Отзыв: Выставка "Кафля. Изразец в Туле XVII - XIX в.в." в Тульском историко-архитектурном музее (Россия, Тула) - Только русские плиточники умеют класть кафель внахлест
Достоинства: Оригинальная тема выставки, красивое оформление, действительно старинные и ценные образцы. Отдельное спасибо куратору выставки за индивидуальный подход))
Недостатки: Не буду искать.
Всем привет!
Культурная жизнь родного города не даёт расслабиться. Прогулка на одном празднике неизбежно влечет за собой другую гулянку, а один музей крепко цепляется за другой. Побывав на благотворительной акции "Добрые крышечки", которая проходила в Туле во второй день Дня города, мне вручили вот такие листочки.
Оказалось, что в Тульском историко-архитектурном музее проходит выставка под названием "Кафля". Корявое такое слово, похожее на слово "кафель", потом оказалось, что это одно и то же. Кафель, представленный на выставке, датирован 17-19 веками и тесно связан с городом.
Планы сразу поменялись, внизу организма загорелся огонь, который понес меня на выставку в ближайший выходной день, только листочки эти я забросила, а зря, как оказалось. Прочитала я их потом, уже спустя время, после выставки. А в них все очень интересно, просто и понятно. Культуролог Вадим Касаткин провел огромную работу, собранные им данные о родословной тульских гончарных династий, представлена на выставке, а текст, написанный на листочках, повеселили меня своим стилем. Весёлый должен быть этот товарищ, Вадим Касаткин)). Кусочек текста вам представлю:
Теперь давайте про выставку.
Пришла я на нее на самом деле грустная. Просто Тульский историко-архитектурный музей не так давно потерял одну из выставочных комнат, в которых жили куклы (один из моих самых любимых отзывов - Выставка "Кукольный калейдоскоп" проекта "МузейНеИгрушки" в Тульском историко-архитектурном музее (Россия, Тула) - Умиление, нежность, любовь, забота, счастье, восторг, удивление ... все только самые положительные эмоции!")
Но как же мне было приятно увидеть в Доме Крафта (пр. Ленина, 25) всех, кто работал в Доме Пальцова (пр. Ленина, 31). Надежды на то, что куклы обретут новый дом, все же есть. Держу пальцы крестиком и посылаю во Вселенную свое позитивное намерение))
Атмосфера выставки охватывает сразу, как только открываешь входную дверь в Дом Крафта.
Коридор выстлан баннерной тканью, имитирующей кафельную плитку.
Купив билетик за 100 рублей, я смело шагнула в первый зал.
Второй зал разместил множество образцов кафли. Огромное спасибо куратору выставки - Екатерине Воронцовой, которая рассказала мне много интересного об экспонатах.
Самые ранние изразцы не имели цветной росписи. Они были глиняные, украшены выпуклым рисунком. Позже стали обрабатывать поливой с оттенками, первый цвет - зелёный, муравленный. Для этого смешивали стеклянный порошок с водой, хорошенько взбалтывали и получившейся суспензией (поливой) заливали готовую кафельную пластину. А потом ставили в печь. Стекло плавилось и покрывало равномерно всю плитку. Позже появились оттенки жёлтый и синий, коричневый и белый. Цветные изразцы назывались цининными.
В середине второго зала стоит стол, под стеклом которого экспонаты (фрагменты) лежат не только лицом к зрителю, но и "изнанкой".
Эти археологические метки делаются для того, чтобы знать, в каком месте были найдены фрагменты.
Вот кусочки кафеля, найденные на территории Успенского женского монастыря во время раскопок. Возраст - середина 17 - 19 веке.
Эту печь новый хозяин дома собирался ломать. Но часть и хвала человеку за то, что додумался передать ее в музей. Стояла она в старом доме постройки 1907 года в районе Мясново. Эта печь была выложена изразцами, произведенными в г. Мейсен (Саксония) на фабрике "Эрнст Тайхерт" в начале 20 века. Очень интересную подсветку придумали организаторы выставки. Можно полюбоваться на печь при хорошем искусственном освещении, и в темноте (тогда она подсвечена изнутри)
Есть еще фрагмент изразцового декора печи, произведенной на заводе И. Пасельника (конец 19 века, г. Копысь, Могилевская губерния. Те края тоже славились своими изразцами.
Невероятно меня увлекла тема генеалогии кафельных династий, точнее - династий гончаров. Вадимом Касаткиным была проделана невероятная работа - составление генеалогического древа нескольких династий - в некоторых собрано до пяти поколений.
Изразцовыми были не только печи. Во второй половине 17 века изразцами стали украшать здания, в том числе и храмы. В Ленинском районе Тульской области в селе Беломутово есть разрушенная церковь, она в очень плачевном состоянии, колокольня рухнула. Но на ней сохранились кафельные изразцы. Восстанавливать ее никто не будет, на остатки роскоши можно посмотреть хотя бы на фото. Возведена церковь была примерно в конце 17-начале 18 века.
Рядом на специальной магнитной доске есть разбитый на фрагменты целый рисунок, который каждый желающий может собрать воедино.
При раскопках в Гончарной слободе (это на территории нынешнего Зареченского района) были найдены "инструменты" для производства кафеля - большой каменный пресс
и матрицы для изготовления выпуклого рельефного рисунка. Между прочим, стать "художником", который расписывает изразцы, можно было только в конце обучения гончарному делу, а процесс этот был небыстрый - от трех до пяти лет. Сперва ученик учился гончарному делу, учился и класть печи, а потом делать изразцы, и только потом - расписывать их. В конце обучения мастер мог выдать ученику набор матриц для изразцов, чтобы тот мог наладить собственное дело.
Никогда меня не интересовали фотографии с мест всяческих раскопок, но когда узнала, что они проходили на месте пересечения улиц Луначарского и Герцена, мне реально стало интересно. А в давние времена там находилась Гончарная Слобода - это была самостоятельная административная городская единица.
Забавная стена с нарисованными домиками - это игровой макет, но интересно не только детям, но и взрослым.
У домиков есть дверки, которые можно открыть и заглянуть внутрь. А внутри можно увидеть интерьер, срабатывает подсветка, и видно обстановку с жильцами))
Отдельная стена посвящена теме клеймения на изразцах. Бизнес есть бизнес, если товар продается, а товар качественный, покупатель должен знать его изготовителя. На первых двух фото - могилевские производители. В настоящее время белорусский Могилев - это город-побратим Тулы.
Вот такая вот необычная, а главное - очень оригинальная выставка. Мне понравилась очень, хоть отзыв писать было трудно. Тематика очень узкая, а как говорят некоторый мудрые люди на нашем сайте - если сел писать, то будь добр (добра) в теме разбираться. Поэтому пришлось мне действительно поразбираться в этой теме еще и дополнительно.
Через месяц все эти экспонаты уедут на 20 лет куда-то на изучение. А сейчас есть возможность у всех желающих прикоснуться (фигурально, конечно, не все экспонаты на выставке разрешено трогать))) к истории, которая долгое время была закопана у нас под ногами.
Конечно же рекомендую! И ставлю пять.
Ваша Beauty Eleonora.
Культурная жизнь родного города не даёт расслабиться. Прогулка на одном празднике неизбежно влечет за собой другую гулянку, а один музей крепко цепляется за другой. Побывав на благотворительной акции "Добрые крышечки", которая проходила в Туле во второй день Дня города, мне вручили вот такие листочки.
Оказалось, что в Тульском историко-архитектурном музее проходит выставка под названием "Кафля". Корявое такое слово, похожее на слово "кафель", потом оказалось, что это одно и то же. Кафель, представленный на выставке, датирован 17-19 веками и тесно связан с городом.
Планы сразу поменялись, внизу организма загорелся огонь, который понес меня на выставку в ближайший выходной день, только листочки эти я забросила, а зря, как оказалось. Прочитала я их потом, уже спустя время, после выставки. А в них все очень интересно, просто и понятно. Культуролог Вадим Касаткин провел огромную работу, собранные им данные о родословной тульских гончарных династий, представлена на выставке, а текст, написанный на листочках, повеселили меня своим стилем. Весёлый должен быть этот товарищ, Вадим Касаткин)). Кусочек текста вам представлю:
Теперь давайте про выставку.
Пришла я на нее на самом деле грустная. Просто Тульский историко-архитектурный музей не так давно потерял одну из выставочных комнат, в которых жили куклы (один из моих самых любимых отзывов - Выставка "Кукольный калейдоскоп" проекта "МузейНеИгрушки" в Тульском историко-архитектурном музее (Россия, Тула) - Умиление, нежность, любовь, забота, счастье, восторг, удивление ... все только самые положительные эмоции!")
Но как же мне было приятно увидеть в Доме Крафта (пр. Ленина, 25) всех, кто работал в Доме Пальцова (пр. Ленина, 31). Надежды на то, что куклы обретут новый дом, все же есть. Держу пальцы крестиком и посылаю во Вселенную свое позитивное намерение))
Атмосфера выставки охватывает сразу, как только открываешь входную дверь в Дом Крафта.
Коридор выстлан баннерной тканью, имитирующей кафельную плитку.
Купив билетик за 100 рублей, я смело шагнула в первый зал.
Второй зал разместил множество образцов кафли. Огромное спасибо куратору выставки - Екатерине Воронцовой, которая рассказала мне много интересного об экспонатах.
Самые ранние изразцы не имели цветной росписи. Они были глиняные, украшены выпуклым рисунком. Позже стали обрабатывать поливой с оттенками, первый цвет - зелёный, муравленный. Для этого смешивали стеклянный порошок с водой, хорошенько взбалтывали и получившейся суспензией (поливой) заливали готовую кафельную пластину. А потом ставили в печь. Стекло плавилось и покрывало равномерно всю плитку. Позже появились оттенки жёлтый и синий, коричневый и белый. Цветные изразцы назывались цининными.
В середине второго зала стоит стол, под стеклом которого экспонаты (фрагменты) лежат не только лицом к зрителю, но и "изнанкой".
Эти археологические метки делаются для того, чтобы знать, в каком месте были найдены фрагменты.
Вот кусочки кафеля, найденные на территории Успенского женского монастыря во время раскопок. Возраст - середина 17 - 19 веке.
Эту печь новый хозяин дома собирался ломать. Но часть и хвала человеку за то, что додумался передать ее в музей. Стояла она в старом доме постройки 1907 года в районе Мясново. Эта печь была выложена изразцами, произведенными в г. Мейсен (Саксония) на фабрике "Эрнст Тайхерт" в начале 20 века. Очень интересную подсветку придумали организаторы выставки. Можно полюбоваться на печь при хорошем искусственном освещении, и в темноте (тогда она подсвечена изнутри)
Есть еще фрагмент изразцового декора печи, произведенной на заводе И. Пасельника (конец 19 века, г. Копысь, Могилевская губерния. Те края тоже славились своими изразцами.
Невероятно меня увлекла тема генеалогии кафельных династий, точнее - династий гончаров. Вадимом Касаткиным была проделана невероятная работа - составление генеалогического древа нескольких династий - в некоторых собрано до пяти поколений.
Изразцовыми были не только печи. Во второй половине 17 века изразцами стали украшать здания, в том числе и храмы. В Ленинском районе Тульской области в селе Беломутово есть разрушенная церковь, она в очень плачевном состоянии, колокольня рухнула. Но на ней сохранились кафельные изразцы. Восстанавливать ее никто не будет, на остатки роскоши можно посмотреть хотя бы на фото. Возведена церковь была примерно в конце 17-начале 18 века.
Рядом на специальной магнитной доске есть разбитый на фрагменты целый рисунок, который каждый желающий может собрать воедино.
При раскопках в Гончарной слободе (это на территории нынешнего Зареченского района) были найдены "инструменты" для производства кафеля - большой каменный пресс
и матрицы для изготовления выпуклого рельефного рисунка. Между прочим, стать "художником", который расписывает изразцы, можно было только в конце обучения гончарному делу, а процесс этот был небыстрый - от трех до пяти лет. Сперва ученик учился гончарному делу, учился и класть печи, а потом делать изразцы, и только потом - расписывать их. В конце обучения мастер мог выдать ученику набор матриц для изразцов, чтобы тот мог наладить собственное дело.
Никогда меня не интересовали фотографии с мест всяческих раскопок, но когда узнала, что они проходили на месте пересечения улиц Луначарского и Герцена, мне реально стало интересно. А в давние времена там находилась Гончарная Слобода - это была самостоятельная административная городская единица.
Забавная стена с нарисованными домиками - это игровой макет, но интересно не только детям, но и взрослым.
У домиков есть дверки, которые можно открыть и заглянуть внутрь. А внутри можно увидеть интерьер, срабатывает подсветка, и видно обстановку с жильцами))
Отдельная стена посвящена теме клеймения на изразцах. Бизнес есть бизнес, если товар продается, а товар качественный, покупатель должен знать его изготовителя. На первых двух фото - могилевские производители. В настоящее время белорусский Могилев - это город-побратим Тулы.
Вот такая вот необычная, а главное - очень оригинальная выставка. Мне понравилась очень, хоть отзыв писать было трудно. Тематика очень узкая, а как говорят некоторый мудрые люди на нашем сайте - если сел писать, то будь добр (добра) в теме разбираться. Поэтому пришлось мне действительно поразбираться в этой теме еще и дополнительно.
Через месяц все эти экспонаты уедут на 20 лет куда-то на изучение. А сейчас есть возможность у всех желающих прикоснуться (фигурально, конечно, не все экспонаты на выставке разрешено трогать))) к истории, которая долгое время была закопана у нас под ногами.
Конечно же рекомендую! И ставлю пять.
Ваша Beauty Eleonora.
Время использования | Один раз. |
Стоимость | 100 ₽ |
Год посещения | 2017 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Тульская область |
Район | городской округ Тула |
Город или поселок | Тула |
Улица | Проспект Ленина |
Дом № | 31 |
Общее впечатление | Только русские плиточники умеют класть кафель внахлест |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву59
И сегодня печь с изразцами может позволить себе не каждый)
Выставка мне нравится.Спасибо!
Очень интересно) Новая информация)
Спасибо)
Лелею мечту в свой дом наделать авторских плиточек…
Надо сначала их народить и воспитать )