, что положение женщин полностью зависимо, и если попадется муж-садист, жизнь становится адом. Впрочем, как пишет сама Султана, большинство женщин это устраивает, и матери сами дают соответствующее воспитание своим детям, чтобы традиция длилась, длилась, и длилась... Сама Султана тут - исключение, этакая строптивая принцесса, которой захотелось "прав" - хотя ее судьба объективно лучше судеб многих других женщин как ее страны, так и прочих.
*
Теперь об американцах. Помним, что книга написана американской писательницей. Но отношение к этой нации у Султаны противоречивое - с одной стороны, приход американских войск в СА вроде как дал иллюзию скорейшей либерализации и расширения прав женщин, мог стать неким толчком, ослабить влияние мутавы (фанатичная и очень жесткая религиозная организация контроля за моралью согласно законам шариата и традиции страны). С другой стороны, надежда эта не оправдалась (Западу начхать на права саудовских женщин, в этом нет ему выгоды), да еще и эти американки-военные, соблазняющее местных мужчин белокурыми волосами, сексапильно сидящей военной формой и открытами лицами.
*
Книга мне понравилась. Экзотика... И обычная женщина внутри страшноватого мира вне моих границ.
Время использования | 1 раз |
Общее впечатление | Странная и страшная Саудовская Аравия |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву13
это не мешает бизнесу так как торговый оборот небольшой
Кстати, я на английском сейчас читаю еще одну ее книгу о Султане. Их там несколько еще, которые не перевели на русский.