Отзыв: Книга "Memow, или Регистр смерти" - Джузеппе д'Агата - Мистика от итальянца
Достоинства: Читается на одном дыхании
Недостатки: Не обнаружены
В последнее время я пристрастился к мистике. Всему виной, конечно, Мураками. Именно он привил мне интерес к такого рода литературе. Джузеппе Д`Агата, не назовешь последователем Мураками. Стиль несколько иной, но общее все же - есть.
Книга в моем любимом формате – много недосказанности и неопределенности, мистики на грани с реальностью и, наоборот. Все повествование выстроено так, что вполне узнаваемые картины послевоенной Италии (из фильмов и книг, конечно) обретают какое-то мистическое продолжение.
Такая «чересполосица» придает роману специфическую атмосферу: с одной стороны, есть все, что определяло облик послевоенной Италии, избавившейся от фашизма, но не от людей, причастных к нему. С ними в книге придется встретиться не раз. Но мимоходом и только в контексте попыток главного героя разобраться в чем-то таком, что связано не то с чертовщиной, не то с черной магией. Но при этом все эти отставные фашисты и нацисты никак не тянут на заметных действующих лиц. Все они нужны для того, чтобы подчеркнуть связь этой идеологии со злом. Но сделано это так элегантно. Я бы сказал, с итальянским шармом. Исключительно в мягких тонах. Даже наказание за приверженность этой человеконенавистнической доктрине здесь изысканное – отец Аликино (так зовут главного героя) должен носить перчатки, чтобы скрыть свои руки, которые несут следы возмездия за содеянное.
Куда больше внимания уделено взрослению главного героя, которого Д`Агата проводит через разные этапы зрелости формирующейся личности. При этом облик Аликино Маскаро прорисовывается лишь в тех поступках, которые он совершает, в тех событиях, участником которых он становится. Д`Агата все оставляет на суд читателя. Он позволяет пофантазировать на предмет того, что из приведенного в романе «сделало» Аликино как личность. Тут у всего есть своя причина, о которой надо догадываться. Лишь иногда, и то, лишь в отношении других людей, Д`Агата позволяет себе выстраивать причинно-следственные связи. Разумеется, связи будут касаться предков Маскаро, в жизни которых Аликино попытается найти собственное предначертание судьбы.
Поворотным пунктом романа является поступление Аскаро на службу в банк. В этом, весьма загадочном и необычном учреждении, главному герою предстоит сменить бухгалтера и вести реестр особых должников. Скоро обнаруживается, что каждый из тех, кто вносится в этот реестр – умирает. Тут все загадочно. И эта загадочность составляет главную интригу повествования. Во всяком случае, меня этот момент зацепил капитально. Ведь смерть – это не только конец жизни, но и, в известном смысле, подведение ее итогов. Д`Агата явно подводит нас к этому, но не более того. Меня это не то, чтобы разочаровало, но, в известном смысле слово, обескуражило.
Думаю, что хороший сценарист мог бы из этого романа сделать великолепный многосерийный триллер, а хороший режиссер мог бы из него сделать куда как более величественное зрелище, чем сотворил Полански со своими «Девятыми вратами» из романа Реверте «Клуб Дюма, или тень Ришелье».
Насчет рекомендации читать-не читать, скажу честно – не знаю. Моя любовь к подобного рода произведениям еще очень молода (хотя и это относительно). Лет двадцать назад, я бы точно сказал «нет». Сегодня, скорее, «да». Но ответственности за это «да» я не хотел бы нести. Наверное, поэтому я так подробно и описал сюжетную линию романа – специально для тех, кто такое не очень любит.
Книга в моем любимом формате – много недосказанности и неопределенности, мистики на грани с реальностью и, наоборот. Все повествование выстроено так, что вполне узнаваемые картины послевоенной Италии (из фильмов и книг, конечно) обретают какое-то мистическое продолжение.
Такая «чересполосица» придает роману специфическую атмосферу: с одной стороны, есть все, что определяло облик послевоенной Италии, избавившейся от фашизма, но не от людей, причастных к нему. С ними в книге придется встретиться не раз. Но мимоходом и только в контексте попыток главного героя разобраться в чем-то таком, что связано не то с чертовщиной, не то с черной магией. Но при этом все эти отставные фашисты и нацисты никак не тянут на заметных действующих лиц. Все они нужны для того, чтобы подчеркнуть связь этой идеологии со злом. Но сделано это так элегантно. Я бы сказал, с итальянским шармом. Исключительно в мягких тонах. Даже наказание за приверженность этой человеконенавистнической доктрине здесь изысканное – отец Аликино (так зовут главного героя) должен носить перчатки, чтобы скрыть свои руки, которые несут следы возмездия за содеянное.
Куда больше внимания уделено взрослению главного героя, которого Д`Агата проводит через разные этапы зрелости формирующейся личности. При этом облик Аликино Маскаро прорисовывается лишь в тех поступках, которые он совершает, в тех событиях, участником которых он становится. Д`Агата все оставляет на суд читателя. Он позволяет пофантазировать на предмет того, что из приведенного в романе «сделало» Аликино как личность. Тут у всего есть своя причина, о которой надо догадываться. Лишь иногда, и то, лишь в отношении других людей, Д`Агата позволяет себе выстраивать причинно-следственные связи. Разумеется, связи будут касаться предков Маскаро, в жизни которых Аликино попытается найти собственное предначертание судьбы.
Поворотным пунктом романа является поступление Аскаро на службу в банк. В этом, весьма загадочном и необычном учреждении, главному герою предстоит сменить бухгалтера и вести реестр особых должников. Скоро обнаруживается, что каждый из тех, кто вносится в этот реестр – умирает. Тут все загадочно. И эта загадочность составляет главную интригу повествования. Во всяком случае, меня этот момент зацепил капитально. Ведь смерть – это не только конец жизни, но и, в известном смысле, подведение ее итогов. Д`Агата явно подводит нас к этому, но не более того. Меня это не то, чтобы разочаровало, но, в известном смысле слово, обескуражило.
Думаю, что хороший сценарист мог бы из этого романа сделать великолепный многосерийный триллер, а хороший режиссер мог бы из него сделать куда как более величественное зрелище, чем сотворил Полански со своими «Девятыми вратами» из романа Реверте «Клуб Дюма, или тень Ришелье».
Насчет рекомендации читать-не читать, скажу честно – не знаю. Моя любовь к подобного рода произведениям еще очень молода (хотя и это относительно). Лет двадцать назад, я бы точно сказал «нет». Сегодня, скорее, «да». Но ответственности за это «да» я не хотел бы нести. Наверное, поэтому я так подробно и описал сюжетную линию романа – специально для тех, кто такое не очень любит.
Общее впечатление | Мистика от итальянца |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву5
Очень приятно.
Книгу прочитала с увлечением, она очень интересна.