Отзыв: Музей императора Николая II в Николо-Угрешском монастыре (Россия, Дзержинский) - Музей иператора в монастыре, который он никогда не посещал.
Достоинства: Красота и историческая значимость монастыря
Недостатки: Практически не успели осмотреть музей из- за спешки, ризница на реставрации, еда в трапезной
Посещение Николо - Угрешского монастыря с заходом в музей императора Николая II, который там находится, - это вторая часть и продолжение нашей экскурсии в дворянскую усадьбу "Белая Дача". Мой отзыв можно почитать тут: Экскурсия в усадьбу "Белая Дача"
В Николо- Угрешском монастыре я была несколько раз, а вот об открытии там музея в мае 2008г, ничего не знала. Посещение этого музея и было основной целью и интересом для меня в этой экскурсии. Это же стало и основным разочарованием.
Но разочаровал меня не музей, конечно. А те 10- 15 минут, которые мы провели в музейном зале. Мало того, что наш экскурсовод пробежал мимо всех витрин с экспонатами в темпе вальса, выдавая на бегу информацию по 2-3 предложения, так еще и наши дорогие соотечественники, поставленные в такие условия, толпились, мешали друг другу, не давая посмотреть экспонаты ни себе, ни другим.
Ладно, думаю, чуть отстану, сфотографирую. Только приготовишься щелкнуть затвором - обязательно вперед, ну прямо перед тобой, выскочит кто- то со своим фотиком. Или пройдет прямо перед нацеленным на объект съемки объективом, чуть вжав свои уши. И в твоем кадре, на весь экран, отображается его сгорбленная фигура! Как будто, если он пригнет чуть голову - уже не заслонит мне объект съемки. Ну что за люди! Ведь можно же обойти сзади, так нет, надо именно перед объективом. И все. Твой кадр испорчен. Начинаешь снимать снова и все повторяется.
А в это время наш экскурсовод уже убежал вперед, его рассказ не слышен, т. к. он говорит не громко, без микрофона. В большом зале с высокими потолками, его уже и в 3-х метрах не слышно.
Еще пару кадров... а экскурсия - то уже и закончена! И вот он, экскурсовод наш, стоит и смотрит на меня, когда же я покину зал, чтобы его можно было закрыть на ключ.
Всего этого можно было бы избежать, если бы экскурсовод здесь так не торопился. Тогда группе экскурсантов не пришлось бы бежать за ним, обгоняя и расталкивая друг- друга.
Причем такой темп был только в этом музее. На территории монастыря и в его храмах, которые мы посетили, и рассказ был подробней, и спешки такой не было.
Так что покажу и расскажу то, что умудрилась услышать, запомнить и сфотографировать.
Музей императора Николая IIнаходится в здании братского корпуса на 2-ом этаже:
Подход к этому корпусу огорожен, это приватная территория. Прогуливаться здесь нельзя. Нас провели только для входа в музей. Несколько фото я сделала после экскурсии, чуть задержавшись.
Вход в музей через подъезд, который не попал в кадр, он левее. Войдя в подъезд жилого братского монашеского корпуса, нас встретила тишина, сверкающий мрамор сверху- до низу, дорогое современное убранство. Снимать было некогда - бежали наверх, на 2-ой этаж. Мельком удалось снять современную лестницу: Перила из дорогих пород дерева.
Вот это собственно и есть музейный зал с экспозицией: Перегородкой с колоннами он разделен на 2-е половины. Экспонаты развешены по стенам и размещены в застекленных витринах, установленных по периметру:
Все экспонаты были собраны одним человеком- известным коллекционером, реставратором Александром Васильевичем Ремжиным. Это наш современник. В течении 15 лет он собирал все эти раритеты по крупицам из частных коллекций, антикварных магазинов и, по его утверждению, из подарков простых людей. Всего им было собрано более 2000 экспонатов, 300 из которых он подарил музею монастыря. Подарил он их по двум причинам: у него были хорошие отношения с бывшим наместником монастыря, а так же потому, что монастырь находится под покровительством Святителя Николая Чудотворца, и этот же святой являлся небесным покровителем императора Николая II при его жизни. Сам император никаким образом с монастырем не связан, и никогда здесь не был.
В экспозиции представлены собранные литографии, гравюры, открытки, фотографии, личные вещи, предметы быта - все подлинники, документально свидетельствующие о жизни семьи императора в мирное время и в годы Первой мировой войны. Все предметы имеют как художественную, так и историческую ценность.
Этот стенд и витрина посвящены родителям Николая II- императору Александру III и императрице Марии Федоровне : Наверху узнаваемый портрет Александра III, на витрине личные вещи им принадлежащие: альбомы, семейные портреты, барельефы, медальоны (лучше снять не удалось): В центре предыдущего фото - литография "Русский императорский дом".
Литография крупнее: Николай II здесь изображен еще молодым наследным цесаревичем. Слева, в первом верхнем ряду, великий князь Владимир Александрович. В его великолепнейшем дворце проходили съемки многих сцен фильма "Троцкий", который только что показали по ТВ. Мы застали эти съемки, когда посещали дворец в феврале 2017г.
А справа, первый в ряду, его брат Алексей Александрович. Его экзотический дворец сейчас тоже доступен для посещения. Во втором ряду слева, молоденький мальчик в белом мундире- Великий князь Андрей Владимирович. Это будущий муж Матильды Кшесинской.
Про каждого здесь можно рассказать, ну вы и без меня знаете. Это я так, лирическое отступление.
Литография датирована 1891г. Внизу интересная напечатанная приписочка: дозволено цензурою.
Этот шерстяной ковер был изготовлен на Завидовской ковровой фабрике к празднованию 300-сот летия дома Романовых: Здесь изображен царь Алексей Михайлович, выбирающий себе невесту. В правой руке он держит платок, который вручит той девушке, которая ему понравится.
Много экспонатов в музее связано с коронационными торжествами. На этой витрине представлена фаянсовая посуда: тарелка, на которой лежали угощения и кружки, которые раздавались народу при короновании императора Николая II в 1896г: На кружках надпись: " на память. Священное коронование". На обороте гербы и вензеля : Н II и АФ
Здесь, в рамочке, сохранившиеся части медных хоругвей со вставками полудрагоценных камней, которые несли при короновании императора: Надписи " Священное коронование" тоже присутствуют.
Про ценную икону на этом стенде пару слов нам было сказано: Это коронационная икона небесных покровителей императора и императрицы, написана специально к коронации. Икона Святителя Николая Чудотворца и святой царицы Александры: Таких икон было написано 300 штук, их император лично дарил своим самым приближенным и дорогим гостям при коронации в Кремле.
Выше портрет ее Императорского Величества Александры Федоровны. Здесь она очень красива.
На этой витрине- принадлежащие ей личные вещи: чашка с блюдцем из ее личного сервиза, нож для бумаги, фотографии и молитвенник с личными автографами.
Портреты на картинах, гравюрах, открытках:
Император с семьей, цесаревич Алексей:
Лаковые миниатюрные шкатулки:
Эта витрина и стенд посвящены Святому Иоанну Кронштадтскому: В жизни он так или иначе пересекался с царской семьей. Здесь выставлена книга с подлинным автографом Святого Иоанна:
На этой витрине интересные экспонаты: Листочки скругленной треугольной формы- это аптечные ярлыки на лекарство. Слева у каждого видна линия отрыва. Там ярлык крепился к лекарственной бутылочке. Под № 1- ярлык аптечный, выписанный профессором Симановским для лечения цесаревича Алексея, под № 3 выписанный им же для Императрицы, а под № 2 для лечения Великой княжны Ольги Николаевны профессором Боткиным в 1908г. Тем самым, которого через 10 лет расстреляют вместе с его подопечными в Ипатьевском доме.
Вот ведь как: 300 лет назад все начиналось в Костроме в ИПАТЬЕВСКОМ монастыре, и через 300 лет все закончилось в ИПАТЬЕВСКОМ доме в Екатеринбурге!
Пишу и слезы наворачиваются.
К празднованию 300-летия дома Романовых выпускалось множество иллюстрированных альбомов, юбилейных открыток и картин:
Вот так красочно оформлялось Свидетельство об окончании каких то там курсов в Костромской губернии: Сверху на старо - славянском написано: В память трехсот лет царствования дома Романовых.
Вот еще: Если увеличить - можно вверху справа прочесть основные воспитательные заповеди из Евангелия. Какие понятные, правильные и знакомые слова!
А это похвальный лист: Как красочно оформлено. А я получала свои похвальные листы в строгой красной рамочке, украшенные только красными флагами и золотым логотипом Ильича. Ни тебе цветочков с завитками, ни рыцарей на коне.
Портреты Императора и Императрицы, маленького цесаревича Алексея:
Эта витрина посвящена воинскому окружению императора: Здесь подлинные фотографии из ставки Верховного Главнокомандующего, фото Императрицы и Великих княжон, работающих сестрами милосердия. Сохранилась даже походная фляга и индивидуальный перевязочный пакет периода Первой мировой войны:Фляга под № 2, пакет под № 3.
На этом фото, под № 8 столовый прибор для дичи. Прибор принадлежал повару царской семьи Харитонову, который в последствии был так же расстрелян вместе с императорской семьей: Прибор был присвоен и сохранен одним из тех, кто расстреливал царскую семью.
Внизу на стенде лежит марка с изображением К. Маркса, стоимостью 10 марок. По теперешним ценам около 100 евро. Продавая их, собирались деньги на революцию для большевиков (один из способов). Выпущено и продано их было 1 миллион. Сумма выручена хорошая.
Как я уже писала, из-за спешки, к некоторым витринам и стендам мне не удалось даже подойти. Так что многого я не увидела. На этом показ коллекции для меня был закончен.
Затем нас подвели к макету монастыря, где экскурсовод еще раз рассказал об основных постройках в обители: Коротко и я покажу вам основные.
Площадь монастыря большая, 17 га, и монастырь по размерам своим сопоставим с Троицко - Сергиевской Лаврой. На основной территории находятся 8 храмов, 2 часовни, колокольня и братские корпуса. На прилегающей, за белой монастырской стеной, расположено монастырское хозяйство и сад с фруктовыми деревьями.
Колокольня. Ее еще называют Угрешская свеча, т. к. по своим архитектурным особенностям, она напоминает церковную восковую свечу: Ее видно еще со МКАДа, и она первое, что приковывает взгляд, когда мы входим на территорию обители.
Колокольня 8-ми ярусная, проходная. Она не перегружена архитектурно- декоративными украшениями. На первом ярусе мы видим ряд колонн ионического ордена, рустовку и медальоны. По карнизу идет пояс из декоративных балясинок. Такие же пояса, только в пропорционально уменьшенном размере, идут по всем карнизам между ярусами колокольни.
В проемах 3-го и 4-го ярусов, оформленных полукружиями закомар, мы видим колокола, выше находится часовой механизм. Венчает колокольню золоченая главка в виде луковицы.
Во время войны колокольня была частично разрушена, чтобы не служить немцам ориентиром для бомбардировок. На первом плане этого фото мы видим красивую желтую часовню с голубым куполом. Это часовня Николая Чудотворца, она установлена на месте основания монастыря. Фриз часовни украшают медальоны с ликами всех Угрешских святых. В часовне бьет источник, есть небольшая купель, можно набрать святой воды, умыться. Вот такой ажурной решеткой украшены окна часовни:
Стоя возле часовни, можно рассмотреть восточный фасад Никольской церкви: Эта церковь была заложена в честь победы в Куликовской битве по распоряжению князя Дмитрия Донского. Это первый храм на территории монастыря, с него начинаются все остальные монастырские постройки.
Правда нынешняя постройка - это новодел, возведенный 10 лет назад. Но построили храм на том же самом месте, где и стояла первая церковь в 1380 году, в древнерусском стиле.
Купола в виде полусфер, узкие вытянутые окна, закомарные перекрытия, строгий вид- все это характерно для наших старинных храмов. С этого ракурса видны алтарные апсиды, украшением которых служит только поясок из поребрика кирпича с бусинками, и ажурный поясок, идущий вокруг барабана. Фото апсид крупнее:
На западной стороне, на фронтоне, добавлена узорчатая вязь из белого камня. Вход в храм со 2-го этажа оформлен традиционным перспективным порталом: На 1-ом этаже расположен еще один храм в честь Всех Угрешских Святых. Сейчас войти внутрь храма нельзя, там идет процесс росписи.
Самый большой храм на территории обители- Преображенский: Это вид на него с восточной стороны.
Собор был построен в 19 веке в псевдорусском стиле. Собор пятиглавый. Центральный, самый большой купол, символизирующий Христа - позолоченный. А четыре купола поменьше, символизирующие 4-х апостолов- евангелистов- синего цвета с золотыми звездами.
Глядя на фото можно сравнить оба храма: справа видны алтарные апсиды Никольской церкви, а в центре фото- апсиды и восточный фасад Преображенского собора. Тот строгий, из украшений один только поребрик, и этот- богато декорированный.
Основными элементами композиции обоих соборов является кубический четверик, алтарная часть с 3-мя апсидами. Но посмотрите, как архитектурно украшены апсиды Преображенского собора: тут и различные виды поясов, полукружий, полукруглые и остроконечные кокошники. Апсиды членятся оконными проемами и нишами с перспективными полукруглыми завершениями, опирающимися на изящные ионические колонны.
Мощные опорные колонны четверика украшены рустовкой по всей высоте.
Ну, красивый собор, что тут сказать!
На этом фото виден северный фасад собора, притвор: Здесь видно, что собор так же богато декорирован со всех сторон.
Ну, а здесь - апофеоз! Оба храма рядом, вид с западного фасада:
Даже описывать не буду. Сами все видите. Красота - она и в Африке красота.
Но так было не всегда. В наше дорогое советское время собор был частично разрушен. С него были снесены купола, проложены этажи, прорублены дополнительные окна. Здесь было устроено зернохранилище и спортзал, где занимались дзюдо дети- беспризорники из колонии им. Дзержинского.
Собор был отреставрирован в 2000году. Росписи были восстановлены по тем образцам, которые существовали до его разрушения.
В этой ротонде изначально был кабинет настоятеля монастыря Пимена Угрешского: А во время старообрядческого раскола, в течении 9-ти месяцев, под этой ротондой был заточен протопоп Аввакум, впоследствии отправленный в ссылку в Сибирь.
Сейчас здесь находится музей- ризница, где хранится древняя церковная утварь, евангелия, книги, богослужебные сосуды и прочая утварь. В настоящее время там проходит реставрация (как нам сказали), и Ризница не доступна к посещению. Хотя на сайте монастыря я прочитала, что экскурсии туда возможны.
Это государевы палаты: Они были построены как гостиница для российских царей. Наезжал и останавливался здесь и молодой царь Петр, а царь Алексей Михайлович со свитой бывал здесь более 20 раз.
Успенская церковь красного цвета в конце здания: Это самый старый храм в обители. Церковь 2-х этажная. На первом этаже находится храм - трапезная для монахов, где они совершают трапезы. Кстати монахов в обители 15 человек и еще 50 студентов - семинаристов, обучающихся в духовной семинарии монастыря. Экскурсию нам проводил один из таких семинаристов.
А экскурсии по усадьбе "Белая дача" и следующей, в продолжении нашей экскурсии, в усадьбе графа Орлова - уже экскурсоводы от турфирмы.
Сама Успенская церковь расположена на 2-ом этаже. Поднимались в нее мы по сохранившейся древней каменной лестнице, покрытой железом. Росписи 19 века в церкви отлично сохранились благодаря нашей доблестной советской милиции, располагавшейся здесь при Советской власти. Чтобы не смущать сотрудников, росписи были добротно заштукатурены, что впоследствии позволило реставраторам, сняв штукатурку, только чуть подновить отлично сохранившуюся живопись.
Вот это строение привлекает внимание всех посетителей монастыря: Очень уж красивы резные белокаменные наличники окон. Это братские корпуса для проживания монахов. У каждого своя келья. Монахов, напомню 15 человек.
Это фото я сделала сразу на выходе из подъезда другого братского корпуса, где был расположен музей Николая II т. е., на фото, подъезд у меня за спиной. Это территория огорожена, сюда не пройти прихожанам. Очень жалко, что я не рискнула пройтись вдоль этого братского корпуса, как та дама в красном, на фото.
То же, чуть с другого ракурса: Можно хорошо рассмотреть храм желтого цвета, имеющий в своей архитектуре восточные мотивы. Это храм в честь Иконы Божьей Матери Всех Скорбящих в Радости. Утром и вечером здесь совершаются монашеские молитвы. А в противоположной стороне братского желтого корпуса находится храм с черными куполами - в честь Казанской Божьей Матери. В нем в зимнее время совершают молитвы семинаристы: С другого ракурса сфотографировать его не получается, а этот снимок, все с той же приватной территории.
То есть в оба храма доступа прихожанам нет, они, так сказать, для собственных нужд. Но так было не всегда.
Опять же, в наше советское время, здесь располагались роддом, венерический диспансер. И если вы принадлежали к одной из этих категорий, то возможность пройтись по историческим помещениям была.
В летнее время семинаристы молятся в другом, летнем храме Преподобного Пимена Угрешского: Присмотритесь внимательней. Ничего не напоминает?
Этот храм является копией храма Покрова - на Нерли! Храм был построен на пожертвования благотворителей. За ним находится монастырское кладбище.
А это - не часовня, как думают многие, а храм Страстей Господних: Храм одноглавый, шатрового типа, восьмерик на четверике, одноапсидный, по образу древнерусского деревянного зодчества. За храмом видна монастырская стена, за которой находится монастырский сад и небольшое подсобное животноводческое хозяйство.
Напоследок немного монастырских видов в красках поздней осени.
Это вид на храм Всех скорбящих в Радости: Левей находится дом настоятеля, справа проходная арка колокольни.
Сквозь листву виден дом настоятеля монастыря:
Пару практических советов.
На территории есть 2 точки общепита. Обе находятся сразу при входе. Слева- трапезная, правее небольшой магазинчик с выпечкой. Выпечка в магазинчике неплохая, очень большой выбор, даже пирожные. Все упаковано, по желанию могут разогреть в микроволновке.
С трапезной дело хуже. На открытой витрине - раздачи выставлено множество вторых блюд (первые - в мармитах, тут же), все выглядит симпатично, цены низкие. Но не вкусно, если не сказать больше. Пироги вообще из непропеченного теста. Я бывала тут ранее, как говорится, мед- пиво пила и в рот попадало. Кухня нареканий не вызывала, даже муж мой ел. Сейчас же не рекомендую.
Про туалет. Он всего один на территории, и находится слева от храма Преподобного Пимена Угрешского (который копия Покрова - на Нерли). Сувениры- изумительные, прекрасный выбор! Но лучше смотреть в магазине напротив входа в обитель, через дорогу, а не в том магазине, который расположен в монастырской стене, слева от входа.
Если останется время и силы- можно погулять в красивом старинном парке прямо напротив монастыря.
На этом у нас закончилась 2-ая часть экскурсии. Но впереди нас ждало ее продолжение - усадьба графа Алексея Орлова в селе Остров, а вас продолжение моего отзыва об этом.
Спасибо всем, кто смог дочитать до конца. Короче не получается.
В Николо- Угрешском монастыре я была несколько раз, а вот об открытии там музея в мае 2008г, ничего не знала. Посещение этого музея и было основной целью и интересом для меня в этой экскурсии. Это же стало и основным разочарованием.
Но разочаровал меня не музей, конечно. А те 10- 15 минут, которые мы провели в музейном зале. Мало того, что наш экскурсовод пробежал мимо всех витрин с экспонатами в темпе вальса, выдавая на бегу информацию по 2-3 предложения, так еще и наши дорогие соотечественники, поставленные в такие условия, толпились, мешали друг другу, не давая посмотреть экспонаты ни себе, ни другим.
Ладно, думаю, чуть отстану, сфотографирую. Только приготовишься щелкнуть затвором - обязательно вперед, ну прямо перед тобой, выскочит кто- то со своим фотиком. Или пройдет прямо перед нацеленным на объект съемки объективом, чуть вжав свои уши. И в твоем кадре, на весь экран, отображается его сгорбленная фигура! Как будто, если он пригнет чуть голову - уже не заслонит мне объект съемки. Ну что за люди! Ведь можно же обойти сзади, так нет, надо именно перед объективом. И все. Твой кадр испорчен. Начинаешь снимать снова и все повторяется.
А в это время наш экскурсовод уже убежал вперед, его рассказ не слышен, т. к. он говорит не громко, без микрофона. В большом зале с высокими потолками, его уже и в 3-х метрах не слышно.
Еще пару кадров... а экскурсия - то уже и закончена! И вот он, экскурсовод наш, стоит и смотрит на меня, когда же я покину зал, чтобы его можно было закрыть на ключ.
Всего этого можно было бы избежать, если бы экскурсовод здесь так не торопился. Тогда группе экскурсантов не пришлось бы бежать за ним, обгоняя и расталкивая друг- друга.
Причем такой темп был только в этом музее. На территории монастыря и в его храмах, которые мы посетили, и рассказ был подробней, и спешки такой не было.
Так что покажу и расскажу то, что умудрилась услышать, запомнить и сфотографировать.
Музей императора Николая IIнаходится в здании братского корпуса на 2-ом этаже:
Подход к этому корпусу огорожен, это приватная территория. Прогуливаться здесь нельзя. Нас провели только для входа в музей. Несколько фото я сделала после экскурсии, чуть задержавшись.
Вход в музей через подъезд, который не попал в кадр, он левее. Войдя в подъезд жилого братского монашеского корпуса, нас встретила тишина, сверкающий мрамор сверху- до низу, дорогое современное убранство. Снимать было некогда - бежали наверх, на 2-ой этаж. Мельком удалось снять современную лестницу: Перила из дорогих пород дерева.
Вот это собственно и есть музейный зал с экспозицией: Перегородкой с колоннами он разделен на 2-е половины. Экспонаты развешены по стенам и размещены в застекленных витринах, установленных по периметру:
Все экспонаты были собраны одним человеком- известным коллекционером, реставратором Александром Васильевичем Ремжиным. Это наш современник. В течении 15 лет он собирал все эти раритеты по крупицам из частных коллекций, антикварных магазинов и, по его утверждению, из подарков простых людей. Всего им было собрано более 2000 экспонатов, 300 из которых он подарил музею монастыря. Подарил он их по двум причинам: у него были хорошие отношения с бывшим наместником монастыря, а так же потому, что монастырь находится под покровительством Святителя Николая Чудотворца, и этот же святой являлся небесным покровителем императора Николая II при его жизни. Сам император никаким образом с монастырем не связан, и никогда здесь не был.
В экспозиции представлены собранные литографии, гравюры, открытки, фотографии, личные вещи, предметы быта - все подлинники, документально свидетельствующие о жизни семьи императора в мирное время и в годы Первой мировой войны. Все предметы имеют как художественную, так и историческую ценность.
Этот стенд и витрина посвящены родителям Николая II- императору Александру III и императрице Марии Федоровне : Наверху узнаваемый портрет Александра III, на витрине личные вещи им принадлежащие: альбомы, семейные портреты, барельефы, медальоны (лучше снять не удалось): В центре предыдущего фото - литография "Русский императорский дом".
Литография крупнее: Николай II здесь изображен еще молодым наследным цесаревичем. Слева, в первом верхнем ряду, великий князь Владимир Александрович. В его великолепнейшем дворце проходили съемки многих сцен фильма "Троцкий", который только что показали по ТВ. Мы застали эти съемки, когда посещали дворец в феврале 2017г.
А справа, первый в ряду, его брат Алексей Александрович. Его экзотический дворец сейчас тоже доступен для посещения. Во втором ряду слева, молоденький мальчик в белом мундире- Великий князь Андрей Владимирович. Это будущий муж Матильды Кшесинской.
Про каждого здесь можно рассказать, ну вы и без меня знаете. Это я так, лирическое отступление.
Литография датирована 1891г. Внизу интересная напечатанная приписочка: дозволено цензурою.
Этот шерстяной ковер был изготовлен на Завидовской ковровой фабрике к празднованию 300-сот летия дома Романовых: Здесь изображен царь Алексей Михайлович, выбирающий себе невесту. В правой руке он держит платок, который вручит той девушке, которая ему понравится.
Много экспонатов в музее связано с коронационными торжествами. На этой витрине представлена фаянсовая посуда: тарелка, на которой лежали угощения и кружки, которые раздавались народу при короновании императора Николая II в 1896г: На кружках надпись: " на память. Священное коронование". На обороте гербы и вензеля : Н II и АФ
Здесь, в рамочке, сохранившиеся части медных хоругвей со вставками полудрагоценных камней, которые несли при короновании императора: Надписи " Священное коронование" тоже присутствуют.
Про ценную икону на этом стенде пару слов нам было сказано: Это коронационная икона небесных покровителей императора и императрицы, написана специально к коронации. Икона Святителя Николая Чудотворца и святой царицы Александры: Таких икон было написано 300 штук, их император лично дарил своим самым приближенным и дорогим гостям при коронации в Кремле.
Выше портрет ее Императорского Величества Александры Федоровны. Здесь она очень красива.
На этой витрине- принадлежащие ей личные вещи: чашка с блюдцем из ее личного сервиза, нож для бумаги, фотографии и молитвенник с личными автографами.
Портреты на картинах, гравюрах, открытках:
Император с семьей, цесаревич Алексей:
Лаковые миниатюрные шкатулки:
Эта витрина и стенд посвящены Святому Иоанну Кронштадтскому: В жизни он так или иначе пересекался с царской семьей. Здесь выставлена книга с подлинным автографом Святого Иоанна:
На этой витрине интересные экспонаты: Листочки скругленной треугольной формы- это аптечные ярлыки на лекарство. Слева у каждого видна линия отрыва. Там ярлык крепился к лекарственной бутылочке. Под № 1- ярлык аптечный, выписанный профессором Симановским для лечения цесаревича Алексея, под № 3 выписанный им же для Императрицы, а под № 2 для лечения Великой княжны Ольги Николаевны профессором Боткиным в 1908г. Тем самым, которого через 10 лет расстреляют вместе с его подопечными в Ипатьевском доме.
Вот ведь как: 300 лет назад все начиналось в Костроме в ИПАТЬЕВСКОМ монастыре, и через 300 лет все закончилось в ИПАТЬЕВСКОМ доме в Екатеринбурге!
Пишу и слезы наворачиваются.
К празднованию 300-летия дома Романовых выпускалось множество иллюстрированных альбомов, юбилейных открыток и картин:
Вот так красочно оформлялось Свидетельство об окончании каких то там курсов в Костромской губернии: Сверху на старо - славянском написано: В память трехсот лет царствования дома Романовых.
Вот еще: Если увеличить - можно вверху справа прочесть основные воспитательные заповеди из Евангелия. Какие понятные, правильные и знакомые слова!
А это похвальный лист: Как красочно оформлено. А я получала свои похвальные листы в строгой красной рамочке, украшенные только красными флагами и золотым логотипом Ильича. Ни тебе цветочков с завитками, ни рыцарей на коне.
Портреты Императора и Императрицы, маленького цесаревича Алексея:
Эта витрина посвящена воинскому окружению императора: Здесь подлинные фотографии из ставки Верховного Главнокомандующего, фото Императрицы и Великих княжон, работающих сестрами милосердия. Сохранилась даже походная фляга и индивидуальный перевязочный пакет периода Первой мировой войны:Фляга под № 2, пакет под № 3.
На этом фото, под № 8 столовый прибор для дичи. Прибор принадлежал повару царской семьи Харитонову, который в последствии был так же расстрелян вместе с императорской семьей: Прибор был присвоен и сохранен одним из тех, кто расстреливал царскую семью.
Внизу на стенде лежит марка с изображением К. Маркса, стоимостью 10 марок. По теперешним ценам около 100 евро. Продавая их, собирались деньги на революцию для большевиков (один из способов). Выпущено и продано их было 1 миллион. Сумма выручена хорошая.
Как я уже писала, из-за спешки, к некоторым витринам и стендам мне не удалось даже подойти. Так что многого я не увидела. На этом показ коллекции для меня был закончен.
Затем нас подвели к макету монастыря, где экскурсовод еще раз рассказал об основных постройках в обители: Коротко и я покажу вам основные.
Площадь монастыря большая, 17 га, и монастырь по размерам своим сопоставим с Троицко - Сергиевской Лаврой. На основной территории находятся 8 храмов, 2 часовни, колокольня и братские корпуса. На прилегающей, за белой монастырской стеной, расположено монастырское хозяйство и сад с фруктовыми деревьями.
Колокольня. Ее еще называют Угрешская свеча, т. к. по своим архитектурным особенностям, она напоминает церковную восковую свечу: Ее видно еще со МКАДа, и она первое, что приковывает взгляд, когда мы входим на территорию обители.
Колокольня 8-ми ярусная, проходная. Она не перегружена архитектурно- декоративными украшениями. На первом ярусе мы видим ряд колонн ионического ордена, рустовку и медальоны. По карнизу идет пояс из декоративных балясинок. Такие же пояса, только в пропорционально уменьшенном размере, идут по всем карнизам между ярусами колокольни.
В проемах 3-го и 4-го ярусов, оформленных полукружиями закомар, мы видим колокола, выше находится часовой механизм. Венчает колокольню золоченая главка в виде луковицы.
Во время войны колокольня была частично разрушена, чтобы не служить немцам ориентиром для бомбардировок. На первом плане этого фото мы видим красивую желтую часовню с голубым куполом. Это часовня Николая Чудотворца, она установлена на месте основания монастыря. Фриз часовни украшают медальоны с ликами всех Угрешских святых. В часовне бьет источник, есть небольшая купель, можно набрать святой воды, умыться. Вот такой ажурной решеткой украшены окна часовни:
Стоя возле часовни, можно рассмотреть восточный фасад Никольской церкви: Эта церковь была заложена в честь победы в Куликовской битве по распоряжению князя Дмитрия Донского. Это первый храм на территории монастыря, с него начинаются все остальные монастырские постройки.
Правда нынешняя постройка - это новодел, возведенный 10 лет назад. Но построили храм на том же самом месте, где и стояла первая церковь в 1380 году, в древнерусском стиле.
Купола в виде полусфер, узкие вытянутые окна, закомарные перекрытия, строгий вид- все это характерно для наших старинных храмов. С этого ракурса видны алтарные апсиды, украшением которых служит только поясок из поребрика кирпича с бусинками, и ажурный поясок, идущий вокруг барабана. Фото апсид крупнее:
На западной стороне, на фронтоне, добавлена узорчатая вязь из белого камня. Вход в храм со 2-го этажа оформлен традиционным перспективным порталом: На 1-ом этаже расположен еще один храм в честь Всех Угрешских Святых. Сейчас войти внутрь храма нельзя, там идет процесс росписи.
Самый большой храм на территории обители- Преображенский: Это вид на него с восточной стороны.
Собор был построен в 19 веке в псевдорусском стиле. Собор пятиглавый. Центральный, самый большой купол, символизирующий Христа - позолоченный. А четыре купола поменьше, символизирующие 4-х апостолов- евангелистов- синего цвета с золотыми звездами.
Глядя на фото можно сравнить оба храма: справа видны алтарные апсиды Никольской церкви, а в центре фото- апсиды и восточный фасад Преображенского собора. Тот строгий, из украшений один только поребрик, и этот- богато декорированный.
Основными элементами композиции обоих соборов является кубический четверик, алтарная часть с 3-мя апсидами. Но посмотрите, как архитектурно украшены апсиды Преображенского собора: тут и различные виды поясов, полукружий, полукруглые и остроконечные кокошники. Апсиды членятся оконными проемами и нишами с перспективными полукруглыми завершениями, опирающимися на изящные ионические колонны.
Мощные опорные колонны четверика украшены рустовкой по всей высоте.
Ну, красивый собор, что тут сказать!
На этом фото виден северный фасад собора, притвор: Здесь видно, что собор так же богато декорирован со всех сторон.
Ну, а здесь - апофеоз! Оба храма рядом, вид с западного фасада:
Даже описывать не буду. Сами все видите. Красота - она и в Африке красота.
Но так было не всегда. В наше дорогое советское время собор был частично разрушен. С него были снесены купола, проложены этажи, прорублены дополнительные окна. Здесь было устроено зернохранилище и спортзал, где занимались дзюдо дети- беспризорники из колонии им. Дзержинского.
Собор был отреставрирован в 2000году. Росписи были восстановлены по тем образцам, которые существовали до его разрушения.
В этой ротонде изначально был кабинет настоятеля монастыря Пимена Угрешского: А во время старообрядческого раскола, в течении 9-ти месяцев, под этой ротондой был заточен протопоп Аввакум, впоследствии отправленный в ссылку в Сибирь.
Сейчас здесь находится музей- ризница, где хранится древняя церковная утварь, евангелия, книги, богослужебные сосуды и прочая утварь. В настоящее время там проходит реставрация (как нам сказали), и Ризница не доступна к посещению. Хотя на сайте монастыря я прочитала, что экскурсии туда возможны.
Это государевы палаты: Они были построены как гостиница для российских царей. Наезжал и останавливался здесь и молодой царь Петр, а царь Алексей Михайлович со свитой бывал здесь более 20 раз.
Успенская церковь красного цвета в конце здания: Это самый старый храм в обители. Церковь 2-х этажная. На первом этаже находится храм - трапезная для монахов, где они совершают трапезы. Кстати монахов в обители 15 человек и еще 50 студентов - семинаристов, обучающихся в духовной семинарии монастыря. Экскурсию нам проводил один из таких семинаристов.
А экскурсии по усадьбе "Белая дача" и следующей, в продолжении нашей экскурсии, в усадьбе графа Орлова - уже экскурсоводы от турфирмы.
Сама Успенская церковь расположена на 2-ом этаже. Поднимались в нее мы по сохранившейся древней каменной лестнице, покрытой железом. Росписи 19 века в церкви отлично сохранились благодаря нашей доблестной советской милиции, располагавшейся здесь при Советской власти. Чтобы не смущать сотрудников, росписи были добротно заштукатурены, что впоследствии позволило реставраторам, сняв штукатурку, только чуть подновить отлично сохранившуюся живопись.
Вот это строение привлекает внимание всех посетителей монастыря: Очень уж красивы резные белокаменные наличники окон. Это братские корпуса для проживания монахов. У каждого своя келья. Монахов, напомню 15 человек.
Это фото я сделала сразу на выходе из подъезда другого братского корпуса, где был расположен музей Николая II т. е., на фото, подъезд у меня за спиной. Это территория огорожена, сюда не пройти прихожанам. Очень жалко, что я не рискнула пройтись вдоль этого братского корпуса, как та дама в красном, на фото.
То же, чуть с другого ракурса: Можно хорошо рассмотреть храм желтого цвета, имеющий в своей архитектуре восточные мотивы. Это храм в честь Иконы Божьей Матери Всех Скорбящих в Радости. Утром и вечером здесь совершаются монашеские молитвы. А в противоположной стороне братского желтого корпуса находится храм с черными куполами - в честь Казанской Божьей Матери. В нем в зимнее время совершают молитвы семинаристы: С другого ракурса сфотографировать его не получается, а этот снимок, все с той же приватной территории.
То есть в оба храма доступа прихожанам нет, они, так сказать, для собственных нужд. Но так было не всегда.
Опять же, в наше советское время, здесь располагались роддом, венерический диспансер. И если вы принадлежали к одной из этих категорий, то возможность пройтись по историческим помещениям была.
В летнее время семинаристы молятся в другом, летнем храме Преподобного Пимена Угрешского: Присмотритесь внимательней. Ничего не напоминает?
Этот храм является копией храма Покрова - на Нерли! Храм был построен на пожертвования благотворителей. За ним находится монастырское кладбище.
А это - не часовня, как думают многие, а храм Страстей Господних: Храм одноглавый, шатрового типа, восьмерик на четверике, одноапсидный, по образу древнерусского деревянного зодчества. За храмом видна монастырская стена, за которой находится монастырский сад и небольшое подсобное животноводческое хозяйство.
Напоследок немного монастырских видов в красках поздней осени.
Это вид на храм Всех скорбящих в Радости: Левей находится дом настоятеля, справа проходная арка колокольни.
Сквозь листву виден дом настоятеля монастыря:
Пару практических советов.
На территории есть 2 точки общепита. Обе находятся сразу при входе. Слева- трапезная, правее небольшой магазинчик с выпечкой. Выпечка в магазинчике неплохая, очень большой выбор, даже пирожные. Все упаковано, по желанию могут разогреть в микроволновке.
С трапезной дело хуже. На открытой витрине - раздачи выставлено множество вторых блюд (первые - в мармитах, тут же), все выглядит симпатично, цены низкие. Но не вкусно, если не сказать больше. Пироги вообще из непропеченного теста. Я бывала тут ранее, как говорится, мед- пиво пила и в рот попадало. Кухня нареканий не вызывала, даже муж мой ел. Сейчас же не рекомендую.
Про туалет. Он всего один на территории, и находится слева от храма Преподобного Пимена Угрешского (который копия Покрова - на Нерли). Сувениры- изумительные, прекрасный выбор! Но лучше смотреть в магазине напротив входа в обитель, через дорогу, а не в том магазине, который расположен в монастырской стене, слева от входа.
Если останется время и силы- можно погулять в красивом старинном парке прямо напротив монастыря.
На этом у нас закончилась 2-ая часть экскурсии. Но впереди нас ждало ее продолжение - усадьба графа Алексея Орлова в селе Остров, а вас продолжение моего отзыва об этом.
Спасибо всем, кто смог дочитать до конца. Короче не получается.
Время использования | 1 час |
Год посещения | 2017 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Московская область |
Район | городской округ Дзержинский |
Город или поселок | Дзержинский |
Общее впечатление | Музей иператора в монастыре, который он никогда не посещал. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву29
А вот по поводу времени, которое у Вас было на осмотр, это конечно, ничто…
Главное - что грамоты были!
Конечно в музее собрано все самое хорошее, кровавые события не упоминаются. Ни про давку с огромным количеством жертв на выдаче подарков при коронации, ни последующие революции, ни о Распутине - музей собрал только белое.
Если будет только его помнить - забудем всю свою историю. А там было и черное. Историю, по моему убеждению, надо знать, а не вырывать из нее отрывки и куски.
Место красивое, но аналогичная "умилительная" экспозиция есть в Константиновском дворце в Царском селе. Мне хватило той экскурсии.
Молодежь не знает, кто такой Распутин и какую роль он сыграл в истории. А ведь повлиял здорово. Не знают про Ходынку.
Молодежи втолковывают про балы и французкие булки. Что все было прекрасно, но в 17 году группа заговорщиков совершила переворот. Все!
Этот музей, к сожалению, не показывает всю историю объективно.
Раз объявили святым - показывает только "святость". Все.
Печально.
Народ не помнящий своей истории обречен…