Отзыв: Книга "Псоглавцы" - Алексей Иванов - Человек - самое страшное чудовище
Достоинства: сюжет, экскурсы в историю, атмосфера, персонажи, необычно
Недостатки: хоррор-линия не вполне удалась
Сам сюжет романа «Псоглавцы» довольно прост – это деревенский квест с линией ужастика. Но сюжет в этом романе не столько важен, сколько смысл, вкладываемый автором – человек живет в определенной культурно-общественной зоне, и выйти за её рамки непросто, да и сама попытка выхода может либо уничтожить такого смельчака, либо трансформировать до неузнаваемости. В романе же сдерживающим фактором, своеобразным замком для такой культурной зоны, послужила икона с изображением псоглавца. Посему каждый желающий покинуть зону будет покаран, псоглавцами, порождениями культурного слоя, веры, а в данном случае еще и закоснелости, безысходности.
Все же основная идея романа – это раскрытие понятия носителя культуры, объекта и предмета культуры, а попутно и предмета культа, так как автору пришлось апеллировать к вопросам веры. Не обошлось и без темы чудовищ – так ли они страшны на самом деле, и что страшнее, просто монстр, или человек в котором этот монстр тихонечко живет до поры до времени.
Герои романа довольно хорошо прописаны, впрочем, как и быт практически вымершей русской деревни, из которой ушли жители из-за отсутствия работы, либо других факторов. Знаю я несколько подобных деревень и в моем регионе, оттого читать было не просто жутковато, но и болезненно.
Приключенческая линия в романе развита, присутствует некоторая психоделика, достаточно и мистической составляющей, чтобы получилось полноценное произведение. Для современной литературы очень даже хорошо написано. Треть же произведения вообще занимают исторические экскурсы (мифы о псоглавцах, оборотнях, кинокефалах; история раскола, никонианства; рассказ о преследовании старообрядцев, о возникновении и развитии дэнжерологии в разных странах мира). Так что тот, кого не заинтригует линия хоррора (мне она показалась прихрамывающей, все-таки нельзя смешивать столько жанров) или деревенской прозы, найдет в произведении большой пласт просто интересной информации.
Все же основная идея романа – это раскрытие понятия носителя культуры, объекта и предмета культуры, а попутно и предмета культа, так как автору пришлось апеллировать к вопросам веры. Не обошлось и без темы чудовищ – так ли они страшны на самом деле, и что страшнее, просто монстр, или человек в котором этот монстр тихонечко живет до поры до времени.
Герои романа довольно хорошо прописаны, впрочем, как и быт практически вымершей русской деревни, из которой ушли жители из-за отсутствия работы, либо других факторов. Знаю я несколько подобных деревень и в моем регионе, оттого читать было не просто жутковато, но и болезненно.
Приключенческая линия в романе развита, присутствует некоторая психоделика, достаточно и мистической составляющей, чтобы получилось полноценное произведение. Для современной литературы очень даже хорошо написано. Треть же произведения вообще занимают исторические экскурсы (мифы о псоглавцах, оборотнях, кинокефалах; история раскола, никонианства; рассказ о преследовании старообрядцев, о возникновении и развитии дэнжерологии в разных странах мира). Так что тот, кого не заинтригует линия хоррора (мне она показалась прихрамывающей, все-таки нельзя смешивать столько жанров) или деревенской прозы, найдет в произведении большой пласт просто интересной информации.
Общее впечатление | Человек - самое страшное чудовище |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву8