Отзыв: Настольная игра "StarCraft" - Потрясающее настольное воплощение завораживающей фантастической легендарной компьютерной игры, ставшей культовой вот уже для двух поколений
Достоинства: качественное выполнение, разнообразные цели и варианты победы, всегда разное игровое поле, нет игральных кубиков
Недостатки: достаточно сложные правила, для игры нужно много места и много времени, малая распространённость русской версии
В сети можно найти массу очень спорных мнений о том, что вселенная StarCraft – лучшая в мире, хотя для меня все они спорными отнюдь не являются, просто я полностью их разделяю, при этом прекрасно понимая, что миллиарды людей об этой вселенной вообще не слышали, и даже среди тех, кто слышал, абсолютное большинство меня просто не поймут, ведь это всего лишь настольная игра, причём тут вселенная? На что я отвечу, что шахматы – тоже всего лишь настольная игра, только гроссмейстеры, посвятившие им всю свою жизнь, понимают, что это целая вселенная, ни больше, ни меньше. На мой взгляд, StarCraft – одна из очень немногих настольных игр, способная в плане богатства внутреннего содержания бросить вызов самим великим шахматам.
Я думаю, почти каждый человек является фанатом чего-нибудь под этим солнцем, а тех, кто никогда ничем на свете не увлекался по-настоящему, мне искренне жаль. Вселенная StarCraft – моё самое яркое и самое острое увлечение длиною в половину моей жизни, с тех самых пор, когда я впервые о ней услышал и до настоящего момента.
Достаточно предисловий, к сути. StarCraft («звёздное ремесло», англ.) – легенда (вариант будущего), скомпилированная на основе нескольких уже устоявшихся ранее, зарекомендовавших себя с лучшей стороны и благодаря кинематографу снискавших огромную популярность мемов, таких как «Звёздные войны» (Дж. Лукас познакомил мир с этим мемом ещё в 1977-ом), «Чужие» (1986, здесь большой поклон Дж. Кэмерону), «Хищник» (1987, Дж. Мактирнан) и нескольких других, не менее знаменитых.
Суть легенды, изложенная кратко, в том, что в далёком будущем, когда ресурсы планеты Земля стараниями человечества закончатся окончательно, люди будут вынуждены покинуть её и искать пристанище в других звёздных системах, где они создадут множество колоний. Затем постоянные междуусобные войны закалят их и создадут милитаристское общество межпланетных кочевников с высокоразвитыми технологиями. На этом этапе своего развития человечество и столкнётся с двумя другими, искусственно выращенными древней цивилизацией, расами очень непохожих на людей существ – гигантскими разумными общественными насекомыми ЗЕргами и намного более, чем земляне, технологически и умственно продвинутыми гуманоидами-телепатами ПрОтоссами.
Компьютерная игра в жанре стратегии в реальном времени, ставшая наиболее ярким воплощением этой легенды, в своё время достаточно нашумела, в 1998 году она даже была самой продаваемой игрой в мире, а вот о том, что существует ещё и настольное олицетворение этого грандиозного трёхполярного фантастического конфликта, знают даже не все фанаты компьютерной версии. Я и сам впервые услышал о существовании этой настольной игры всего лишь в этом году (кстати, произошло это здесь, на Отзовике, в одном из обсуждений), хотя ей уже около шести лет.
Игра эта столь огромна (девятьсот (!) различных компонентов), изящно изготовлена, многообразна и, как следствие, очень дорога и сравнительно сложна, что, скорее всего, оттолкнёт основную массу потребителей настольных игр. Причём не столько своей ценой, сколько именно сложностью. Согласитесь, даже один раз прочесть правила игры на сорока восьми (!) страницах формата А4, написанных 12-ым кеглем и то решится далеко не каждый, не говоря уже о том, чтобы усвоить их и соблюдать. А потому для приобретения такой грандиозной игры нужна не только искренняя любовь к настольным играм как способу проведения досуга, не только любовь именно к логическим и стратегическим жанрам, но и максимально и детально полная информация о самой игре. Затрачивая такие средства (время, усилия, деньги, наконец), конечно, хочется быть уверенным в том, что выбираешь игру не на один вечер, а на многие месяцы и, быть может, годы. Это и натолкнуло меня на мысль, что отзыв об этой игре может быть кому-то очень полезен. Тем более, сам я играл в неё уже десятки раз, детально изучил и очень полюбил её за широкие разнообразные возможности, а потому мне есть, что о ней рассказать.
Создатели игры (Fantasy Flight Games) подошли к этому проекту не просто со всей серьёзностью и ответственностью, но даже создаётся впечатление, что им активно помогали фанаты всего мира, ведь эта игра передаёт не только «дух» (настроение, атрибуты, образы) этой вселенной, но и все уникальные отличительные черты этой легендарной компьютерной игры. Такие, например, как полная сбалансированность конфликтующих сил при совершенной непохожести их друг на друга. Вспомните великие шахматы – ведь «черные» и «белые» абсолютно ничем (кроме цвета и очередности первого хода) друг от друга не отличаются, и в этом не только их сила, но и слабость, ведь возможно ли вообще представить себе войну двух совершенно одинаковых армий? При всём равенстве начальных условий, делающих такой поединок прекрасным мерилом интеллекта соперников, подобное сражение настолько абстрактно, что при детальном рассмотрении может слегка напоминать примитивные «крестики-нолики», с которыми зрелые шахматисты часто шутливо сравнивают эту поистине великую игру.
Второй чертой, которую создателям настольного StarCraft’а блестяще удалось передать, является одновременность происходящих событий. То есть игроки, конечно, как и в большинстве настольных игр, делают ходы поочерёдно, но делают их сериями, отдельные фрагменты которых переплетаются между собой и с фрагментами из серий противников. Ниже я подробней расскажу, как это происходит.
И, наконец, самыми главными отличительными чертами этой настольной игры являются полное отсутствие в ней каких бы то ни было игральных кубиков и стационарной карты местности, на которой происходят игровые события. То есть, как и в компьютерной версии игры, местность постоянно меняется, а вместо бросков кубика и послушного выполнения действий в соответствии с выпавшим числом точек, придётся напрягать мозг и думать над своими действиями постоянно. Начиная с того, чем ходить, куда ходить, как ходить и что при этом использовать для того, чтобы ход дал ожидаемые результаты и заканчивая тем, какие возможности и дальнейшие ходы станут доступны после текущего хода, а какие могут быть утрачены в случае, если ход не принесёт нужные плоды. То есть всё ещё более сурово и сложно, чем в шахматах.
С другой стороны, игра не монотонна, очень многогранна и даёт массу возможностей для достижения победы, а потому может понравиться и любителям острого, постоянно меняющегося сюжета, и любителям консервативных методов противоборства, и даже любителям посчитать и поискать систему. В этом и есть изюминка этой настольной игры. Здесь не одна цель и не одно условие победы, к которому наперегонки стремятся все участники, а целых четыре (!) различных способа победить.
Перед началом игры каждый участник (а их может быть от двух до шести) выбирает себе расу, за которую он будет играть (Земляне, Зерги или Протоссы), а также фракцию внутри расы (в каждой расе их две), что открывает возможности и для равного противостояния по типу шахмат (например, Протосс против Протосса), когда обоими участниками используется одинаковый спектр боевых единиц. Однако, в отличие от шахмат, каждый из игроков будет сам определять количественный и качественный состав своей армии, по ходу сражения «создавая» новые войска и «обучая» их новым технологиям.
После выбора расы и фракции, игроки забирают себе все необходимые компоненты игры: планшеты своих фракций, на которых они затем будут помещать свои технологические и материальные приобретения, детальные пластиковые фигурки различных родов войск (пехота, наземная техника, авиация и т. д.), листы со справочной текстовой и цифровой информацией о расах, их целях, свойствах и возможностях войск, а также массу жетонов, которыми в ходе игры обозначаются различные игровые объекты. А игровых объектов, надо сказать, достаточно много. Это базовые и дополнительные здания, транспортные корабли, обслуживающий персонал, а также жетоны, обозначающие различные приказы, отдаваемые своим войскам.
Затем идёт совместное построение галактики, на которой будет проходить сражение. Да-да, каждый раз игровое поле строится заново, поэтому каждое новое сражение уникально и никогда не будет похоже на предыдущее. Участники разыгрывают жребий, кому какие планеты достаются и скрепляют их между собой на столе (или на полу) специальными соединительными путями, по которым посредством транспортных кораблей и будут возможны межпланетные путешествия. Любая планета разделена на области, в каждой из которых находятся либо ископаемые минеральные ресурсы, либо абстрактные игровые «очки», накопление которых приближает участников к победе.
Собственно, война и ведётся за контроль над областями различных планет, так как чем больше у вас ресурсов, тем может быть больше ваша армия и обширнее ваши технологии, тем легче вам захватывать и устанавливать контроль над другими областями, расширяя сферу своего влияния. А чем больше областей, дающих очки, находится под вашим контролем, тем ближе вы к победе. Конечно, если всё идёт по плану, и соперники не отнимают лакомые куски вашей империи, а, надо заметить, происходит это постоянно, так как StarCraft продуман таким образом, чтобы как можно больше напоминать реальное сражение, где тактический перевес очень часто находится на атакующей стороне, способной первой концентрировать свои силы и использовать эффект внезапности. В общем, отсидеться в обороне здесь никак не получится, а игроки, предпочитающие оборону нападению, как правило, проигрывают.
И только после создания галактики, расстановки первоначальных сил на одной из своих планет и получения карт ресурсов с этой планеты, а также первоначальных боевых карт для своих войск, участники начинают сам игровой процесс, который, как боксёрский поединок, состоит из нескольких раундов. В каждом раунде соперники проходят три основные фазы: отдают приказы, выполняют их и перегруппируются.
В первой фазе все поочерёдно раскладывают по планетам жетоны, обозначающие приказы для своих войск. Существуют три типа приказов. Это либо «мобилизация» – движение войск, захват пустых областей и нападение на вражеские территории, либо «стройка» – создание новых войск, транспортных кораблей и обслуживающего персонала, а также необходимых сооружений, открывающих доступ к новым родам войск или иным возможностям для атаки или защиты своих колоний, либо «исследование» - получение так называемых событийных карт (дающих некоторые преимущества), а также приобщение очередной новой технологии к списку доступных и расширение боевых возможностей своих войск новыми боевыми картами.
Для строительства и развития технологий как раз и используются имеющиеся в вашем распоряжении области планет с ископаемыми минеральными ресурсами и обслуживающий персонал. В этой фазе (планирования) вы – военный архитектор и конструктор, военный экономист и полководец в одном лице, и сами решаете, какой приказ и на какой планете нужно исполнять вашим войскам, не забывая, однако, о том, что ваши противники также отдают свои приказы и нередко на те же самые планеты, так что ваши интересы могут и будут пересекаться, время от времени разрушая все ваши планы и создавая новые, непредвиденные условия как для вас, так и для ваших противников. Так, например, поверх жетона вашего приказа кто-то из соперников может положить свой жетон приказа на ту же планету (накрыть ваш приказ своим), и теперь пока он не выполнит этот свой приказ, вы не сможете выполнить свой. С другой стороны, вы также можете своими приказами накрывать приказы противника, создавая контригру и нарушая его планы.
Во второй фазе вы на время становитесь теми самыми войсками, которым вы только что приказывали, только теперь вам предстоит попытаться выполнить ваши же приказы, в определённом порядке и обязательно все. И вот здесь вы на практике понимаете, в чём разница между штабным и полевым командиром, и что между самим приказом и практикой его выполнения в реальных условиях порой лежит такая огромная пропасть, преодолеть которую подчас становится практически невозможно. То вам не хватает солдат или техники, то на нужном межпланетном пути не оказывается столь необходимого вам транспортного корабля, то нечем сбивать вражескую авиацию, а то попросту перебита половина обслуживающего персонала или враг захватил нужные вам области с ресурсами, и вам просто нечем или не из чего создавать новые войска для очередной атаки или обороны.
В фазе перегруппировки все игроки выполняют свои событийные карты и меняют расположение стационарных объектов в галактике, то есть определяют, какие, сколько и чьих зданий было разрушено, сколько транспортных кораблей и обслуживающего персонала уничтожено, кто и сколько областей с ресурсами утратил, а кто приобрел, а также кому и сколько игровых очков удалось получить в этом раунде. То есть подводят итоги раунда, чтобы тут же перейти к следующему, вновь состоящему из трёх фаз и так далее, пока кто-то из игроков не добьётся победы, которой, как я уже говорил выше, можно добиться несколькими способами. Не обязательно набрать больше всех очков, достаточно выполнить условия так называемой «особой победы», то есть выполнить свою миссию (уникальную для каждой фракции), например, установить контроль над всеми областями двух планет или построить базовые здания на трёх различных планетах. Ну и, конечно же, как и в любой войне, победить можно, просто уничтожив все материальные воплощения сил ваших противников: их войска и постройки.
Стоит отдельно рассказать о том, как проходят схватки за спорные территории. Тем более, это происходит весьма оригинальным образом. Атакующая сторона, выполняя свой приказ «мобилизации», может ввести войска в область какой-то планеты, где уже находятся войска противника, что тут же создаёт ситуацию локального военного конфликта. В отдельном месте стола игроки размещают свои войска из спорной области, «стравливая» их попарно, то есть создавая массу поединков, чтобы борьба шла не «стенка на стенку», а упорядоченно, поединок за поединком. Все войска, которым не хватило пары, попадают в т. н. резервные отряды. Затем для каждого из поединков игроки используют свои боевые карты, по типу игральных карт, на которых нанесено обозначение, к какому роду войск относится данная карта и какие атакующие и оборонительные способности для данного рода войск она даёт. Остаётся сравнить эти значения, учесть способности резервных отрядов и применённые в бою технологии, чтобы решить исход каждого из поединков, а значит и исход всего локального конфликта в целом, то есть определить, какая из сторон получит контроль над данной спорной областью, а какая будет вынуждена немедленно отступить в другую, пустую область или область под контролем собственных войск.
Нельзя не упомянуть и о явных недостатках этой игры. Во-первых, как уже понятно из отзыва, она достаточно сложна, и многим просто не захочется настолько морочить себе голову (миллионы людей и шахматы-то считают слишком сложными), во-вторых, дети младше шести-семи лет вообще вряд ли смогут понять её правила (хотя мой семилетний сын меня иногда даже выигрывает), в-третьих, игра довольно дорогая, коробка очень большая и тяжёлая, а одна партия длится более трёх часов. Когда я впервые сел играть в неё со своим другом, мы просидели за нашей первой партией с девяти вечера до четырёх утра, даже не заметив, что пролетело семь часов подряд. Конечно, здесь нужно быть фанатом. Остальным, наверное, очень трудно это понять. Сейчас я с двумя детьми (десятилетней дочери эта игра тоже очень нравится) успеваю сыграть партию примерно за три часа, но для этого нам потребовалось сыграть несколько раз, чтобы хорошо усвоить все правила этой многогранной, очень сложной, но, вместе с тем, очень увлекательной и красочной игры. Кстати, в неё можно играть и пара на пару, и трое на трое, и двое на одного, как угодно, заключая союзы и объединяясь против более сильного и опытного соперника.
Как видите, настольный StarCraft чем-то напоминает и шахматы, и карточные игры на очки (вроде бриджа, преферанса и «тысячи»), и ролевые карточные игры, и просто игру «в солдатиков» в детской песочнице. В любом случае, я не могу не рекомендовать это замечательное и очень качественно выполненное воплощение моей любимой фантастической вселенной. К сожалению, в настоящий момент игра уже здорово устарела (ничто не стоит на месте), и купить её можно либо с рук, либо через сеть заказать из дальнего зарубежья, и она будет на иностранном языке (у меня как раз такая, на английском). Если у вас проблемы с английским языком, в сети немало сайтов, где можно скачать русский перевод правил, боевых, технологических и событийных карточек, так что при желании никаких непреодолимых трудностей у вас не возникнет.
Я думаю, почти каждый человек является фанатом чего-нибудь под этим солнцем, а тех, кто никогда ничем на свете не увлекался по-настоящему, мне искренне жаль. Вселенная StarCraft – моё самое яркое и самое острое увлечение длиною в половину моей жизни, с тех самых пор, когда я впервые о ней услышал и до настоящего момента.
Достаточно предисловий, к сути. StarCraft («звёздное ремесло», англ.) – легенда (вариант будущего), скомпилированная на основе нескольких уже устоявшихся ранее, зарекомендовавших себя с лучшей стороны и благодаря кинематографу снискавших огромную популярность мемов, таких как «Звёздные войны» (Дж. Лукас познакомил мир с этим мемом ещё в 1977-ом), «Чужие» (1986, здесь большой поклон Дж. Кэмерону), «Хищник» (1987, Дж. Мактирнан) и нескольких других, не менее знаменитых.
Суть легенды, изложенная кратко, в том, что в далёком будущем, когда ресурсы планеты Земля стараниями человечества закончатся окончательно, люди будут вынуждены покинуть её и искать пристанище в других звёздных системах, где они создадут множество колоний. Затем постоянные междуусобные войны закалят их и создадут милитаристское общество межпланетных кочевников с высокоразвитыми технологиями. На этом этапе своего развития человечество и столкнётся с двумя другими, искусственно выращенными древней цивилизацией, расами очень непохожих на людей существ – гигантскими разумными общественными насекомыми ЗЕргами и намного более, чем земляне, технологически и умственно продвинутыми гуманоидами-телепатами ПрОтоссами.
Компьютерная игра в жанре стратегии в реальном времени, ставшая наиболее ярким воплощением этой легенды, в своё время достаточно нашумела, в 1998 году она даже была самой продаваемой игрой в мире, а вот о том, что существует ещё и настольное олицетворение этого грандиозного трёхполярного фантастического конфликта, знают даже не все фанаты компьютерной версии. Я и сам впервые услышал о существовании этой настольной игры всего лишь в этом году (кстати, произошло это здесь, на Отзовике, в одном из обсуждений), хотя ей уже около шести лет.
Игра эта столь огромна (девятьсот (!) различных компонентов), изящно изготовлена, многообразна и, как следствие, очень дорога и сравнительно сложна, что, скорее всего, оттолкнёт основную массу потребителей настольных игр. Причём не столько своей ценой, сколько именно сложностью. Согласитесь, даже один раз прочесть правила игры на сорока восьми (!) страницах формата А4, написанных 12-ым кеглем и то решится далеко не каждый, не говоря уже о том, чтобы усвоить их и соблюдать. А потому для приобретения такой грандиозной игры нужна не только искренняя любовь к настольным играм как способу проведения досуга, не только любовь именно к логическим и стратегическим жанрам, но и максимально и детально полная информация о самой игре. Затрачивая такие средства (время, усилия, деньги, наконец), конечно, хочется быть уверенным в том, что выбираешь игру не на один вечер, а на многие месяцы и, быть может, годы. Это и натолкнуло меня на мысль, что отзыв об этой игре может быть кому-то очень полезен. Тем более, сам я играл в неё уже десятки раз, детально изучил и очень полюбил её за широкие разнообразные возможности, а потому мне есть, что о ней рассказать.
Создатели игры (Fantasy Flight Games) подошли к этому проекту не просто со всей серьёзностью и ответственностью, но даже создаётся впечатление, что им активно помогали фанаты всего мира, ведь эта игра передаёт не только «дух» (настроение, атрибуты, образы) этой вселенной, но и все уникальные отличительные черты этой легендарной компьютерной игры. Такие, например, как полная сбалансированность конфликтующих сил при совершенной непохожести их друг на друга. Вспомните великие шахматы – ведь «черные» и «белые» абсолютно ничем (кроме цвета и очередности первого хода) друг от друга не отличаются, и в этом не только их сила, но и слабость, ведь возможно ли вообще представить себе войну двух совершенно одинаковых армий? При всём равенстве начальных условий, делающих такой поединок прекрасным мерилом интеллекта соперников, подобное сражение настолько абстрактно, что при детальном рассмотрении может слегка напоминать примитивные «крестики-нолики», с которыми зрелые шахматисты часто шутливо сравнивают эту поистине великую игру.
Второй чертой, которую создателям настольного StarCraft’а блестяще удалось передать, является одновременность происходящих событий. То есть игроки, конечно, как и в большинстве настольных игр, делают ходы поочерёдно, но делают их сериями, отдельные фрагменты которых переплетаются между собой и с фрагментами из серий противников. Ниже я подробней расскажу, как это происходит.
И, наконец, самыми главными отличительными чертами этой настольной игры являются полное отсутствие в ней каких бы то ни было игральных кубиков и стационарной карты местности, на которой происходят игровые события. То есть, как и в компьютерной версии игры, местность постоянно меняется, а вместо бросков кубика и послушного выполнения действий в соответствии с выпавшим числом точек, придётся напрягать мозг и думать над своими действиями постоянно. Начиная с того, чем ходить, куда ходить, как ходить и что при этом использовать для того, чтобы ход дал ожидаемые результаты и заканчивая тем, какие возможности и дальнейшие ходы станут доступны после текущего хода, а какие могут быть утрачены в случае, если ход не принесёт нужные плоды. То есть всё ещё более сурово и сложно, чем в шахматах.
С другой стороны, игра не монотонна, очень многогранна и даёт массу возможностей для достижения победы, а потому может понравиться и любителям острого, постоянно меняющегося сюжета, и любителям консервативных методов противоборства, и даже любителям посчитать и поискать систему. В этом и есть изюминка этой настольной игры. Здесь не одна цель и не одно условие победы, к которому наперегонки стремятся все участники, а целых четыре (!) различных способа победить.
Перед началом игры каждый участник (а их может быть от двух до шести) выбирает себе расу, за которую он будет играть (Земляне, Зерги или Протоссы), а также фракцию внутри расы (в каждой расе их две), что открывает возможности и для равного противостояния по типу шахмат (например, Протосс против Протосса), когда обоими участниками используется одинаковый спектр боевых единиц. Однако, в отличие от шахмат, каждый из игроков будет сам определять количественный и качественный состав своей армии, по ходу сражения «создавая» новые войска и «обучая» их новым технологиям.
После выбора расы и фракции, игроки забирают себе все необходимые компоненты игры: планшеты своих фракций, на которых они затем будут помещать свои технологические и материальные приобретения, детальные пластиковые фигурки различных родов войск (пехота, наземная техника, авиация и т. д.), листы со справочной текстовой и цифровой информацией о расах, их целях, свойствах и возможностях войск, а также массу жетонов, которыми в ходе игры обозначаются различные игровые объекты. А игровых объектов, надо сказать, достаточно много. Это базовые и дополнительные здания, транспортные корабли, обслуживающий персонал, а также жетоны, обозначающие различные приказы, отдаваемые своим войскам.
Затем идёт совместное построение галактики, на которой будет проходить сражение. Да-да, каждый раз игровое поле строится заново, поэтому каждое новое сражение уникально и никогда не будет похоже на предыдущее. Участники разыгрывают жребий, кому какие планеты достаются и скрепляют их между собой на столе (или на полу) специальными соединительными путями, по которым посредством транспортных кораблей и будут возможны межпланетные путешествия. Любая планета разделена на области, в каждой из которых находятся либо ископаемые минеральные ресурсы, либо абстрактные игровые «очки», накопление которых приближает участников к победе.
Собственно, война и ведётся за контроль над областями различных планет, так как чем больше у вас ресурсов, тем может быть больше ваша армия и обширнее ваши технологии, тем легче вам захватывать и устанавливать контроль над другими областями, расширяя сферу своего влияния. А чем больше областей, дающих очки, находится под вашим контролем, тем ближе вы к победе. Конечно, если всё идёт по плану, и соперники не отнимают лакомые куски вашей империи, а, надо заметить, происходит это постоянно, так как StarCraft продуман таким образом, чтобы как можно больше напоминать реальное сражение, где тактический перевес очень часто находится на атакующей стороне, способной первой концентрировать свои силы и использовать эффект внезапности. В общем, отсидеться в обороне здесь никак не получится, а игроки, предпочитающие оборону нападению, как правило, проигрывают.
И только после создания галактики, расстановки первоначальных сил на одной из своих планет и получения карт ресурсов с этой планеты, а также первоначальных боевых карт для своих войск, участники начинают сам игровой процесс, который, как боксёрский поединок, состоит из нескольких раундов. В каждом раунде соперники проходят три основные фазы: отдают приказы, выполняют их и перегруппируются.
В первой фазе все поочерёдно раскладывают по планетам жетоны, обозначающие приказы для своих войск. Существуют три типа приказов. Это либо «мобилизация» – движение войск, захват пустых областей и нападение на вражеские территории, либо «стройка» – создание новых войск, транспортных кораблей и обслуживающего персонала, а также необходимых сооружений, открывающих доступ к новым родам войск или иным возможностям для атаки или защиты своих колоний, либо «исследование» - получение так называемых событийных карт (дающих некоторые преимущества), а также приобщение очередной новой технологии к списку доступных и расширение боевых возможностей своих войск новыми боевыми картами.
Для строительства и развития технологий как раз и используются имеющиеся в вашем распоряжении области планет с ископаемыми минеральными ресурсами и обслуживающий персонал. В этой фазе (планирования) вы – военный архитектор и конструктор, военный экономист и полководец в одном лице, и сами решаете, какой приказ и на какой планете нужно исполнять вашим войскам, не забывая, однако, о том, что ваши противники также отдают свои приказы и нередко на те же самые планеты, так что ваши интересы могут и будут пересекаться, время от времени разрушая все ваши планы и создавая новые, непредвиденные условия как для вас, так и для ваших противников. Так, например, поверх жетона вашего приказа кто-то из соперников может положить свой жетон приказа на ту же планету (накрыть ваш приказ своим), и теперь пока он не выполнит этот свой приказ, вы не сможете выполнить свой. С другой стороны, вы также можете своими приказами накрывать приказы противника, создавая контригру и нарушая его планы.
Во второй фазе вы на время становитесь теми самыми войсками, которым вы только что приказывали, только теперь вам предстоит попытаться выполнить ваши же приказы, в определённом порядке и обязательно все. И вот здесь вы на практике понимаете, в чём разница между штабным и полевым командиром, и что между самим приказом и практикой его выполнения в реальных условиях порой лежит такая огромная пропасть, преодолеть которую подчас становится практически невозможно. То вам не хватает солдат или техники, то на нужном межпланетном пути не оказывается столь необходимого вам транспортного корабля, то нечем сбивать вражескую авиацию, а то попросту перебита половина обслуживающего персонала или враг захватил нужные вам области с ресурсами, и вам просто нечем или не из чего создавать новые войска для очередной атаки или обороны.
В фазе перегруппировки все игроки выполняют свои событийные карты и меняют расположение стационарных объектов в галактике, то есть определяют, какие, сколько и чьих зданий было разрушено, сколько транспортных кораблей и обслуживающего персонала уничтожено, кто и сколько областей с ресурсами утратил, а кто приобрел, а также кому и сколько игровых очков удалось получить в этом раунде. То есть подводят итоги раунда, чтобы тут же перейти к следующему, вновь состоящему из трёх фаз и так далее, пока кто-то из игроков не добьётся победы, которой, как я уже говорил выше, можно добиться несколькими способами. Не обязательно набрать больше всех очков, достаточно выполнить условия так называемой «особой победы», то есть выполнить свою миссию (уникальную для каждой фракции), например, установить контроль над всеми областями двух планет или построить базовые здания на трёх различных планетах. Ну и, конечно же, как и в любой войне, победить можно, просто уничтожив все материальные воплощения сил ваших противников: их войска и постройки.
Стоит отдельно рассказать о том, как проходят схватки за спорные территории. Тем более, это происходит весьма оригинальным образом. Атакующая сторона, выполняя свой приказ «мобилизации», может ввести войска в область какой-то планеты, где уже находятся войска противника, что тут же создаёт ситуацию локального военного конфликта. В отдельном месте стола игроки размещают свои войска из спорной области, «стравливая» их попарно, то есть создавая массу поединков, чтобы борьба шла не «стенка на стенку», а упорядоченно, поединок за поединком. Все войска, которым не хватило пары, попадают в т. н. резервные отряды. Затем для каждого из поединков игроки используют свои боевые карты, по типу игральных карт, на которых нанесено обозначение, к какому роду войск относится данная карта и какие атакующие и оборонительные способности для данного рода войск она даёт. Остаётся сравнить эти значения, учесть способности резервных отрядов и применённые в бою технологии, чтобы решить исход каждого из поединков, а значит и исход всего локального конфликта в целом, то есть определить, какая из сторон получит контроль над данной спорной областью, а какая будет вынуждена немедленно отступить в другую, пустую область или область под контролем собственных войск.
Нельзя не упомянуть и о явных недостатках этой игры. Во-первых, как уже понятно из отзыва, она достаточно сложна, и многим просто не захочется настолько морочить себе голову (миллионы людей и шахматы-то считают слишком сложными), во-вторых, дети младше шести-семи лет вообще вряд ли смогут понять её правила (хотя мой семилетний сын меня иногда даже выигрывает), в-третьих, игра довольно дорогая, коробка очень большая и тяжёлая, а одна партия длится более трёх часов. Когда я впервые сел играть в неё со своим другом, мы просидели за нашей первой партией с девяти вечера до четырёх утра, даже не заметив, что пролетело семь часов подряд. Конечно, здесь нужно быть фанатом. Остальным, наверное, очень трудно это понять. Сейчас я с двумя детьми (десятилетней дочери эта игра тоже очень нравится) успеваю сыграть партию примерно за три часа, но для этого нам потребовалось сыграть несколько раз, чтобы хорошо усвоить все правила этой многогранной, очень сложной, но, вместе с тем, очень увлекательной и красочной игры. Кстати, в неё можно играть и пара на пару, и трое на трое, и двое на одного, как угодно, заключая союзы и объединяясь против более сильного и опытного соперника.
Как видите, настольный StarCraft чем-то напоминает и шахматы, и карточные игры на очки (вроде бриджа, преферанса и «тысячи»), и ролевые карточные игры, и просто игру «в солдатиков» в детской песочнице. В любом случае, я не могу не рекомендовать это замечательное и очень качественно выполненное воплощение моей любимой фантастической вселенной. К сожалению, в настоящий момент игра уже здорово устарела (ничто не стоит на месте), и купить её можно либо с рук, либо через сеть заказать из дальнего зарубежья, и она будет на иностранном языке (у меня как раз такая, на английском). Если у вас проблемы с английским языком, в сети немало сайтов, где можно скачать русский перевод правил, боевых, технологических и событийных карточек, так что при желании никаких непреодолимых трудностей у вас не возникнет.
Время использования | три месяца |
Стоимость | 3000 ₽ |
Общее впечатление | Потрясающее настольное воплощение завораживающей фантастической легендарной компьютерной игры, ставшей культовой вот уже для двух поколений |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву189
А дома мы тоже играем с мужем и сыном.
Плюс я знаю еще тусовку, которая просто ходит в обычное кафе поиграть. А сколько еще таких?
Когда мне говорят вот машина, туда сюда...я всегда плююсь в душе и понимаю, что прогресс недалеко ушёл от паровой машины. Как ты прав насчёт энергии! В этом то и есть наша проблема, что мы не можем путешествовать по галактике... нельзя построить "Наутилус" на вёсельной тяге и обогнуть весь мир... Как то так.
Например, дело не только в том, как вы будете развивать свою экономику, насколько эффективно будете тратить ресурсы и применять купленные технологии, как часто и куда именно будете наносить военные удары, но в не меньшей степени и в том, в каком порядке вы будете отдавать все эти свои приказы в каждом раунде. Если, к примеру, отдавать их бездумно, то можно половину из них просто загубить (выполнять их придётся в невыгодной ситуации, когда они будут бесполезны или даже вредны, что лучше будет вовсе отказаться от их выполнения), а если отдавать продуманно и учитывая все возможные варианты ответного поведения противника, то можно, напротив, сделать так, что все ваши приказы будут выполняться максимально эффективно, тогда как половина приказов противника будет теряться впустую или приносить ему минимум пользы.
Всё это может привести к тому, что в итоге выиграет тот, у кого изначально было намного меньше шансов (например, в начале партии во время жребия достались намного менее богатые ресурсами планеты).
Как видите, интеллект и стратегическое мышление в этой игре имеют намного большее значение, чем просто знание математики, умение считать и слепая удача.
Для непосвящённых это, конечно, всего лишь настольная игра, это даже не спорт и не искусство (как шахматы), но для тех, кто любит стратегическое планирование и военные конфликты по типу "армия на армию" (причём качественный и количественный состав армии полководец может определять сам в пределах имеющихся ограниченных ресурсов) - это, здесь ты прав, несколько больше, чем просто игра. Это тренажёр для мозга (внимательность, память, прозорливость, интуиция) и источник обалденных впечатлений и сюрпризов!
Она у меня уже год, и я ещё ни разу не пожалел, что отдал за неё эти восемь тысяч рублей (в итоге), в которые она мне обошлась.
Если у вас есть компания (нужно четыре человека), то отличным выбором для юной шахматистки стал бы Блокус. А вот на двоих или троих игроков я даже затрудняюсь что-то советовать. Нарды, может быть? Из современных настольных игр я стараюсь обращать внимание на те, где можно играть всей семьёй, то есть втроём или вчетвером.
На двоих есть увлекательная игра "На абордаж", но она с кубиком и там большой элемент ловкости (стрельба из пушки) присутствует, интеллектуальной составляющей сравнительно мало. Есть новая российская стратегическо-экономическая "Японский городовой", но я отзыв о ней пока не писал. Ну и карточные игры, "Крутая грядка", к примеру, есть в моём профиле.
Возможно игра интересная (сама я не играла не разу, сужу только по Вашему отзыву), но скорее мужская. Точно не для дам :))
Хорошо вам, в крупном городе, даже в магазине можно таких "монстров" найти, в Усть-Каменогорск вот только в этом году начали что-то серьёзное привозить. Но вы, наверное, всё-таки не СтарКрафт видели (его уже несколько лет не производят), либо это было много лет назад. Либо видели Риск-СтарКрафт (они внешне похожи, но по сути совсем разные игры).
У нас открыли огромный магазин "Мир игрушек", там чего только нет! Есть целый отдел вот с такими играми, но цены там сильно кусаются. Вроде как фирменный магазин, без китайской подделки, поэтому и дорого.
Конечно настольные игры полезнее, чем компьютерные. И для здоровья, для глаз, да и для общения с живыми людьми тоже.
От себя добавлю, настольная Цивилизация Сида Мейера ещё круче, но о ней отзыв будет нескоро, через месяц-два, не меньше. Нужно разобраться во всех деталях, объективно оценить её со всех сторон.
Мне больше нравятся игры, где отряды по ходу войны можно приобретать и улучшать, используя ресурсы, имеющиеся на игровом поле, а начинают все игроки либо совсем без отрядов, либо с парочкой самых мелких и слабых воинов. Боевая мощь же сравнивается не броском кубиков, а выбором карт из отдельных колод, предназначенных для соответствующих отрядов.
Кстати и настольный "СтарКрафт", и настольная "Цивилизация" и настольная "Игра Престолов" именно такие. Игры именно такого типа я и стараюсь находить и приобретать в первую очередь.
Если бы доллар не скаканул, "Игра престолов" бы тоже не четыре тысячи рублей стоила, а две.
И потом, вы сами говорили, что в некоторых играх меняется количество кубиков, в особых случаях используются особые кубики, кроме того, бывает так, что карты с кубиками применяются вместе. Словом, их тоже можно терпеть, если в остальном игра интересная. Вот нарды, к примеру, считается даже интеллектуальной(!) игрой. Мне она не нравится, но и спорить с этим определением я не стану, ибо даже играть в них не умею толком.
Вы правы, СтарКрафт и Престолы - это очень долгие игры. Два часа это самый минимум, обычно три или четыре, если игроков не двое, а трое или четверо. Это на весь вечер как минимум, до самой ночи, что называется. И у меня самого далеко не всегда есть столько времени в распоряжении, поэтому я тоже хотел бы иметь какие-то более короткие варианты. Пусть даже и с кубиками.
Ещё правила Борга можно легко менять, вводить собственные придумки, которые усложняют игру делают её более тактической приближенной к реальной боевой схватке и это никак не портит игрового процесса. Битвы Вестероса - это самая серьёзная игра Борга. В ней меньше рандома и больше тактической составляющей. Все остальные попроще. У нас в клубе есть несколько человек ходят играть только в преферанс и никакие другие игры им не нужны. Тут кому что нравится.
Хотя, кто знает, интернет-магазинов и аукционов сейчас великое множество, так что может кто-то и продаёт хотя бы распечатанную и б/у. Игра, конечно, потрясает своим размахом, я ни одной подобной больше ни видел. Фигурки отрядов, боевые карты, жетоны, модели планет, планшеты фракций. Тысяча компонентов! Вот только позавчера играли в неё с приятелями. Три часа пролетели как пять минут.
Точнее уже начинаю, но из серьезных пока только моя DnD - остальные имаджинариум, манчкин, экивоки и тому подобные
Нужно обязательно приобрести для себя=)
Но эта игра посложней.
Ему требуется бездействие