4
Отзыв рекомендуют 105 9

Отзыв: Книга "Пересмешник" - Уолтер Тевис - Жечь книги не придётся, мы просто перестанем их читать...

Достоинства: занятный взгляд на человеческое будущее; удачное смешение тем фантастической литературы в одном произведении
Недостатки: всё написанное не ново; любовная линия как-то не очень
Уолтер Тевис - классик американской литературы, не издававшийся на русском языке. Нам с вами он может быть знаком исключительно по экранизациям его книг: "Цвет денег" Скорсезе с Полом Ньюманом и молодым Томом Крузом и "Человек, который упал на землю" с Дэвидом Боуи - всё это его рук дело. Сам Тевис помимо того, что увлекался писательством, работал преподавателем в университете Огайо, и как и все преподы жаловался на то, что "нынче студенты не те пошли": по мнению литератора грамотность молодёжи в 70е годы находилась на таком низком уровне, что он бы не удивился, если бы вскоре они и вовсе б разучились писать и читать, и только пыхали б свои косяки, надеясь, что всё решится и сделается само собой. Но в отличие от множества своих коллег, Уолтер Тевис не только гундел и жаловался, а превратил свои мысли в идею для книги, вот так-то и появился на свет "Пересмешник", которого окрестили логическим продолжением "451 градуса по Фаренгейту".

Земля приблизительно 22-23 века. Техника уже давно перешагнула грань с фантастикой, поэтому все заботы взяли на себя роботы, люди же могут заниматься исключительно самосовершенствованием и творчеством, тем более, от тревог и волнений их спасают ежедневно потребляемые пилюли - смесь транквилизатора с противозачаточными. Но место саморазвития заняла тотальная лень в смеси с нездоровым пофигизмом: роботы, без контроля их деятельности со стороны, повыходили из строя, в городах - коллапс, не работают ни лифты, ни торговые автоматы, что уж говорить о более сложных системах. И да, люди давно уже разучились читать и писать, мало того - это ныне преступление, ведь чужие мысли, чужие тревоги, чужие чувства могут негативно сказаться на психо-эмоциональном состоянии личности. И вот находится один умелец по имели Пол Бентли, который случайно обнаружил старые детские книжечки по обучению грамоте и сам научился читать, а теперь хочет научить и других...


В "Пересмешнике" три главных героя - мужчина (Пол), женщина (Мэри Лу) и бессмертный робот девятой модели - Споффорд. Как водится во всех антиутопиях, наши герои не такие, как все, вот только если Пол и Мэри Лу - это типичные персонажи этого жанра, жаждущие новых эмоций и знаний, готовые любить, строить семью, создавать новый мир, в котором будет что-то кроме вечного расслабона или тоталитарной секты, то Споффорд - это этакий Марвин из "Автостопом по Галактике", заключённый в тело темнокожего секс-символа: последний на Земле робот девятой модели создан с точной копией человеческого мозга реального человека, а потому, к его собственному сожалению, он и так слишком много чувствует и знает, что и делает его абсолютно одиноким в этом мире, потому как он отделён от обитающих его людей дважды - по способу появлению на свет и по мыслительной деятельности. Представляете, какое издевательство: быть не таким, как все, да ещё и быть таким вечно.

Удачность антиутопии определить довольно просто: написанное или показанное либо кажется актуальным в любой момент времени, либо нет (например, выглядит анахронично через 10 лет после выпуска, или в это не верится даже сразу после создания). "Пересмешнику" скоро будет 40, для сравнительно молодого поджанра это довольно большой возраст, но и в 1980х, и сейчас в написанное Тевисом охотно верится. О том, что люди меньше читают твердят уже лет 30, о том, что безграмотнее пишут - не меньше, а уж сколько раз и в каких только видах не поднимались вопросы формата семьи, ограничения рождаемости и роботизации современного мира, и главное, всё это говорят, поднимают и обсуждают и сейчас, а потому не знай я, когда был создан роман, вполне поверила бы, что его автор кто-то из моих современников.

В отличие от многих жанровых собратьев, Тревис не рисует нам мир будущего как нечто жёстко иерархичное, его "фишка" как раз в том, что даже существовавшая иерархия давно стёрта. Пытаясь как можно меньше сталкиваться с негативными эмоциями, люди напрочь разрушили не только институт семьи (ну а как иначе, когда за близких переживаешь сильней, чем за самого себя, ночами не спишь, когда у ребёнка живот болит, или депрессируешь и-за смерти родителя), но и общество в целом: погружение в себя и личное пространство, право на которое в некоторых культурах отстаивается и по сей день, в качестве приоритета просто подавили тот факт, что человек - общественное животное. Что самое занятно, ни в попытке избегать негатива и стрессовых ситуаций, ни в желании время от времени оставаться наедине с самим собой самих по себе нет ничего ужасного, но "Пересмешник" поворачивает их к читателю таким боком, что радуешься тому факту, что ты-то сам ещё можешь содержать дома зверюшку и быть общественно полезным не только в качестве исполнителя простых функций.

Поскольку "Пересмешник" во главу угла выводит именно неумение людей будущего читать и отсутствие в их мире письменности, а значит и всего ей сопутствующего, типа алфавита и книг, то важной его частью становятся скрытые и явные цитаты, отсылки к литературным произведениям и немому кино, использовавшему текст для того, чтобы продемонстрировать, что происходит с его героями. Сознание Пола Бентли причудливым образом отзывается на американскую поэзию: строчки из произведения Томаса Элиота и Роберта Фроста несколько иначе воспринимаются им, а потому и переосмысляются читателем. В самом деле, кто такие "полые люди" из одноимённой поэмы Элиота, которую читает герой? Те, у кого ничего нет внутри, и логично, что речь идёт не о внутренних органах. Нас наполняют наши чувства, наши эмоции, наши знания, наш опыт, и как только это сводится к нулю, остаётся лишь труха, да смесь из крови, костей, мяса да соединительных тканей - а это именно то, чем являются окружающие Пола и Мэри Лу товарищи, именно поэтому робот-детектор кажется более живым, чем те, кто появился на свет из материнской утробы. Даже кино, лишённое речи, становится лишь набором забавных движущихся картинок, и его герои, когда ты не можешь их понять, превращаются в "полых людей".

Мне лично "Пересмешник" приглянулся больше, чем общеизвестные "451 градус", "1984" и "О дивный новый мир". Не говорю о том, что это шедевр, у него есть проблемы, стандартные для антиутопий, типа весьма шаблонной любовной линии и энного количества вопросов, оставшихся без ответа (например, кто такой Саймон, о котором пишет в своём дневнике Мэри Лу, я так и не поняла), но сам взгляд Тевиса на возможное будущее больше и поднимаемые им вопросы мне показались занятнее.
Общее впечатление Жечь книги не придётся, мы просто перестанем их читать...
Моя оценка
4
Рекомендую друзьямДА

Комментарии к отзыву9

Диня
глубокий анализ
vasmapr
Интересный взгляд! Антиутопия - это по сути почти всегда попытка противопоставить что-то господствующему упрощению. А если говорить о риске "разучиться читать" - то это вполне реальная опасность…
Пластилиновая Я
Вот, моя тема. Как я поняла из отзыва, некая помесь "Мы" и "О, дивного нового мира". Обязательно прочту.
inola gei
Я ещё читаю))
ЛейсанМ
С трудом представляю, что мне может понравится что-то больше, чем мой любимый "О, дивный новый мир", но на досуге прочту.
Хиппа
Люблю такое, чтобы "вне времени".
morpeh48
Написано 40 лет назад,глядя на мое поколение,но вроде все пока движется по синусоиде и после всеобщего упадка наступает некий подъем.
Mika
Иногда удивляет, как писательница прошлого и весьма далёкого, 40 лет, все таки, умудрялись так приблизиться к тому, что сегодня стало явью. Навеяло на "Академию" Азимова с их математической историей то есть исторической математикой, которая явно существует, ибо как иначе писатели утописты предсказывабт подобные процессы - неясно.
TDrive
Саймон - это "отец" Мери Лу, старик, которого она встретила, когда сбежала из интерната.