Отзыв: Спектакль "Шут Балакирев" - театр Ленком (Россия, Москва) - "владей собой среди толпы смятенной, тебя клянущей засмятенье всех! Верь сам в себя наперекор вселенной!..."
Достоинства: Обыкновенное чудо= Горин+Захаров+артисты Ленкома
Недостатки: Не уверена, что он смотрится в записи
Как же давно мне хотелось написать отзыв об этом спектакле! Он подарил мне совершенно уникальные переживания. Но в тоже время сильно сомневаюсь, что его можно смотреть в записи (хотя в и-нете такое есть) без потери тех самых уникальных переживаний: все-таки театр и кино – это разные виды искусства, и в их арсенале отличные друг от друга выразительные средства… да и «магия зала» - никакой закадровый хохот этого не передаст. А рекомендовать этот спектакль сейчас – без Янковского – даже не знаю, остался ли он в репертуаре после ухода этого талантливого актера, ведь его образ Петра Великого был ключевым, несмотря на имя шута в названии… Поэтому пусть мой отзыв будет как цветы на могилах Янковского, который работал в нем до последнего, и Горина, который совсем чуть-чуть не дожил до его премьеры в 2002году…
Мне свезло увидеть «Шута» в мае премьерного года. Билеты на него были моей первой в жизни покупкой через и-нет. У меня дрожали руки, когда забирала их у портье в гостинице – до того были подозрительны их дешевизна (учитывая звездный состав и репутацию театра) и способ приобретения. Успокоилась только, усевшись на свое кресло, а осматривать театр пошла в антракте, когда уже появилась уверенность, что меня не выкинут из зала. Перечень исполнителей говорил сам за себя (это при том, что О. Железняк, Т. Кравченко, А. Лазарев мл и С. Фролов только набирали обороты медиаизвестности).
И вдруг – второй шок – мат ( не успела прочитать аннотацию к спектаклю))) Я негативно отношусь к бранным словам в общественном месте, но не буду ханжой – могу употребить по ситуации (филолог должен владеть разными стилями речи)))). Но вся фишка в том, что он там настолько уместен, что его применение из разряда «из песни слов не выкинешь…», да и, зная норов нашего первого Имератора, не сомневаюсь в его способности на крепкие выражения, так что можно прикрыться исторической достоверностью. Ну и Янковский (а за ним и Фролов) так естественно выдавали свои реплики, что было совершенно очевидно, что Горин ввел эту лексику не для новомодного эпатажа. Тут же оговорюсь, что это были единичные случаи, а не постоянный «трехэтажный»… Наш местечковый режиссер пытался сделать эту пьесу в областном театре драмы, даже не пошла смотреть – понимала, на сколько «на грани» постановка, как легко скатиться на пошлость, тут нужно тонкое чувство меры, это эквилибристика, которой обладают только Мэтры – от слова, от режиссуры, от актерского мастерства…
Понятно, что все звезды отработали по-настоящему, без халтуры, высший пилотаж! Особенно Янковский (он фактически не уходил со сцены!) и Захарова (великолепный немецкий акцент, манеры вчерашней шлюхи, а сегодня – императрицы… опять, на сколько тонко, чтобы не быть вульгарной!). Но открытием тогда для меня стали С. Фролов и О. Железняк. И если последняя потом подтвердила свое реноме великолепной комедийной актрисы ролями в кино, то Сергей на просторах кинематографа как-то потерялся (видела его в паре-тройке абсолютно блеклых эпизодов). А на сцене он был ярким, совсем не терялся на фоне Янковского – их образы взаимно оттеняли друг друга! Как так и надо – Король и Шут!
Ну и, как всегда в тандеме Горин/Захаров, меня восхитила многослойность их творения. Ты, захваченный водоворотом эмоций, совершенно четко осознаешь, что здесь и сейчас снимаешь только один слой… Мне ужасно повезло – была на этом спектакле дважды (второй раз через пять лет, после аварии Караченцова, которого заменил Лазарев мл, все остальные участники те же). Так вот первый раз я в прямом смысле слова от смеха сползла с кресла на колени. Пока смеялась над одной мизансценой, тут же накрывала волна хохота от новой шутки… некоторые даже пропускала… реально захлёбывалась от эмоций, зал был просто наэлектролизован юмором. Когда же шла второй раз, настраивала своих друзей на эти переживания и говорила: «вот сейчас нахохочемся, а потом обсудим» ))) И вот третий шок – спектакль прошел почти в гробовой тишине… та же постановка, те же актеры, но совсем другой зал – другой смысловой слой… такая медитация над смыслом жизни! Что, когда Фролов заиграл на флейте, женщины тихо зарыдали, а мужчины еле сдерживались… Ехали в машине в полной тишине, каждый в своих мыслях, периодически кто-нибудь всхлипывал… обсуждать не хотелось никому…. запланированное вино тоже перенесли, разошлись по комнатам… катарсис. Светлая память Горину.
Ну и на последок похвастаюсь бережно хранимой реликвией.
Мне свезло увидеть «Шута» в мае премьерного года. Билеты на него были моей первой в жизни покупкой через и-нет. У меня дрожали руки, когда забирала их у портье в гостинице – до того были подозрительны их дешевизна (учитывая звездный состав и репутацию театра) и способ приобретения. Успокоилась только, усевшись на свое кресло, а осматривать театр пошла в антракте, когда уже появилась уверенность, что меня не выкинут из зала. Перечень исполнителей говорил сам за себя (это при том, что О. Железняк, Т. Кравченко, А. Лазарев мл и С. Фролов только набирали обороты медиаизвестности).
И вдруг – второй шок – мат ( не успела прочитать аннотацию к спектаклю))) Я негативно отношусь к бранным словам в общественном месте, но не буду ханжой – могу употребить по ситуации (филолог должен владеть разными стилями речи)))). Но вся фишка в том, что он там настолько уместен, что его применение из разряда «из песни слов не выкинешь…», да и, зная норов нашего первого Имератора, не сомневаюсь в его способности на крепкие выражения, так что можно прикрыться исторической достоверностью. Ну и Янковский (а за ним и Фролов) так естественно выдавали свои реплики, что было совершенно очевидно, что Горин ввел эту лексику не для новомодного эпатажа. Тут же оговорюсь, что это были единичные случаи, а не постоянный «трехэтажный»… Наш местечковый режиссер пытался сделать эту пьесу в областном театре драмы, даже не пошла смотреть – понимала, на сколько «на грани» постановка, как легко скатиться на пошлость, тут нужно тонкое чувство меры, это эквилибристика, которой обладают только Мэтры – от слова, от режиссуры, от актерского мастерства…
Понятно, что все звезды отработали по-настоящему, без халтуры, высший пилотаж! Особенно Янковский (он фактически не уходил со сцены!) и Захарова (великолепный немецкий акцент, манеры вчерашней шлюхи, а сегодня – императрицы… опять, на сколько тонко, чтобы не быть вульгарной!). Но открытием тогда для меня стали С. Фролов и О. Железняк. И если последняя потом подтвердила свое реноме великолепной комедийной актрисы ролями в кино, то Сергей на просторах кинематографа как-то потерялся (видела его в паре-тройке абсолютно блеклых эпизодов). А на сцене он был ярким, совсем не терялся на фоне Янковского – их образы взаимно оттеняли друг друга! Как так и надо – Король и Шут!
Ну и, как всегда в тандеме Горин/Захаров, меня восхитила многослойность их творения. Ты, захваченный водоворотом эмоций, совершенно четко осознаешь, что здесь и сейчас снимаешь только один слой… Мне ужасно повезло – была на этом спектакле дважды (второй раз через пять лет, после аварии Караченцова, которого заменил Лазарев мл, все остальные участники те же). Так вот первый раз я в прямом смысле слова от смеха сползла с кресла на колени. Пока смеялась над одной мизансценой, тут же накрывала волна хохота от новой шутки… некоторые даже пропускала… реально захлёбывалась от эмоций, зал был просто наэлектролизован юмором. Когда же шла второй раз, настраивала своих друзей на эти переживания и говорила: «вот сейчас нахохочемся, а потом обсудим» ))) И вот третий шок – спектакль прошел почти в гробовой тишине… та же постановка, те же актеры, но совсем другой зал – другой смысловой слой… такая медитация над смыслом жизни! Что, когда Фролов заиграл на флейте, женщины тихо зарыдали, а мужчины еле сдерживались… Ехали в машине в полной тишине, каждый в своих мыслях, периодически кто-нибудь всхлипывал… обсуждать не хотелось никому…. запланированное вино тоже перенесли, разошлись по комнатам… катарсис. Светлая память Горину.
Ну и на последок похвастаюсь бережно хранимой реликвией.
Год посещения | 2007 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Центральный федеральный округ |
Район | Москва |
Город или поселок | Москва |
Общее впечатление | "владей собой среди толпы смятенной, тебя клянущей засмятенье всех! Верь сам в себя наперекор вселенной!..." |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву30
А новый состав … Однажды попробовала, посмотрела "Юнона и Авось" в новом составе, больше не хочу экспериментировать.