Отзыв: Фильм "Утомленные солнцем" (1994) - Сегодня ты комдив крутой, а завтра - Михалков простой.
Достоинства: костюмы, пейзажи, драматические моменты
Недостатки: небольшое количество драматических моментов, Ингеборга, затянутое повествование
К творчеству Михалкова я отношусь скептически. С одной стороны, он снимает неплохие фильмы, уделяет достаточно внимания деталям, в виде декораций и костюмов, работает с проверенными людьми (практически в каждом фильме присутствуют актеры, которые пересекались с Никиткой ранее), ну и себя не забывает. Прям как Стивен Сигал. Режиссер, сценарист и главный персонаж в одном флаконе. И все же, я не разделяю всеобщего восторга касаемо этой картины.
Чтобы не ограничиваться фразой типа «мне не понравилось потому что мне не понравилось», давайте разберем привычные составляющие фильма. Начнем с сюжета. Пересказывать его не будем, чтобы не попасться под одну из уголовных статей отзовика, поэтому сконцентрируемся на скелете сюжета. Львиную часть фильма кроме болтовни зритель ничего больше не видит и не слышит. Не видит – потому что ничего не происходит. Просто можно отследить демонстрацию повседневной жизни не последних людей. А не слышит, потому что в этой демонстрации акцент товарищем Михалковым был сделан на бытовой балаган, от которого порядком устаешь минуте к 30. Никакой информативности, никаких пояснений. По очень скупым комментариям присутствующих людей можно как-то вникнуть в суть происходящего. Все, что я усек за время просмотра до появления Меньшикова, так это то, что местом съемки были выбраны очень живописные места. И все.
Что-то понять можно только при личных диалогах Меньшикова и Михалкова. Ну и из монологов первого почерпнуть тоже можно какую-то предысторию. Но тогда получается, что большая часть фильма – вода? Ведь никоим образом она не влияет на кульминацию и концовку фильма. А если же брать самое основное, то получается можно было вместить фильм в 40 минутах максимум (это с учетом демонстрации жизни главного и второстепенных героев).
Теперь касаемо актерского мастерства. Или ни у кого язык не поворачивается, или Михалкова беатифицировали при жизни, но я не могу сказать, что даже он на протяжение всего фильма играл превосходно. Не могу сказать, что Меньшиков как-то выделился чем-то необычным. Будто бы взяли двух персонажей из «Жестокого романса» и «Покровских ворот» соответственно. Кому-то понравилась молодая Ингеборга? Я в упор не смог понять, чем. Проскочила информация, мол вместо нее вообще должна была Яковлева сыграть, и Ингеборге повезло, что Михалков «заценил» ее улыбку. Но я так и не понял, чем же она так примечательна. Понятие красоты, напомню, субъективно. Но то, что собрали известных актеров того времени в одном фильме, даже на эпизодические роли, это факт. Ярче всех смотрелась дочь Михалкова – Надежда. Вот кто приятно удивил, так это она.
Теперь касаемо духа того времени, как многие здесь отписались, и так далее. В сельской местности передать атмосферу гораздо проще, чем в городе. По одной простой причине – большинство построек, которые не были тронуты несколько десятилетий, уже являются декорациями. Режиссеру (а именно Михалкову) необходимо было просто нарядить своих подопечных в соответствующие наряды, и немного подреставрировать помещения. Согласитесь, гораздо проще и дешевле потратиться на швею, чем на строителей или инженеров, которые спроектируют какие-то макеты зданий. Так что задача атмосферы в фильме была не такой уж трудной. Но отдам должное – режиссер с ней справился. А мог и бы запороть.
Касаемо драматизма. Здесь действительно были сильные сцены, которые смогут прошибить слабый пол на слезу. Но при хронометраже фильма в 2 часа их было не так уж много. Даже мало. И почти все в конце. Из всего этого можно сделать вывод, что акцент был на эмоциональную составляющую. Не на информативность. Не на декорации. А именно на эмоции. Тем более, что по ходу просмотра зритель сам, владея некоторой информацией о предвоенном времени, додумывает, а что может случиться с героем, какие последствия могут быть от слов и поступков, и какая была (да и остается) несовершенная система. Уделяет внимание зритель и образам героев и их взаимоотношениях. Но если взять этот компонент отдельно от всего фильма, то все взаимоотношения сводятся к балагану в указанном доме.
Подытожить могу тем, что фильм, скорее всего, не для меня. Не могу сказать, что я его не понял. Ничего трудного тут не было. Но сама манера подачи информации, да и средства, выбранные для этого, мне не импонируют. Пожалуй, оставлю фильм без оценки.
P.S. «Утомленных солнцем» даже Оскаром наградили? Вот этого не знал.
Чтобы не ограничиваться фразой типа «мне не понравилось потому что мне не понравилось», давайте разберем привычные составляющие фильма. Начнем с сюжета. Пересказывать его не будем, чтобы не попасться под одну из уголовных статей отзовика, поэтому сконцентрируемся на скелете сюжета. Львиную часть фильма кроме болтовни зритель ничего больше не видит и не слышит. Не видит – потому что ничего не происходит. Просто можно отследить демонстрацию повседневной жизни не последних людей. А не слышит, потому что в этой демонстрации акцент товарищем Михалковым был сделан на бытовой балаган, от которого порядком устаешь минуте к 30. Никакой информативности, никаких пояснений. По очень скупым комментариям присутствующих людей можно как-то вникнуть в суть происходящего. Все, что я усек за время просмотра до появления Меньшикова, так это то, что местом съемки были выбраны очень живописные места. И все.
Что-то понять можно только при личных диалогах Меньшикова и Михалкова. Ну и из монологов первого почерпнуть тоже можно какую-то предысторию. Но тогда получается, что большая часть фильма – вода? Ведь никоим образом она не влияет на кульминацию и концовку фильма. А если же брать самое основное, то получается можно было вместить фильм в 40 минутах максимум (это с учетом демонстрации жизни главного и второстепенных героев).
Теперь касаемо актерского мастерства. Или ни у кого язык не поворачивается, или Михалкова беатифицировали при жизни, но я не могу сказать, что даже он на протяжение всего фильма играл превосходно. Не могу сказать, что Меньшиков как-то выделился чем-то необычным. Будто бы взяли двух персонажей из «Жестокого романса» и «Покровских ворот» соответственно. Кому-то понравилась молодая Ингеборга? Я в упор не смог понять, чем. Проскочила информация, мол вместо нее вообще должна была Яковлева сыграть, и Ингеборге повезло, что Михалков «заценил» ее улыбку. Но я так и не понял, чем же она так примечательна. Понятие красоты, напомню, субъективно. Но то, что собрали известных актеров того времени в одном фильме, даже на эпизодические роли, это факт. Ярче всех смотрелась дочь Михалкова – Надежда. Вот кто приятно удивил, так это она.
Теперь касаемо духа того времени, как многие здесь отписались, и так далее. В сельской местности передать атмосферу гораздо проще, чем в городе. По одной простой причине – большинство построек, которые не были тронуты несколько десятилетий, уже являются декорациями. Режиссеру (а именно Михалкову) необходимо было просто нарядить своих подопечных в соответствующие наряды, и немного подреставрировать помещения. Согласитесь, гораздо проще и дешевле потратиться на швею, чем на строителей или инженеров, которые спроектируют какие-то макеты зданий. Так что задача атмосферы в фильме была не такой уж трудной. Но отдам должное – режиссер с ней справился. А мог и бы запороть.
Касаемо драматизма. Здесь действительно были сильные сцены, которые смогут прошибить слабый пол на слезу. Но при хронометраже фильма в 2 часа их было не так уж много. Даже мало. И почти все в конце. Из всего этого можно сделать вывод, что акцент был на эмоциональную составляющую. Не на информативность. Не на декорации. А именно на эмоции. Тем более, что по ходу просмотра зритель сам, владея некоторой информацией о предвоенном времени, додумывает, а что может случиться с героем, какие последствия могут быть от слов и поступков, и какая была (да и остается) несовершенная система. Уделяет внимание зритель и образам героев и их взаимоотношениях. Но если взять этот компонент отдельно от всего фильма, то все взаимоотношения сводятся к балагану в указанном доме.
Подытожить могу тем, что фильм, скорее всего, не для меня. Не могу сказать, что я его не понял. Ничего трудного тут не было. Но сама манера подачи информации, да и средства, выбранные для этого, мне не импонируют. Пожалуй, оставлю фильм без оценки.
P.S. «Утомленных солнцем» даже Оскаром наградили? Вот этого не знал.
Общее впечатление | Сегодня ты комдив крутой, а завтра - Михалков простой. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву4