Отзыв: Спектакль "Васса Железнова - первый вариант" - Малый театр (Россия, Москва) - Возвращение Горького
Достоинства: Сильная пьеса, сильные образы, сильная игра
Недостатки: Образ управляющего - недоразумение и разочарование
Кто как, а я Горького люблю и почитаю как писателя яркого и самобытного, несмотря на выверты и гримасы судьбы и наштампованные нелицеприятные эпитеты не очень вдумчивых "прогрессивных" критиков.
Вот почему радуюсь его возвращению - не только на Тверскую заставу - но и понемногу на театральные подмостки, на экраны и в виртуальные библиотеки многих наших современников.
В юности очень нравился фильм Г. Панфилова "Васса" - помню, что именно образ главной героини, сыгранный Инной Чуриковой, поразил и тронул меня. И сейчас, хоть уже много раз зарекалась повременить с трагедийным репертуаром московских театров (что-то в последнее время хочется чего-то радостного и позитивного), все равно потянуло меня в любимый Малый, на эту постановку и на Людмилу Титову, которая, знаю точно, может сыграть ЛЮБУЮ роль.
Трагедийность этого образа усилена финалом постановки - Васса падает замертво, когда ее покидают все близкие: для кого она жила, страдала, шла на преступления? Почему в ее доме несчастны все домашние? Кто ответит? Нет ответа - надорвалась душа... Интересно, что эта сцена смерти главной героини позаимствована из второго варианта произведения и, видимо, введена в финал по воле режиссера-постановщика Владимира Бейлиса (в горьковской первой редакции Васса остается жить, тяжело каясь в грехах и предвидя одиночество). Допускаю: такое сближение вариантов пьесы имеет право на существование и не противоречит замыслу классика, тем более что остальные моменты и аутентичный текст не пострадали. Поэтому постановку можно и нужно считать абсолютно классической, в духе Малого, и декорации и костюмы - как надо - не отнять и не прибавить.
Невыносима атмосфера в доме Железновых, и зритель будто ощущает это на себе: выхода нет, счастье сюда не залетит никогда, тупик - и, чудится, смерть ждет всех, кто останется в этом доме... Именно поэтому наблюдать за жизнью героини и ее семьи очень тяжело: не сможете настроиться на трагедию, лучше не ходите. Я, например, до сих пор не могу забыть скребущее, будто железом по стеклу, тоскливое чувство, которое я испытала на выходе из театра... Значит, сильно получилось и запало в душу... хотя в тот момент мне требовалось другое.
К сожаление, я уже много раз писала о самой большой проблеме моего любимого Малого театра: нарушая гармоничнейшее взаимодействие всех механизмов постановки, слаженнейшую игру, на сцене вдруг возникает образ "ни туды ни сюды", который совершенно выпадает из общей картины. Очень часто это случается по причине возрастной катавасии при подборе актеров. И думаешь: зачем он тут, кто его на роль утверждал, неужели в данный момент не нашлось актера, соответствующего роли по возрасту и типажу, плюс в столь именитом театре нет хорошего гримера, который мог бы, например, помочь совершить превращение молодости в старость?
В данном случае я говорю о роли управляющего в доме Железновых, одновременно являющегося отцом Людмилы, невестки Вассы. Управляющий Михайло Васильев (актер Михаил Фоменко) выглядит как-то не шибко сильно старше своей дочери, лет на 7-8, не больше, да и игрой не убеждает. Что же за чехарда с ролями в театре?! К старой традиции Малого преклоняться перед мощью талантов "великих стариков и старух" (за что театр нужно уважать) прибавился настоящий бзик - получение роли "на вырост" (еще один пример - роль городничего в "Ревизоре", исполняемая сейчас 43-летним В. Низовым). Здесь с грустью вспоминаешь Никиту Подгорного, который и в молодости мог сыграть старика так, что захватывало дух. А сейчас - сплошное недоумение! Минус спектаклю ставлю именно за это. Но высокую оценку все-таки оставляю, пока...
Вот почему радуюсь его возвращению - не только на Тверскую заставу - но и понемногу на театральные подмостки, на экраны и в виртуальные библиотеки многих наших современников.
В юности очень нравился фильм Г. Панфилова "Васса" - помню, что именно образ главной героини, сыгранный Инной Чуриковой, поразил и тронул меня. И сейчас, хоть уже много раз зарекалась повременить с трагедийным репертуаром московских театров (что-то в последнее время хочется чего-то радостного и позитивного), все равно потянуло меня в любимый Малый, на эту постановку и на Людмилу Титову, которая, знаю точно, может сыграть ЛЮБУЮ роль.
Трагедийность этого образа усилена финалом постановки - Васса падает замертво, когда ее покидают все близкие: для кого она жила, страдала, шла на преступления? Почему в ее доме несчастны все домашние? Кто ответит? Нет ответа - надорвалась душа... Интересно, что эта сцена смерти главной героини позаимствована из второго варианта произведения и, видимо, введена в финал по воле режиссера-постановщика Владимира Бейлиса (в горьковской первой редакции Васса остается жить, тяжело каясь в грехах и предвидя одиночество). Допускаю: такое сближение вариантов пьесы имеет право на существование и не противоречит замыслу классика, тем более что остальные моменты и аутентичный текст не пострадали. Поэтому постановку можно и нужно считать абсолютно классической, в духе Малого, и декорации и костюмы - как надо - не отнять и не прибавить.
Невыносима атмосфера в доме Железновых, и зритель будто ощущает это на себе: выхода нет, счастье сюда не залетит никогда, тупик - и, чудится, смерть ждет всех, кто останется в этом доме... Именно поэтому наблюдать за жизнью героини и ее семьи очень тяжело: не сможете настроиться на трагедию, лучше не ходите. Я, например, до сих пор не могу забыть скребущее, будто железом по стеклу, тоскливое чувство, которое я испытала на выходе из театра... Значит, сильно получилось и запало в душу... хотя в тот момент мне требовалось другое.
К сожаление, я уже много раз писала о самой большой проблеме моего любимого Малого театра: нарушая гармоничнейшее взаимодействие всех механизмов постановки, слаженнейшую игру, на сцене вдруг возникает образ "ни туды ни сюды", который совершенно выпадает из общей картины. Очень часто это случается по причине возрастной катавасии при подборе актеров. И думаешь: зачем он тут, кто его на роль утверждал, неужели в данный момент не нашлось актера, соответствующего роли по возрасту и типажу, плюс в столь именитом театре нет хорошего гримера, который мог бы, например, помочь совершить превращение молодости в старость?
В данном случае я говорю о роли управляющего в доме Железновых, одновременно являющегося отцом Людмилы, невестки Вассы. Управляющий Михайло Васильев (актер Михаил Фоменко) выглядит как-то не шибко сильно старше своей дочери, лет на 7-8, не больше, да и игрой не убеждает. Что же за чехарда с ролями в театре?! К старой традиции Малого преклоняться перед мощью талантов "великих стариков и старух" (за что театр нужно уважать) прибавился настоящий бзик - получение роли "на вырост" (еще один пример - роль городничего в "Ревизоре", исполняемая сейчас 43-летним В. Низовым). Здесь с грустью вспоминаешь Никиту Подгорного, который и в молодости мог сыграть старика так, что захватывало дух. А сейчас - сплошное недоумение! Минус спектаклю ставлю именно за это. Но высокую оценку все-таки оставляю, пока...
Год посещения | 2017 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Москва |
Город или поселок | Москва |
Общее впечатление | Возвращение Горького |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву25
В советское время роль юношей и девушек часто играли возрастные актеры.
А теперь обратная тенденция.
А насчет позитива - тоже сейчас душа просит только отдохновения.