Отзыв: Книга "Смертные машины" - Филип Рив - Безумный Лондон: Дорога ярости
Достоинства: идея муниципального дарвинизма; стимпанк и атмосфера; читать не скучно
Недостатки: никакущие герои; скомканный финал; куча ненужных персонажей, пару раз мелькнувших на страницах книги
Довольно редко бывает так, чтобы на прочтение книги меня подвигла какая-нибудь авторская придумка, в основном если таковая и есть, я узнаю о ней в процессе и тогда уже она может удивить, или, что бывает гораздо чаще, разочаровать своей плохой проработанностью. Но "Смертные машины" Филипа Рива - это как раз тот редкий случай - стимпанковский подростковый роман, главной фишкой которой стал так называемый "муниципальный дарвинизм": в художественном мире тетралогии "Хроники голодного города" (новое название "Хроники хищных городов") поселения практически постоянно находятся в движении и... пожирают друг друга. Ведь выживет сильнейший, вы же в курсе! Лондон, Архангельск и ещё парочка мегаполисов, появившихся на свет после Шестидесятиминутной войны, выходят на охоту и гоняются за промышленными городками, затем разбирая их на винтики, а на фоне вот этой жести и разворачивается история героев Рива.
Собственно главных героев в "Смертных машинах" два: пятнадцатилетний лондонец Том, обречённый навеки остаться подмастерьем в гильдии историков, и девушка-загадка рыжеволосая Эстер, лицо которой ужасно обезображено. Сводит их случай, изначально симпатии они друг к другу не питают, но постепенно сближаются, даруя намёки на возможную в дальнейшем романтическую линию. Оба "выпали" из Лондона на пустоши, и обоим нужно вернуться вновь на платформу, правда у каждого своя цель...
Я уже сотню раз признавалась, что кино- или литературную продукцию, ориентированную на детей и подростков, я не люблю по причине её примитивности, и хотя иногда сталкиваюсь с исключениями, правило они отнюдь не отменяют. Так что беря в руки "Смертные машины" я заранее снизила планку своих ожиданий, приготовилась к схематичному сюжету, соплям-слюням, порядочной доле шаблонности в области взаимоотношений персонажей и всему прочему. И, видимо, планку мне удалось опустить настолько низко, что за пару дней чтения романа я практически не кривилась и не куксилась, хотя роман-то совсем не шедевр: я всё ещё не понимаю, почему в книгах для юной аудитория любовная линия - это нечто обязательное, но во всём остальном "Смертные машины" оказались вполне удобоваримы. Ещё несколько детская вера в людей и чудо главных героев на страницах романа столкнулась с прозой жизни, в которой каждый норовит использовать другого, а если он мешает - убрать со своей дороги. А ещё, ура, в романе все мрут как мухи, вместо счастливой жизни, любви до гробовой доски и магического превращения злодеев в хороших и честных граждан. Я надеюсь, что в следующих книгах серии Рив никакого не воскресит!
Всё хорошее, что есть в "Смертных машинах" у меня связано как раз с той самой авторской задумкой, из-за которой я и начала читать книгу. Ну, во-первых, движущиеся города, причём не где-нибудь в космосе, а на нашей с вами Земле - это что-то новенькое, во всяком случае я никогда ничего подобного не встречала даже в качестве упоминания, во-вторых, стимпанк тут есть и им очень даже пахнет, что весьма добавляло книге атмосферности. В-третьих, с идеей о катающихся и пожирающих всё, что можно, мегаполисах у Рива связаны довольно интересные вопросы человеческого восприятия нормы и цивилизации (интересные, как минимум с учётом целевой аудитории книги): в романе есть Лига противников движения, члены которой считают движение и охоту - варварством, а есть жители постоянно перемещающихся в пространстве городов, которые убеждены, что стоять на месте - это прошлый век, отсталость и вообще "фу! зачем так жить?!". А где же истина и как её найти? Всегда ли прогресс - это нечто положительное и должно ли общество делать шаг назад, если поняло, что развитие завело их куда-то не туда?
Наверное самая большая проблема книги - это её герои. На самом деле они никакущие, мне они были неинтересны, я им не сочувствовала, сам Рив тоже явно не погружался в их сознание и не пытался влезть в их шкуру, а потому Том, Эстер, Кейт и прочие изображены очень поверхностно. В общем, все они не более, чем фигурки на поле какой-нибудь настольной игры: бросаешь кубик, и они или идут вперёд или сталкиваются с какой-нибудь трудностью, которую без особых проблем преодолевают. Также здесь есть довольно большое количество персонажей, что появляются ниоткуда и исчезают потом в никуда, автор не дал им никаких опознавательных знаков, читатель их не запомнил, и в итоге остаётся вопрос: а на фига они вообще были нужны? Таковы например, друзья Анны. Яркие образы, конечно, тоже есть, например товарищ пират, он же самопровозглашённый мэр одной из платформ, или немного двинувшийся умом Сталкер, чьё тело состоит из винтиков, гаечек и шестерёнок.
Сюжет мне оказался не по нраву, но стоит признать, что в книге постоянно что-то происходило и, во всяком случае, читать было не скучно, хотя финал романа куда слабее, чем его первая половина. Ощущение, что Рив решил по-быстрому свернуть лавочку, поэтому всё закончилось таким феерическим тупняком с набором нелепых случайностей. Плюс, мысли автора уже устремились в будущее, к следующим книгам серии, и всё вышло как-то... не то, чтобы незаконченно, но масштабы финала куда меньше масштабов изначально заданного конфликта, и составные этого конфликта разрешались вообще как-то по щелчку пальцев, типа "а ну и что, что я большую части жизни мечтала убить этого типа и охотилась на него годами, кажись, он всё понял и больше так не будет".
В рамках постапокалиптического подросткового экшена "Смертные машины" оказались вполне читаемы, даже не без интереса, как о чём-то более серьёзном говорить в данном случае невозможно, поскольку Филип Рив был настолько в восторге от собственной идеи с муниципальным дарвинизмом, что забыл про всё остальное.
Собственно главных героев в "Смертных машинах" два: пятнадцатилетний лондонец Том, обречённый навеки остаться подмастерьем в гильдии историков, и девушка-загадка рыжеволосая Эстер, лицо которой ужасно обезображено. Сводит их случай, изначально симпатии они друг к другу не питают, но постепенно сближаются, даруя намёки на возможную в дальнейшем романтическую линию. Оба "выпали" из Лондона на пустоши, и обоим нужно вернуться вновь на платформу, правда у каждого своя цель...
Я уже сотню раз признавалась, что кино- или литературную продукцию, ориентированную на детей и подростков, я не люблю по причине её примитивности, и хотя иногда сталкиваюсь с исключениями, правило они отнюдь не отменяют. Так что беря в руки "Смертные машины" я заранее снизила планку своих ожиданий, приготовилась к схематичному сюжету, соплям-слюням, порядочной доле шаблонности в области взаимоотношений персонажей и всему прочему. И, видимо, планку мне удалось опустить настолько низко, что за пару дней чтения романа я практически не кривилась и не куксилась, хотя роман-то совсем не шедевр: я всё ещё не понимаю, почему в книгах для юной аудитория любовная линия - это нечто обязательное, но во всём остальном "Смертные машины" оказались вполне удобоваримы. Ещё несколько детская вера в людей и чудо главных героев на страницах романа столкнулась с прозой жизни, в которой каждый норовит использовать другого, а если он мешает - убрать со своей дороги. А ещё, ура, в романе все мрут как мухи, вместо счастливой жизни, любви до гробовой доски и магического превращения злодеев в хороших и честных граждан. Я надеюсь, что в следующих книгах серии Рив никакого не воскресит!
Всё хорошее, что есть в "Смертных машинах" у меня связано как раз с той самой авторской задумкой, из-за которой я и начала читать книгу. Ну, во-первых, движущиеся города, причём не где-нибудь в космосе, а на нашей с вами Земле - это что-то новенькое, во всяком случае я никогда ничего подобного не встречала даже в качестве упоминания, во-вторых, стимпанк тут есть и им очень даже пахнет, что весьма добавляло книге атмосферности. В-третьих, с идеей о катающихся и пожирающих всё, что можно, мегаполисах у Рива связаны довольно интересные вопросы человеческого восприятия нормы и цивилизации (интересные, как минимум с учётом целевой аудитории книги): в романе есть Лига противников движения, члены которой считают движение и охоту - варварством, а есть жители постоянно перемещающихся в пространстве городов, которые убеждены, что стоять на месте - это прошлый век, отсталость и вообще "фу! зачем так жить?!". А где же истина и как её найти? Всегда ли прогресс - это нечто положительное и должно ли общество делать шаг назад, если поняло, что развитие завело их куда-то не туда?
Наверное самая большая проблема книги - это её герои. На самом деле они никакущие, мне они были неинтересны, я им не сочувствовала, сам Рив тоже явно не погружался в их сознание и не пытался влезть в их шкуру, а потому Том, Эстер, Кейт и прочие изображены очень поверхностно. В общем, все они не более, чем фигурки на поле какой-нибудь настольной игры: бросаешь кубик, и они или идут вперёд или сталкиваются с какой-нибудь трудностью, которую без особых проблем преодолевают. Также здесь есть довольно большое количество персонажей, что появляются ниоткуда и исчезают потом в никуда, автор не дал им никаких опознавательных знаков, читатель их не запомнил, и в итоге остаётся вопрос: а на фига они вообще были нужны? Таковы например, друзья Анны. Яркие образы, конечно, тоже есть, например товарищ пират, он же самопровозглашённый мэр одной из платформ, или немного двинувшийся умом Сталкер, чьё тело состоит из винтиков, гаечек и шестерёнок.
Сюжет мне оказался не по нраву, но стоит признать, что в книге постоянно что-то происходило и, во всяком случае, читать было не скучно, хотя финал романа куда слабее, чем его первая половина. Ощущение, что Рив решил по-быстрому свернуть лавочку, поэтому всё закончилось таким феерическим тупняком с набором нелепых случайностей. Плюс, мысли автора уже устремились в будущее, к следующим книгам серии, и всё вышло как-то... не то, чтобы незаконченно, но масштабы финала куда меньше масштабов изначально заданного конфликта, и составные этого конфликта разрешались вообще как-то по щелчку пальцев, типа "а ну и что, что я большую части жизни мечтала убить этого типа и охотилась на него годами, кажись, он всё понял и больше так не будет".
В рамках постапокалиптического подросткового экшена "Смертные машины" оказались вполне читаемы, даже не без интереса, как о чём-то более серьёзном говорить в данном случае невозможно, поскольку Филип Рив был настолько в восторге от собственной идеи с муниципальным дарвинизмом, что забыл про всё остальное.
Общее впечатление | Безумный Лондон: Дорога ярости |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву3