Отзыв: Книга "Джентльмены и игроки" - Джоанн Харрис - «Папа, я люблю мальчика» «Да ты свихнулся, сынок»
Достоинства: Отличный язык, годная интрига, отличная философия
Недостатки: Ужасающий финал
Привет, мои дорогие друзья! Всю прошлую неделю я зависал с произведением Джоан Харрис под названием «Джентльмены и игроки». Отличное название, оно меня намертво зацепило)) Я уже и не помню, когда я в последний раз читал произведения Харрис и наслаждался происходящим. Её «Чай с птицами» был сборником рассказов и не особо вдохновил, зато с «Джентльменами» вышло совсем иначе.
Сюжет строится вокруг элитной школы под названием Сент-Освальд. Туда возвращается старый ученик, подделав всевозможные документы, становится учителем и начинает жестоко мстить за свои обиды. На школу и ее руководство, на детей обрушиваются страшные вещи, и загадочный мститель играется в свою шахматную партию, надеясь уничтожить Сент-Освальд.
ГЕРОИ
В истории две основные линии – учителя по фамилии Честли и от имени мстителя, он же Страз, он же Пиритс. Мистер Честли здесь напоминает интуитивно главного героя, учителя из фильма «Хористы», только менее интеллигентного и мягкого. Мистер Честли как-то суровее будет. Он настоящий профессионал своего дела, знающий, когда и на что закрыть глаза, как отреагировать, умеющий обучать и грамотно умеющий реагировать в разных ситуациях. Этот человек умеет постоять за себя, и он отличается высокими моральными принципами и любовью к своему делу. Мистер Честли в отличие от многих учителей, которых я видел в своей жизни, не любят детей просто по факту, потому что их надо любить, но жизнь его посвящена ненаглядной профессии и любимому учебному заведению.
И на фоне этого человека у нас есть мистер Страз, наш мститель. Человек этот подвержен чрезмерной импульсивности и склонности к осуждению, он дерзок, несколько нервителен и довольно неприятен. Но мне близка его логика. Страз говорит иногда очень правильные вещи. Например, о Ночи костров, она же ночь Гая Фокса. Празднование смерти заговорщика вообще не особо этично и правильно, и уж тем более мне не нравится, как его празднуют англичане. Есть в этом празднике что-то нездоровое.
Но мы отвлеклись. Итак, мистер Страз, человек-загадка, имени которого читатель не знает буквально до самого финала. Конечно, у меня были подозрения, я ставил на одного конкретного человека. И, скорее всего, все ставили на него. Обычно я горд тем, что умею предугадывать авторские задумки, хожу тут с гордым видом. А в отношении Страза меня жестоко обманули. Во всем виноват финальный твист, который просто выносит мозг. Именно «благодаря» финальному твисту книга откровенно провисает, и читатель уже не воспринимает происходящее спокойно и разумно.
ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА И АДЕКВАТНОСТЬ
Книга, пожалуй, написана вовсе не о мести, а о человеческой неадекватности. Ты смотришь на главного героя, это несчастное чудо природы, и думаешь о том, что если человек губит чужие жизни, у него есть повод. И только ближе к концу сего ты вдруг понимаешь, что повод тут довольно сомнительный. Поначалу ты оправдываешь Страза чисто по-человечески, пытаешься понять его, но чем дальше в лес, тем сильнее он тебя раздражает. Страз – это истерически настроенный моральный уродец, который почему-то считает, что его личная трагедия позволяет ему ломать чужие жизни, засаживать людей за решетку, убивать, ломать кому-то руки и ноги, размахивать ножом, уничтожать школу, которая простояла до него не один десяток лет. Он мастерски манипулирует людьми, но читатель-то находится вне зоны его действия и может критически его оценивать. Он ругает не себя, идиота, не своих родителей, которые буквально сломали ему жизнь, не своего друга, в которого он умудрился влюбиться и который вытирал об него ноги. Он ненавидит ШКОЛУ в прямом и переносном смысле. Ну как его называть после этого?
Другие герои тоже хороши. Интересно было наблюдать, как все эти интеллигентные люди топчут человека, которого ложно обвиняют в тяжком преступлении. Никого еще не привлекли к суду, обвинение не выдвинуто, доказательства еще не собраны, но люди по-змеиному уже вцепились в этого человека, напрочь отринув все годы, что провели с ним под одной крышей, всю его работу. Да уж, люди такие и есть, чего уж там.
Тут вообще очень много говориться о школе, о привязанностях, об этике, о любви и прочем и прочем. Все это очень интересно, крайне разумно и нешуточно цепляет. Я буквально не мог оторваться от этого безумия. Вообще, смотреть на то, как хищник грызет ничего не понимающих овец не очень-то приятно, но зато важно знать, раскроют ли этого гада, и кто в этом преуспеет, когда его выислят)) Сам понимаете, этот субъект у меня восторгов не вызывает. Первая половина книги еще проходит на интересе, а после чем ближе к концу, тем сильнее он меня выводил из себя. Эмоции во мне просто зашкаливали.
ФИНАЛ
Все это рассчитанное и прекрасное великолепнее, хорошо прописанное и отлично написанное портят объективно только два обстоятельства. Во-первых, речь идет о легком таком ореоле сказочности, который, так или иначе, сохраняется в книгах Харрис. Если вы читали (ну, или хотя бы смотрели) «Шоколад», то вы точно понимаете, о чем я говорю. Так и хочется иногда сказать – «Не верю!» Да и вообще, все эти планы молодого мучителя слишком зависят иногда от удачи. Ему слишком везет, словно весь жизненный сценарий по факту создан под него. Это знаете как в фильмах. «Ах, ему что-то очень везет, пули от него отскакивают, и вот топор мимо просвистел. Наверное, сценарист на его стороне»))
Ну, и финальный твист, который заставил меня выражаться нецензурно и долго отпаиваться чаем) Я и представить не мог, что мне настолько все это безобразие понравится. Не мог подумать, что я буду так эмоционально реагировать. В целом, конечно, рекомендую. Но в любом случае, все эти «трагические невинные шалости» главного злодея будут по-разному восприниматься каждым из нас.
Спасибо за внимание)
Сюжет строится вокруг элитной школы под названием Сент-Освальд. Туда возвращается старый ученик, подделав всевозможные документы, становится учителем и начинает жестоко мстить за свои обиды. На школу и ее руководство, на детей обрушиваются страшные вещи, и загадочный мститель играется в свою шахматную партию, надеясь уничтожить Сент-Освальд.
ГЕРОИ
В истории две основные линии – учителя по фамилии Честли и от имени мстителя, он же Страз, он же Пиритс. Мистер Честли здесь напоминает интуитивно главного героя, учителя из фильма «Хористы», только менее интеллигентного и мягкого. Мистер Честли как-то суровее будет. Он настоящий профессионал своего дела, знающий, когда и на что закрыть глаза, как отреагировать, умеющий обучать и грамотно умеющий реагировать в разных ситуациях. Этот человек умеет постоять за себя, и он отличается высокими моральными принципами и любовью к своему делу. Мистер Честли в отличие от многих учителей, которых я видел в своей жизни, не любят детей просто по факту, потому что их надо любить, но жизнь его посвящена ненаглядной профессии и любимому учебному заведению.
И на фоне этого человека у нас есть мистер Страз, наш мститель. Человек этот подвержен чрезмерной импульсивности и склонности к осуждению, он дерзок, несколько нервителен и довольно неприятен. Но мне близка его логика. Страз говорит иногда очень правильные вещи. Например, о Ночи костров, она же ночь Гая Фокса. Празднование смерти заговорщика вообще не особо этично и правильно, и уж тем более мне не нравится, как его празднуют англичане. Есть в этом празднике что-то нездоровое.
Но мы отвлеклись. Итак, мистер Страз, человек-загадка, имени которого читатель не знает буквально до самого финала. Конечно, у меня были подозрения, я ставил на одного конкретного человека. И, скорее всего, все ставили на него. Обычно я горд тем, что умею предугадывать авторские задумки, хожу тут с гордым видом. А в отношении Страза меня жестоко обманули. Во всем виноват финальный твист, который просто выносит мозг. Именно «благодаря» финальному твисту книга откровенно провисает, и читатель уже не воспринимает происходящее спокойно и разумно.
ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА И АДЕКВАТНОСТЬ
Книга, пожалуй, написана вовсе не о мести, а о человеческой неадекватности. Ты смотришь на главного героя, это несчастное чудо природы, и думаешь о том, что если человек губит чужие жизни, у него есть повод. И только ближе к концу сего ты вдруг понимаешь, что повод тут довольно сомнительный. Поначалу ты оправдываешь Страза чисто по-человечески, пытаешься понять его, но чем дальше в лес, тем сильнее он тебя раздражает. Страз – это истерически настроенный моральный уродец, который почему-то считает, что его личная трагедия позволяет ему ломать чужие жизни, засаживать людей за решетку, убивать, ломать кому-то руки и ноги, размахивать ножом, уничтожать школу, которая простояла до него не один десяток лет. Он мастерски манипулирует людьми, но читатель-то находится вне зоны его действия и может критически его оценивать. Он ругает не себя, идиота, не своих родителей, которые буквально сломали ему жизнь, не своего друга, в которого он умудрился влюбиться и который вытирал об него ноги. Он ненавидит ШКОЛУ в прямом и переносном смысле. Ну как его называть после этого?
Другие герои тоже хороши. Интересно было наблюдать, как все эти интеллигентные люди топчут человека, которого ложно обвиняют в тяжком преступлении. Никого еще не привлекли к суду, обвинение не выдвинуто, доказательства еще не собраны, но люди по-змеиному уже вцепились в этого человека, напрочь отринув все годы, что провели с ним под одной крышей, всю его работу. Да уж, люди такие и есть, чего уж там.
Тут вообще очень много говориться о школе, о привязанностях, об этике, о любви и прочем и прочем. Все это очень интересно, крайне разумно и нешуточно цепляет. Я буквально не мог оторваться от этого безумия. Вообще, смотреть на то, как хищник грызет ничего не понимающих овец не очень-то приятно, но зато важно знать, раскроют ли этого гада, и кто в этом преуспеет, когда его выислят)) Сам понимаете, этот субъект у меня восторгов не вызывает. Первая половина книги еще проходит на интересе, а после чем ближе к концу, тем сильнее он меня выводил из себя. Эмоции во мне просто зашкаливали.
ФИНАЛ
Все это рассчитанное и прекрасное великолепнее, хорошо прописанное и отлично написанное портят объективно только два обстоятельства. Во-первых, речь идет о легком таком ореоле сказочности, который, так или иначе, сохраняется в книгах Харрис. Если вы читали (ну, или хотя бы смотрели) «Шоколад», то вы точно понимаете, о чем я говорю. Так и хочется иногда сказать – «Не верю!» Да и вообще, все эти планы молодого мучителя слишком зависят иногда от удачи. Ему слишком везет, словно весь жизненный сценарий по факту создан под него. Это знаете как в фильмах. «Ах, ему что-то очень везет, пули от него отскакивают, и вот топор мимо просвистел. Наверное, сценарист на его стороне»))
Ну, и финальный твист, который заставил меня выражаться нецензурно и долго отпаиваться чаем) Я и представить не мог, что мне настолько все это безобразие понравится. Не мог подумать, что я буду так эмоционально реагировать. В целом, конечно, рекомендую. Но в любом случае, все эти «трагические невинные шалости» главного злодея будут по-разному восприниматься каждым из нас.
Спасибо за внимание)
Общее впечатление | «Папа, я люблю мальчика» «Да ты свихнулся, сынок» |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву16
А вообще, у Харрис часто бывают хорошие, закрученные сюжеты и никакой конец. В свое время зачитывалась "Шоколадной трилогией". Первые две книги пришлись на ванильный период моей жизни, все нравилось. Третью прочитала совсем в другой период, и реакция была совсем другая: "Вот главная героиня-то дура…"