Отзыв: Книга "Версаль. Мечта короля" - Элизабет Мэсси - Что бы ни происходило у них на глазах, короли не плачут
Достоинства: Захватывающий сюжет, присутствует интрига, читать очень интересно
Недостатки: Много постельных сцен
Посмотрев первую серию сериала «Версаль», я решила прочитать книгу. Приобрела её в книжном магазине за 144 гривни. На обложке красуются актёры из одноимённого сериала, твёрдый переплёт, качество бумаги отменное, шрифт очень приятный и читабельный. Держать книгу в руках одно удовольствие для любителя именно бумажного варианта.
Версаль… Знаменитый дворец Людовика XIV, который стал не только самым прекрасным местом во Франции XVII века, но и средоточием заговоров и хитроумных интриг. Сколько фильмов и книг посвящено ему! История времён Короля-Солнца меня начала интересовать ещё во время моего увлечениями серией романов о прекрасной Анжелике. Книга «Путь в Версаль» была моей самой любимой. Перечитала кучу исторической литературы о Людовике и его знаменитых фаворитках и, честно говоря, рассчитывала, что и сериал, и роман будут именно об этом. Роман об интригах, заговорах, строительстве дворца, о дружбе и предательстве («Больнее всего человека ударяют те, кого он считает своими близкими друзьями»).
Как я уже упомянула ранее, к сериалу я ещё не готова, а вот роман меня захватил. Написан он в не совсем привычном жанре для нашего читателя – в жанре киноромана (это повествование, написанное в манере, близкой к киносценарию). И на обложке книги мы читаем, что роман создан по сценарию Саймона Миррена и Дэвида Уолстенкрофта к сериалу «Версаль». Обычно сначала пишется книга, а потом по ней снимают фильм, а тут – наоборот. Думаю, если бы я сначала посмотрела сериал, а потом прочитала роман, возможно, мои впечатления были бы иными.
Главный герой – конечно же, король Людовик XIV. В книге он представлен таким, каким скорее всего и был на самом деле – величественным, властным, любвеобильным и довольно-таки хорошим человеком как для короля. По крайней мере, у меня он вызвал искреннюю симпатию. Он умеет дружить, ценит верность и родственные узы, с нежностью относится к женщинам. В романе его становление как настоящего властителя только начинается, очень подробно описано его трепетное отношение к Версалю как олицетворению его могущества и блеска. Людовик твёрдо усвоил несколько очень важных правил, которые неизменны для всех монархов: «Желающий править должен перво-наперво научиться приносить себя в жертву» и «Кажись слабым, когда силён, и сильным, когда слаб». Короли не плачут.
Бонтан. Слуга короля, первый камердинер и его самый преданный и верный друг. Не зря источники говорят о том, что самый влиятельный человек в королевстве после короля - это тот, кто первым видит монарха с утра и последним вечером. Бонтан – хранитель всех сердечных и государственных секретов короля, единственный человек, с которым король может иногда быть просто человеком. Роль в романе ему отведена огромная. Он не только смотритель опочивальни государя, но по совместительству ещё и телохранитель, секретарь, персональный помощник и психолог. Значение его в жизни Людовика невозможно переоценить, и король это знает.
Филипп, брат короля. Неоднозначная фигура. Противоречивый характер, взрывной темперамент. К нему невозможно относиться только хорошо или только плохо, моё отношение к нему кардинально менялось с плюса на минус и обратно несколько раз во время чтения. Гомосексуальные манеры Месье и его развратное поведение не может вызывать симпатии. Он отвратительно относится к людям и ни во что не ставит Людовика, иногда позволяя себе очень нелицеприятные замечания по отношению к нему. Это с одной стороны. А с другой стороны – несмотря на все свои недостатки, у него есть и хорошие качества. Он храбрый воин, этого у него не отнять и не может не внушить уважение. Как бы он иногда отвратительно не относился к своей жене, по-своему он всё-таки её любит, и несколько трогательных сцен это покажут. И если он иногда ненавидит своего брата, то своему сюзерену он верен.
Филипп де Лоррен-Арманьяк, или Шевалье. Вот это уж точно неприятный тип. Трусливый, лживый, высокомерный. Тем не менее именно он составил свод придворных правил, которыми впоследствии будет славиться Версаль.
Фабьен Маршаль. Глава королевской полиции. Ещё один преданный друг короля, его верная ищейка, каратель и мститель. Получился жестокий, обаятельный и интересный персонаж.
Лувуа. Военный министр. Мне очень понравился этот герой именно тем, что он не лебезил перед Людовиком, а постоянно его критиковал. И самое интересное, король был вовсе не против, он сам признавал, что «честный критик мне милее лицемерного друга». Личность этого персонажа меня очень интересовала, и на протяжении всего романа я неоднократно думала, предатель он или нет.
Генриетта. Центральный женский персонаж в романе. Меня удивило, что именно она представлена тут как объект очень сильной привязанности Людовика, ведь всегда описывали или отношения с Лавальер или Монтеспан как главными фаворитками сюзерена. Она играет очень важную роль при дворе, считается первой красавицей и законодательницей мод. Кроме того, она очень умная женщина, которая способна не только завлечь короля, но и подписать очень важный стратегический договор между странами. Удивительная женщина, к которой просто невозможно не испытывать симпатию.
Мария Терезия тоже присутствует в романе не совсем такой незначительной фигурой, какой обычно она предстаёт в исторических источниках. История со вторым ребёнком – тому подтверждение, что «в тихом омуте черти водятся», и она не без греха, ещё и какого. Но всё равно она остаётся лишь смутной тенью на фоне своего величественного супруга.
Фаворитки короля Луиза де Лавальер и маркиза де Монтеспан представлены в романе слабо и невыразительно. Мне кажется, не очень правильно было отодвинуть Лавальер на задний план, ведь король питал к ней на самом деле очень сильные чувства, и только после Монтеспан остыл к ней. А в книге он просто с ней играется, и она выглядит как просто одна из многих, что не соответствует исторической действительности. Страсть его к маркизе де Монтеспан тоже не показана как что-то исключительное, а ведь исторический Людовик просто с ума сходил по этой женщине, и ни о какой Генриетте уже и не думал. Вот эта часть романа подкачала, но не сильно испортила впечатление о книге.
Сюжет романа крутится, на моё удивление, не вокруг сердечных дел Людовика XIV, а вокруг заговора, который устроили против него некоторые придворные, недовольные его внутренней политикой и строительством Версаля. Это пошло на плюс сюжету, превратив роман из мелодрамы в захватывающий детектив, когда интрига нарастает с каждой главой, и читатель вместе с верными друзьями короля ищут виновных в государственной измене. Невозможно оторваться от происходящего, вихрь событий захватывает и не даёт перевести дух.
В романе присутствует описание некоторых весьма любопытных медицинских процедур того времени вроде кровопускания, лечения всевозможными травами, использование яичного желтка со скипидаром в качестве ранозаживляющего средства, поливание кипятком перед ампутацией и прочими манипуляциями, которые сейчас кажутся нам диким варварством, а в тот век воспринималось как адекватное лечение людей. Также мы встретимся и с наркоманом, которым являлся отец Клодины, придворный врач Массон, злоупотреблявший лауданумом (опиумной настойкой на спирту).
Что не понравилось – это изобилие постельных сцен, описание которых оставляет желать лучшего («мужская снасть» меня просто приводила в гомерический хохот). Множественные гомосексуальные сцены тоже можно было опустить, оставив лишь намёк.
В остальном получился очень неплохой роман, по динамичности не уступающий остросюжетным детективам. Читается легко, сюжет интересный, динамика событий не даёт скучать. Перевод тоже неплохой.
Рекомендую любителям исторических детективов.
Версаль… Знаменитый дворец Людовика XIV, который стал не только самым прекрасным местом во Франции XVII века, но и средоточием заговоров и хитроумных интриг. Сколько фильмов и книг посвящено ему! История времён Короля-Солнца меня начала интересовать ещё во время моего увлечениями серией романов о прекрасной Анжелике. Книга «Путь в Версаль» была моей самой любимой. Перечитала кучу исторической литературы о Людовике и его знаменитых фаворитках и, честно говоря, рассчитывала, что и сериал, и роман будут именно об этом. Роман об интригах, заговорах, строительстве дворца, о дружбе и предательстве («Больнее всего человека ударяют те, кого он считает своими близкими друзьями»).
Как я уже упомянула ранее, к сериалу я ещё не готова, а вот роман меня захватил. Написан он в не совсем привычном жанре для нашего читателя – в жанре киноромана (это повествование, написанное в манере, близкой к киносценарию). И на обложке книги мы читаем, что роман создан по сценарию Саймона Миррена и Дэвида Уолстенкрофта к сериалу «Версаль». Обычно сначала пишется книга, а потом по ней снимают фильм, а тут – наоборот. Думаю, если бы я сначала посмотрела сериал, а потом прочитала роман, возможно, мои впечатления были бы иными.
Главный герой – конечно же, король Людовик XIV. В книге он представлен таким, каким скорее всего и был на самом деле – величественным, властным, любвеобильным и довольно-таки хорошим человеком как для короля. По крайней мере, у меня он вызвал искреннюю симпатию. Он умеет дружить, ценит верность и родственные узы, с нежностью относится к женщинам. В романе его становление как настоящего властителя только начинается, очень подробно описано его трепетное отношение к Версалю как олицетворению его могущества и блеска. Людовик твёрдо усвоил несколько очень важных правил, которые неизменны для всех монархов: «Желающий править должен перво-наперво научиться приносить себя в жертву» и «Кажись слабым, когда силён, и сильным, когда слаб». Короли не плачут.
Бонтан. Слуга короля, первый камердинер и его самый преданный и верный друг. Не зря источники говорят о том, что самый влиятельный человек в королевстве после короля - это тот, кто первым видит монарха с утра и последним вечером. Бонтан – хранитель всех сердечных и государственных секретов короля, единственный человек, с которым король может иногда быть просто человеком. Роль в романе ему отведена огромная. Он не только смотритель опочивальни государя, но по совместительству ещё и телохранитель, секретарь, персональный помощник и психолог. Значение его в жизни Людовика невозможно переоценить, и король это знает.
Филипп, брат короля. Неоднозначная фигура. Противоречивый характер, взрывной темперамент. К нему невозможно относиться только хорошо или только плохо, моё отношение к нему кардинально менялось с плюса на минус и обратно несколько раз во время чтения. Гомосексуальные манеры Месье и его развратное поведение не может вызывать симпатии. Он отвратительно относится к людям и ни во что не ставит Людовика, иногда позволяя себе очень нелицеприятные замечания по отношению к нему. Это с одной стороны. А с другой стороны – несмотря на все свои недостатки, у него есть и хорошие качества. Он храбрый воин, этого у него не отнять и не может не внушить уважение. Как бы он иногда отвратительно не относился к своей жене, по-своему он всё-таки её любит, и несколько трогательных сцен это покажут. И если он иногда ненавидит своего брата, то своему сюзерену он верен.
Филипп де Лоррен-Арманьяк, или Шевалье. Вот это уж точно неприятный тип. Трусливый, лживый, высокомерный. Тем не менее именно он составил свод придворных правил, которыми впоследствии будет славиться Версаль.
Фабьен Маршаль. Глава королевской полиции. Ещё один преданный друг короля, его верная ищейка, каратель и мститель. Получился жестокий, обаятельный и интересный персонаж.
Лувуа. Военный министр. Мне очень понравился этот герой именно тем, что он не лебезил перед Людовиком, а постоянно его критиковал. И самое интересное, король был вовсе не против, он сам признавал, что «честный критик мне милее лицемерного друга». Личность этого персонажа меня очень интересовала, и на протяжении всего романа я неоднократно думала, предатель он или нет.
Генриетта. Центральный женский персонаж в романе. Меня удивило, что именно она представлена тут как объект очень сильной привязанности Людовика, ведь всегда описывали или отношения с Лавальер или Монтеспан как главными фаворитками сюзерена. Она играет очень важную роль при дворе, считается первой красавицей и законодательницей мод. Кроме того, она очень умная женщина, которая способна не только завлечь короля, но и подписать очень важный стратегический договор между странами. Удивительная женщина, к которой просто невозможно не испытывать симпатию.
Мария Терезия тоже присутствует в романе не совсем такой незначительной фигурой, какой обычно она предстаёт в исторических источниках. История со вторым ребёнком – тому подтверждение, что «в тихом омуте черти водятся», и она не без греха, ещё и какого. Но всё равно она остаётся лишь смутной тенью на фоне своего величественного супруга.
Фаворитки короля Луиза де Лавальер и маркиза де Монтеспан представлены в романе слабо и невыразительно. Мне кажется, не очень правильно было отодвинуть Лавальер на задний план, ведь король питал к ней на самом деле очень сильные чувства, и только после Монтеспан остыл к ней. А в книге он просто с ней играется, и она выглядит как просто одна из многих, что не соответствует исторической действительности. Страсть его к маркизе де Монтеспан тоже не показана как что-то исключительное, а ведь исторический Людовик просто с ума сходил по этой женщине, и ни о какой Генриетте уже и не думал. Вот эта часть романа подкачала, но не сильно испортила впечатление о книге.
Сюжет романа крутится, на моё удивление, не вокруг сердечных дел Людовика XIV, а вокруг заговора, который устроили против него некоторые придворные, недовольные его внутренней политикой и строительством Версаля. Это пошло на плюс сюжету, превратив роман из мелодрамы в захватывающий детектив, когда интрига нарастает с каждой главой, и читатель вместе с верными друзьями короля ищут виновных в государственной измене. Невозможно оторваться от происходящего, вихрь событий захватывает и не даёт перевести дух.
В романе присутствует описание некоторых весьма любопытных медицинских процедур того времени вроде кровопускания, лечения всевозможными травами, использование яичного желтка со скипидаром в качестве ранозаживляющего средства, поливание кипятком перед ампутацией и прочими манипуляциями, которые сейчас кажутся нам диким варварством, а в тот век воспринималось как адекватное лечение людей. Также мы встретимся и с наркоманом, которым являлся отец Клодины, придворный врач Массон, злоупотреблявший лауданумом (опиумной настойкой на спирту).
Что не понравилось – это изобилие постельных сцен, описание которых оставляет желать лучшего («мужская снасть» меня просто приводила в гомерический хохот). Множественные гомосексуальные сцены тоже можно было опустить, оставив лишь намёк.
В остальном получился очень неплохой роман, по динамичности не уступающий остросюжетным детективам. Читается легко, сюжет интересный, динамика событий не даёт скучать. Перевод тоже неплохой.
Рекомендую любителям исторических детективов.
Время использования | 1 день |
Общее впечатление | Что бы ни происходило у них на глазах, короли не плачут |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву2