Отзыв: Книга "Гроза" - Александр Островский - «Гроза» у Островского И буря в России. Такая эпоха, Такую взрастили.
Достоинства: Александр Отровский - кумир драмы русской.
Недостатки: Нет
Катерина восстала
Против «темного царства».
И для нас она стала
Не напрасная жертва.
Творчество Александра Николаевича Островского заложило основы национального репертуара русского театра. В его комедиях и социально-психологических драмах отразились быт и нравы купечества, оскудение дворянства, власть денег, разгул самодурства, что и отразил Александр Николаевич в творениях «Свои люди – сочтемся», «Бедность не порок», «Доходное место», «Волки и овцы», «Бешеные деньги» и других. Трагическая участь женщины показана в драмах «Бесприданница», «Гроза», зависимое положение разночинной интеллигенции и людей из актерской среды написана в произведении «Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», водевильные похождения скромного чиновника в трилогии о Бальзаминове. По поэтической весенней сказке «Снегурочка» поставлена одноименная опера Н. Римского-Корсакова, на пьесах Островского воспитаны поколения мастеров русского театра, сложилась целая школа актерского искусства в Малом театре. В этом отзыве я напишу о пьесе «Гроза», написанной в 1860 году, в самый разгар борьбы за коренное переустройство русской жизни, драматург отразил основной конфликт эпохи: столкновение между старым и новым, между царством угнетения и деспотизма и стремлением к свободе народных масс. Это коренное противоречие эпохи Александр Островский раскрывает на обыденном, взятом из повседневной жизни конфликте, который является, несомненно, трагедийным.
Катерина вступает в противоборство со всем укладом «темного царства», представителями которого в «Грозе» были Кабанова и Дикой. Дикому ничего не стоит обмануть покупателя, не заплатить работникам, у него своя мораль, оправдывающая бесчестие, мошенничество, эгоизм, животную жадность. Сознавая полную безнаказанность и упиваясь своей властью, Дикой издевается над людьми, топчет их человеческое достоинство. Вспомните, как унижает он Кулигина, осмелившегося попросить денег на устройство городских часов: «Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник... Говорю, что разбойник, и конец! Что же ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю"
Под стать Дикому и Кабаниха, трудно даже сказать, кто из них страшнее, Кабанова ведь не кричит, не буйствует, но между тем со знанием дела истязает свои жертвы. Назойливо, методично, мелочно тиранит она людей, держит их в вечном страхе, подавляет волю, требует беспрекословного повиновения, защитница старого уклада жизни, она лютой ненавистью ненавидит все новое. Судорожно цепляясь за старину, Кабанова требует выполнения даже таких обычаев, которые уже не имеют никакого смысла, в любом проявлении собственной воли, личного мнения, малейшего противоречия она видит страшную угрозу дорогому ее сердцу порядку. Кабаниха убеждена, что людей надо держать в постоянном страхе, а не то все рухнет, начиная от семьи и кончая жизнью всего человечества. Вот почему с таким ужасом воспринимает она слова Тихона о том, что с него довольно и того, что жена его любит, а не боится. Власть Диких н Кабановых основывается не только на их богатстве, но и на всеобщем страхе и тупой покорности. Но колеблется почва под ногами самодуров, они не понимают еще, откуда грозит им опасность, но инстинктивно чувствуют ее, и от этого становятся еще злее, бесчеловечнее, деспотичнее. Опасность эта — общее веяние эпохи, которое коснулось и глухой провинции. Этот протест против насилия и произвола наиболее ярко отразился в образе Катерины, между ее нравственным обликом, стремлениями, идеалами и законами жестокой жизни — пропасть, жизнь в темном царстве жестока и бессердечна. Катерина — добрая и чуткая натура, мир «диких» держится на лжи и мошенничестве, героиня пьесы — человек искренний и прямой. Это царство мракобесия убивает в людях жажду свободы, для Катерины — лучше смерть, чем жизнь в удушающей атмосфере кабанского дома. Уже с первого появления Катерины, когда она, не в пример Тихону, осмеливается защищать свое человеческое достоинство, мы чувствуем: противоречия между ней и существующими законами жизни непримиримы, конфликт неизбежен. Этот конфликт лежит в основе развития характера Катерины и всего действия пьесы, Катерина не хочет и не может принять мораль мрачногосуществования, честная и прямая, она не может обманывать и притворяться. Чем больше мы узнаем о Катерине, тем сильнее ощущается трагическая острота конфликта, вот героиня говорит, что если ей станет невмоготу жизнь в доме Кабановых, то она в окно выбросится, в Волгу бросится. И мы понимаем: это не бахвальство: такие сильные, цельные, решительные натуры слов на ветер не бросают.
Когда мы говорим о столкновении Катерины с кабановским царством, то надо учесть и то, что это «царство» — и в ней самой, она борется не только с Кабанихой, но и с теми представлениями о чести и долге, которые воспитаны в ней той же темной жизнью. Любовь Катерины оказывается сильнее морали «темного царства», сильнее религиозных предрассудков, которые владели ее душой, даже сильнее страха смерти. Это раскрепощение Катерины будет продолжаться и потом, вплоть до заключительной сцены: ведь покончить с собой в представлении верующего человека— страшный грех. И все-таки она побеждает в себе внутреннего врага, и не к богу обращена ее последняя мысль, а к любимому. Конфликт с царством темноты мог разрешиться для Катерины только трагически. Выхода для нее не было. Остаться жить — значит смириться, покориться, навсегда отказаться от мысли о воле. И она кончает жизнь самоубийством. «Грустно, горько такое освобождение, - пишет Добролюбов, - но что же делать, когда другого выхода нет». Но гибель Катерины предвещает и конец тех социальных отношений, которые погубили ее. Читая «Грозу», я обратил внимание, каким замечательным средством характеристики является язык ее персонажей. Деспотизм Дикого, грубость и религиозное ханжество Кабанихи, жалкий характер Тихона, слабость и забитость интеллигентного Бориса, светлый ум и широкая душа Кулигина, цельность, поэтичность, высокоразвитое чувство прекрасного Катерины раскрываются не только в их поступках, но и в ярком, индивидуализированном языке.
Перед нами прошли
Целый ряд персонажей.
Среди них мы нашли
Лиц не очень пригожих.
Время использования | По зову души |
Общее впечатление | «Гроза» у Островского И буря в России. Такая эпоха, Такую взрастили. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву2