Отзыв: Фильм "Ночные забавы" (1991) - В каждой избушке свои погремушки
Достоинства: Актерский состав, нетривиальный разворот обыденной ситуации, саксофон
Недостатки: Женские образы актерски сделаны слабее, чем мужские.
Как же я люблю наше игровое кино! На мой взгляд, его и надо продолжать развивать, а не копировать западные технологии: и традиции у нас здесь сильные, и бюджеты скромнее – много сфер нуждается в дополнительном финансировании)))
Раньше мне казалось, что актеры, живые люди своей мимикой и энергией вызывают больше эмпатии, чем нарисованные персонажи, поэтому воспринимаю их лучше. Теперь понимаю, что плюсом к этому идет и своеобразное моделирование жизненных ситуаций, которые принимаются тем лучше, чем они ближе к реальности. Откровенно говоря, какое мне дело до синеньких человечков (в своей жизни я скорее столкнусь с зелеными))) на их красивой планете – да, полет фантазии, эстетическое наслаждение от просмотра, идеи… но нет сопричастности. А вот реальные ситуации, вызвавшие со-переживание, хочется пересмотреть, опять погрузиться в атмосферу, порассуждать… будто за одну свою жизнь, ты пережил еще и частички других, что позволило тебе расширить и собственный жизненный опыт…
Вот и фильм с таким интригующим для эпохи развала СССР и сексуальной революции названием «Ночные забавы» - великолепный образчик нашей киноклассики. Вся драма разворачивается практически в рамках одной квартиры, даже одной комнаты. Эмоциональные виражи выстроены диалогами и фигурами высшего пилотажа от мэтров: Е. Евстигнеева, В. Гафта, А. Филозова. Женские образы сделаны неплохо, но, ИМХО, порядком ниже. Что И. Алферова, на мой взгляд, просто красивая женщина, но весьма посредственная актриса. Что Александра Колкунова – тогда молоденькая привлекательная девушка, «старлетка» (хотя в других ролях я ее и не видела) в одних моментах пережала, а в где-то не дотянула… Поэтому картина смотрится за счет мощного мужского трио (хотя первая серия – это в основном соло Сашули/Евстигнеева) и девушек на подтанцовке. А жаль, видно, что по сценарию и героини задуманы яркими, характерными.
Итак, фильм совсем не об «этом» (разве что по касательной), он весьма оригинально раскручивает вполне банальную ситуацию. И выкруживает на вопрос: а кому она нужна – правда? Стоит ли докапываться до нее самому и «открывать глаза» ближнему? Кому здесь со-чувствовать?
Образу Алферовой? Скорее, как женщина женщину, понимаю ее мотивы, чем сочувствую. Да, нелегко жить с мужчиной, который не дает тебе элементарного: «защищать и принимать решения – это нормально для мужчины» (говоря устами другого культового героя); оттуда же и второй упрек мужу: «не знать и не хотеть знать – это разные вещи». И тем не менее она была свободна в выборе средств, ее поступки – ее выбор, последствия закономерны…
Образу Филозова? Доброму и абсолютно безвольному, бесхребетному человеку – да, он вызывает жалость. Но, ИМХО, жалость плохое чувство, в ней нет уважения к человеку. А как уважать мужчину, живущего в позе страуса? Ведь если он засовывает голову в песок, то должен отдавать себе отчет в том, что его зад может быть подвергнут любым надругательствам… это его выбор… Но как актер глазами передал муки человека, не умеющего его делать!
Образу Гафта? Тут скорее отторжение. Сценаристы с большой амплитудой закрутили противопоставление этих двух героев. До шока довели, когда смотрела в первый раз, такое поведение вообще не было вписано в мою «карту мира» (вот и опыт «как, оказывается, может быть»)… роль вроде бы небольшая, но столько въедливых мелочей. Обожаю Гафта и его меткие эпиграммы!
Образу правдоискательницы Ольги? Да, по характеру это ближе всего, категоричность суждений: «Я ненавижу в людях ложь! Ту, что считают безобидной. Ту, за которую мне стыдно, хотя не я, а ты мне лжешь…». Знаю, каково это, когда переворачивается твой мир! Но я бы так не поступила… даже не из-за женской солидарности с матерью, скорее, из-за жалости к отцу… хотя, именно это героиня и поняла к концу истории, а вместе с ней и я, примерившая ее модель))) Правду надо искать только для самого себя, и выдавать ее другим, если они об этом просят… не все к ней готовы, не всем она нужна…
Образ Сашули? Вот тут не только сочувствие, но и полный респект! По-моему, эта работа Евстигнеева самая объемная, хотя профессор Преображенский великолепен. Столько нюансов: одиночество и отчаянный оптимизм, застенчивость и напускной цинизм, доброта и умение противостоять, внутренняя свобода творческой личности и непритязательность, умение решиться и прощать/понимать… создалось впечатление, что в своем Сашуле актер воплотил лучшее от всех других образов. А когда увидела, что год выхода фильма совпал с годом его смерти… окончательно восприняла эту роль как подведение его личных итогов.
Ну и еще один замечательный штрих в этой картине – саксофон. Самый подходящий инструмент для ночных забав))) подумалось, как обидно, что в моем городе ни в одном ресторане нет живого саксофона…. Это только в столичных городах? Или фишка советского кинематографа: «бриллиантовая дичь» подавалась под тромбон?
Сильный фильм, особенно во второй серии. Хотя и первая часть нужна, она как исток, вернее, пять истоков, стекающих ручейками к полноводной реке, чтобы во второй части своими разными водами закрутить в ней опасный омут. Рекомендую.
Раньше мне казалось, что актеры, живые люди своей мимикой и энергией вызывают больше эмпатии, чем нарисованные персонажи, поэтому воспринимаю их лучше. Теперь понимаю, что плюсом к этому идет и своеобразное моделирование жизненных ситуаций, которые принимаются тем лучше, чем они ближе к реальности. Откровенно говоря, какое мне дело до синеньких человечков (в своей жизни я скорее столкнусь с зелеными))) на их красивой планете – да, полет фантазии, эстетическое наслаждение от просмотра, идеи… но нет сопричастности. А вот реальные ситуации, вызвавшие со-переживание, хочется пересмотреть, опять погрузиться в атмосферу, порассуждать… будто за одну свою жизнь, ты пережил еще и частички других, что позволило тебе расширить и собственный жизненный опыт…
Вот и фильм с таким интригующим для эпохи развала СССР и сексуальной революции названием «Ночные забавы» - великолепный образчик нашей киноклассики. Вся драма разворачивается практически в рамках одной квартиры, даже одной комнаты. Эмоциональные виражи выстроены диалогами и фигурами высшего пилотажа от мэтров: Е. Евстигнеева, В. Гафта, А. Филозова. Женские образы сделаны неплохо, но, ИМХО, порядком ниже. Что И. Алферова, на мой взгляд, просто красивая женщина, но весьма посредственная актриса. Что Александра Колкунова – тогда молоденькая привлекательная девушка, «старлетка» (хотя в других ролях я ее и не видела) в одних моментах пережала, а в где-то не дотянула… Поэтому картина смотрится за счет мощного мужского трио (хотя первая серия – это в основном соло Сашули/Евстигнеева) и девушек на подтанцовке. А жаль, видно, что по сценарию и героини задуманы яркими, характерными.
Итак, фильм совсем не об «этом» (разве что по касательной), он весьма оригинально раскручивает вполне банальную ситуацию. И выкруживает на вопрос: а кому она нужна – правда? Стоит ли докапываться до нее самому и «открывать глаза» ближнему? Кому здесь со-чувствовать?
Образу Алферовой? Скорее, как женщина женщину, понимаю ее мотивы, чем сочувствую. Да, нелегко жить с мужчиной, который не дает тебе элементарного: «защищать и принимать решения – это нормально для мужчины» (говоря устами другого культового героя); оттуда же и второй упрек мужу: «не знать и не хотеть знать – это разные вещи». И тем не менее она была свободна в выборе средств, ее поступки – ее выбор, последствия закономерны…
Образу Филозова? Доброму и абсолютно безвольному, бесхребетному человеку – да, он вызывает жалость. Но, ИМХО, жалость плохое чувство, в ней нет уважения к человеку. А как уважать мужчину, живущего в позе страуса? Ведь если он засовывает голову в песок, то должен отдавать себе отчет в том, что его зад может быть подвергнут любым надругательствам… это его выбор… Но как актер глазами передал муки человека, не умеющего его делать!
Образу Гафта? Тут скорее отторжение. Сценаристы с большой амплитудой закрутили противопоставление этих двух героев. До шока довели, когда смотрела в первый раз, такое поведение вообще не было вписано в мою «карту мира» (вот и опыт «как, оказывается, может быть»)… роль вроде бы небольшая, но столько въедливых мелочей. Обожаю Гафта и его меткие эпиграммы!
Образу правдоискательницы Ольги? Да, по характеру это ближе всего, категоричность суждений: «Я ненавижу в людях ложь! Ту, что считают безобидной. Ту, за которую мне стыдно, хотя не я, а ты мне лжешь…». Знаю, каково это, когда переворачивается твой мир! Но я бы так не поступила… даже не из-за женской солидарности с матерью, скорее, из-за жалости к отцу… хотя, именно это героиня и поняла к концу истории, а вместе с ней и я, примерившая ее модель))) Правду надо искать только для самого себя, и выдавать ее другим, если они об этом просят… не все к ней готовы, не всем она нужна…
Образ Сашули? Вот тут не только сочувствие, но и полный респект! По-моему, эта работа Евстигнеева самая объемная, хотя профессор Преображенский великолепен. Столько нюансов: одиночество и отчаянный оптимизм, застенчивость и напускной цинизм, доброта и умение противостоять, внутренняя свобода творческой личности и непритязательность, умение решиться и прощать/понимать… создалось впечатление, что в своем Сашуле актер воплотил лучшее от всех других образов. А когда увидела, что год выхода фильма совпал с годом его смерти… окончательно восприняла эту роль как подведение его личных итогов.
Ну и еще один замечательный штрих в этой картине – саксофон. Самый подходящий инструмент для ночных забав))) подумалось, как обидно, что в моем городе ни в одном ресторане нет живого саксофона…. Это только в столичных городах? Или фишка советского кинематографа: «бриллиантовая дичь» подавалась под тромбон?
Сильный фильм, особенно во второй серии. Хотя и первая часть нужна, она как исток, вернее, пять истоков, стекающих ручейками к полноводной реке, чтобы во второй части своими разными водами закрутить в ней опасный омут. Рекомендую.
Общее впечатление | В каждой избушке свои погремушки |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву17
саксофон, если без микрофона, даже в небольшом баре звучит обволакивающе, и от него очень комфортное пищеварение))) наверное, самый физиологический инструмент)))
в том то и дело, что Алферовой не хватило жесткости, которая, судя по репликам и мизансцене, предполагалась в этом образе…или женского отчаяния… но какой-то более сильной эмоции , те она не распутница, а отчаявшаяся или амбициозная женщина, которой не на кого опереться…
сцена, которую Вы упоминаете, плюс ее продолжение с мордобоем - это кульминация, конечно, самая мощная, показывающая добродушие Сашули, его джентельменство, и в противовес - ничтожность мужа.
не хотела бы я оказаться в этой ситуации ни в одной из пяти «шкур»
и посмотрите, как мало отзывов по этому фильму! так не справедливо…