Отзыв: Фильм "Зомби по имени Шон" (2004) - Фильм, как отличный старый знакомый, или первая встреча с лентами Эдгара Райта
Достоинства: Юмор картины; актёрская игра; умелое сочетание жанров
Недостатки: Русская локализация: проблемы с озвучкой и переводом
Эдгар Райт - режиссёр, который, имея не так уж много снятых фильмов у себя за плечами, уже считается культовым в определённых кругах. И именно кинокартиной "Зомби по имени Шон" он ворвался в мир большого кинематографа, удивляя искушённого зрителя (и тем более неискушённого в те года меня) своей способностью обыгрывать полностью заезженные штампы по-новому и поражая своей работой со звуком и с визуальной частью. Спустя долгое время я пересмотрел этот фильм (уже 4 раз), и готов сейчас рассказать, чем же он так хорош, что способен захватывать моё внимание снова и снова.
Сначала о сюжете. Жизнь Шона абсолютно не удалась: он работает продавцом-консультантом, его девушка перестала ему доверять, а дома его ждут постоянные разборки с соседом. Единственной отдушиной для него является его друг Эд и стаканчик-другой пива в пабе "Винчестер". Но всё сразу меняется, когда по всему миру проходит эпидемия, воскрешающая мёртвых - должен был бы написать я, если бы речь шла о любом другом зомби-фильме. Но нет, жизнь героя настолько скучна и однообразна, что когда заместо прохожих на улицах появляются мертвецы, он продолжает свою каждодневную рутину, не замечая происходящего. Но всё действительно меняется, когда он осознаёт, что его близкие нуждаются в спасении и в убежище (не только безопасном, но и по-семейному уютном).
При первом просмотре фильм "Зомби по имени Шон" показался мне потрясающей комедией абсурда, многие сцены из которой доводили до смеха абсолютно нешаблонным юмором: вот Шон со своим другом пытаются закидать оживших мертвецов виниловыми пластинками; не добившись особого результата, начинают решать, кому какой ходячий достанется, а уже через пару минут строят совсем уж убийственные планы по спасению семьи Шона.
Весь талант Райта замечаешь только после повторного просмотра через какое-то время. Фильм будто старый знакомый, который раскрывается с новой стороны. И оказывается, что те сцены, над которыми ты смеялся, являются лишь вершиной айсберга. Большая часть юмора строится на принципе, который у нас называется Чеховским ружьём. Абсолютно каждая фраза из начала имеет своё логическое завершение в фильме, но спустя продолжительное время. Как это работает? Рассмотрим на примере лишь одной сцены (примеров в фильме хватит на отдельную статью).
Главные герои спасаются от мёртвых в пабе. Главный герой замечает ружьё на стене, хватает его и начинает отстреливаться от напирающей толпы. Ничем не примечательная сцена, которая входит во многие фильмы ужасов. Райт же поднимает её на новый уровень. Следует лишь упомянуть, что этот паб назван в честь винтовки "Винчестер", висящей на одной из его стен, и он является любимым у Шона и Эда. При этом по ходу повествования выясняется, что они то и дело спорят по поводу реальности того самого ружья. И этот спор разрешается, благодаря наступающему концу света. Заведённое в начале фильма Чеховское ружьё выстреливает. И такие моменты сближают с героями картины, так как зритель вникает в их житейские вопросы, и это делает атмосферу фильма какой-то особенно "приятельской". И когда большинство режиссёров расходуют экранное время в пустоту, Эдгар Райт использует его по максимуму, педантично расставляя те самые ружья.
Поэтому каждый просмотр я открывал в этом фильме что-то новое. И последний раз был особенно насыщен в этом плане, так как смотрел я на языке оригинала. В этом кроется главный для меня минус: русский двухголосый дубляж совсем уж не очень. Прежде всего атмосферу фильму задаёт название. В оригинале "Shaun of the dead", что прямо отсылается к творчеству Ромеро, а именно к "Dawn of the dead" (случайный факт: "Сам Ромеро был так доволен фильмом, что пригласил режиссёра и главного актёра исполнить роль зомби в своём фильме"). Поэтому "Шон живых мертвецов" смотрится логичнее, особенно с учётом того факта, что слово "Зомби" произносится в фильме 3 раза и каждый раз его технично просят не называть. Некоторое число шуток или не переведено, или зачитывается с такой интонацией, что уснуть можно. А ведь именно в начале находится множество вещей, из которых происходит дальнейший юмор. Персонажи у Райта часто непреднамеренно раскрывают дальнейший сюжет: "Когда в следующий раз я его увижу, он будет труп!", а в дубляже для меня это теряется за общей монотонностью.
Режиссёрские фишки Райта: быстрый отрывистый монтаж и влияние музыки на сюжет - в "Зомби по имени Шон" уже играют по полной, делая "почерк автора" отличительным. Ну где ещё можно увидеть отбивание ритма песни Queen киями прямо на зомби?
Актёрский состав здесь отличный. Саймон Пегг и Ник Фрост и в жизни лучшие друзья, поэтому их дуэт из фильма в фильм смотрится так органично. Особенно запомнилась мне игра Билла Найи, персонаж которого мечтал стать отличным отчимом Шону. В качестве почти камео можно заметить и несколько британских знаменитостей: да будет Мартин Фримен тому подтверждением.
Найдётся в этом фильме и неплохая драма и поводов для размышления после него хватает: будь то смысловая наполненность СМИ или же роль обычного человека в социуме и смысл его жизни. Фильм не задаёт эти вопросы и тем более на них не отвечает, но всё же задуматься заставить может.
Из всего вышеизложенного делаю вывод, что первый же фильм Эдгара Райта, сделанный для широкой аудитории, вышел потрясающим, это действительно очень умно сделанное кино. И мне доставляет удовольствие спустя долгое время возвращаться к этому фильму. Есть в нём что-то притягивающе душевное (насколько вообще может быть притягивающим фильм с ходячими мертвецами). И особенно приятно, что даже спустя годы просмотр этого фильма мной воспринимается словно встреча со старым приятелем.
Фильм определённо хорош, но хорош для определённой аудитории. И если произведения зомби-тематики вызывают у вас не омерзение, а интерес, то определённо "Зомби по имени Шон" стоит просмотра. Но скорее всего большинство тех, кому это может быть интересно, уже посмотрели эту комедию. Поэтому закончу я сказав, что "Зомби по имени Шон" я рекомендую к пересмотру. Что может быть приятнее, чем вернуться к чему-то, что когда-то очень понравилось, и при этом не только понять, что чувства сохранились, но и найти что-то новое.
Сначала о сюжете. Жизнь Шона абсолютно не удалась: он работает продавцом-консультантом, его девушка перестала ему доверять, а дома его ждут постоянные разборки с соседом. Единственной отдушиной для него является его друг Эд и стаканчик-другой пива в пабе "Винчестер". Но всё сразу меняется, когда по всему миру проходит эпидемия, воскрешающая мёртвых - должен был бы написать я, если бы речь шла о любом другом зомби-фильме. Но нет, жизнь героя настолько скучна и однообразна, что когда заместо прохожих на улицах появляются мертвецы, он продолжает свою каждодневную рутину, не замечая происходящего. Но всё действительно меняется, когда он осознаёт, что его близкие нуждаются в спасении и в убежище (не только безопасном, но и по-семейному уютном).
При первом просмотре фильм "Зомби по имени Шон" показался мне потрясающей комедией абсурда, многие сцены из которой доводили до смеха абсолютно нешаблонным юмором: вот Шон со своим другом пытаются закидать оживших мертвецов виниловыми пластинками; не добившись особого результата, начинают решать, кому какой ходячий достанется, а уже через пару минут строят совсем уж убийственные планы по спасению семьи Шона.
Весь талант Райта замечаешь только после повторного просмотра через какое-то время. Фильм будто старый знакомый, который раскрывается с новой стороны. И оказывается, что те сцены, над которыми ты смеялся, являются лишь вершиной айсберга. Большая часть юмора строится на принципе, который у нас называется Чеховским ружьём. Абсолютно каждая фраза из начала имеет своё логическое завершение в фильме, но спустя продолжительное время. Как это работает? Рассмотрим на примере лишь одной сцены (примеров в фильме хватит на отдельную статью).
Главные герои спасаются от мёртвых в пабе. Главный герой замечает ружьё на стене, хватает его и начинает отстреливаться от напирающей толпы. Ничем не примечательная сцена, которая входит во многие фильмы ужасов. Райт же поднимает её на новый уровень. Следует лишь упомянуть, что этот паб назван в честь винтовки "Винчестер", висящей на одной из его стен, и он является любимым у Шона и Эда. При этом по ходу повествования выясняется, что они то и дело спорят по поводу реальности того самого ружья. И этот спор разрешается, благодаря наступающему концу света. Заведённое в начале фильма Чеховское ружьё выстреливает. И такие моменты сближают с героями картины, так как зритель вникает в их житейские вопросы, и это делает атмосферу фильма какой-то особенно "приятельской". И когда большинство режиссёров расходуют экранное время в пустоту, Эдгар Райт использует его по максимуму, педантично расставляя те самые ружья.
Поэтому каждый просмотр я открывал в этом фильме что-то новое. И последний раз был особенно насыщен в этом плане, так как смотрел я на языке оригинала. В этом кроется главный для меня минус: русский двухголосый дубляж совсем уж не очень. Прежде всего атмосферу фильму задаёт название. В оригинале "Shaun of the dead", что прямо отсылается к творчеству Ромеро, а именно к "Dawn of the dead" (случайный факт: "Сам Ромеро был так доволен фильмом, что пригласил режиссёра и главного актёра исполнить роль зомби в своём фильме"). Поэтому "Шон живых мертвецов" смотрится логичнее, особенно с учётом того факта, что слово "Зомби" произносится в фильме 3 раза и каждый раз его технично просят не называть. Некоторое число шуток или не переведено, или зачитывается с такой интонацией, что уснуть можно. А ведь именно в начале находится множество вещей, из которых происходит дальнейший юмор. Персонажи у Райта часто непреднамеренно раскрывают дальнейший сюжет: "Когда в следующий раз я его увижу, он будет труп!", а в дубляже для меня это теряется за общей монотонностью.
Режиссёрские фишки Райта: быстрый отрывистый монтаж и влияние музыки на сюжет - в "Зомби по имени Шон" уже играют по полной, делая "почерк автора" отличительным. Ну где ещё можно увидеть отбивание ритма песни Queen киями прямо на зомби?
Актёрский состав здесь отличный. Саймон Пегг и Ник Фрост и в жизни лучшие друзья, поэтому их дуэт из фильма в фильм смотрится так органично. Особенно запомнилась мне игра Билла Найи, персонаж которого мечтал стать отличным отчимом Шону. В качестве почти камео можно заметить и несколько британских знаменитостей: да будет Мартин Фримен тому подтверждением.
Найдётся в этом фильме и неплохая драма и поводов для размышления после него хватает: будь то смысловая наполненность СМИ или же роль обычного человека в социуме и смысл его жизни. Фильм не задаёт эти вопросы и тем более на них не отвечает, но всё же задуматься заставить может.
Из всего вышеизложенного делаю вывод, что первый же фильм Эдгара Райта, сделанный для широкой аудитории, вышел потрясающим, это действительно очень умно сделанное кино. И мне доставляет удовольствие спустя долгое время возвращаться к этому фильму. Есть в нём что-то притягивающе душевное (насколько вообще может быть притягивающим фильм с ходячими мертвецами). И особенно приятно, что даже спустя годы просмотр этого фильма мной воспринимается словно встреча со старым приятелем.
Фильм определённо хорош, но хорош для определённой аудитории. И если произведения зомби-тематики вызывают у вас не омерзение, а интерес, то определённо "Зомби по имени Шон" стоит просмотра. Но скорее всего большинство тех, кому это может быть интересно, уже посмотрели эту комедию. Поэтому закончу я сказав, что "Зомби по имени Шон" я рекомендую к пересмотру. Что может быть приятнее, чем вернуться к чему-то, что когда-то очень понравилось, и при этом не только понять, что чувства сохранились, но и найти что-то новое.
Общее впечатление | Фильм, как отличный старый знакомый, или первая встреча с лентами Эдгара Райта |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву