Отзыв: Фильм "Географ глобус пропил" (2013) - Как сделать невозможное возможным?
Достоинства: Неожиданно высокохудожественная подача материала; совсем нетривиальное раскрытие поднятых тем; объемные, сформировавшиеся, цепляющие характеры.
Недостатки: По большому счету нет: даже местечковая нарочитая неприглядность забывается моментально.
Не смотря на несколько «отклонений от темы», 7-е ноября стало днем премьер художественных в полном смысле этого слова картин. Можно сказать, на любой вкус кино российское, европейское, азиатское. Наконец-то появилась хорошая возможность посмотреть что-то для души: многогранные и психологизированные «Географ глобус пропил» и «Мебиус» и далеко не самый стандартный «Распутин» превратились в редкую отдушину для гурманов и не только.
Меня давно, как и многих, не интересуют темы любви юной девочки к учителю, страсти гордой женщины, которая не хочет сделать шаг в сторону заинтересовавшего ее неудачника, супруги, которая за дело презирает и открещивается от мужа, как и вопросы бутылки и невезучих страдальцев, где-то интеллигентов. Даже если это любовь чистая, беспримерная и глубокая, даже если страсть показана так, что скорее начинаешь уважать эту женщину, чем испытывать к ней снисходительную жалость, а уж об очередных семейных и лично-водочных драмах и грусти по детям и несбыточному и говорить нечего: насмотрелись в каждом втором фильме из любой части света. Потому что ничего нового обо всем этом, казалось бы, показать уже нельзя.
И поэтому, изначально обратив внимание только на плакат и описание – «замануху» по «Географу» для масс, на которую и только на которую маркетологи сделали ставку задолго до премьеры, фильм сразу отставила в сторону, как очередную бесперспективную российскую поделку. А ближе к 7-му на киносайтах очень дальновидно стали появляться многочисленные художественные очерки серьезных кинокритиков. Потому что простенько-массовая «замануха» не сработала, а посмотреть, оценить и подумать здесь определенно есть что.
На самом деле «Географ» сумел преобразить темы, если не перевернув почти с ног на голову, то повернув внутреннюю бурю каждой индивидуальной вселенной лицом к зрителю: Велединский не то, чтобы показал новое, но раскрыл, облекая все то многое, ходящее вокруг поднятых тем, о чем обычно не принято говорить и на чем останавливаться, в огромное количество визуальных нюансов. И это стало королевским шведским столом для всех, кто любит всестороннюю наполненность картинки в кино.
Книга-первоисточник – это все-таки жанр юмора, киноверсия – это определенно драма, где привыкший к более простым и четким образам зритель смешного, вероятно, может и не заметить. Это отчасти та подача юмора, с которой в наших фильмах на сегодняшний день все мы не раз сталкивались: смех сквозь слезы, когда кроме как смеяться и любить – любить по логике не тех - и тебе, и герою уже буквально больше ничего не доступно. Подобный грубоватый фарс российской действительности всегда замешан на безнадеге и обреченности глубинки на фоне огромных возможностей современного мира. На нем же здесь построен основной мотив: несколько иного направления историй отчаяния – отчаяния любви, основанного на отчаянии жизни.
В «Географ глобус пропил» это тот юмор, когда находясь почти на грани истерики человек, дабы не сойти с ума, начинает преобразовывать окружающий мир как может - легкими комичными действиями, возможно, даже не замечая этого. Реальность, когда сам он не может перейти, как это часто описывается Буддизмом или модными современными книгами о самосовершенствовании, на новый уровень бытия (а доступно ли это вообще простым русским мужикам и бабам, парням и девицам с частично иным менталитетом?) по тем или другим причинам, и остается ему/ей/им только вот это. Потому что очень немногие страдания на самом деле совершенствуют и облагораживают человека. А то, что не убивает, тебя чаще калечит, а не делает сильнее.
Даже конец-вывод «Географа», который устроит своей уже более упрощенной и популяризованной стереотипностью далеко не всех (эстетов устроит, интеллектуалов не слишком) – он вписывается в концепцию фильма, но не вписывается в его созидательно-творческую наполненность - взял за основу мысль «а как в этих условиях могло быть по-другому?». Хотя, конец, естественно, можно назвать и реализацией в том самом смысле.
Но самое значимое в данной картине - это подача материала. Описание выше может создать в голове очень знакомую и неприглядную картинку очередного рассейского псевдо-правда-матка-интеллекутального, как принято говорить, кино. И это в корне не верно. Здесь все преобразовано не просто до интересного каждому, но иного, тонкого и живописного, с другой смысловой наполненностью взгляда на привычную проблематику.
Нередко в «Географ глобус пропил» идут все те же нарочито неэстетичные вставки-сценки, когда актерами напоказ выставляется утрированная до извращенности неприглядность действий, а цель обыграть изысканно и не ставилась вовсе. Это дополнено убогой обстановкой, одеждой, деревенской непроходимостью умов и дорог, и вроде бы «уже не тем» помятым и лысеющим Хабенским. Очень знакомая и всегда мной считаемая дешевой методика, не воспринимаемая также и большинством, как ни крути, а воспитанном на русской (и не только) классике: литературе, картинах, музыке.
Только не вздумайте мне здесь сразу пугаться «правдой жизни». До сих пор это всего лишь честное перечисление моментов, несомненно, тоже в фильме имеющих место быть. И погодите: это отнюдь не конечная характеристика «Географа». Главным здесь для потенциального зрителя станет то, что минимум на 60% снято красиво! Неожиданно поэтично. Очень много небольших – отделенных друг от друга - сложносоставных и кардинально разных образов для осмысления. В дополнение к этому, кажется, будто все сцены проработаны до мелочей, а то, что не проработано, удачно вписалось в задумку. Настолько плотное наполнение семантическими мелочами каждого кадра, искусное и отличное в каждом эпизоде, столько изумительных связок и переходов, идей и находок, визуально собранных из множества деталей. Т. е. вроде бы простых действий, но изумительно обыгранных одновременно и светом, и выражениями лиц, и камерой, и местом действия и проч. и проч. – и все это гармонично и слаженно ведет зрителя к пониманию. Благодаря чему нарочитое растворяется и тонет в понятной простому зрителю художественной подаче.
Герои непрерывно то раскрываются с новой стороны, то их образ углубляется, шлифуется. Игра непроста и гениальна во многих случаях (не считая местечкового Хабенского, герой которого здесь, тем не менее, в общем-то, мог позволить себе иногда примитивно-безыскусные ходы благодаря тем самым отдельным нарочитым эпизодам).
Диалоги простые, даже массово-народные с редкими знаковыми серьезными цитатами (обухом), но это ни в коей мере не мешает передавать творческий замысел. Благодаря им яркая, неугомонная душа общается, как через адаптер, с окружающими героя тесными рамками, не дающими жить и дышать: невозможностями и заурядностями. Хабенский как нельзя лучше в текущем виде подошел на роль, благодаря своим талантам и талантам режиссера сумев донести, что такое быть нормальным человеком в извращенном и аномально патологичном современном мире. Ажурно продемонстрировав, как внешняя неадекватность может быть показателем самого здравого восприятия реальности, и опять потому, что по-другому вменяемый человек на это реагировать не смог бы.
Особо хочется отметить в «Географ глобус пропил» туго и очень органично вплетенные редкие самобытные культурно-северные вставки в качестве разноплановых элементов сцен, а также великолепное использование глубокой и мудрой красоты суровой природы и ее проявлений. Они еще больше успокаивают нерезкое, но и не медленное течение сюжета, стабилизируют его, как опоры.
Помимо разноплановых сцен стоит отметить то, что фильм объединяет в себе различные по направлению и характеру блоки-части: жена, привыкание к новой школе, переход за грань разумности и бутылка, поход с детьми. Так что «Географ глобус пропил» - картина для аудитории любого возраста (не считая ограничения 16+) и для поклонников многих жанров кино.
Александр Велединский крупно дебютировал со сценарием к «Бригаде», имеющей далеко не столь близкое отношение к искусству, как «Географ», но тоже перевернувшей в то время мир постсоветских людей. По дороге были не намного менее филигранно (но тоже с доброй порцией простоты) выписанная картина «Живой» и, возможно, еще более серьезная попытка субъективно взглянуть на советскую молодежь в «Русское». Что можно сказать: талант всегда найдет, как себя проявить. А герои Велединского всегда отличались воспринимаемостью, объемностью и способностью найти отклик в любой чужой душе. Нам всем этого сильно не хватает со времен «совковых» фильмов. А еще у него явно прослеживается линия пьянства, как действия, зря в России и СССР безапелляционно заклейменного «пороком». Таким образом, мэтр с кратким списком работ Велединский попал в проект совсем неслучайно. И очень удачно для нас. Надеюсь, «Географ глобус пропил» не станет для него именно лебединой песней, но по уровню картина как раз такова.
Все еще оставаясь по факту одновременно и грубоватой «рубкой дров», это даже не великое искусство «деревенской выгребной ямы» (как бы резко это не звучало), это доказательство того, что искусство не зависит от места действия и исходных данных. Правда жизни может быть красивой, а в неприглядной реальности всегда можно найти поэтику или преобразовать реальность до оной. И на самом деле это не настолько сложно, и не будет таким уж усилием, борьбой или испытанием: достаточно просто раскрыть свой ум для бОльшего и нестандартного. И именно поэтому после просмотра в душе укореняется чувство избавления от верхней «шапки» душевного груза, а на «освеженной благодатной почве» начинает заново расти нечто светлое, реальное и уверенное. Фильм целительным отваром северной знахарки проникает под кожу.
И сумбур можно превратить в искусство, просто «здесь» это делать умеют, а «там» – нет. В 95% случаев.
Зрителю же прежде всего нужно осознать, что «Географ глобус пропил» - это кино не «опять про». По большому счету это не мейнстрим: тема раскрывается слишком по-другому, вплоть до смены темы. Фильм заставляет зрителя смотреть по-иному на заезженные вещи, делает из простого сложное и подает это сложное просто для понимания. А понимание всего остального приложится уже во время просмотра.
Я ставлю 4-ку, потому что всегда можно снять лучше. Тем более, когда речь идет о современном кино. Но знайте, что это твердая четверка с плюсом в пику натянутым оценкам голливудских продуктов, любой из которых, насколько бы хорош он не был по сравнению с другими же творениями Фабрики грез, до серьезного европейского, азиатского и российского кино не дотягиваем минимум вдвое. Да ладно, что уж там. Втрое. Но по большому счету и по моей обычной привычке выставлять оценки от доброты душевной это 5-ка!
Меня давно, как и многих, не интересуют темы любви юной девочки к учителю, страсти гордой женщины, которая не хочет сделать шаг в сторону заинтересовавшего ее неудачника, супруги, которая за дело презирает и открещивается от мужа, как и вопросы бутылки и невезучих страдальцев, где-то интеллигентов. Даже если это любовь чистая, беспримерная и глубокая, даже если страсть показана так, что скорее начинаешь уважать эту женщину, чем испытывать к ней снисходительную жалость, а уж об очередных семейных и лично-водочных драмах и грусти по детям и несбыточному и говорить нечего: насмотрелись в каждом втором фильме из любой части света. Потому что ничего нового обо всем этом, казалось бы, показать уже нельзя.
И поэтому, изначально обратив внимание только на плакат и описание – «замануху» по «Географу» для масс, на которую и только на которую маркетологи сделали ставку задолго до премьеры, фильм сразу отставила в сторону, как очередную бесперспективную российскую поделку. А ближе к 7-му на киносайтах очень дальновидно стали появляться многочисленные художественные очерки серьезных кинокритиков. Потому что простенько-массовая «замануха» не сработала, а посмотреть, оценить и подумать здесь определенно есть что.
На самом деле «Географ» сумел преобразить темы, если не перевернув почти с ног на голову, то повернув внутреннюю бурю каждой индивидуальной вселенной лицом к зрителю: Велединский не то, чтобы показал новое, но раскрыл, облекая все то многое, ходящее вокруг поднятых тем, о чем обычно не принято говорить и на чем останавливаться, в огромное количество визуальных нюансов. И это стало королевским шведским столом для всех, кто любит всестороннюю наполненность картинки в кино.
Книга-первоисточник – это все-таки жанр юмора, киноверсия – это определенно драма, где привыкший к более простым и четким образам зритель смешного, вероятно, может и не заметить. Это отчасти та подача юмора, с которой в наших фильмах на сегодняшний день все мы не раз сталкивались: смех сквозь слезы, когда кроме как смеяться и любить – любить по логике не тех - и тебе, и герою уже буквально больше ничего не доступно. Подобный грубоватый фарс российской действительности всегда замешан на безнадеге и обреченности глубинки на фоне огромных возможностей современного мира. На нем же здесь построен основной мотив: несколько иного направления историй отчаяния – отчаяния любви, основанного на отчаянии жизни.
В «Географ глобус пропил» это тот юмор, когда находясь почти на грани истерики человек, дабы не сойти с ума, начинает преобразовывать окружающий мир как может - легкими комичными действиями, возможно, даже не замечая этого. Реальность, когда сам он не может перейти, как это часто описывается Буддизмом или модными современными книгами о самосовершенствовании, на новый уровень бытия (а доступно ли это вообще простым русским мужикам и бабам, парням и девицам с частично иным менталитетом?) по тем или другим причинам, и остается ему/ей/им только вот это. Потому что очень немногие страдания на самом деле совершенствуют и облагораживают человека. А то, что не убивает, тебя чаще калечит, а не делает сильнее.
Даже конец-вывод «Географа», который устроит своей уже более упрощенной и популяризованной стереотипностью далеко не всех (эстетов устроит, интеллектуалов не слишком) – он вписывается в концепцию фильма, но не вписывается в его созидательно-творческую наполненность - взял за основу мысль «а как в этих условиях могло быть по-другому?». Хотя, конец, естественно, можно назвать и реализацией в том самом смысле.
Но самое значимое в данной картине - это подача материала. Описание выше может создать в голове очень знакомую и неприглядную картинку очередного рассейского псевдо-правда-матка-интеллекутального, как принято говорить, кино. И это в корне не верно. Здесь все преобразовано не просто до интересного каждому, но иного, тонкого и живописного, с другой смысловой наполненностью взгляда на привычную проблематику.
Нередко в «Географ глобус пропил» идут все те же нарочито неэстетичные вставки-сценки, когда актерами напоказ выставляется утрированная до извращенности неприглядность действий, а цель обыграть изысканно и не ставилась вовсе. Это дополнено убогой обстановкой, одеждой, деревенской непроходимостью умов и дорог, и вроде бы «уже не тем» помятым и лысеющим Хабенским. Очень знакомая и всегда мной считаемая дешевой методика, не воспринимаемая также и большинством, как ни крути, а воспитанном на русской (и не только) классике: литературе, картинах, музыке.
Только не вздумайте мне здесь сразу пугаться «правдой жизни». До сих пор это всего лишь честное перечисление моментов, несомненно, тоже в фильме имеющих место быть. И погодите: это отнюдь не конечная характеристика «Географа». Главным здесь для потенциального зрителя станет то, что минимум на 60% снято красиво! Неожиданно поэтично. Очень много небольших – отделенных друг от друга - сложносоставных и кардинально разных образов для осмысления. В дополнение к этому, кажется, будто все сцены проработаны до мелочей, а то, что не проработано, удачно вписалось в задумку. Настолько плотное наполнение семантическими мелочами каждого кадра, искусное и отличное в каждом эпизоде, столько изумительных связок и переходов, идей и находок, визуально собранных из множества деталей. Т. е. вроде бы простых действий, но изумительно обыгранных одновременно и светом, и выражениями лиц, и камерой, и местом действия и проч. и проч. – и все это гармонично и слаженно ведет зрителя к пониманию. Благодаря чему нарочитое растворяется и тонет в понятной простому зрителю художественной подаче.
Герои непрерывно то раскрываются с новой стороны, то их образ углубляется, шлифуется. Игра непроста и гениальна во многих случаях (не считая местечкового Хабенского, герой которого здесь, тем не менее, в общем-то, мог позволить себе иногда примитивно-безыскусные ходы благодаря тем самым отдельным нарочитым эпизодам).
Диалоги простые, даже массово-народные с редкими знаковыми серьезными цитатами (обухом), но это ни в коей мере не мешает передавать творческий замысел. Благодаря им яркая, неугомонная душа общается, как через адаптер, с окружающими героя тесными рамками, не дающими жить и дышать: невозможностями и заурядностями. Хабенский как нельзя лучше в текущем виде подошел на роль, благодаря своим талантам и талантам режиссера сумев донести, что такое быть нормальным человеком в извращенном и аномально патологичном современном мире. Ажурно продемонстрировав, как внешняя неадекватность может быть показателем самого здравого восприятия реальности, и опять потому, что по-другому вменяемый человек на это реагировать не смог бы.
Особо хочется отметить в «Географ глобус пропил» туго и очень органично вплетенные редкие самобытные культурно-северные вставки в качестве разноплановых элементов сцен, а также великолепное использование глубокой и мудрой красоты суровой природы и ее проявлений. Они еще больше успокаивают нерезкое, но и не медленное течение сюжета, стабилизируют его, как опоры.
Помимо разноплановых сцен стоит отметить то, что фильм объединяет в себе различные по направлению и характеру блоки-части: жена, привыкание к новой школе, переход за грань разумности и бутылка, поход с детьми. Так что «Географ глобус пропил» - картина для аудитории любого возраста (не считая ограничения 16+) и для поклонников многих жанров кино.
Александр Велединский крупно дебютировал со сценарием к «Бригаде», имеющей далеко не столь близкое отношение к искусству, как «Географ», но тоже перевернувшей в то время мир постсоветских людей. По дороге были не намного менее филигранно (но тоже с доброй порцией простоты) выписанная картина «Живой» и, возможно, еще более серьезная попытка субъективно взглянуть на советскую молодежь в «Русское». Что можно сказать: талант всегда найдет, как себя проявить. А герои Велединского всегда отличались воспринимаемостью, объемностью и способностью найти отклик в любой чужой душе. Нам всем этого сильно не хватает со времен «совковых» фильмов. А еще у него явно прослеживается линия пьянства, как действия, зря в России и СССР безапелляционно заклейменного «пороком». Таким образом, мэтр с кратким списком работ Велединский попал в проект совсем неслучайно. И очень удачно для нас. Надеюсь, «Географ глобус пропил» не станет для него именно лебединой песней, но по уровню картина как раз такова.
Все еще оставаясь по факту одновременно и грубоватой «рубкой дров», это даже не великое искусство «деревенской выгребной ямы» (как бы резко это не звучало), это доказательство того, что искусство не зависит от места действия и исходных данных. Правда жизни может быть красивой, а в неприглядной реальности всегда можно найти поэтику или преобразовать реальность до оной. И на самом деле это не настолько сложно, и не будет таким уж усилием, борьбой или испытанием: достаточно просто раскрыть свой ум для бОльшего и нестандартного. И именно поэтому после просмотра в душе укореняется чувство избавления от верхней «шапки» душевного груза, а на «освеженной благодатной почве» начинает заново расти нечто светлое, реальное и уверенное. Фильм целительным отваром северной знахарки проникает под кожу.
И сумбур можно превратить в искусство, просто «здесь» это делать умеют, а «там» – нет. В 95% случаев.
Зрителю же прежде всего нужно осознать, что «Географ глобус пропил» - это кино не «опять про». По большому счету это не мейнстрим: тема раскрывается слишком по-другому, вплоть до смены темы. Фильм заставляет зрителя смотреть по-иному на заезженные вещи, делает из простого сложное и подает это сложное просто для понимания. А понимание всего остального приложится уже во время просмотра.
Я ставлю 4-ку, потому что всегда можно снять лучше. Тем более, когда речь идет о современном кино. Но знайте, что это твердая четверка с плюсом в пику натянутым оценкам голливудских продуктов, любой из которых, насколько бы хорош он не был по сравнению с другими же творениями Фабрики грез, до серьезного европейского, азиатского и российского кино не дотягиваем минимум вдвое. Да ладно, что уж там. Втрое. Но по большому счету и по моей обычной привычке выставлять оценки от доброты душевной это 5-ка!
Время использования | 1 просмотр |
Общее впечатление | Как сделать невозможное возможным? |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву43
Ещё не читая отзыв, и видя лишь картинку с названием и звёздами, именно это и ожидал прочесть здесь. Почему-то российским режиссёрам всё-же больше удаются картины именно такого плана, а не слизанная фантастика и мерзкие, не возможные к просмотру, пестрящие пафосом боевики. Так и хочется сказать остальным режиссёрам: "Хватит подражать западу и США! Они другие изначально, и как у них, у вас не получится. Получится лишь дешёвая подделка! Так делайте не подделку, делайте оригинал, дабы не вы подражали, а вам!"
Давно хотелось подобной картины. Спуститься с небес на землю, поразмышлять.
В кинотеатр скорее всего на него не пойду, но уверен, что этот фильм можно будет посмотреть без потери качества эмоций и в домашних условиях. Буду с нетерпением ждать его на приличном носителе.
То, что удается, не совсем странно, все-таки Россию, как и Советы, всегда считали страной интеллигенции и одухотворенных людей (это не о религии). Вот и не получается у нас быстро и дорого;) Хотя (наверно, мнения не совпадут), недавнее "Метро" оставило приятное впечатление. Но до того, чтобы и масштаб с компьютерными эффектами, и с творческим подходом, и с душой - до этого нам совсем далеко.
А еще песня "Я свободен" как нельзя кстати к этому кино)