Отзыв: Горельефы из первого храма Христа Спасителя (Россия, Москва) - Впечатляет и заставляет задуматься...о жизни, смерти и историчеких поворотах судьбы.
Достоинства: Хорошо, что сохранилась хоть малая часть скульптурных работ Логановского.
Недостатки: Грустно, что всё потихоньку разрушается...
Именно из-за этих горельефов я очень давно хотела посетить Донской монастырь, вернее его Некрополь.
Впервые о том, что они вообще существуют узнала из российского детективно-приключенческого сериала «Зоннентау». Могу уже и ошибаться с названием фильма, так как в памяти остался только сюжет и новое слово горельефы. Запрос в интернете подтвердил, да действительно в дальнем углу Донского монастыря хранятся мраморные горельефы чудом уцелевшие со взорванного в 1931 году Храма Христа Спасителя.
Они действительно мраморные, но мрамор протопоповский. По сути это известняк. Материал непрочный и требующий тщательного ухода.
Долгие уговоры мужа съездить успехом не увенчались. Летом дача, зимой... ну не любит он по Москве на машине ездить... пробки, парковки. А самостоятельно... я не была уверена, что со своим географическим тупинизмом доберусь туда куда надо. Забегая вперед скажу - добралась. Вообще без проблем. Спасибо тому же интернету, подробным отзывам ну и яндекс-навигатору.
Про сам Донской монастырь и его некрополь будет отдельный отзыв. А пока про горельефы. Если обратили внимание, я написала, что слово это для меня новое. Обычно на слуху барельеф. В чем разница? В горельефе изображение выступает над плоскостью больше чем наполовину. Он больше подходит для изображения сцен с множеством персонажей, где фигуры отступают от фона.
Я уже имела примерное представление где эти горельефы "хранятся". Когда то на территории Донского монастыря был филиал музея архитектуры. И там много что складировалось, попав под слом по решению властей Советов. Так например я уже видела фрагменты Триумфальной арки, которые сейчас демонстрируются в Аптекарском дворике музея Щусева.
Основной ориентир, это восточная монастырская стена граничащая с Донским кладбищем. До этой территории еще не дошли руки реставраторов и выглядит она заброшенной.
Когда в нишах стали появляться разные части от скульптур, поняла, что иду в правильном направлении.
И вот действительно в самом дальней части некрополя, на монастырской стене нашему вниманию представлены чудесные творения Александра Васильевича Логановского. Всего их 6 из 48.
На горельефах каждый персонаж со своим характером, одеждой, положением в обществе, жестами, эмоциями и выражением лица. Ощущение, что они как-будто замерли и вот-вот оживут...
"Чудесные творения" не пафосное громкое высказывание, они действительно интересны, уникальны и очень понятны.
Предлагаю просто посмотреть и почувствовать, сколько же им пришлось пережить за свой солидный 170 летний возраст.
Созданы в 1847 году. Демонтированы, а попросту сбиты со стен храма и свалены в монастыре в 1931 году. Через двадцать лет отреставрированы, вернее как пазлы собраны из сохранившихся частей. И вот уже почти 70 лет как вмонтированы в стены для осмотра очень узким кругом посетителей.
Их состояние поддерживается служителями монастыря в основном за счет средств пожертвований прихожан.
Оказывается не все работы тут признанного мастера декоративной скульптуры Логановского, который 1850 году за исполнение скульптурных работ для храма Христа Спасителя был награжден орденом "Святой Анны 3-й степени". Он рано умер в 43 года. Его работы и сейчас украшают Исакиевский Собор .
Вот автор Николай Рамазанов. Академик императорской Академии художеств. Его работы украшают постамент памятника Николаю I в Санкт-Петербурге.
А еще в создании горельефов в русско-византийском стиле принимал участие Петр Карлович Клодт, автор конной композиции на Аничковом мосту.
Много фрагментов так и не нашли своего применения и лежат просто в нишах стен.
Вот встреча Давида после победы на Голиафом. Снято при сильном приближении.
Победное возвращение Авраама.
Справа - Мариам.
Эти горельефы более контрастно смотрятся на белом фасаде храма. Наверное более долговечны. Тут нет угрозы, что как в случае с камнем, отломается какая-нибудь часть. Но те первые, может из-за тяжелой судьбы самого храма, может потому что они все-же чудом сохранились как то душевнее, трепетнее.
Если будет возможность, зайдите. Территория небольшая, а вот эмоции получите много. Вход бесплатный, к внешнему виду претензий нет (была в джинсах и без платка), фотосъемка разрешена.
Впервые о том, что они вообще существуют узнала из российского детективно-приключенческого сериала «Зоннентау». Могу уже и ошибаться с названием фильма, так как в памяти остался только сюжет и новое слово горельефы. Запрос в интернете подтвердил, да действительно в дальнем углу Донского монастыря хранятся мраморные горельефы чудом уцелевшие со взорванного в 1931 году Храма Христа Спасителя.
Они действительно мраморные, но мрамор протопоповский. По сути это известняк. Материал непрочный и требующий тщательного ухода.
Долгие уговоры мужа съездить успехом не увенчались. Летом дача, зимой... ну не любит он по Москве на машине ездить... пробки, парковки. А самостоятельно... я не была уверена, что со своим географическим тупинизмом доберусь туда куда надо. Забегая вперед скажу - добралась. Вообще без проблем. Спасибо тому же интернету, подробным отзывам ну и яндекс-навигатору.
Про сам Донской монастырь и его некрополь будет отдельный отзыв. А пока про горельефы. Если обратили внимание, я написала, что слово это для меня новое. Обычно на слуху барельеф. В чем разница? В горельефе изображение выступает над плоскостью больше чем наполовину. Он больше подходит для изображения сцен с множеством персонажей, где фигуры отступают от фона.
Я уже имела примерное представление где эти горельефы "хранятся". Когда то на территории Донского монастыря был филиал музея архитектуры. И там много что складировалось, попав под слом по решению властей Советов. Так например я уже видела фрагменты Триумфальной арки, которые сейчас демонстрируются в Аптекарском дворике музея Щусева.
Основной ориентир, это восточная монастырская стена граничащая с Донским кладбищем. До этой территории еще не дошли руки реставраторов и выглядит она заброшенной.
Когда в нишах стали появляться разные части от скульптур, поняла, что иду в правильном направлении.
И вот действительно в самом дальней части некрополя, на монастырской стене нашему вниманию представлены чудесные творения Александра Васильевича Логановского. Всего их 6 из 48.
На горельефах каждый персонаж со своим характером, одеждой, положением в обществе, жестами, эмоциями и выражением лица. Ощущение, что они как-будто замерли и вот-вот оживут...
"Чудесные творения" не пафосное громкое высказывание, они действительно интересны, уникальны и очень понятны.
Предлагаю просто посмотреть и почувствовать, сколько же им пришлось пережить за свой солидный 170 летний возраст.
Созданы в 1847 году. Демонтированы, а попросту сбиты со стен храма и свалены в монастыре в 1931 году. Через двадцать лет отреставрированы, вернее как пазлы собраны из сохранившихся частей. И вот уже почти 70 лет как вмонтированы в стены для осмотра очень узким кругом посетителей.
Их состояние поддерживается служителями монастыря в основном за счет средств пожертвований прихожан.
Оказывается не все работы тут признанного мастера декоративной скульптуры Логановского, который 1850 году за исполнение скульптурных работ для храма Христа Спасителя был награжден орденом "Святой Анны 3-й степени". Он рано умер в 43 года. Его работы и сейчас украшают Исакиевский Собор .
Вот автор Николай Рамазанов. Академик императорской Академии художеств. Его работы украшают постамент памятника Николаю I в Санкт-Петербурге.
А еще в создании горельефов в русско-византийском стиле принимал участие Петр Карлович Клодт, автор конной композиции на Аничковом мосту.
Много фрагментов так и не нашли своего применения и лежат просто в нишах стен.
Вот встреча Давида после победы на Голиафом. Снято при сильном приближении.
Победное возвращение Авраама.
Справа - Мариам.
Эти горельефы более контрастно смотрятся на белом фасаде храма. Наверное более долговечны. Тут нет угрозы, что как в случае с камнем, отломается какая-нибудь часть. Но те первые, может из-за тяжелой судьбы самого храма, может потому что они все-же чудом сохранились как то душевнее, трепетнее.
Если будет возможность, зайдите. Территория небольшая, а вот эмоции получите много. Вход бесплатный, к внешнему виду претензий нет (была в джинсах и без платка), фотосъемка разрешена.
Время использования | 2017 |
Год посещения | 2017 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Москва |
Город или поселок | Москва |
Общее впечатление | Впечатляет и заставляет задуматься...о жизни, смерти и историчеких поворотах судьбы. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву11