Отзыв: Экскурсия по Старо-татарской слободе (Россия, Казань) - Был ли ислам в Российской Империи (фото+видео)
Достоинства: интересно, уникальные памятники архитектуры
Недостатки: многие объекты в не самом лучшем состоянии
С чем у вас ассоциируется Казань? Кремль, стены и большинство объектов которого выглядят вполне традиционно по отношению к другим старинным русским крепостям? Улица Баумана, современная застройка которой относится в массе своей к позапрошлому веку и тоже качественно мало отличается от памятников этого периода? Где же татарский колорит? Может, мечеть Кул Шариф? Так она же современная уже...
Между тем, есть в Казани исторический район, дающий сполна прочувствовать, что не одной лишь традиционной русской культурой жив Татарстан. То, что сейчас называется Старо-Татарской слободой, после присоединения Казани к Русскому Царству было местом, куда выселили коренное население. Но татары - народ предприимчивый и умеющий приспосабливаться, так что расстроились они несильно. Многие подались в купцы, подняли бабло, понастроили особняков. Вот только мечети долгое время приходилось маскировать под жилые дома с разборными минаретами, так как ислам новая власть не приветствовала. А в 1767 году город посетила Екатерина II, которая, преисполнившись истинно европейской толерантности, высочайше разрешила потомкам Чингисхана совершать намаз, не шифруясь. В результате в районе появились уникальные для России архитектурные памятники - мечети XVIII-XIX веков. Но давайте по порядку.
То, что сейчас условно называется Старо-Татарской слободой, примыкает к западному берегу озера Нижний Кабан и, опять же, условно, ограничено улицами Сары Садыковой, переходящей в Нариманова, Галиаскара Камала и участком Московской.
Поскольку остановился я в центре города, то мой путь к слободе был исключительно пешим и проходил по улице Пушкина, которая в исконно татарской части Казани переходит в улицу Татарстан. Идти пришлось мимо местного универа и театра им. Камала с колоритным памятником Шурале.
Первый же примечательный объект встречает нас на углу улиц Татарстан и Московской - мечеть Нурулла или Сенная.
Построена она в первой половине позапрошлого века и выделяется среди других мечетей слободы объемным центральным куполом.
Совсем недалеко, на улице Габдуллы Тукая, находятся еще две старинных мечети. Во-первых, Султановская - это вторая половина XIX века.
А чуть южнее - одна из старейших мечетей в слободе - Галеевская. Она построена на рубеже XVIII-XIX веков в стиле классицизма и примечательна наличием сразу двух минаретов.
Кстати, минареты-то на большинстве мечетей восстановлены не так давно, поскольку в советское время их позакрывали, переоборудовав в склады и ДК. Да и вообще казанские мечети частенько меняют цвет.
Вот, например, голубая мечеть, она же Зонгар.
Минарет уже в этом веке восстановили, и голубой она успела побыть с минаретом уже. А сейчас вот белой стала. Похожая история с Розовой мечетью из Новотатарской слободы, о которой я рассказывал в рамках отзыва о самом городе (ссылку я привел в самом начале).
Или вот, пожалуй, наиболее красивая из мечетей слободы - Азимовская, построенная в конце XIX века в стиле эклектики (то есть смешения разных стилей).
На многих фото она голубая, но во время моего посещения активно готовилась стать красно-белой, хотя часть старой краски еще есть.
Вот примерно такого цвета она был (здание тоже имеет отношение к комплексу мечети).
Это я все пока вожу вас по окраинам слободы. Азимовская мечеть и вовсе располагается на территории промзоны.
На заводе есть своя мечеть, правда, явно новая. Я только минарет заснял.
Надо сказать, что окраины Старо-татарской слободы сильно напоминают слободу Новотатарскую - довольно мрачные, а ряд зданий пребывает не в лучшем состоянии, в том числе и исторические постройки.
Вот, кстати, еще одна красивая мечеть - Бурнаевская, 1872 год.
Самая же прянично-праздничная часть слободы - это небольшой участок, ограниченный пешеходной улицей Каюма Насыри и улицей Марджани, которая по факту является набережной озера Нижний Кабан.
Дома там яркие и прикольные, причем среди них хватает и деревянных. Все особняки татарских купцов или общественные постройки.
Там же находятся и две самые старые мечети Казани из дошедших до наших дней.
Аль-Марджани - 1770 г.
И Апанаевская - 1771 г.
Построены в стиле барокко, и если убрать минарет, вполне бы проканали за какую-нибудь городскую усадьбу образца XVIII века. На прилагаемом видеоролике можно услышать фрагмент рассказа экскурсовода о том, почему самые первые официально разрешенные мечети были выстроены в таком стиле, а не под восток.
Но не мечетями едиными. Есть в слободе и православная церковь - Тихвинская.
Примечательно, что построена она была еще в XVII веке, когда это место еще не относилось к Старо-татарской слободе. Постепенно слобода разрослась и приход церкви прогнозируемо сократился (но не полностью, так как не все татары исповедовали ислам).
Вот еще несколько красивых домов Старо-татарской слободы.
Да, музей там тоже есть (см. предыдущее фото) и точно не один.
Вот, например.
Да, такие таблички на нескольких языках (как минимум, русском и татарском) есть и возле большинства мечетей.
А в музеи я не заходил, так как был занят тем, что выискивал знаковые объекты по навигатору, а чтобы дойти до Азимовской мечети, нужно пройти километра три. Сейчас слегка жалею, что не зашел в Музей татарской слободы, так как там наверняка были фотографии времен Российской Империи.
В заключении еще один достаточно попсовый объект - так называемый Дом Шамиля. Был такой, как сейчас модно говорить, полевой командир в середине прошлого века. Пока было в кайф, отстаивал независимость гордых горцев, а когда силы стали неравны, сдался в почетный плен, получил кучу плюшек и дворянский титул, окуклился, а под конец жизни совершил паломничество в Мекку и Медину, где и отдал душу Аллаху.
К дому этому Шамиль никакого отношения не имел. Построил его казанский купец Апаков, а позже передал в качестве свадебного подарка своей дочери, которая-таки вышла замуж за одного из сыновей Шамиля. Вот только было это в 1884 году, когда сам бывший имам вот уже более 10 лет пил вино и тискал гурий в мусульманском раю.
А вот и сам дом. К сожалению, на реставрации, а вообще в нем тоже должен быть музей.
Доставляет тот факт, что дом явно стилизован под европейский замок вроде тех, что строили потомки рыцарей-участников крестовых походов.
В общем, такой вот занятный район есть в Казани. Хотя там много по-настоящему уникальных объектов, Старо-Татарская слобода не столь популярна как Кремль или улица Баумана, но, как по мне, это даже хорошо. А вот с реставрацией объектов властям надо бы поторопиться.
Между тем, есть в Казани исторический район, дающий сполна прочувствовать, что не одной лишь традиционной русской культурой жив Татарстан. То, что сейчас называется Старо-Татарской слободой, после присоединения Казани к Русскому Царству было местом, куда выселили коренное население. Но татары - народ предприимчивый и умеющий приспосабливаться, так что расстроились они несильно. Многие подались в купцы, подняли бабло, понастроили особняков. Вот только мечети долгое время приходилось маскировать под жилые дома с разборными минаретами, так как ислам новая власть не приветствовала. А в 1767 году город посетила Екатерина II, которая, преисполнившись истинно европейской толерантности, высочайше разрешила потомкам Чингисхана совершать намаз, не шифруясь. В результате в районе появились уникальные для России архитектурные памятники - мечети XVIII-XIX веков. Но давайте по порядку.
То, что сейчас условно называется Старо-Татарской слободой, примыкает к западному берегу озера Нижний Кабан и, опять же, условно, ограничено улицами Сары Садыковой, переходящей в Нариманова, Галиаскара Камала и участком Московской.
Поскольку остановился я в центре города, то мой путь к слободе был исключительно пешим и проходил по улице Пушкина, которая в исконно татарской части Казани переходит в улицу Татарстан. Идти пришлось мимо местного универа и театра им. Камала с колоритным памятником Шурале.
Первый же примечательный объект встречает нас на углу улиц Татарстан и Московской - мечеть Нурулла или Сенная.
Построена она в первой половине позапрошлого века и выделяется среди других мечетей слободы объемным центральным куполом.
Совсем недалеко, на улице Габдуллы Тукая, находятся еще две старинных мечети. Во-первых, Султановская - это вторая половина XIX века.
А чуть южнее - одна из старейших мечетей в слободе - Галеевская. Она построена на рубеже XVIII-XIX веков в стиле классицизма и примечательна наличием сразу двух минаретов.
Кстати, минареты-то на большинстве мечетей восстановлены не так давно, поскольку в советское время их позакрывали, переоборудовав в склады и ДК. Да и вообще казанские мечети частенько меняют цвет.
Вот, например, голубая мечеть, она же Зонгар.
Минарет уже в этом веке восстановили, и голубой она успела побыть с минаретом уже. А сейчас вот белой стала. Похожая история с Розовой мечетью из Новотатарской слободы, о которой я рассказывал в рамках отзыва о самом городе (ссылку я привел в самом начале).
Или вот, пожалуй, наиболее красивая из мечетей слободы - Азимовская, построенная в конце XIX века в стиле эклектики (то есть смешения разных стилей).
На многих фото она голубая, но во время моего посещения активно готовилась стать красно-белой, хотя часть старой краски еще есть.
Вот примерно такого цвета она был (здание тоже имеет отношение к комплексу мечети).
Это я все пока вожу вас по окраинам слободы. Азимовская мечеть и вовсе располагается на территории промзоны.
На заводе есть своя мечеть, правда, явно новая. Я только минарет заснял.
Надо сказать, что окраины Старо-татарской слободы сильно напоминают слободу Новотатарскую - довольно мрачные, а ряд зданий пребывает не в лучшем состоянии, в том числе и исторические постройки.
Вот, кстати, еще одна красивая мечеть - Бурнаевская, 1872 год.
Самая же прянично-праздничная часть слободы - это небольшой участок, ограниченный пешеходной улицей Каюма Насыри и улицей Марджани, которая по факту является набережной озера Нижний Кабан.
Дома там яркие и прикольные, причем среди них хватает и деревянных. Все особняки татарских купцов или общественные постройки.
Там же находятся и две самые старые мечети Казани из дошедших до наших дней.
Аль-Марджани - 1770 г.
И Апанаевская - 1771 г.
Построены в стиле барокко, и если убрать минарет, вполне бы проканали за какую-нибудь городскую усадьбу образца XVIII века. На прилагаемом видеоролике можно услышать фрагмент рассказа экскурсовода о том, почему самые первые официально разрешенные мечети были выстроены в таком стиле, а не под восток.
Но не мечетями едиными. Есть в слободе и православная церковь - Тихвинская.
Примечательно, что построена она была еще в XVII веке, когда это место еще не относилось к Старо-татарской слободе. Постепенно слобода разрослась и приход церкви прогнозируемо сократился (но не полностью, так как не все татары исповедовали ислам).
Вот еще несколько красивых домов Старо-татарской слободы.
Да, музей там тоже есть (см. предыдущее фото) и точно не один.
Вот, например.
Да, такие таблички на нескольких языках (как минимум, русском и татарском) есть и возле большинства мечетей.
А в музеи я не заходил, так как был занят тем, что выискивал знаковые объекты по навигатору, а чтобы дойти до Азимовской мечети, нужно пройти километра три. Сейчас слегка жалею, что не зашел в Музей татарской слободы, так как там наверняка были фотографии времен Российской Империи.
В заключении еще один достаточно попсовый объект - так называемый Дом Шамиля. Был такой, как сейчас модно говорить, полевой командир в середине прошлого века. Пока было в кайф, отстаивал независимость гордых горцев, а когда силы стали неравны, сдался в почетный плен, получил кучу плюшек и дворянский титул, окуклился, а под конец жизни совершил паломничество в Мекку и Медину, где и отдал душу Аллаху.
К дому этому Шамиль никакого отношения не имел. Построил его казанский купец Апаков, а позже передал в качестве свадебного подарка своей дочери, которая-таки вышла замуж за одного из сыновей Шамиля. Вот только было это в 1884 году, когда сам бывший имам вот уже более 10 лет пил вино и тискал гурий в мусульманском раю.
А вот и сам дом. К сожалению, на реставрации, а вообще в нем тоже должен быть музей.
Доставляет тот факт, что дом явно стилизован под европейский замок вроде тех, что строили потомки рыцарей-участников крестовых походов.
В общем, такой вот занятный район есть в Казани. Хотя там много по-настоящему уникальных объектов, Старо-Татарская слобода не столь популярна как Кремль или улица Баумана, но, как по мне, это даже хорошо. А вот с реставрацией объектов властям надо бы поторопиться.
Время использования | 1 раз |
Год посещения | 2017 |
Общее впечатление | Был ли ислам в Российской Империи (фото+видео) |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву22
ваш экскурсовод был не очень грамотен или не очень любил татар, что перепутал их с монголами)))
и по типу главной казанской мечети, которую он уничтожил, построил собор василия блаженного в москве.
елисавета петровна, дочь петра первого
вы хоть видели татар?)
ни монгольскихискул, ни маленького монгольского скромного носика, ни монгольских глаз)
у них вообще много светловолосых-светлоглазых девушек, типичная европа
и купцы , которые "подняли бабла" как вы пишите, все эти мечети построили на свои деньги.
все мечети старотатарской слободы построены на деньги татарских купцов.
так же был сиротский дом юнусовых, юнусовы подарили на содержание мальчиков 14 каменных лавок.
:)
всех благ вам